Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТОНИЙ I КАССИМАТА
2, С. 654-655 опубликовано: 14 октября 2008г.


АНТОНИЙ I КАССИМАТА

[греч. ̓Αντώνιος Κασσυματᾶς], Патриарх К-польский (янв. 821 - янв. 837?), в крещении Константин. Род. в семье сапожника (на что указывает прозвище, от греч. κάσσυμα - ремень сандалии), но получил хорошее образование и ок. 800 г. был юристом и преподавателем в к-польском квартале Сфоракия. Впосл. постригся в монашество в Митрополитовом мон-ре в К-поле и стал там игуменом. Между 806 и 814 гг. св. Патриарх Никифор рукоположил А. К., бывшего к тому времени уже в летах, митрополитом Силейским (в Памфилии). Однако ок. Пятидесятницы 814 г. А. К., к-рому имп. Лев V, возможно, обещал Патриаршество, присоединился к возглавляемой Иоанном Грамматиком (впосл. Патриархом К-польским) иконоборческой комиссии, располагавшейся в имп. дворце и занимавшейся подбором святоотеческих цитат и аргументов для опровержения иконопочитания. В течение неск. месяцев А. К. оставался единственным архиереем, принявшим сторону иконоборцев. Узнав о его деятельности, Патриарх Никифор призвал А. К. к себе и потребовал объяснений. Тот подписал клятвенную грамоту с провозглашением анафемы тем, кто отвергает иконы, а сам доложил Льву, что «посмеялся» над Патриархом и др. епископами (The Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos and Related Texts / Ed. J. A. Munitiz et al. Camberley, 1997. P. 183-185). Такое лавирование объяснялось тем, что императору нужно было выиграть время до планируемой им дискуссии между иконоборцами и иконопочитателями, в к-рой имп. Лев собирался выступить посредником, чтобы решить дело в пользу первых. До этого никто из членов комиссии Иоанна Грамматика не должен был быть низложен или отлучен. Однако в кон. 814 г., после провала попыток поставить на обсуждение вопрос о священных изображениях, император разрешил А. К. и Иоанну публично выступить с критикой почитания икон. Тогда Никифор созвал Собор из 270 епископов и множества монахов и игуменов, где, в частности, был предан анафеме А. К. как «новый Арий» и «предтеча антихристов». В дальнейшем А. К. в отличие от Иоанна Грамматика не принимал активного участия в репрессиях Льва V против иконопочитателей. Это, по-видимому, и стало причиной выдвижения А. К. на Патриарший престол имп. Михаилом II, пытавшимся найти компромисс с православными. О деятельности А. К. в качестве Патриарха известно немного: однажды он испросил у имп. Михаила, к-рый воздерживался от преследований иконопочитателей, право для поместного архиерея сослать св. Симеона Митилинского (брата исп. Георгия, еп. Митилинского); А. К. анафематствовал Антиохийского Патриарха Иова за то, что тот по приказу араб. халифа короновал императором мятежника Фому Славянина, Сохранился рассказ о том, как А. К. велел одному кандидату в епископы попрать ногами дискос с изображением Тайной вечери, чтобы удостоверить свою лояльность иконоборчеству. Источники изображают А. К. человеком циничным, охотником до шуток, а также любителем выпить. Когда имп. Феофил в 833 г. возобновил жестокие гонения на православных, А. К. практически никакой роли в последовавших событиях не играл то ли из-за старости и болезни, то ли по мягкости характера. Возможно также, что эти гонения имели гл. обр. политическую, а не идеологическую подоплеку. А. К. не был признан Римом, к-рый продолжал настаивать на восстановлении на престоле свт. Никифора. В отличие от Патриархов 1-го периода иконоборчества (730-787) православные считали хиротонии, произведенные А. К., Иоанном Грамматиком и Феодотом I Касситерой, недействительными. Анафема всем троим провозглашается в Синодике в Неделю Православия.

Ист.: Scriptor Incertus de Leone Armenio // Leonis Grammatici Chronographia / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1842. Р. 350-352.
Лит.: Grumel V. Chronologie des patriarches iconoclastes du IXe siècle // EO. 1935. Vol. 34. P. 162-166; RegPatr, N 412; Lemerle P. Byzantine Humanism: The First Phase. Canberra, 1986. P. 161-163; Talbot A. M. Antony I Kassymatas // ODB. Vol. 1. P. 124-125; Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии. М., 1997.
Д. Е. Афиногенов
Ключевые слова:
Патриархи Константинопольские Константинопольская Православная Церковь [Константинопольский Патриархат, КПЦ), Патриархат, занимающий 1-е место в диптихе православной Церквей История Древней Церкви (313 - 1054 гг.) Антоний I Кассимата, Патриарх Константинопольский (821-837?)
См.также:
АКАКИЙ († 489), Патриарх К-польский (с марта 472)
АЛЕКСИЙ СТУДИТ Патриарх К-польский (1025 – 1043)
АНТОНИЙ II КАВЛЕЙ Патриарх К-польский (893-901), свт. (пам. 12 февр.)
АНТОНИЙ III СТУДИТ Патриарх К-польский (974-979 гг.)
АНФИМ I Патриарх К-польский (июнь 535 - нач. марта 536)
ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), патриарх К-польский, свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.)
ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)
ЕВФИМИЙ II (I) (ок. 834 - 917), патриарх К-польский (февр. 907 - 15 мая 912), свт. (пам. 5 авг.)