Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИМИТРИЙ
Т. 15, С. 55 опубликовано: 4 мая 2012г.


ДИМИТРИЙ

(† 1808), прмч. (пам. греч. 18 авг.). Род. в кон. XVIII в. в Самарине, в Эпире. Принял монашеский постриг в мон-ре, расположенном в горном массиве Пинд. После подавления Али-пашой греч. восстания 1808 г., возглавляемого свящ. Евфимием Влахавасом, Д. покинул мон-рь и отправился в Фессалию, чтобы словами из Евангелия утешить в скорбях и утвердить в вере живущих там христиан. Турки оклеветали Д., схватили и привели в г. Янину к Али-паше. Д. заявил, что целью его проповеди было укрепление христ. веры и призыв к непротивлению законным властям. Правитель, не найдя в словах Д. доказательств того, что епископы близлежащих митрополий принимали участие в организации восстания после казни Евфимия Влахаваса, приказал заключить Д. в тюрьму и подвергнуть пыткам. Палачи вонзали иглы под ногти Д. и прокалывали его руки тростниковыми остриями. За отказ Д. снять с груди образ Пресв. Богородицы разгневанный паша приказал сковать его голову железной цепью и стягивать ее, выпытывая у мученика, кто был соучастником восстания. Он ничего не отвечал, а непрестанно призывал Имя Божие, пока цепь не разорвалась. Мученик не столько страдал от боли, сколько от хулы турок на Спасителя и Его Пресв. Матерь. Д. бросили в темницу. На следующий день его подвесили вниз головой над огнем. Затем палачи бросили Д. на землю, положили ему на грудь доску и прыгали на ней. Некий мусульманин из Кастории, видя мужество Д., уверовал во Христа и крестился. Он был схвачен пашой и принял мученическую кончину. Придя в ярость из-за непреклонности Д., правитель приказал замуровать его в стене, оставив снаружи голову, и давать ему пищу для продления страданий. Через 10 дней Д. скончался.

Э. Пуквиль, франц. консул в Янине, свидетельствует, что мн. чудеса происходили по молитве к Д. и в скором времени он был прославлен как святой.

Житие Д., написанное мон. Герасимом Микраяннанитом, впервые было издано в «Великом Синаксаристе», составленном кафигуменом В. Матфеу.

Ист.: Ματθαίου. ΜΣ. T. 8. Σ. 274-277.
Лит.: Pouqueville E. Histoire de la Régénération de la Grèce. P., 1824. T. 10. P. 295-297; Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 67-68; Οἰκονόμου Γ. Εἴκοσι πέντε ἅϒιοι τῆς ᾿Ηπείρου // ᾿Ηπειρωτικά. ᾿Αθῆναι, 1938. Σ. 178-179; Σάθα Κ. Τουρκοκρατουμένη. ᾿Αθῆναι, 1962. Σ. 594; Μικρὸν Εὐχολόϒιον. Σ. 451, 461; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1070; Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 1. Σ. 166-169.
Ключевые слова:
Святые Греческих Православных Церквей Преподобномученики Греческих Православных Церквей Димитрий († 1808), преподобномученик (пам. греч. 18 авг.)
См.также:
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АНДРЕЙ (XIII в.), отшельник, прп. (пам. греч. 15 мая)
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
АФИНОДОР († 304), прмч. Месопотамский, (пам. 7 дек., пам. греч. 19 дек.)
ГАВРИИЛ († 1676), прмч. (пам. греч. 2 февр.)
ГЕДЕОН (1766 - 1818), прмч. Каракальский (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 30 дек.)