Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 32, С. 634-636 опубликовано: 26 апреля 2018г.


КИДЕКШИНСКИЙ (КИДЕКШСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ БОРИСА И ГЛЕБА И ПЕРВОМУЧЕНИКА СТЕФАНА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г.
Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г.

Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г.
находился в с. Кидекша Опольского стана (в 4 верстах к востоку от г. Суздаля) Суздальского у. (впосл. Владимирской губ.). Обитель была устроена на территории укрепленной резиденции князей суздальских (XII-XIV вв.). Замок основан князем Ростово-Суздальской земли, позже вел. кн. Киевским Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким на правом нагорном берегу р. Нерль, близ впадения в нее р. Каменка. Согласно легенде, на этом месте находилось «становище» св. князей Бориса и Глеба на пути из Ростова и Мурома в Киев.

Время основания К. м. неизвестно; наиболее ранний документ, в котором упоминается игумен обители, датируется 1444 г. (АСЭИ. 1958. Т. 2. С. 485). Поэтому не исключено, что К. м. мог быть основан во 2-й пол. XIV в., при суздальском кн. Борисе Константиновиче († 1394), при участии иноков нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря. Вероятно, почти с самого основания К. м. был приписан к Вознесенской обители. В льготной грамоте мон-рю митр. Московского и всея Руси свт. Макария от 22 сент. 1550 г. об этом сказано: «А придан тот монастырь прежде бывшими государи великие князья и с митрополиты всеа Руси тому Печерскому монастырю в Нижнем Новгороде изстари» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 1914. Л. 39).

Сведений о насельниках К. м. практически не сохранилось. В грамоте кон. 40-х гг. XV в. упоминается игум. Герман. Документ сер. XVI в. фиксирует наличие в К. м. игумена, попов и диакона. Во фрагментах описей К. м. кон. XVII - нач. XVIII в. данные о монашествующих не сохранились. По различным косвенным источникам известно, что в 1-й пол. XVII-XVIII в. монастырем управляли строители. О порядке их назначения имеются пояснения: «В том монастыре против древняго установления надлежит быть настоятелю-строителю. И оные настоятели присылаются из вышеявленного Печерского монастыря, а бывают посменно». В офицерской описи 1764 г. перечислены строитель, 2 монаха («оные монахи присматривают над монастырскою пашнею, хлебом и скотом»), служители из крестьян (2 конюха и скотник - Там же. Ф. 280. Оп. 3. № 58. Л. 11, 11 об.) и нет ни одного священнослужителя.

Постройки

В К. м. находилось 2 храма. Наиболее ранний, известный в истории архитектуры как Борисоглебская церковь в Кидекше, возведен в 1152 г. на княжеском дворе Юрием Долгоруким. Из сведений о храме XVII-XVIII вв. наиболее содержательна опись 1764 г., составленная перед закрытием монастыря. «Соборная во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба каменная одноглавая, глава обита чешуею деревянной, на ней крест железной, вызолоченой, крыта тесом» (Там же. Л. 2). Иконостас был 2-ярусным: 1-й ярус состоял из местных икон, 2-й - из 4 икон деисусного чина.

Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г.
Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г.

Кидекшинский Борисоглебовский монастырь. Фотография. 2013 г.

Др. теплая церковь - во имя архидиак. первомч. Стефана - существовала уже в 1-й пол. XVI в. По описи 1764 г., она была «деревянная об одной главе... обитой гонтом, на ней крест железной, крыта тесом» (Там же). Сохранившийся одноименный кирпичный храм, построенный в 1780 г. на месте деревянного, очевидно, повторял формы прежнего клетского храма, прямоугольного в плане, с крышей на 2 ската. Церковь венчает небольшая луковичной формы главка на узкой высокой шейке. В храме установлен 2-ярусный иконостас: 1-й ярус - местночтимые иконы, 2-й - деисусный чин из 12 образов.

Возле храмов была деревянная 6-стенная колокольня, крытая тесом, с главой, обитой деревянной «чешуей», завершающаяся железным крестом. После упразднения монастыря в 80-х гг. XVIII в. была возведена кирпичная колокольня обычного для суздальских мест типа: восьмерик на четверике, завершенный высоким шатром, который в основании имеет небольшие «полицы» - более пологие скаты крыши. В основании колокольни (четверике) устроен проезд, перекрытый коробовым сводом. В 1621 г. на колокольне находились благовестный колокол, 2 колокола «красных», 3 колокола «зазвонных»; в 1764 г.- колокол в 27 пудов и 5 колоколов небольшого веса.

