Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАУНПАТРИК
14, С. 216-217 опубликовано: 16 февраля 2012г.


ДАУНПАТРИК

Даунпа́трик [древнеирл. Dún Lethglaisi - крепость на зеленом склоне (?); лат. Dunum; англ. Downpatrick], г. в Сев. Ирландии (окр. Даун), в 33 км к югу от Белфаста, недалеко от берега зал. Странгфорд-Лох. Одна из древнейших ирл. епископских кафедр, легендарное место погребения св. Патрика.

Интерьер (XIX-XX вв.) кафедрального собора в Даунпатрике
Интерьер (XIX-XX вв.) кафедрального собора в Даунпатрике

Интерьер (XIX-XX вв.) кафедрального собора в Даунпатрике

В V в., к времени принятия христианства, на холме над р. Койл находилась крепость династии Дал Фиатах, земли к-рой окружали зал. Странгфорд-Лох. По легенде, св. Патрик, высадившись неподалеку, крестил местного правителя Диху и построил первую в Ирландии церковь в Соле (Савале), близ Д. Впосл. Патрик был погребен в Соле. Церковь у княжеского укрепления в Д. существовала в VI в. (в «Ольстерских анналах» под 584 - запись о кончине еп. Фергуса). Есть основание полагать, что эта церковь перешла в руки потомков Диху, к-рые перенесли и захоронили в ней мощи св. Патрика. Правители из династии И Нейл, под чьим покровительством находилось основанное Патриком епископство Арма, предприняли попытку вывезти мощи св. Патрика. Попытка не удалась, но церковь в Арма осталась центром почитания св. Патрика.

К VIII в. церковь в Д. достигла процветания. С сер. VIII в. в анналах упоминаются аббаты, управляющие этой церковью, а также ее духовные руководители в епископском сане. В 825 г. церковное поселение в Д. разграбили викинги; впосл. нападения повторялись. Руководители общины активно вмешивались в политическую жизнь и конфликтовали с местными правителями. Вероятно, адм. структура церковного поселения в Д. усложнилась: наряду с епископом и аббатом в анналах упоминается священник (sacart), глава церковной школы (fer léigind) и эренах (airchindech), светский хранитель церкви. Влияние Д. как крупного церковного поселения, одного из центров почитания св. Патрика, заметно возросло.

В ходе церковных преобразований в Ирландии в духе григорианской реформы в Д. была учреждена епископская кафедра по континентальному образцу (синод в Рат-Бресале, 1111), входившая в церковную провинцию Ольстера с центром в Арма. В 1124 г. ее получил реформатор св. Малахия (Маэль Маэдок О'Моргарь), к-рый управлял еп-ством из своего мон-ря в Бангоре. Малахия пытался искоренить применение традиц. права в церковной жизни, патронат светской власти, брак духовенства. В Д. он восстановил соборный храм Св. Троицы и поселил при нем августинских каноников.

В 1177 г. Д. был захвачен англо-нормандским бароном Джоном де Курси, к-рый основал там свою резиденцию. Он сместил епископа, разогнал ирл. каноников и привез из Англии честерских бенедиктинцев, к-рые составили братию нового монастыря. Стремясь наладить отношения с ирл. правителями, де Курси поддерживал почитание св. Патрика: он приказал заново освятить собор в его честь и заказал новое Житие Патрика. В 1186 г. по его инициативе в соборе были обретены мощи 3 наиболее чтимых ирл. святых - Патрика, Бригиты и Колумбы. Храм пострадал во время борьбы де Курси с кор. Иоанном Безземельным (нач. XIII в.).

Поскольку Д. находился в руках англ. короны, все последующие епископы были англичанами. Особенность кафедры состояла в том, что при соборе находился бенедиктинский приорат, главой к-рого был епископ. Кроме того, в городе имелось еще 5 мон-рей. В 1439 г. (фактически в 1451) к Д. было присоединено Коннорское еп-ство, занимавшее сев.-вост. оконечность острова. Еп-ство было небогатым, епископы предпочитали получать доходы и жить в Англии. Собор пришел в плачевное состояние, так что в 1512 г. еп. Тиберий начал его ремонтировать. Однако в 1538 г. эмиссар королевского правительства лорд Э. Грей, проводя в Д. Реформацию, уничтожил убранство собора и превратил его в конюшню. Ветхое здание начало разрушаться. В 1565 г. на кафедру был назначен францисканец Майлер Маграт (ок. 1523-1622), родственник ирл. вождя Шана О'Нейла, вскоре перешедший на сторону Реформации. Ему удавалось сохранять хорошие отношения и с католич. церковными властями, и с эмиссарами англ. правительства, однако в 1580 г. он был смещен за ересь.

Протестантское епископство

Храм в Д. являлся кафедральным собором с деканом и капитулом. В 1662 г. кор. Карл II приказал перенести кафедру в Лисберн. Она была возвращена в Д. в 1872 г., когда в связи с отделением англикан. церкви от гос-ва возникли сложности с содержанием бесприходного храма. В 1945 г. Даунско-Дроморское и Коннорское еп-ства были разделены. В наст. время англикан. (Church of Ireland) объединенное еп-ство Даунское и Дроморское охватывает окр. Даун и часть окр. Арма (общее число прихожан - 91 тыс. чел.). Резиденция епископа находится в Белфасте, кафедральные соборы - в Д., Дроморе и Белфасте (совместно с Коннорским еп-ством).

