» (тропарь 4-й песни), сравнивается с Божественным весельем христиан, вызванным Воскресением Христовым. Стефан Диакон относит наименование «Б.» к св. прав. Иосифу, Обручнику Девы Марии (Vita S. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 108 8A). Во мн. ч. это наименование постоянно употребляется в формуле отпуста после главных церковных служб и относится к праведным Иоакиму и Анне, родителям Девы Марии. Согласно Типикону Великой церкви Св. Софии в Константинополе (IX в.) (см.: Скабалланович М. Рождество Христово. Серг. П., 1995. С. 187), к 1-му воскресенью после праздника Рождества Христова приурочена память Давида прор., Иосифа Обручника и св. ап. Иакова Праведного, брата Господня, также наименованных Б.; воскресенье получило название «неделя богоотцов» (слав. «
»).
Смысл слова «Б.» выводится из христологии правосл. Церкви. Поскольку перечисленные праведники тем или иным образом входят в родословную Иисуса Христа, они причастны к Его рождению от Девы Марии, именуемой Богородицей или Богоматерью. Наименования «Богоматерь» (т. е. Мать Бога) и «Б.» (т. е. отцы Бога) употребляются не в буквальном смысле слова. Они находят свое объяснение в правосл. учении об «общении свойств», согласно к-рому Превечный Бог во Христе усваивает Себе рождение как одно из свойств природы человека. Соответственно признаются Им Матерью родившая Его Дева Мария и отцом (Лк 2. 48) - прав. Иосиф, хотя Христос был зачат наитием Св. Духа. Причем отцовство признается в расширительном смысле - не только за Иосифом, но и за ближайшими родственниками Христа по человеческой природе и даже за прор. Давидом, с одной стороны, и Богом Словом - с другой.