Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАМАСКИН
13, С. 687-688 опубликовано: 2 декабря 2011г.


ДАМАСКИН

[Папандреу Димитрий; греч. Παπανδρέου] (3.03.1890, Дорвица, близ Нафпактоса - 20.03.1949, Афины), архиеп. Афинский и Элладский (с 5 июля 1941). Род. в бедной семье; окончил с отличием фак-т богословия и права Афинского ун-та. В период Балканских войн поступил добровольцем в греч. армию. В 1917 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея, нек-рое время был управляющим канцелярией архиепископа Афинского. В 1918 г. по представлению архиеп. Мелетия (Метаксакиса), Предстоятеля Элладской Церкви, назначен игуменом мон-ря Пендели. В это же время греч. правительство поручило Д. подготовку текста «Уставной хартии Св. Горы Афонской» (см. в ст. Афон). Одновременно по предложению Д. и нек-рых светских богословов для консолидации интеллектуальных и духовных сил Греции вокруг Церкви было образовано об-во «Общеклировое единство» (Παϒκληρικὴ ῞Ενωσις).

Памятник архиеп. Афинскому и Элладскому Дамаскину в Афинах
Памятник архиеп. Афинскому и Элладскому Дамаскину в Афинах

Памятник архиеп. Афинскому и Элладскому Дамаскину в Афинах

В дек. 1922 г. Д. рукоположен во епископа Коринфского. Его попечением в Коринфе были отстроены новый храм ап. Павла, архиерейская резиденция, местная духовная школа была преобразована в семинарию, построены больница и вечерняя школа, учреждены братство милосердия и лекторий. После мощного землетрясения 22-23 апр. 1928 г. Д. организовал об-во помощи пострадавшим. В поисках средств для восстановления города Д. отправился в США, где в общинах греч. эмигрантов ему удалось собрать значительные суммы. Д. пришлось остаться в США, где К-польским Патриархом на него были возложены функции патриаршего экзарха. Он активно включился в организацию правосл. греч. митрополии в Америке и в работу по преодолению раскола среди греч. общин и иерархии. В результате его действий греч. общины в США полностью перешли под юрисдикцию К-польского Патриархата, неск. епископов, отказавшихся признать это решение, были переведены из США в Грецию в юрисдикцию Элладской Церкви.

После смерти Афинского архиеп. Хризостома I (Пападопулоса) 23 окт. 1938 г. Д., вернувшийся из США, рассматривался как один из наиболее вероятных кандидатов на престол Элладской Церкви. Однако в результате давления на Свящ. Синод со стороны правительства ген. И. Метаксаса вокруг выборов нового Афинского архиепископа сложилась конфликтная ситуация. Соперника Д., митр. Трапезундского Хрисанфа, открыто поддерживали правительство и офиц. пресса. 5 нояб. в ходе голосования членов Свящ. Синода Д. получил 31 голос, Хрисанф - 30. Несмотря на результаты голосования и протесты со стороны членов Свящ. Синода, по указанию правительства «малый синод» на своем заседании 3 дек. 1938 г. провозгласил Хрисанфа Афинским архиепископом. Это привело к расколу: 32 митрополита отказались признавать Хрисанфа, указывая на нарушения и подтасовки в ходе голосования. Д. был выслан в мон-рь Пресв. Богородицы Фанеромени на о-в Саламин, затем переведен в Мегару.

С падением правительства Метаксаса и началом нем. оккупации Греции в июне 1941 г. архиеп. Хрисанф, отказавшийся сотрудничать с прогерм. коллаборационистским правительством Г. Цолакоглу, был низложен. 5 июля 1941 г. Архиерейский Собор Элладской Церкви объявил выборы Хрисанфа недействительными, его предстоятельство незаконным и официально возвел на архиепископский престол Д.

Весь период оккупации Греции Д. являлся духовным лидером правосл. греч. населения, не раз вступая в конфронтацию с оккупационными властями. В 1943 г. нем. власти начали преследование евр. населения Греции и высылку его в концентрационные лагеря. Д. официально выступил против действий властей, указав, что расовая теория противоречит учению правосл. Церкви и традициям греч. народа. Он дал правосл. духовенству негласное распоряжение снабжать евреев свидетельствами о крещении и укрывать преследуемых. В ответ на угрозу расстрела со стороны одного из высших чинов гестапо Д., имея в виду пример мученической кончины К-польского Патриарха Григория V, произнес: «Греческих религиозных лидеров не расстреливают, их вешают. Я прошу уважать эту традицию».

После отступления оккупационных войск из Греции Д. возглавил национальное правительство и стал регентом страны. В это же время в Греции начались столкновения между сторонниками монархии и коммунистами, перешедшие в полномасштабную гражданскую войну. Д., призывавший противоборствующие стороны к миру, оставался на своем посту до возвращения в страну короля Греции. Королевским указом 28 сент. 1946 г. он был смещен с поста временного главы правительства; предстоятелем Элладской Церкви Д. оставался до своей кончины.

Лит.: Βενέζης ᾿Ηλ. ᾿Αρχιεπίσκοπος Ϫαμασκηνός. ᾿Αθῆναι, 1952; Κόλλιας Σ. ᾿Αρχιεπίσκοπος-ἀντιβασιλεὺς Ϫαμασκηνὸς ὁ ἀπὸ Κορινθίας. ᾿Αθῆναι, 1962; Κονιδάρης Γ. Ϫαμασκηνός, ᾿Αρχιεπίσκοπος ᾿Αθηνῶν // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 916-922; Χαραλαμπόπουλος Χρ. Ϫ. Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος Ϫαμασκηνός Παπανδρέου: Αντιβασιλεύς-Πρωθυπουρϒός (1891-1949). Αθήναι, 1990.
Ключевые слова:
Дамаскин (Папандреу Димитрий; 1890 - 1949), архиепископ Афинский и Элладский (с 1941) Архиепископы Элладской Православной Церкви
См.также:
АЛЕКСАНДР Ликургос (1825 – 1875), архиеп. Сироса, Тиноса и Милоса, богослов и церковный деятель
АНФИМ (ок. 1325 - ок. 1370) митр. Афинский и архиеп. Критский, писатель
ДОРОФЕЙ III (Коттарас Иоанн) (1888 - 1957), архиеп. Афинский и всей Эллады 1956-1957 гг.
ИАКОВ [Ваванацос Георгиос] (1895 - 1984), архиеп. Афинский и всей Эллады (13.01.1962-25.01.1962)