Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАСТЕЛЬСЕПРИО
31, С. 597-599 опубликовано: 6 декабря 2017г.


КАСТЕЛЬСЕПРИО

[итал. Castelseprio; лат. Sibrium], город в обл. Ломбардия (Италия), в 14 км к югу от Варесе. Первые поселения на территории К. относятся к IV в. до Р. Х. Не позднее V в. на этом месте римлянами был основан укрепленный военный лагерь (castrum) для контроля за стратегически важным направлением Новара - Комо. В эпоху лангобардов (VI-VIII вв.) К.- значительный региональный адм. центр, в юрисдикции которого находились обширные территории к северу от Милана, до оз. Лугано; при Каролингах К. был центром комитата (графства), известного с сер. IX в., с IX по кон. XIII в.- время его наивысшего расцвета. 25 марта 1287 г. по указанию архиеп. Милана Оттоне Висконти укрепления и жилые дома К. были разрушены, нетронутыми остались только постройки религиозного назначения. Указ Миланского епископа, содержавший запрет восстанавливать здания на территории крепости и организовывать поселения на его землях, сохранял силу до кон. XVIII в.

Первые любительские археологические раскопки на территории К. были организованы в 1845 г. гр. Луиджи Аркинто, владельцем части земель К. Целью раскопок было пополнение коллекции древностей, страстным собирателем которых являлся граф. Комплексное научное исследование и археологические раскопки в К. начались в 50-х гг. XX в. и с нек-рыми перерывами продолжаются до наст. времени.

Ансамбль К. составляют 3 основные части: крепость, расположенная в центральной части, архитектурный комплекс Торба, находящийся в восточной, спускающейся к р. Олонa зоне укреплений, и ц. Санта-Мария-форис-Портас, удаленная на запад от основного комплекса зданий.

Военный лагерь, руины к-рого были обнаружены в ходе раскопок, занимал территорию ок. 4,5 га и был окружен стеной с прямоугольными башнями, построенными на расстоянии 30-35 м друг от друга. Внутри крепостных стен находились жилые и ремесленные сооружения, мосты и церковные здания - базилика Сан-Джованни-Эванджелиста VI в. (сохр. апсида первоначальной церкви, остальные ее части перестроены в разное время), баптистерий V в. (не сохр.) и ц. Сан-Паоло кон. XI в. Помимо баптистерия в комплекс базилики Сан-Джованни входили прямоугольная цистерна для сбора дождевой воды (кон. V - нач. VI в.) и колодец. С востока, за апсидами базилики, в средние века располагалось кладбище.

Церковь Санта-Мария-ди-Торба
Церковь Санта-Мария-ди-Торба

Церковь Санта-Мария-ди-Торба
Базилика Сан-Джованни, первоначально однонефная, в VII в. (дата основана на анализе строительной техники) была расширена и превращена в 3-нефную; в IX в. вторично перестроена. К IX в. относится 2-я, юж. апсида базилики (Surace. 1991; Bugini. 1998). Октагональный в плане баптистерий V в., примыкавший с востока к базилике, но изначально представлявший собой самостоятельную постройку, полностью разрушен. От него сохранились 2 крещальные купели - 8-гранной и круглой формы (V-VII вв.?) (Brogiolo, Gelichi. 1996) и фрагменты мраморного пола в технике opus sectile. К югу от ц. Сан-Джованни располагалась ц. Сан-Паоло (X-XI вв.; в наст. время в руинированном состоянии). Это редкий образец дороманской архитектуры; в плане - 6-гранная центрическая постройка, с апсидой и круговым обходом с подпружными арками, опирающимися на колонны.

Церковь Санта-Мария-форис-Портас
Церковь Санта-Мария-форис-Портас

Церковь Санта-Мария-форис-Портас
Архитектурный ансамбль Торба состоит из круглой башни, ц. Санта-Мария-ди-Торба и зданий XV в. В кон. VIII в. в этой части крепости был устроен жен. бенедиктинский мон-рь. В средние века нижняя часть древней крепостной башни использовалась в качестве погребальной капеллы, а верхняя - монастырского оратория. На стенах оратория сохранились фрагменты росписи, вероятно VIII в. Церковь Санта-Мария, многократно перестраивавшаяся в VII-XIII вв., представляет собой однонефную одноапсидную зальную базилику.

В XIII в. мон-рь пришел в запустение; в XV в. окончательно оставленная монахами обитель была передана в управление мон-рю Санто-Сеполькро в Традате.

Христос Пантократор. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас
Христос Пантократор. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас

Христос Пантократор. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас
Церковь Санта-Мария-форис-Портас расположена за стенами средневек. крепости. Церковь имеет скромные размеры; ее внутреннее пространство образовано небольшим прямоугольным залом, вытянутым с запада на восток, и примыкающими к нему с 3 сторон (восточной, северной и южной) подковообразными апсидами (только восточная - оригинальная, 2 другие восстановлены в 1950). С зап. стороны находится просторный нартекс. Церковь перекрыта плоским деревянным потолком. В наосе сохранились фрагменты пола, сложенного из чередующихся черных и белых мраморных пластин 8-гранной и треугольной формы в технике opus sectile. Время сооружения церкви остается предметом дискуссии. Анализ строительных материалов и техники, типология здания позволяют датировать ее с VI по IX в. Последние термолюминесцентные исследования строительных материалов (кирпича и керамики), проведенные в 80-90-х гг. XX в., указывают на нач. IX в. (Architetture a Castelseprio. 2000). В качестве terminus ante quem принята дата до сер. X в. на основании надписи, процарапанной на стене церкви и упоминающей диакона, современника Миланского архиеп. Ардерика (936-948).

Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас
Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас

Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас
В апсиде и на внутренней (обращенной на запад) поверхности алтарной арки сохранились росписи, получившие широкую известность сразу же после офиц. открытия памятника 7 мая 1944 г. (Bognetti, Chierici, Capitani D'Arzago. 1948). Однако первые упоминания о существовании в ц. Санта-Мария-форис-Портас древних фресок относятся еще к нач. XIX в. (Limonta, Bertoni, De Marchi. 2003).

Живописный цикл размещен на стенах в 3 регистра. В нижнем ярусе роспись сильно потерта; тем не менее по сохранившимся фрагментам можно реконструировать чередующиеся изображения престолов с лежащими на них Евангелиями (Этимасия) и архитектурно оформленных ниш. Подобные изображения встречаются, напр., в мозаиках сер. V в. в баптистерии Православных в Равенне. В верхней зоне, над окном, помещен медальон с оплечным образом Христа Пантократора. Справа и слева от него, также над окнами, вероятно, располагались медальоны с образами Богоматери и св. Иоанна Предтечи (Weitzmann. 1951; Lazarev. 1967), все вместе они образовывали Деисус. Сцены из цикла «Детство Христа» (Capitani D'Arzago. 1948) или, по мнению других авторов, «Боговоплощение» (Weitzmann. 1951) занимают верхний и средний ярусы росписи. От первоначального развернутого цикла сохранились сцены «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы» (фрагментарно), «Испытание Марии водой обличения», «Сон Иосифа» и «Бегство в Египет» - в верхнем регистре в апсиде, «Сретение» и «Рождество» - в среднем регистре и «Поклонение волхвов» во 2-м ярусе на алтарной арке. На западной, обращенной в сторону наоса стене алтарной арки, непосредственно над входом в алтарь, представлены в центре - медальон с Этимасией, по сторонам от него - 2 летящих ангела со сферами, увенчанными крестами, и с длинными жезлами в руках.

О времени создания росписей исследователи высказали неск. гипотез. В пользу датировки кон. VI - нач. VII в. выступали П. Тоэска (Toesca. 1951) и А. Романини (Romanini. 1988); VII в.- Ч. Р. Мори (Morey. 1952), Г. Де Франкович (De Francovich. 1955) и Ф. Болонья (Bologna. 1961); кон. VII - нач. VIII в.- Дж. Боньетти, Ч. Кьеричи, А. де Капитани Д'Арцаго (Bognetti, Chierici, Capitani D'Arzago. 1948) и В. Н. Лазарев (Lazarev. 1956/1957); нач. VIII в.- П. Д'Анкона (D'Ancona. 1949). Среди сторонников поздней датировки: М. Шапиро (Schapiro. 1952) - 2-й пол. VIII в.; К. Вайцман (Weitzmann. 1951) - до сер. IX в., Э. Арслан полностью разделял атрибуцию Вайцмана (Arslan. 1954); А. Грабар (Grabar. 1954) - VIII - 1-я пол. IX в.; Э. Китцингер (Kitzinger. 1958) и К. Вессель (Wessel. 1966) - VIII в.; Ж. Юбер, Ж. Порше и В. Ф. Фольбах (Hubert, Porcher, Volbach. 1968) - между VIII и нач. IX в. К 1-й пол. IX в. отнес фрески К. Бертелли; он высказал предположение, что заказчиком росписи мог быть Джованни, правитель Милана и К. (Bertelli. 1988).

