Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИЛИФАРЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 33, С. 509-511 опубликовано: 4 июля 2018г.


КИЛИФАРЕВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Килифарский) [болг. Килифаревски, Килифарски]; Великотырновской митрополии Болгарской Православной Церкви. Расположен в 5 км от г. Килифарево, на правом берегу р. Белица. Игум. Иустина (Попова), в обители проживают 3 насельницы (2013). Согласно Пространному Житию прп. Феодосия Тырновского, составленному патриархом К-польским Каллистом I ок. 1348-1350 гг., одну из обителей преподобный основал возле Тырнова (Златарски. 1904. С. 1-36; Киселков. 1926. С. 1-32; Иванова, Спасова. 1986; Марчевски. 1995). Именно в этом мон-ре были заложены основы тырновской книжной школы, в к-рой получили образование ок. 400 учеников, в т. ч. буд. патриарх Тырновский Евфимий.

Кафоликон в честь Рождества Пресв. Богородицы Килифаревского мон-ря. 1844 г.
Кафоликон в честь Рождества Пресв. Богородицы Килифаревского мон-ря. 1844 г.

Кафоликон в честь Рождества Пресв. Богородицы Килифаревского мон-ря. 1844 г.

В Житии не уточняется местонахождение мон-ря. Большинство исследователей считают, что изначально монахи заняли визант. крепость (от к-рой сохр. развалины) на холме Градиште, а позже мон-рь был построен внизу, на берегу реки на совр. месте. Археологические раскопки на Градиште (1974-1988) показали, что крепость была возведена в V в. для охраны прохода Хаинбоаз и действовала до сер. ХIII в. Крепостной комплекс располагался на 3 естественных террасах и был окружен каменными стенами высотой 2,2 м и шириной 0,9 м (см.: Николова. 1978; Она же. 1980; Николова, Робов. 1994). В крепости было 3 церкви (ок. V-VI вв.): однонефный храм с притвором в вост. части, сооруженный, подобно церквам Несебыра, с чередованием каменной и кирпичной кладки (Николова. 1978. С. 31-32; Она же. 1980. С. 439; Николова, Робов. 1994. С. 575), перестроенный из ранневизант. базилики храм в зап. части и базилика на северо-востоке (Николова, Робов. 1994. С. 575-576). Открытая археологами лат. надпись сообщала, что рядом с крепостью в V-VI вв. существовал мон-рь (Бешевлиев В. Латински надпис от ранновизант. крепост при Килифаревския манастир // Археология. София, 1978. Кн. 1. С. 35-37; Николова, Робов. 1994. С. 572), а обнаруженные за юж. воротами фундаменты 3 строений, к-рые были возведены по оси «восток-запад», напоминали кельи (Николова, Робов. 1994. С. 577; Робов. 2004. С. 525-527). Однако археологических данных и обнаруженных артефактов, в т. ч. инструментов для обработки пергамена и фрагмента керамики с глазурованными буквами Т и Д (возможно, часть имени Феодосий, см.: Робов. 1999), недостаточно для бесспорного установления связи крепости с прп. Феодосием.

Об изначальном расположении монастыря выдвигались и др. версии. И. Загорский, исходя из сообщения рукописной Триоди из б-ки Нямецкого монастыря (совр. место хранения неизв.) о постройке Килифаревской лавры царем Иоанном I Асенем после победы над греками в 1189 г. (Загорски. 1947. С. 37), полагал, что обитель находилась ближе к Велико-Тырново.

План церкви Килифаревского мон-ря
План церкви Килифаревского мон-ря

План церкви Килифаревского мон-ря

Название мон-ря народное предание возводит к греч. слову κεφαλή (голова, см.: Попгеоргиев. 1907. С. 427; Иречек К. Пътувания по България. София, 1974. С. 952). По др. версии, оно произошло от имени некоего Келифира, единственного выжившего во время чумы из села (Попгеоргиев. 1907. С. 427; Миков В. Произход и значение на имената на нашите градове, села, реки, планини и места. София, 1943. С. 112). Однако М. Дамянова считала, что переход греч. слова «Кефаларево» в болг. «Килифарево» не типичен для болг. языка. По ее мнению, упоминания в Житии о нахождении мон-ря в 20 «поприщах» от столицы свидетельствует об удаленности обители от Тырнова, а приход к святому монахов из окрестностей Месемврии (совр. Несебыр) может указывать на ее расположение ближе к границе с Византией (Дамянова. 1985). По мнению Й. Андреева, соседство обители с военным гарнизоном уберегло бы монахов от описанных в Житии тур. набегов, поэтому ученый локализует обитель в мест. Мокра юго-восточнее г. Килифарево, где подвизался сподвижник Феодосия Ромил (Андреев. 1992).

