Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРАСЁВ
31, С. 21-23 опубликовано: 21 августа 2017г.


КАРАСЁВ

Алексей Николаевич (19.03.1854, г. Наровчат Пензенской губ.- 9.02.1914, Москва), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению. Происходил из бедной крестьянской семьи. В 1869 г. окончил Наровчатское уездное уч-ще и поступил на должность помощника учителя в Наровчатское приходское уч-ще. С 1871 г. был учителем в с. Рамзай Пензенского у. В том же году в Пензе начал преподавать пение в 4-м муж. городском начальном уч-ще, с 1885 г.- в 1-й жен. гимназии, с 1891 г.- в 3-м муж. городском начальном уч-ще. В этот же период преподавал пение в техническом железнодорожном уч-ще (5 лет), во 2-й муж. гимназии (5 лет), в землемерном уч-ще. В кон. 80-х - 1-й пол. 90-х гг. XIX в. был регентом местных церковных хоров; также дирижировал сводными городскими хорами учащихся общей численностью до 600 чел.

В течение 25 лет читал лекции и проводил занятия с хорами на регентско-учительских и педагогических курсах в Киеве (1887, 1888, 1900), Инсаре (Пензенская губ.; 1889), Новочеркасске (1890), Липецке (1895), Екатеринодаре (1896), Чернигове (1897), Владикавказе и Туле (1898), Саратове и Обольянове (1899), Вятке (1903, 1904), Москве (1908, 1909), Херсоне (1909), Могилёве (1911), Курске (1912, 1913). На курсах К. занималось более 2 тыс. слушателей.

В сер. 1900-х гг. переехал в Москву, был одним из организаторов и преподавателей Народной консерватории (с 1906).

Заслуги К. как народного учителя были отмечены серебряной (1893) и золотой (1911) медалями, званием личного почетного гражданина г. Пензы (1895). В 1907 г. за многолетнюю педагогическую деятельность К. получил от Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда на звание учителя церковного пения и теории музыки. Руководства и пособия К. по обучению пению были награждены большой золотой медалью Южнорусской областной выставки в г. Екатеринославе (1910).

Деятельность К. была направлена на повсеместное распространение муз. грамотности и поднятие пения как школьного предмета до уровня др. общеобразовательных дисциплин. Более 20 методических работ К., в к-рых затронут весь спектр постановки хорового, гл. обр. церковного, пения, получили положительные отзывы в учительской среде, переиздавались большими тиражами.

А. Н. Карасёв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
А. Н. Карасёв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.

А. Н. Карасёв. Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в.
Первыми опубликованными методическими работами К. были: «Учебник пения» для различных училищ, учительских семинарий и гимназий с «Объяснением» к нему (Пенза, 1881), «Подвижные ноты» (1881), «Детское пение» (1884), «Объяснения к подвижным нотам» (1888), «Уроки пения» (1889-1890).

Для обучения пению К. использовал методические приемы общеобразовательных дисциплин - грамматики и арифметики и собственные разработки: обучение пению «по буквам», заменяющее начальное пение по слуху, использование наглядного пособия «подвижные ноты» (54 переставляющиеся карточки с примерами из церковных молитв), развитие навыков многоголосного пения. К. использовал эти приемы в своих печатных методических трудах, пропагандировал их применение в регентско-учительской практике.

В работе «Церковное пение: Руководство для организации церковных певческих хоров» с приложением «Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним» (1886) К. сделал критический обзор состояния церковного пения в средней полосе России и предложил собственную систему муз. обучения по нотным упражнениям.

Работы по методике начального обучения пению получили продолжение в пособиях по теоретическим дисциплинам: «Нотная грамота: Опыт самоучителя пению» (1898), «Начальный курс сольфеджий» и «Русская песенная хрестоматия в связи с курсом сольфеджио» (Б. г. 3 вып.).

Фундаментальным трудом К. является «Методика пения» для народных и церковноприходских школ и церковных хоров (1891) с приложениями «Уроки пения» (1889) и «Музыкальная хрестоматия» (1893).