Католическое епископство

После смещения Маграта на кафедру был назначен Корнелий О'Девени (ок. 1532-1612), находившийся под защитой Ш. О'Нейла и 2 раза подвергавшийся аресту (казнен в Дублине). В 1641-1643 гг. кафедрой управлял Гебер Макмагон (1600-1650), участник войны Конфедерации с О. Кромвелем.

В ходе колонизации Ольстера в XVI-XVII вв. и массового притока поселенцев из Англии и Шотландии население Дауна стало преимущественно протестантским. К 1670 г. в Даунско-Коннорском еп-стве насчитывалось не более 2,5 тыс. католич. семейств. В течение неск. десятилетий епархия управлялась викариями. После эмансипации католиков (1829) началось массовое строительство церквей. С бурным ростом в XIX в. столицы Сев. Ирландии, крупного промышленного г. Белфаста, численность католич. населения увеличилась. Еп-ство охватывает окр. Антрим и часть окр. Даун; население составляет 1 млн чел., из них католиков - 317 622 чел. (An. Pont. 2005. P. 218). Кафедральный собор и резиденция епископа находятся в Белфасте.

Кафедральный собор

Основание храма в Д. приписывается св. Патрику. В VII в. над могилой Патрика была построена церковь (видимо, деревянная). От раннесредневек. поселения остался вал, к-рый окружает вершину соборного холма, а также обломки резных каменных крестов. По сообщениям анналов можно восстановить облик церковного поселения в XI-XII вв. На вершине холма находился каменный соборный храм («великая церковь») и, возможно, др. храмы, окруженные кладбищем; тут же стояла высокая башня-колокольня (разобрана в 1790). Эта часть поселения именовалась «кремль» (ráth). На склонах холма и у подножия его находился посад, разделенный на трети (trían). Здесь стояли жилые постройки и, вероятно, нек-рые церкви; тут же были установлены каменные кресты.

Новый соборный храм в готическом стиле был возведен, видимо, после обращения местного духовенства к кор. Генриху III (1220), впосл. перестраивался. Это было прямоугольное в плане 3-нефное строение. Единственная сохранившаяся деталь архитектурного убранства храма XIII в.- резные капители колонн, украшенные изображениями гротескных фигур и дубовых и ореховых листьев. Из собора происходят десница св. Патрика (в серебряном реликварии ирл. работы, XIV-XV вв.) и каменная статуя Богоматери с Младенцем (XV в., католич. церковь в Дансфорде). Известно, что в храме находились почитаемые скульптурные изображения св. Патрика и вмц. Екатерины.

Восстановление храма началось в 1790 г. и в целом завершилось к 1818 г. Архит. Ч. Лилли полностью перестроил существующее здание, создав «реконструкцию» средневек. собора. Стены храма, оформленные в неоготическом стиле, венчают зубцы и пинакли; к зап. фасаду пристроена стройная прямоугольная в плане башня. Внутреннее убранство (витражи, орган, резные скамьи, алтарная преграда) относится к XIX-XX вв. В 1986-1987 гг. здание было капитально отремонтировано.

На соборном кладбище находится предполагаемая могила св. Патрика, отмеченная в 1932 г. мемориальным камнем.

Ист.: Muirchú. Vita Patricii // The Patrician Texts in the Book of Armagh / Ed. L. Bieler. Dublin, 1979. P. 62-123; Bernardus Clarevallensis. Vita S. Malachiae // PL. 182. Col. 1073-1118A; The Annals of Ulster (to A. D. 1131) / Ed., transl. S. Mac Airt, G. Mac Niocaill. Dublin, 1983; Annala Rioghachta Eireann: Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters / Ed. J. O'Donovan. Dublin, 19903. 8 vol.
Лит.: Reeves W. Ecclesiastical Antiquities of Down, Connor and Dromore. Dublin, 1847; O'Laverty J. An Historical Account of the Diocese of Down and Connor. Dublin, 1878-1895. 5 vol.; Galloway P. The Cathedrals of Ireland. Belfast, 1992. P. 72-76; Rankin J. F. Down Cathedral: The Church of St. Patrick of Down. Belfast, 1997; Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 65-67.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Архиепископства Римско-католической Церкви Ирландия. История Христианство на территории разных стран. Ирландия Даунпатрик, город в Северной Ирландии (окр. Даун), в 33 км к югу от Белфаста Города ирландские Страноведение. Ирландия Реформация на территории Ирландии
См.также:
ДУБЛИН столица Ирландии
ИРЛАНДИЯ [Республика Ирландия], гос-во на северо-западе Европы
БЕГГА (V в.), св. (пам. зап. 10 февр.), дочь короля Ирландии Габрана
АРКЕТТИ Джованни Андреа (1731-1805), кард.-еп., папский нунций в Варшаве
АРЛЬ г. в юго-восточной Франции, архиепископство на юге Франции, в V-VI вв. резиденция примаса и папского викария Галлии
АРМА архиепископство в Ирландии
БАРСЕЛОНА архиепископство катол. Церкви, г. на с.-в. Испании
БЕНИГН св. (пам. зап. 9 нояб.), еп. Арма
БОРДО город в Юго-Зап. Франции, центр архиеп-ства, порт на р. Гаронна
БРАГА город на севере Португалии
БУРЖ г. в Центр. Франции (департамент Шер), кафедра архиепископа
ВЕНА г. в Центр. Европе, на верхнем Дунае; столица Австрии; центр католич. архиеп-ства
ВЕНЕЦИЯ г. в Италии
ВИАННЕЯ СВ. ЖАНА МАРИ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАТУРА