Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОТТИЧЕЛЛИ
6, С. 113-114 опубликовано: 26 июня 2009г.


БОТТИЧЕЛЛИ

Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов». Ок. 1476–1477 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)
Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов». Ок. 1476–1477 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)

Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов». Ок. 1476–1477 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)
[итал. Botticelli, подлинное имя - Алесандро ди Мариано Филипепи] Сандро (1444, Флоренция - 17.05.1510, там же), итал. художник, представитель флорентийской школы живописи. Родился в семье дубильщика кож. Начинал как подмастерье в ювелирной мастерской, обучался в мастерских фра Филиппо Липпи и, возможно, скульптора Андреа Верроккьо. в 1472 г. упоминается в «Красной книге» гильдии св. Луки как самостоятельный художник; с нач. 70-х гг. XV в. руководил собственной мастерской.

В ранних работах Б. заметно влияние сиенской школы живописи, унаследованное от Липпи («Мадонна с Младенцем и ангелами», 1465-1467, для флорентийского Воспитательного дома; «Мадонна Евхаристии», 1472, Музей Гарденер. Бостон). В 1469 г. Б. пишет декоративную панель «Сила», одну из 7, заказанных худож. Антонио Поллайоло, для украшения кресел трибунала торгового суда. аллегория силы как христ. добродетели предстает в образе девы, восседающей с жезлом в руках на троне - пространственном архитектурном сооружении. Интерес к объему и пространству свидетельствует о влиянии Верроккьо. линия как основа динамического контура и композиции - черта, усвоенная Б. у Поллайоло. О степени влияния его стиля на Б. говорят картины нач. 70-х гг. XV в.: «Юдифь с головой Олоферна» (1470-1472, Галерея Уффици. Флоренция); «Нахождение тела Олоферна» (ок. 1472-1474, там же). Картина «Святой Себастьян» (1474, Картинная галерея, Берлин-Далем), выполненная для ц. Санта-Мария Маджоре, отличается от композиции Поллайоло вниманием, сфокусированным на фигуре мученика, и отсутствием др. персонажей.

«Поклонение волхвов». Ок. 1476–1477 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)
«Поклонение волхвов». Ок. 1476–1477 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)

«Поклонение волхвов». Ок. 1476–1477 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)
Ярче всего новые черты мастера проявились в произведении «Мадонна Евхаристии». Несмотря на пластическую осязательность персонажей, они являются обобщенными образами. художник прибегает к средневек. системе обозначений, помещая в композиционный центр чашу с колосьями и кистью красного винограда, символизирующими Евхаристию.

Мадонна Магнификат. 1483–1485 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)
Мадонна Магнификат. 1483–1485 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)

Мадонна Магнификат. 1483–1485 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)
Искусство Б. относится к завершающему этапу Раннего Возрождения во флоренции и тесно связано с окружением Лоренцо Медичи, в к-ром особое значение приобрели философия неоплатонизма и учение Марсилио Фичино, в частности о Божественной природе красоты. Наиболее отчетливо эти идеи проявились в мифологических картинах кон. 70-80-х гг., выполненных по заказу Пьерофранческо Медичи («Весна», ок. 1480, «Паллада и Кентавр», ок. 1482, «Рождение Венеры», ок. 1484 - все в Галерее Уффици, «Венера и Марс», ок. 1485, Нац. галерея. Лондон). Картина «Весна», в которой персонажи наделены определенной символикой, может быть прочитана как рассуждение о человечестве: Зефир является воплощением духовного начала, Венера - земного, Амур - животворящей силы, Меркурий - здравого смысла. чередование групп персонажей и отдельно стоящих фигур задает особый танцевально-муз. ритм произведения. Полотно «Рождение Венеры» воспринимали как аллегорию возникновения humanitas, совокупности духовных и физических достоинств человека. Гармония стиля Б. основана на сложном, неск. нервном восприятии мира в сочетании с отстраненной идеальной красотой. Искусству мастера присуща декоративность, к-рая создается за счет плоскостной композиции с высоко поднятой линией горизонта в сочетании с парящими фигурами, напоминающими тени. Линия является одним из наиболее значительных средств художественного языка, она преображает силуэты и придает движениям одухотворенную грацию.