«Методика пения» состоит из 5 разделов. В 1-м разд. рассматриваются руководства и пособия по обучению в школе, объясняются дидактические принципы преподавания пения, при к-ром каждый этап изучается по определенной системе (ноты, интервалы, длительности). Обучение строится в порядке постепенного прибавления нот и мелодий с учетом развития голоса, слуха, музыкальности. На каждую изучаемую ноту даны примеры.

Во 2-м разд. рассматриваются общие вопросы постановки обучения пению в школе, даются методики обучения «по слуху», «по буквам», «по цифрам», рассчитанные на 1-й год как приготовительный. Подробно с поурочными планами дается методика пения «по буквам» с примерами песнопений на 1, 2, 3 и 4 ноты: «Аминь», «Слава и ныне», «Утверди Боже» (1 нота); «Господи, помилуй» (2 ноты); «Благословен еси, Господи» (3 ноты); «Богородице Дево, радуйся» (4 ноты). Кратко рассматривается цифровая система записи музыкального текста, к-рая оценивается автором отрицательно.

Третий, центральный разд. посвящен авторской методике обучения по нотам. Принцип постепенного прибавления нот сохраняется. Усложняется муз. теория. Даются понятия гласа, строки, гаммы, трезвучия, ключей, интервалов (до сексты), изучаются ноты квадратной системы, вводится 2-, 3- и 4-голосие.

Обучение по нотам разделено на 4 круга. В 1-м круге разучиваются ноты до, ре, ми, фа, во 2-м - соль, ля, си, до. В 3-м круге изучаются интервалы до кварты. Обучение каждой ноте закрепляется на примерах («Аминь», «Пресвятая Троице» и др.). Затем при разных комбинациях нот вводятся начальные молитвы «Отче наш», «Господи, помилуй» (2 ноты); «Блажен муж», «Святый Боже» (3 ноты); «Достойно есть», «Богородице Дево» (4 ноты) и т. д.; 4-й круг предусматривает изучение интервалов квинты и сексты, развитие голоса, самостоятельное чтение нот.

Заключительные 4-й и 5-й разделы «Методики...» для учащихся старших классов посвящены вопросам организации хора, выбора и изучения церковных песнопений. Учебный материал усложняется. Даются понятия минорного лада, транспозиции, аранжировки, вводится самообучение на скрипке.

Систематический подбор церковных песнопений дан в приложении «Уроки пения»: в 1-й части - на 1 и 2 голоса, во 2-й части - на 3 и 4 голоса.

В целом обучение пению по системе К. весьма динамично. От подражания учителю школьники идут к самостоятельной деятельности. Позитивным моментом является тесная связь муз. грамоты с церковно-певч. материалом. Обучение сочетается с развитием голоса, певч. дыхания, звукообразования.

Завышенные требования по элементарной теории музыки, началам гармонии и многоголосию объясняются профессиональной позицией К. как регента, к-рого интересовала подготовка певчих - детей, а затем взрослых для церковных хоров. При этом ориентиром служил совр., довольно сложный церковно-певч. репертуар. В 1900 г. издания К. были представлены на Всемирной выставке в Париже.

В 1903 г. в Вятке, где К. занимал должность руководителя народных хоров, он организовал ок. 16 школ хорового и церковного пения (из них 4 бесплатные), по-видимому, в ответ на звучавшие со стороны критиков обвинения в излишней сложности обучения в учебных заведениях общего типа.

В последующих изданиях К. обратился к церковно-певческому исполнительскому искусству. В работах «Церковный хор» (1908), «Спутник начинающего регента» (1907, расширенное изд.: 1908), критикуя недостатки церковного пения своего времени, он предлагал ввести изучение образцов гармонизации по изданиям Придворной певческой капеллы: «Обиходу», выпущенному под рук. Н. И. Бахметева, и «Пению при всенощном бдении древних напевов» (1888), подготовленному при участии Н. А. Римского-Корсакова, Е. С. Азеева, А. А. Копылова и др. К. также рекомендовал списки песнопений для церковных служб. Для возрождения интереса к древним распевам предлагал записывать с голоса церковное пение в монастырях с последующей гармонизацией. В работах К. поднимаются актуальные вопросы муз. грамотности регентов и певчих, даются рекомендации по улучшению вокально-хорового строя; изложение теории при этом сочетается с практическими указаниями.