Большинство исследователей в качестве самой ранней даты приняло рубеж VI и VII вв., время сооружения церкви, а в качестве самой поздней - 936-948 гг., период правления Миланского архиеп. Ардерика. Единодушно авторы высказались о стиле живописи, отметив в нем мощную классицистическую составляющую. Однако приверженцы ранней датировки видели в этой особенности росписи ц. Санта-Мария-форис-Портас продолжение эллинистической живописной традиции в византийском искусстве доиконоборческого времени; сторонники поздней даты - возрождение античных форм и языка, характерное для периода правления Македонской династии в Византии и Каролингов на Западе. Исследователям не удалось прийти к согласию по вопросу о происхождении художников и принадлежности их в широком смысле к восточной, византийской, или западной, романской, культуре. В качестве возможных художественных центров, мест происхождения мастеров, называли К-поль (Lazarev. 1967), Александрию (Weitzmann. 1951), Рим (Romanini. 1988). К. Бертелли (Bertelli. 1988) высказал предположение, что в К. работали местные североитал. художники, находившиеся под сильным влиянием современных им византийских образцов.

Лит.: Bognetti G. P. S. Maria «foris portas» di Castelseprio e la storia religiosa dei Longobardi // Bognetti G. P., Chierici G., Capitani D'Arzago A. Santa Maria di Castelseprio. Mil., 1948. P. 11-511; Capitani D'Arzago A. Gli affreschi di Santa Maria di Castelseprio // Ibid. P. 537-711; Bognetti G. P., Chierici G., Capitani D'Arzago A. Santa Maria di Castelseprio, Mil., 1948; D'Ancona P. Gli affreschi di Santa Maria di Castelseprio // Le Vie d'Italia. Mil., 1949. Dicembre. P. 1321-1326; Nordenfalk C. Freskerna i Castelseprio // Dagens Nyheter. Stockholm, 1950, 1 juni; Toesca P. Gli affreschi di Castelseprio // L'Arte. N. S. R., [1951]. Vol. 18. P. 12-19; Weitzmann K. The Fresco Cycle of S. Maria in Castelseprio. Princeton, 1951 (рец.: Schapiro M. // The Art Bull. N. Y., 1952. Vol. 34. N 2. P. 147-163); Morey C. R. Castelseprio and the Byzantine «Renaissance» // The Art Bull. 1952. Vol. 34. N 3. P. 173-201; Arslan E. La pittura d. conquista langobarda al mille // Storia di Milano. 1954. T. 2. P. 624-661; Grabar A. Les fresques de Castelseprio et L'Occident // Art du Haut Moyen Âge dans la region alpine: Actes du IIIe Congrés intern. pour l'étude du haut Moyen Âge. Lausanne, 9-14 sept. Olten, 1954. P. 85-94; idem. A propos de la date des fresques de Castelseprio // Cah. Arch. 1968. Vol. 18. P. 108-110; De Francovich G. I problemi della pittura e della scultura preromanica // I problemi comuni dell'Europa post-carolingia: [Atti d. II Settimana di Studio sull'Alto Medioevo. 1954]. Spoleto, 1955. P. 355-519; Lazarev V. Gli affreschi di Castelseprio // Sibrium. Varese, 1956/1957. Vol. 3. P. 87-102; idem. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967; Kitzinger E. Byzantine Art in the Period between Justinian and Iconoclasm // Berichte zum XI. intern. Byzantinischen-Kongress. Münch., 1958. S. 1-50 (Var. pag.); Bologna F. Castelseprio, sovravvivenza della classicità nell'Italia longobarda // Civiltà nell'arte. Bologna, [1961]. P. 84-89; Wessel K. Castelseprio // RBK. 1966. Bd. 1. Sp. 931-944; Hubert J., Porcher J., Volbach W. F. L'Europa delle invasioni barbariche. [Mil., 1968]; Romanini A. M. Note sul problema degli affreschi di S. Maria foris portas a Castelseprio // I Longobardi e la Lombardia. [Mil., 1978]. P. 61-65; eadem. Dal «sacro romano impero» all'arte ottoniana // Eadem. L'Arte Medievale in Italia. Firenze, 1988. P. 215-236; Brogiolo G. P. Giornate Olona (Va): località Torba. Chiesa di S. Maria // Notiziario Soprintendenza Archeologica della Lombardia, 1981. Mil., 1982. P. 114-117; idem. Giornate Olona (Va): S. Maria di Torba: 2a campagna di scavo // Ibid., 1982. Mil., 1983. P. 79-80; idem. Castelseprio (Va): Indagini nell'area del «castrum» a nord di S. Giovanni // Ibid., 1985. Mil., 1987. P. 87-89; Carver M. O. H. Castelseprio (Va): S. Maria foris portas. Scavo dell'area esterna // Ibid., 1981. Mil., 1982. P. 108-111; idem. Santa Maria foris portas e la città abbandonata di Castelseprio: Nuove indagini e prospetti // La Lombardia tra protostoria e romanità: Atti del 2° Convegno archeologico regionale (Como, Villa Olmo, 13-15 apr. 1984). Como, 1986. P. 563-575; Brogiolo G. P., Carver M. O. H. Castelseprio (Va): S. Maria foris portas: 4° campagna di scavo // Notiziario... 1983. Mil., 1984. P. 103-105; Bertelli C. Sant'Ambrogio da Angilbeto II a Gotofredo // Il millenio ambrosiano / A cura di C. Bertelli. Mil., 1988. [Vol. 1:] La città del vescovo dai carolingi al Barbarossa. P. 16-81; Castelseprio 1287 - prima e dopo: Atti del Convegno intern. Castelseprio, 24-26 sett. 1987. Castelseprio, 1990. (Sibrium; 19); Surace A. Castelseprio (Va): Saggi di scavo e lavori nell'area meridionale del castrum // Notiziario... 1990. Mil., 1991. P. 113-115; idem. Cascina-minastero di S. Giovanni: scavi e restauri // Ibid. P. 117-120; Lomartire S. Castelseprio, Santa Maria foris portas // Pittura tra Ticino e Olona: Varese e la Lombardia nord-occidentale / A cura di M. Gregari. Mil., 1992. P. 217-219; Fociani C. Restauro degli affreschi // Notiziario della Soprintendenza Archeologica della Lombardia, 1992-1993. Mil., 1995. P. 74-75; Brogiolo G. P., Gelichi S. Nuove ricerche sui castelli altomedievale in Italia Settentrionale. Firenze, 1996. P. 119-175; Bugini R. Le malte della basilica di S. Giovanni e delle torri del castrum // Notiziario della Soprintendenza Archeologica della Lombardia, 1995-1997. Mil., 1998. P. 159-161; Spiribo G., de. A propos des peintures murals de l'église Santa Maria foris portas de Castelseprio // Cah. Arch. 1998. Vol. 46. P. 23-64; Architetture a Castelseprio: Materiali e tecniche murarie: II Settimana della cultura, 27 marzo - 2 apr. 2000 / Ed. A. Surace, L. Folli. Mil., [2000]; Giornata di studio: Castel Seprio e Vico Serpio: Aggiornamenti: Atti del convegno Castelseprio-Torba, 22 sett. 2001. Castelseprio, 2002; Limonta D., Bertoni A., De Marchi P. M. Castelseprio e la giudicaria: Cinquant'anni di studi: resoconti e nuove proposte. Varese, 2003. (Percorsi. Monografie; 1).
С. П. Заиграйкина
Ключевые слова:
Города итальянские Христианство на территории разных стран. Италия Италия. История Страноведение. Италия География. Италия Города древние. Италия Памятники церковной архитектуры. Италия Кастельсеприо, город в обл. Ломбардия (Италия)
См.также:
АССИЗИ город в Италии, центр францисканского ордена
ГЕНУЯ г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
БЕНЕВЕНТО город в Юж. Италии
ВЕНЕЦИЯ г. в Италии
ИТАЛИЯ. I общие сведения, религия, история (часть I)
БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии
БОЛОНЬЯ центр еп-ства
БРИНДИЗИ г. в Юж. Италии на адриатическом берегу п-ова Салентина, древняя епископская кафедра
ГРАДО город в сев.-вост. Италии, центр одноименного Патриархата
ИТАЛИЯ. II Исторический очерк (часть II); Русская Православная Церковь в Италии
КАСТЕЛЬ-ГАНДОЛЬФО город в Центр. Италии (обл. Лацио)
ГАРГАНО известняковый горный массив, п-ов на Адриатическом побережье Апулии (Юж. Италия)
ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери
АНАСТАСИЙ I († 401), папа Римский (с 399), св. (пам. зап. 19 дек.)