Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЕЛТИСТОВ
Т. 7, С. 536-537 опубликовано: 22 ноября 2009г.


ВЕЛТИСТОВ

Прот. В. Н. Велтистов. Фотография. Кон. XIX в.
Прот. В. Н. Велтистов. Фотография. Кон. XIX в.

Прот. В. Н. Велтистов. Фотография. Кон. XIX в.
Василий Николаевич (1854, Костромская губ.- после 1920), прот., богослов. Род. в семье причетника. После окончания МДА преподавал там же Свящ. Писание ВЗ. Защитил магист. дис. «Грех, его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматическое исследование» (М., 1885), к-рая была отмечена премией митр. Макария (Булгакова). 22 сент. 1880 г. избран приват-доцентом, с 1884 г. исполняющий должность доцента, с 4 янв. 1884 г. доцент на кафедре Свящ. Писания МДА. 23 мая 1888 г. назначен законоучителем при Павловском ин-те в С.-Петербурге, а 20 июля 1888 г. рукоположен во священника. С 15 сент. 1888 по 1 сент. 1896 г. В. был законоучителем Екатерининской школы имп. Женского патриотического об-ва. С 7 сент. 1896 г. профессор богословия на Высших жен. (Бестужевских) курсах, служил в Исаакиевском соборе, с дек. 1898 г. состоял членом Училищного совета при Святейшем Синоде. 20 дек. 1898 г. возведен в сан протоиерея.

«Песнь Моисея» (1881), основная работа В. по экзегетике, является примером богословского истолкования одного из древнейших произведений свящ. поэзии ВЗ (Втор 32. 1-43) с учетом всех разночтений между MT и LXX. Смысл этой Песни раскрывается В. через само Свящ. Писание. Он отстаивает ее цельный характер и авторство прор. Моисея. В то время как зап. библеисты (Ф. Блек, Ф. В. Шульц, A. Кампгаузен) придерживались мнения о принадлежности этого произведения к более позднему времени, исходя из содержащихся в нем указаний на последующие события Свящ. истории, В., рассматривая параллельно тексты Песни, кн. Второзакония и Пс 89 (к-рый также традиционно приписывается Моисею), доказывает принадлежность ее прор. Моисею. В. считает, что этот текст: «…является результатом особенного Божественного откровения Моисею о судьбе израильского народа после его смерти» (С. 126). Свое мнение В. подтверждает лексическим анализом текста Песни.

Магист. сочинение В. носит апологетический характер и посвящено богословскому анализу понятия греха, также рассматривается учение Свящ. Писания о происхождении греха и вопрос о библейской демонологии. В. защищает и доказывает положение, что, «согласно библейскому учению, грех произошел из свободы человека под влиянием искушения со стороны дьявола» (С. 191). В первых главах автор анализирует дуалистические представления о происхождении зла и греха в религии зороастризма и различных гностических системах и показывает несоответствие с правосл. учением представления о зле как независимом и самостоятельном начале. Далее В. разбирает понятие греха в зап. философской и богословской мысли, подвергая критике учение Г. Лейбница о происхождении греха из несовершенства человеческой природы (С. 35-51), опровергает мнения Д. Шенкеля и Ф. Шлейермахера, видевших источник греха в чувственной природе человека (С. 51-85). В доказательство В. с правосл. т. зр. разбирает те места из Свящ. Писания (Мф 14. 38; Мк 14. 38; Иак 14. 15; Рим 8. 7-10 и др.), на к-рые опирались зап. философы. В. спорит с мнением Г. Ф. В. Гегеля о грехе как необходимом переходном моменте в нравственном развитии человека (С. 86-94), с мнением И. Канта о грехе как следствии свободного выбора человека в умопостигаемом мире (С. 94-106), с Ю. Мюллером, считавшим грех следствием вневременного самоопределения человека (С. 107-129).

Излагая учение о грехе в Свящ. Писании, В. полемизирует с мнением зап. библеистов (И. Г. Эйхгорна, В. Гезениуса, И. Ф. Габлера и др.) о том, что понятие о сатане не было известно древним евреям, а было заимствовано ими из персид. религ. традиции в послепленную эпоху. В., излагая свои взгляды, разбирает Втор 32. 17 и Лев 16. 7-8, где, по его мнению, речь идет о служении злым духам. Он считает, что евр. имя Азазель (Лев 16. 7-8 - в Синодальном переводе «отпущение») следует понимать как указание на злого духа. В доказательство своей т. зр. В. указывает на параллельные места из Пс 108. 6 и Иов 1. 6-12; 2. 1-7, считая их написанными до вавилонского плена, а также на апокрифическую Книгу Еноха (8. 1, 10, 12) и сочинение Оригена (Сontra Cels. VI 43), настаивает на историчности библейского рассказа о грехопадении, ссылаясь на мнения древних церковных авторов и приводя параллели с др. религ. традициями. Его анализ библейских стихов, связанных с учением Свящ. Писания о свободе человека, подкреплен ссылками на святоотеческие творения. В. видит сущность греха в «...человеческом самолюбии, соединенном с враждой против Бога» (С. 120). О последствиях для человечества первородного греха написано в заключительной части сочинения. Тема греха в ВЗ получила свое дальнейшее раскрытие в труде ученика В. Д. И. Введенского «Учение Ветхого Завета о грехе» (Серг. П., 1900).

Соч.: Песнь Моисея (Втор 31. 1-43) // ПрТСО. 1881. Ч. 27. С. 51-127;
Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885; Притча о браке царского сына (Мф 22. 1-14) // ПрибЦВед. 1889. № 42; Сила креста Господня // ДЧ. 1893. № 10; Молитва - жизнь души // Там же. 1894. № 9; Светильники и елей // Там же. 1895. № 5-6; Притча о мытаре и фарисее (Лк 18. 9-14) // СПбДВ. 1895. № 3; Преумножение талантов // ДЧ. 1896. № 9; Лекции по богословию: Курс 1 (1896/1897). СПб., 1897. Литогр.; Лекции по основному богословию, читанные на Высш. жен. курсах. 1899/1900. СПб., 1900; То же, 1903/1904. СПб., 1904. Литогр.
Лит.: Велтистов В. Н. // ПБЭ. Т. 3. С. 268-271; Велтистов В. Н. // Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 200-201.
А. Е. Петров
Ключевые слова:
Протоиереи Русской Православной Церкви Богословы русские Велтистов Василий Николаевич (1854 - после 1920), протоиерей, богослов
См.также:
АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
АЛЬБОВ Михаил Павлович (1844 - после 1915), прот., богослов
АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (1784 или 1785 – 1848), прот., д-р богословия, славист
БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (1872 - 1934), прот., богослов