Большой заслугой К. является издание книги о Г. Ф. Львовском (1911), с к-рым он состоял в переписке до конца жизни композитора. В книге наряду с биографическими сведениями приводится список сочинений Львовского (66 наименований, 41 с краткими аннотациями). С 1900 г. К. издавал в Москве произведения Львовского (30 номеров).

Как регент К. придерживался гл. обр. стиля изданий Придворной певческой капеллы. В репертуар руководимых им хоров входили сочинения А. Ф. Львова, Бахметева, прот. Михаила Виноградова, Н. М. Потулова, Римского-Корсакова, А. А. Архангельского и в особенности Львовского.

Известно муз. произведение К. «На реках Вавилонских» (изд.: Пенза, 1896. М., 1896) - переложение обиходного распева для смешанного хора, выполненное в стиле Львовского.

Муз. изд.: Подвижные ноты: Пособие при обучении пению. Коллекция нот круглой системы и коллекция нот квадратной системы. Пенза, 1881; Детское пение: Опыт подготовительного пения при помощи звуков и букв. М., 1884; Церковное пение: Рук-во для организации церк. певч. хоров: Для регентов, народных учителей и всех учебных заведений, имеющих церковные хоры. Пенза, 1886. К., 1887 2; Нотные упражнения для пения и разъяснения к ним. Пенза, 1886. [Т. 1:] Дискант; [Т. 2:] Альт; [Т. 3:] Скрипичный ключ; Объяснение к подвижным нотам и начальные занятия по пению в школе: Для учащих. Пенза, 1888. М., 1915 4; Уроки пения: Необходимое прилож. к изд. ... «Методика пения». Пенза, 1889. Ч. 1: К классному употреблению в низших учебных заведениях и первых 3 классах средних учебных заведений; 1890. Ч. 2: Для учительских семинарий, церковно-приходских школ; То же. М., 1902 10; Методика пения: Руководство к постановке и преподаванию хорового пения в народных, церковно-приходских школах и прочих учебных заведениях и к организации церковных певч. хоров. Пенза, 1891. М., 1896-1897 2, 1912-1914 8. Ч. 1: [То же]; Ч. 2: Руководство для теоретического и практического изучения хорового пения: [Обзор духовно-муз. лит-ры, беседы об исполнении песнопений Обихода]; Музыкальная хрестоматия: Доб. к «Методике» и «Урокам пения». Пенза, 1893. М., 1914-1915. 2 ч.; Нотная грамота: Опыт самообучения пению. СПб., 1898. М., 1910 4; Церковный хор: Продолжение «Уроков пения»: Пособие при организации церковного хора: Для учительских ин-тов, учительских и духовных семинарий, жен. ин-тов... школ и учебных заведений. М., 1908. Вып. 1: Однородный хор: изучение гамм, тональностей, аккордов, церковного пения и регентского дела (в сб. вошли переложения Г. Ф. Львовского, С. В. Смоленского, А. А. Архангельского); 1911. Вып. 2. Отд. 1: Смешанный хор: Изучение Литургии простого напева, а также др. песнопений в этом роде, в тональностях до и фа мажор (в сб. вошли соч. Д. С. Бортнянского и Н. А. Римского-Корсакова); Дополнение к «Церковному хору»: Ритмический отд.: Извлеч. ритмических упражнений из «Русской песенной хрестоматии, вып. 1 и 2». М., б. г.; Начальный курс сольфеджий: Доб. к «Урокам пения» и «Музыкальной хрестоматии». М., [б. г.], 1912. Ч. 1: Для учащихся среднего возраста и народных хоров. 3 вып.; Начальные уроки пения: Пособие для обучения пению в народных церковно-приходских школах и первых классах всех учебных заведений. М., 1916. Ч. 1.