К. м. окружала бревенчатая «в столпах» ограда с деревянными, крытыми тесом св. воротами. Крытая деревянной «чешуей» глава ворот завершалась железным крестом. Кирпичные ограда и св. ворота были построены в последние десятилетия XVIII в. В К. м. также находились деревянные жилые и хозяйственные постройки, по описи 1621 г.- «архимандричья» келья, квасная и «естовая», поварни, житница, гумно, конюшенный двор. При упразднении К. м. в ограде стояли: крытая тесом келья строителя и братии, погреб, баня, 2 житницы. Вне ограды располагался скотный двор, состоявший из неск. строений. В XVII-XVIII вв. К. м. владел мельницей на р. Нерль.

Святыни

Интерьер Стефаниевской церкви в Борисоглебовском мон-ре. Фотография. 2013 г.
Интерьер Стефаниевской церкви в Борисоглебовском мон-ре. Фотография. 2013 г.

Интерьер Стефаниевской церкви в Борисоглебовском мон-ре. Фотография. 2013 г.
Опись 1764 г. дает сведения о находившихся в Борисоглебской ц. святынях. Справа от царских врат - икона св. князей Бориса и Глеба, «в возглавии Господь Вседержитель», к-рую украшали 3 серебряных венца, цата и привесы - 3 серебряных креста. Слева - образ Божией Матери «Одигитрия» с серебряными венцами и цатой с 32 «камнями разных цветов»; «убрус низан жемчугом, жемчужное же ожерелье». На этой иконе имелись привесы: 9 лапчатых серебряных серег, в т. ч. 4 серьги с жемчугом, и 3 серебряных креста. Чтимую икону св. князей Владимира, Бориса и Глеба «в житии» украшали 3 серебряных венца и позолоченные цаты «баcебные».

В ц. св. Стефана справа от царских врат находились иконы Господа Вседержителя и архидиак. Стефана, с серебряными венцами, цатами и привесами-крестами.

К нач. XX в. в Борисоглебской ц. хранились памятники церковных древностей из упраздненного мон-ря, в т. ч. напрестольное Евангелие с вкладной надписью 1648 г. строителю чернецу свящ. Евфимию (Волховскому). На колокольне среди проч. находился древний колокол в 30 пудов с надписью о вкладе его в 1557-1558 гг. царем Иоанном IV Грозным в нижегородский Печерский монастырь.

Материальное положение

Материальное положение К. м. основывалось на доходах, получаемых с Кидекши - села с деревнями и пустошами. Наиболее ранний документ, свидетельствующий о принадлежности вотчины монастырю,- несохранившаяся, но упомянутая в описях монастырского архива 1638, 1687 и 1848 гг. жалованная тарханно-несудимая грамота 1513/14 г. вел. кн. Василия III Иоанновича нижегородскому Печерскому мон-рю на села Кидекша Суздальского у. и Плесец Владимирского у. Очевидно, земельное владение поступило в К. м. ранее, по-видимому в самом кон. XIV-XV в. Полная структура монастырских доходов и расходов известна только для XVIII в. По данным 2-й ревизии (40-е гг. XVIII в.), в вотчине числилось 362 чел. мужского пола, было 406 четв. пахотной земли (на каждом из 3 полей), 570 копен сенных покосов, 62 дес. леса. Монастырская «запашка» составляла по 19 дес. на 3 полях. Окладных денег собиралось по 50 к. с каждого крестьянина, всего 180 р. в год. Доход приносили также мельница и рыбные ловли в реках Нерль и Каменка. Монашествующие и трудники получали годовое жалованье: строитель - 5 р. и 19 четв. ржи, пшеницы, гороха и гречи, монахи - по 1 р. 50 к. и по 13 четв. тех же продуктов, конюх - 1 р. и 4 четв. ржи, скотник - 6 четв. ржи. Кроме того, дополнительно ежегодно архимандриту нижегородского Печерского мон-ря выплачивалось «в почет» 10 р., строителю - на приобретение рыбы и проч. расходы 13 р., земскому «из крестьян» - 9 р., конюху - 2 р., на монастырские расходы выделялось 210 р. 93 к., 150 яиц или 22,5 к.

ХХ-XXI вв.