Проанализировав архитектуру собора мон-ря, исследователи предположили, что параклисы прп. Феодосия Тырновского и прп. Иоанна Рильского, расположенные в вост. части совр. храма, ранее могли быть частями алтаря большой 3-апсидной церкви, более подобающей мон-рю, чем небольшому скиту. Т. о., обитель либо возникла сразу на совр. месте, по соседству с крепостью, либо одновременно действовали 2 мон-ря - главный находился в крепости, а второй, близ реки, был основан позже из-за роста числа насельников или после разрушения крепости (Тулешков. 1988. С. 73; Божилов, Тулешков, Прашков. 1997; Генова. 2001. С. 14).

Сведения о К. после завоевания Тырнова турками (1393) отсутствуют: скорее всего он был разрушен. З. Цонев сообщал о записи в греч. церковной книге 1586 г. (совр. место хранения неизв.), согласно которой обитель продолжала действовать и после падения Болгарии (Цонев. 1937. С. 96). Рус. византинист Ф. И. Успенский видел надпись на откосе окна на юж. стене храма, сообщавшую, что мон-рь был восстановлен в 1418 г. (Въжарова Ж. Търновските старини приз погледа на руските очевидци // Културата на средновек. Търнов. София, 1985. С. 208). Загорский относил восстановление к 1442 г. (Загорски. 1947. С. 39), архим. Павел (Стефанов) - к 1492 г., когда мон. Евгений переписал т. н. Килифаревский Октоих (Павел (Стефанов). 1985), хотя название рукописи может отражать место ее хранения, а не создания. Е. Генова полагает, что К. был восстановлен в 1596 г. (Генова. 2001. С. 14). Рукописи из монастырской б-ки свидетельствуют о деятельности обители в XVI-XVIII вв. (Дончева-Панайотова Н. Среднобългарски ръкописи в библиотеката на Великотърновската митрополия // Трудове на Великотърновский ун-т «Св. Кирил и Методий», Филологически факултет. Вел. Търново, 1974. Т. 10. Кн. 1. С. 361-396; Караджова Д. Търново и Търновско в приписките на старите бълг. ръкописи от ХIII-ХVIII в. // Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1994. Т. 5. С. 477-492).

Согласно преданию, в К. в 1598 г. укрывались участники 1-го Тырновского восстания (Йонов М. Засилване на освободителното движение в края на ХVI в.: Първо търновско въстание // История на България. София, 1983. Т. 4. С. 189-196), за что тур. полководец Синан-паша его разрушил. В 1625 г. монахи починили крыши обители (Загорски. 1947. С. 39).

В 1718 г., вероятно на месте древнего храма, был построен однонефный 2-столпный храм, который в 1813 г. переосвятили во имя прп. Феодосия, чему способствовал схим. Спиридон, к-рый нашел краткое житие святого, возможно в Рильском панегирике Владислава Грамматика (Там же. С. 41). Сохранились росписи, выполненные скорее всего тырновским мастером в 1718 г.: вверху разворачивается цикл Господских праздников, ниже представлены фигуры св. воинов и преподобных, на сводах - Небесные Силы, Бог Саваоф, Пантократор и Христос Еммануил, сцена «Благовещение» обрамляет алтарь. В апсиде - «Богородица Ширшая небес», ниже - «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве» (Бояджиев. 1992). Центральная часть 3-ярусного деревянного иконостаса была вырезана в XVIII в. мастерами из Арбанаси и дополнена в XIX в., большинство ее икон написано в XIX в. (Божилов, Тулешков, Прашков. 1997). Позже рядом был построен храм во имя прп. Иоанна Рильского.

В кон. XVIII в. К. неск. раз подвергался разграблению, жилой корпус сгорел. В 1844 г., при игумене иером. Самуиле, Никола Фичев возвел крестово-купольный 4-столпный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, в который как параклисы, формирующие 2 апсиды, были включены церкви прп. Феодосия и прп. Иоанна Рильского. Этот храм был украшен в барочном стиле, характерном для эпохи болг. возрождения: особый интерес представляет аркада на зап. фасаде, во фронтоне к-рой высечен крест и предстоящие ему архангелы с обнаженными мечами. В 1849 г. был возведен жилой корпус. Позже этот храм был обращен в параклис, а к нему пристроена ц. вмч. Димитрия Солунского. Иконостас Димитриевского храма по конструкции и резной пластике, особенно царских врат, аналогичен иконостасам храмов Преображенского и Плаковского мон-рей. Иконы написали тревненские мастера Теодосий (Досю) Коюв (1790-1871), Иоанникий (Йонко) Папа Витанов (поп Витанов) (1790-1853), Цаню (Стефан) и Крестю Захариевы (Бояджиев. 1992; Божилов, Тулешков, Прашков. 1997).

Во 2-й пол. ХIХ в., при игумене иером. Хаджи-Исаии, когда братия К. насчитывала 40 чел., через р. Белица был построен мост, в 1856 г.- ворота. До сер. ХIХ в. в К. действовало келейное уч-ще (Нешев Г. Български довъзрожденски културно-народностни средища. София, 1977. С. 225; Божилов, Тулешков, Прашков. 1997).

