Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ВЕК»
7, С. 374-375 опубликовано: 8 ноября 2009г.


«ВЕК»

общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. Редакторы журнала - В. А. Никольский (с нояб. 1906), А. В. Попов (с апр. 1907). Имел приложения - ж. «Церковное обновление» и «Библиотека «Века»» (серия брошюр, издававшихся 1 раз в 2 недели). Тираж «В.» составлял: 1500 экз. в кон. 1906 г., более 3 тыс. экз. в янв. 1907 г., 4200 экз. в июне 1907 г.

Журнал был создан как орган «Братства ревнителей церковного обновления» («Группы 32-х священников», см. Союз церковного обновления), основанного в 1906 г. либерально настроенными правосл. священниками Константином Аггеевым, Николаем Боголюбским, Иоанном Егоровым и др. По замыслу Никольского, издание должно было способствовать завоеванию политических свобод и проведению экономических преобразований в стране, отделению Церкви от гос-ва, демократизации церковной жизни и ее переустройству «на началах вселенского христианства» (Никольский В. А. Христианская политика // Век. 1906. № 1. С. 2). Кроме членов «Братства ревнителей церковного обновления» в журнале печатались Н. А. Бердяев, И. П. Брихничёв, С. Н. Булгаков, А. С. Глинка-Волжский, А. В. Ельчанинов, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, В. П. Свенцицкий, Д. В. Философов, В. Ф. Эрн и др. В нояб.-дек. 1906 г. участие в редакционной работе принимал А. В. Карташёв.

«В.» имел отделы: «Правительственный дневник», «За неделю», «Хроника», «Политическая летопись» и «Странички из записной книжки», в к-рых публиковались материалы на политические и общественно-церковные темы; с книжными новинками, публикациями в журналах и газетах знакомили отделы «Новости печати» и «Голоса печати»; события провинциальной жизни обсуждались в «Областном отделе»; в рубрике «Почтовый ящик» публиковались ответы на вопросы, к-рые присылали в редакцию журнала.

Журнал уделял большое внимание освещению текущих событий общественно-политической жизни в России (деятельность Гос. Думы, военно-полевые суды, террористические акты, аресты революционеров и др.), к-рые рассматривались с либерально-христ. позиций. Общественно-политическим проблемам были посвящены статьи: В. Алова «Христианское сознание и военно-полевые суды» (1907. № 5), Свенцицкого «Смертная казнь и Дума» (1907. № 9), материалы В. В. Акимова, печатавшегося под псевдонимом В. Чембарский: «Правительство и выборы» (1907. № 5), «Народ и Дума» (1907. № 6), «Министры и народ» (1907. № 10), серия статей Булгакова о деятельности Гос. Думы (1907. № 10-12). О взаимоотношении политики и религии размышляли на страницах еженедельника священники К. Аггеев (Религия и политика // 1907. № 12) и И. Егоров (Соборность и парламентаризм // 1907. № 23).

Большое число материалов «В.» было посвящено вопросам реформирования церковной жизни. На его страницах члены «Братства ревнителей церковного обновления» выступали за более активное участие мирян в церковной жизни, за восстановление «выборного начала при замещении всех церковных служений, включая епископское», настаивали на необходимости реформы духовного образования: предоставлении духовным академиям широкой автономии, допуске к поступлению в духовные академии выпускников гимназий, уравнении церковных учебных заведений низшего и среднего звена с общеобразовательными школами.

В журнале активно обсуждались религиозно-философские аспекты церковных реформ, этим вопросам была посвящена, в частности, дискуссия о «христианской общественности». Дискуссию начал Философов, к-рый изложил свои взгляды в ст. «О братстве церковного обновления», опубликованной в газ. «Товарищ» (1906. № 134), а потом и на страницах «В.» в ст. «Церковь и революция» (1907. № 18). Философов утверждал, что между Православием и самодержавием существует неразрывная внутренняя («метафизическая») связь и потому все надежды на реформирование правосл. Церкви в условиях сохранения самодержавия безосновательны. Публицист считал необходимым выработать новые религ. принципы, к-рые бы строились на «свободной, вне церковных традиций воспринятой религиозной метафизике» и помогли бы объединить людей в «христианскую общественность». Против Философова на страницах «В.» выступили Карташёв (К полемике с Д. В. Философовым // 1906. № 7), Свенцицкий (О новом религиозном сознании // Там же), С. А. Аскольдов (Алексеев) (По поводу поучений Д. В. Философова // 1907. № 19), считавшие перемены в церковной жизни необходимыми, но отвергавшие построение «христианской общественности» на внецерковных началах. Создание «христианской общественности» поддержал Бердяев в ст. «К вопросу об отношении христианства к общественности» (1907. № 24).

Отдельные публикации «В.» были посвящены деятельности Религиозно-философского об-ва в Москве (см. ст. Религиозно-философские об-ва в России), работе Московской комиссии по церковным и вероисповедальным вопросам. Представляет интерес напечатанное в еженедельнике исследование Бердяева «Нигилизм на религиозной почве» о религ. взглядах К. П. Победоносцева (1907. № 17).

25 марта 1907 г. было прекращено издание ж. «Церковное обновление», что позволило увеличить объем «В.» (с 12 до 20 с.). В мае того же года руководство редакцией перешло к Булгакову, Ельчанинову, Свенцицкому и Эрну, вытеснившим из журнала членов «Братства ревнителей церковного обновления». Вскоре между участниками новой редакции возник конфликт: Свенцицкий и Эрн рассматривали политический отдел как неотъемлемую часть журнала, Булгаков выступал против обсуждения в журнале политических проблем. Этот конфликт не был разрешен, поскольку в июне 1907 г. распоряжением Комитета по делам печати № 23 «В.» был изъят из продажи, а 9 июля исполняющий должность градоначальника остановил издание журнала. Несмотря на попытку Никольского возобновить издание, «В.» прекратил существование.

В «Библиотеке «Века»» были опубликованы брошюры «Сущность церковного обновления» В. Чельцова, «О Ренане» Эрна и К. Аггеева, «Венец терновый» Булгакова, «Избрание епископов» Н. Добронравова, «Религиозный смысл «Бранда» Ибсена» и «Л. Толстой и Вл. Соловьёв» Свенцицкого, «Философия протестантизма» Ф. Паульсена и др.

Лит.: Колеров М. А. Не мир, но меч: Рус. религ.-филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех», 1902-1909. СПб., 1996. С. 246-263; Взыскующие Града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997.
В. Л. Семигин
Ключевые слова:
«Век», общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в Санкт-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. Журналы религиозно-философские
См.также:
«ВЕСТНИК РУССКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ» выходит с 1 дек. 1925 г.
«ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ» журнал Московского психологического общества
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ)
«ЖИВАЯ ЖИЗНЬ» религиозно-философский ж., выходивший в Москве с 27 нояб. 1907 по 30 янв. 1908 г.