Соч.: Краткий очерк летних курсов пения, бывших в 1896 г. в г. Екатеринодаре (Донской обл.) // РМГ. 1896. № 11. Стб. 1407-1418; № 12. Стб. 1597-1604; Беседы о церковном пении и его исполнении: Извлеч. из «Методики пения», ч. 2. Пенза, 1898; Отчет о занятиях по пению на Саратовских земских педагогических курсах 1899 г. Саратов, 1900; Женщины в церковных хорах // Муз. труженик. 1906. № 19. С. 11; Спутник начинающего регента: Пособие для изучения регентского дела, организации хора и приспособления хоровых произведений к различным типам хоров. М., [1907], [1908]. Пг., 1917 3; Григорий Федорович Львовский и его духовно-муз. произведения. М., 1911.
Лит.: С[оловьев] Д. Сведения о новых книгах А. Карасёва // ПрибЦВед. 1888. № 37. С. 1028-1031; он же. [Рец. на изд.:] Методика пения. Сост. А. Карасёв. Пенза, 1891 // Там же. 1891. № 41. С. 1440-1441; А. Н. Карасёв: Биогр. очерк // РМГ. 1896. № 11. Стб. 1417-1421; Рыбаков С. Г. Учебные руководства к преподаванию пения: [Рец. на «Методику пения» и «Уроки пения» А. Н. Карасёва] // Народное образование. СПб., 1896. Март. С. 128-129; Издания по обучению пению, сост. А. Н. Карасёвым, и Краткий очерк его музыкально-педагогической и издательской деятельности: К экспонатам на Парижской всемирной выставке. К., 1900; Лисицын. Обзор. С. 192; он же (Лисицын М., свящ.). [Рец. на изд.:] Львовский Г. Ф. Духовно-муз. перелож. с древних расп. и соч. Изд. А. Карасёв. Пенза, 1901, Карасёв А. Нотная грамота. Ч. 2: Опыт самоучителя пения // Народное образование. 1901. Библиогр. отд. Т. 1: Янв.-июнь. С. 48-49; Руководства и пособия по обучению пению А. Н. Карасёва. М., 1905; [Выступления в прениях и информация] // Тр. 1-го Всерос. съезда регентов церк. хоров и деятелей по церк. пению. М., 1908. С. 10-11, 31-32, 36-37, 38, 40, 45, 61-62, 69; До-ре-ми-соль [Лебедев В. В., псевд.]. Библиография: Новые издания А. Н. Карасёва // РМГ. 1908. № 32/33. Стб. 669-672; Открытие двухгодичных регентских курсов в Москве // Там же. № 43. Стб. 953-954; Энгель Ю. Д. Народная консерватория // Муз. труженик. 1908. № 20. С. 3-6 (переизд. в сб.: Глазами современника: Избр. ст. о рус. музыке, 1898-1918. М., 1971. С. 166-168); Регентские летние курсы А. Н. Карасёва // Народное образование. 1909. Т. 1: Май-июнь. С. 612; [О регентских курсах в Москве] // РМГ. 1909. № 34/35. Стб. 751; Хроника: [О награждении медалью на Южно-Русской обл. выставке в Екатеринославе] // Там же. 1911. № 28/29. Стб. 591; Энгель Р. [О летних певческо-регентcких курсах в Могилёве] // Там же. 1911. № 46. Стб. 973-974; Лебедев В., свящ. А. Н. Карасёв, муз. педагог // Гусельки яровчаты. 1912. № 5/6. С. 18-22; [Регентские курсы в Курске] // РМГ. 1912. № 15. Стб. 375-376; [Извещение о смерти К.] // ХРД. 1914. № 2. С. 36; Руководства и пособия А. Н. Карасёва (1881-1914) для постановки пения в связи с изучением теории музыки в низших школах и средних учебных заведениях. М., 1915.
Т. М. Зацепина
Ключевые слова:
Регенты церковные Церковное пение русское Карасёв Алексей Николаевич (1854-1914), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению
См.также:
ВАРГИН Константин Константинович (1876 - 1912), композитор, регент, педагог
ВАСИЛЬЕВЫ регенты и содержатели церковного хора в Москве
ВИФЛЯЕВ Николай Егорович (1866 - после 1914), преподаватель пения, регент, духовный композитор
ВОЗДВИЖЕНСКИЙ Иван Осипович (1844 - 1900), регент и содержатель церковного хора в Москве
ВСЕСЛАВИНСКИЙ Николай Васильевич (1871 - 1943), псаломщик, регент, издатель, учитель
ГЕОРГИЕВСКИЕ деятели РПЦ