В сер. ХХ в. в К. поселилась русская по происхождению мон. Иустина, обитель стала женской. 27 нояб. 2005 г., в день памяти прп. Феодосия Тырновского, мон-рь отметил символический юбилей - 655 лет со дня основания.

Ист.: Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия // СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 1-41; Иванова К., Спасова М. Пространно житие на Теодосий Търновски от патриарх Калист // Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби. С. 443-468; Марчевски И. Житие на св. Теодосий Търновски от патриарх Калист К-полски. Вел. Търново, 1995. С. 5-51.
Лит.: Попгеоргиев Й. Село Килифарево и манастирът му Св. Богородица // Периодическо списание на Бълг. книжовно дружество в София. 1907. Год. 18. Кн. 67. С. 427-447; Киселков В. С. Житието на св. Теодосий Търновски като истор. паметник. София, 1926; Цонев З. Килифарският манастир и ферманът му от 1838 г. // Он же. Старини из българска земя. Пловдив, 1937. Т. 1. С. 96-98; Загорски И. Манастирите във Велико-Търновската епархия: Ист.-стопански бележки. София, 1947; Инокентий, архим. Историческото минало на Килифарският манастир // ДК. 1964. Кн. 10/11. С. 13-22; Давидов А. Килифаревският октоих: (Съдържание и палеографски особености на ръкописа) // Трудове на Висшия педагогически ин-т «Братя Кирил и Методий». Вел. Търново, 1968. Т. 4. С. 501-537; Михайлов Г. Килифарево. София, 1970; Николова Я. Разкопки на Килифаревския манастир (1974-1975) // Археология. София, 1978. Кн. 1. С. 21-34; она же. Археологически проучвания на Килифаревския манастир // Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2. С. 435-442; Дамянова М. Към въпроса за местоположението на Теодосиевия манастир // Там же. 1985. Т. 4. С. 334-340; Павел (Стефанов), иером. Надписи върху свитъци и кодекси в стенописите на Килифаревския манастир от ХVII в. // Там же. С. 366-378; Тулешков Н. Архитектурата на българските манастири. София, 1988; Андреев Й. Ранни турски нашествия в околностите на Търново // Турските завоевания и съдбата на балканските народи, отразени в исторически и литературни паметници от ХIV-ХVIII в. Вел. Търново, 1992. С. 24-31; Бояджиев С. Килифаревският манастир // Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София, 1992. С. 66-69; Николова Я., Робов М. Теодосиевият манастир при Килифарево в светлината на археологическите проучвания // Търновска книжовна школа. 1994. Т. 5. С. 571-580; Робов М. Материали, свързани с просветния и книжовен живот в Килифаревската школа на Теодосий Търновски // Там же. С. 593-597; он же. Килифаревският манастир в живота и дейността на Евтимий Търновски // Патриарх Евтимий Търновски и неговото време. Вел. Търново, 1998. С. 317-324; он же. Крепостта при средновековния Килифаревски манастир в отбраната на столичния Търнов // Научни трудове / Национален военен ун-т В. Левски. Вел. Търново, 1998. Т. 60. С. 305-312; он же. Подглазурен монограм на Теодосий Търновски от Килифаревския манастир // Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1999. Т. 6. С. 517-522; он же. Анахоретски килии и устройството на средновековния Килифаревски манастир // Сб. в чест на проф. Г. Данчев. Вел. Търново, 2004. С. 522-529; Божилов И., Тулешков Н., Прашков Л. Български манастири. София, 1997. С. 104-109; Чавръков Г. Български манастири: История, култура, изкуство. София, 2000. С. 62-65, 221-222; Генова Е. Кивот (ковчег) за мощи от Германския манастир край София // Проблеми на изкуството. София, 2001. Год. 34. Кн. 3. С. 11-17; Пенкова Б. Параклис «Рождество Богородично»: Килифаревски манастир // Корпус на стенописите от ХVII в. в България. София, 2012. С. 234-237.
Д. Чешмеджиев
Ключевые слова:
Болгарская Православная Церковь Монастыри Болгарской Православной Церкви Килифаревский (Килифарский) [болг. Килифаревски, Килифарски] в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь Великотырновской митрополии Болгарской Православной Церкви
См.также:
ГЕРМАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. ИОАННА РИЛЬСКОГО Болгарской Православной Церкви (БПЦ)
АЛАДЖА, ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, МОНАСТЫРЬ расположен на северо-востоке Болгарии
АЛИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ Софийской епархии Болгарской Православной Церкви
АРАПОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ НЕДЕЛИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Болгарской Православной Церкви
АРБАНАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Велико-Тырновской митрополии Болгарской Православной Церкви
АРБАНАССКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Велико-Тырновской митрополии Болгарской Православной Церкви