Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЯЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ (СПАССКИЙ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
60, С. 715-721 опубликовано: 18 июня 2025г. 


РЯЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ (СПАССКИЙ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Рязанской епархии Рязанской митрополии, находится в г. Рязани.

XIII-XVI вв.

Основан в кон. XIII - нач. XIV в. (Сметанина. 2000. С. 252), когда в 1299-1300 гг., при сыновьях рязанского и пронского кн. Ярослава Романовича († 1299), г. Переяславль Рязанский (ныне Рязань) окончательно стал одним из удельных центров Рязанского вел. княжества (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 485). Этой датировке не противоречит хронологический перечень настоятелей обители, к-рые, начиная с игум. Меркурия, поминались не только в Р. П. м., но и в синодике кафедрального переяславль-рязанского собора (РНБ. Погод. № 599. Л. 79 об.). По данным XVI-XVII вв., обитель находилась у юж. стены княжеской крепости-детинца (ныне - на территории Рязанского кремля). Принадлежавшие Р. П. м. городские дворы располагались в остроге на посаде напротив Глебовских ворот (Каштанов. 1996. С. 224-225; Писцовые книги. 1997. С. 472).

Отсутствие точных данных о раннем землевладении обители вблизи города свидетельствует о том, что изначально Р. П. м. содержался за счет руги, выдававшейся ее властям из великокняжеской казны или права на получение доли от сбора дани и налогов с торговли. Время основания обители совпадает с периодом утраты Ст. Рязанью (ныне село Спасского р-на) статуса столицы Рязанского вел. княжения в кон. XIII в. В данной грамоте от 15 марта 1535 г. по слову Московского вел. кн. Иоанна IV Васильевича Грозного рязанскими писцами И. Д. Бобровым (из рода Сорокоумовых-Глебовых) и С. А. Нармацким архим. Кассиану (до 1535 - после 1539) на бортный ухожий Куровловского о-ва с. Гавриловского, принадлежавшего «Спасу Зарецкому», отмечается, что этот «Спас» находился «поду Старою Резанью», а в имущественном отношении до кон. XV в. «Городцкои» Р. П. м. был прямым преемником Старорязанского Зарецкого Преображенского муж. мон-ря (Писцовые книги. 1997. С. 419).

Вопрос о времени получения Р. П. м. владельческих прав на с. Гавриловское на р. Мече (левый приток р. Вожи) остается открытым. По-видимому, это должно было произойти между кон. XIII в. (т. е. после смерти в 1294 рязанского кн. Феодора Романовича) и сер. XIV в., когда в период правления вел. кн. Олега (Иакова) Иоанновича Переяславль Рязанский из удельного центра окончательно превращается в столицу Рязанского вел. княжества. По упоминанию в источниках, переход вотчины Зарецкого Преображенского мон-ря новому владельцу произошел не позднее времени правления Рязанского вел. кн. Василия Иоанновича (1456-1483), т. к. уже при его сыновьях-преемниках, рязанском, ростиславльском и пронском вел. кн. Иоанне Васильевиче (1483-1500) и перевитском и рязанском кн. Федоре Васильевиче Третном (до 1493-1503), единое ранее Рязанское вел. княжество было разделено на большую (2/3) и «меньшую» треть. При этом Ст. Рязань вошла в состав удела младшего из братьев (ДДГ. № 84. С. 332-341).

Монастырь в честь Преображения Господня в Рязани. Фотография. 2020 г. Фото: В. Е. Сусленков
Монастырь в честь Преображения Господня в Рязани. Фотография. 2020 г. Фото: В. Е. Сусленков

Монастырь в честь Преображения Господня в Рязани. Фотография. 2020 г. Фото: В. Е. Сусленков

История Р. П. м. XIV в. неизвестна за исключением подробного перечня настоятелей (РНБ. Погод. № 599. Л. 79 об.). Возможно, игум. Феогност и рязанский кандидат Феогност, утвержденный во епископа Рязанского в присутствии владимирского, московского и новгородского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского в авг. 1388 г., в день празднования Успения Пресв. Богородицы, во владимирском Успенском соборе митр. Пименом, может быть одним и тем же человеком (Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. СПб., 2002р. С. 433).

Это важное в жизни Рязанской епархии событие стало следствием известной посольской миссии в кон. 1385 - нач. 1386 г. прп. Сергия Радонежского на переговоры в Переяславль Рязанский к его правителю вел. кн. Олегу Иоанновичу, когда после потери Коломны и поражения в битве под Перевитском московской стороне путем территориальных уступок на В. Дону удалось заключить устраивающий князя мирный договор. Находясь в Переяславле Рязанском и будучи со времени Киевского митр. свт. Алексия ответственным лицом за устроение монашеской жизни («иже бе началник и учитель всем манастырем иже в Руси» (ПСРЛ. Т. 25. С. 219)), прп. Сергий посетил одну из служб в Р. П. м.

В 1390 г. на архиерейской кафедре еп. Феогноста сменил ставленник Киевского митр. Киприана Рязанский еп. Иеремия Грек (1390 - до 1392/96). По существующей традиции бывш. владыка мог вернуться в Р. П. м., в котором он находился до получения им нового сана. Между 1392 и 1396 гг., после смерти еп. Иеремии Грека, его предшественник еп. Феогност († 1407) вновь занял Рязанскую кафедру.