В нач. XX в. причт обоих храмов состоял из священника и псаломщика. При церквах было ок. 1 дес. усадебной земли, 33 дес. пахотной и сенокосной земли. Доход причта от земли и исполнения треб составлял до 685 р. серебром в год. На церковной земле стоял собственный дом причта. Приход состоял из села (81 двор) и 2 деревень. В селе находилась церковноприходская школа.

После 1917 г. богослужения в храмах продолжались. Но в 30-х гг. ХХ в. обе церкви были разорены. Местные жители выламывали плиты из стен Борисоглебской ц., разбивали ограду, под стенами храма был устроен песчаный карьер. Директор Суздальского музея А. Д. Варганов писал в дневниках о плохом состоянии памятника: «...ломают ограду, почти вся сломана на кирпич, и отворотили угол у апсиды в шесть камней, в южной ее стороне. Сообщено в облоно и Комитет по охране памятников» (июнь 1935) и «...осмотр делал в комиссии с тов. Подъячевым. Все захламлено, раскидано, грязь, сырость, изгажено птицами, стекол нет, безобразие полное. Составлен акт и передан РИКу» (май 1937). В ст. «Преступное отношение к памятнику», опубликованной 16 мая 1937 г. в газ. «Колхозный клич», Варганов писал: «Ни варвар, ни дикарь, ни любой представитель самой низкой культуры не допустил бы до такого состояния памятник своей родной старины». После этой публикации состоянием Борисоглебской ц. заинтересовались местные органы власти. На основе ходатайства исполкома райсовета вышло решение облисполкома о закрытии последней церкви в Суздале: «Ввиду того что договор с религиозной общиной на пользование церковью в с. Кидекша Красносельского Сельсовета Суздальского района решением Исполкома обл. совета от 26 октября 1940 г. № 2114 расторгнут, другой религиозной общины, желающей принять в пользование здание церкви и культовое имущество не оказалось, церковь эту как молитвенное здание ликвидировать и передать как имеющую историческое значение Суздальскому музею». В 1948 г. были отреставрированы церковные ворота, в 1955 г. восстановлена кирпичная ограда.

В 1992 г. Борисоглебская ц. была признана составной частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля», к 2013 г. входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Храм св. Стефана передан РПЦ, в воскресные и праздничные дни в нем совершаются богослужения.

Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 579. Оп. 589. № 235. Л. 1-7; № 795. Л. 1-4; РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 58. Л. 1-22.
Ист.: РИБ. 1875. Т. 2. Стб. 910-916.
Лит.: ИРИ. Ч. 6. Кн. 2. С. 1007-1008; Древние церкви [в сс. Кидекше, Сербилове, Сваине и г. Муроме] // Владимирские ГВ. 1839. № 20. С. 79-80; Упраздненный Кидекшенский Борисоглебский муж. мон-рь // Москвитянин. 1843. Ч. 4. № 7. С. 203-205; [Протопопов Я.] Село Кидекша // Владимирские ГВ. 1843. № 42. С. 171-173; Шаганов Н. Начало Суздаля и Кидекши. Челобитная архиеп. Стефана Суздальского. Гробницы в Кидекше // Там же. 1848. № 23. Ч. неофиц. С. 131-133; Фёдоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. 2. С. 8, 35, 48, 90-94; Иоасаф (Гапонов), иером. Церк.-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 124-127; [Тихонравов К.] Село Кидекша // Владимирские ГВ. 1864. № 39. С. 262-265; С[ервиц]кий А. И., свящ. Кидекшская Борисоглебская ц. // Владимирские ЕВ. 1865. № 18. С. 1000-1014; Писарев А. Достопримечательные записки Владимирской губ.: Суздальской округи церкви в с. Кидекше // Ист. и географический журнал. 1872. Ч. 2. № 4. С. 52-61; Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1896. Вып. 3. С. 107-111; Воробьёв И. Летопись Борисоглебской ц., что при с. Кидекше Суздальского у. Владимирской губ. Б. м., 1911; Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913. С. 239-242; Столетов А. В. Памятники архитектуры Владимирской обл. Владимир, 1958. С. 156-162; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 67-76, 501-508; Антонов А. В., Маштафаров А. В. Вотчинные архивы нижегородских духовных корпораций // РД. 2001. Вып. 7. С. 424, 425, 428, 434; Аксёнова А. И. Суздаль XX в.: Страницы истории. Владимир, 2003. С. 83.
А. В. Маштафаров