Мадонна с гранатом. 1487 г. (Галерея Уффици. Флоренция)
Мадонна с гранатом. 1487 г. (Галерея Уффици. Флоренция)

Мадонна с гранатом. 1487 г. (Галерея Уффици. Флоренция)
В 1481 г. Б. работал в Риме по приглашению папы Сикста IV над росписью Сикстинской капеллы. Мастер создал 3 композиции: «Исцеление прокаженного и искушение Христа», «Юность Моисея», «Наказание Корея, Дафна и Авирона», а также 7 фигур пап-мучеников. В росписи был использован традиц. средневек. прием совмещения в одной композиции неск. разновременных событий.

Работам, созданным по возвращении из Рима, свойственна определенная архаизация, обнаженная натура трактована условно, цвет локален, разновременные события совмещены в одном пространстве, напр. в 4 панно для кассоне (ок. 1486-1487, Музей Прадо. Мадрид), иллюстрирующих 8-ю новеллу (Настаджо дельи Онести) из «Декамерона» Дж. Боккаччо.

ряд религ. картин этого периода, сочетающие античный идеал красоты с готической утонченностью, примыкают к произведениям на мифологические сюжеты. Таковы «Мадонна Магнификат» (1481-1485) и «Мадонна с гранатом» (1487, обе в Галерее Уффици). Б. заключает изображения в форму тондо, отвечающую плавным линиям и мягким контурам фигур.

Благовещение. 1489–1490 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)
Благовещение. 1489–1490 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)

Благовещение. 1489–1490 гг. (Галерея Уффици. Флоренция)
В кон. 80-х гг. в творчестве Б., на к-рого оказали влияние проповеди Савонаролы, наступает переломный период. Мастер отказывается от сюжетов на светские темы и посвящает себя религ. искусству. Единственным исключением являются графические иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (90-е гг. XV в., Гравюрный кабинет. Берлин; Ватиканская б-ка). меняется стиль Б., фигуры становятся более аскетичными, композиционный и образный строй теряет внутреннее равновесие. В картине «Благовещение» (до 1489-1490, Галерея Уффици), написанной для ц. Санта-Мария Маддалена деи Пацци, резкие движения Богоматери и ангела, изломы складок одежд делают контуры неустойчивыми, внося в сюжет смятение и тревогу. В работе «Коронование Богоматери» (ок. 1490, Галерея Уффици) Б. отказался от прямой перспективы и единого масштаба изображения. Работы 1500-х гг. «Распятие» (Художественный музей Фогга. Кеймбридж, шт. Массачусетс, США), «Мистическое Рождество» (1500 (1501?), Национальная галерея. Лондон), с яркими контрастами цветовых пятен, уплощенностью форм, экспрессией образов, знаменуют кризис ренессансного мировоззрения Б., обратившегося в поздний период творчества к принципам средневек. живописи.

До нач. XIX в. большинство произведений Б. не были известны; начиная с первого биографа Б., Дж. Вазари, и на протяжении XVII-XVIII вв. его считали архаическим мастером. С открытием картин «Весна», «Рождение Венеры» и др. появились первые исследования творчества Б. В XX в. изучением его наследия занимались крупнейшие историки искусства, традиц. считается рассмотрение творчества Б. в рамках философии неоплатонизма и идей итал. гуманизма.

Лит.: Horne H. Alessandro Filipepi Commonly Called Sandro Botticelli. L., 1908; Mesnil J. Botticelli. Р., 1938; Venturi L. Botticelli. P., 19492; Гращенков В. Сандро Боттичелли. М., 1960; Боттичелли: Сб. мат-лов о творчестве: Пер. с франц., англ., итал. М., 1962; Смирнова И. Сандро Боттичелли. М., 1967; L'opera completa del Botticelli. Mil., 1968; Санти Б. Боттичелли. М., 1996.
А. А. Бельтюкова
Ключевые слова:
Художники итальянские История искусства. Италия Боттичелли Сандро (1444-1510), итальянский художник, представитель флорентийской школы живописи Живописцы итальянские Флорентийская школа живописи
См.также:
БРАМАНТЕ Донато (1444 - 1514), итал. архит., живописец и инженер
ВАЗАРИ Джорджо (1511 - 1574), итал. живописец, архитектор, писатель
ВЕРОНЕЗЕ (наст. фам. Кальяри) Паоло (1528-1588), итал. художник эпохи Возраждения
ГОЦЦОЛИ (1420/21 — 1497), итал. худож. раннего Возрождения
ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы
ДУЧЧО ДИ БУОНИНСЕНЬЯ 1-е упом.- в 1278 - до 1319, итал. живописец
КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в.
АМАЛЬФИ город в Юж. Италии
АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)
БЕЛЛИНИ семейство итал. художников XV в.