Наиболее важные данные, свидетельствующие о наивысшей степени, к-рую имел собор обители в иерархии храмов Переяславля Рязанского, относятся к 1448/49 г., т. е. к периоду завершения епархиального управления свт. Ионы, посаженного в Москве на Киевскую митрополию. Об этом известно благодаря приписке историко-юридического содержания на обороте подлинника указной и жалованной грамоты от 7 марта 1485 г. о том, что Рязанский, ростиславльский и пронский вел. кн. Иоанн Васильевич выдал ее в связи с постройкой нового здания причту ц. свт. Иоанна Златоуста. В тексте отмечалось, что в Переяславле Рязанском княжеские «храмы первыя - Иван Златоуст да Никола Старой», а «благовесту утреннему первоя в монастыре у Спаса, да у Духа в монастыре, да у Иванна Златоуста» (Морозов. 1988. С. 303. № 3).

Между 1483 и 1493 гг., во время малолетства перевитского и рязанского кн. Федора Третного, его опекуном являлся Рязанский вел. кн. Иоанн Васильевич. В этот период правитель Переяславля Рязанского выдал братии Р. П. м. жалованную данную грамоту на ее «вотчины» (а не в 1467, как ошибочно считалось в историографии XIX в.). В наст. время это самый ранний известный документ, связанный с историей обители, о котором есть сведения в источниках. По данным С. И. Сметаниной, имя настоятеля Р. П. м. в этой грамоте не отмечено (Сметанина. 2000. С. 284. № 201, с датой - 1483-1500 гг.).

Согласно данной грамоте от 15 марта 1535 г., после прихода к власти в своем уделе (до 1493) перевитский и рязанский кн. Федор Третный решил восстановить имущественные права Старорязанского («Зарецкого») Преображенского муж. мон-ря. Он «взял то село Гавриловское у Спаса у Городцкого да придал в свою вотчину в трети к Спасу Зарецкому». Писцы в 1535 г. особо отмечали, что «на то село Гавриловскоя у Спасского игумена Федосья грамота княж Федора Васильевича, а бортные ухожьи» ему не были даны. Пользуясь ими, в кон. XV - нач. XVI в. бортники Лопата Дягилев «с товарыщи… оброку давали Спасскому игумену Федосью з братьею Зарецкого Спаса» по 12 пудов меда (Писцовые книги. 1997. С. 419). Следов., в данном объеме этой медовой данью до возвращения с. Гавриловского в состав имущества Старорязанского Спасского мон-ря распоряжалась братия Р. П. м., по отношению к которой Зарецкий мон-рь выполнял роль приписной обители.

Согласно Т. Я. Воздвиженскому, это пожалование относится к 1501 г., когда «князь Федор Васильевич [Третной] рязанский дал к мон-рю в дом Преображенью Спасову, что в Рязани, игумену с братиею с. Гавриловское со всем тем, как было к тому селу изстари» (Воздвиженский. 1820. С. 335-336; АСЭИ. Т. 3. № 344. С. 370). Т. о., удельный правитель смог реализовать свои ктиторские права в отношении имущества Спасского Зарецкого мон-ря лишь после смерти своего старшего брата.

Во 2-й четв. XVI в. документально подтверждается изменение статуса настоятелей обители, которые с этого времени в документах начинают постоянно упоминаться как архимандриты, хотя приписка, датированная 1448/49 г., в указной грамоте от 7 марта 1485 г. косвенно свидетельствует, что архимандрития в Р. П. м. могла возникнуть ранее кон. 40-х гг. XV в. Точное время этого события неизвестно. По сведениям П. М. Строева, в 1461 г. настоятелем Р. П. м. являлся архим. Иоанн (Строев. Списки иерархов. Стб. 419), но источник информации неясен.

Основываясь на данных актов, можно установить, что архимандриты Р. П. м. последовательно упоминаются с 1535 г., когда в этом статусе в актах фигурирует Кассиан. Дождавшись в нач. 1535 г. нового описания Рязанского у., он добился суда у писцов, по к-рому власти обители сумели вернуть себе владельческие права на бортные ухожии Куровловского о-ва с. Гавриловского на р. Мече с доходом в 12 пудов меда, т. к. в 1501 г. они не фигурировали в грамоте, выданной игум. Зарецкого мон-ря Феодосию (Писцовые книги. 1997. С. 419-420).

Землевладение

18 сент. 1597 г. власти обители во главе с архим. Ионой (Ремезовым) получили от писца Т. Г. Вельяминова-Зернова сотную грамоту. В этом документе подробно отмечены владения Р. П. м., полученные духовной корпорацией в XIV-XVI вв. Ранее в Переяславле Рязанском мон-рю принадлежала слободка, к-рая «была на оброке за детьми боярскими, а ныне места дворовые». Они платили «с тое слободки деньги плавные» в пользу Р. П. м., но еще в 1594-1597 гг. эта слободка на посаде «по государеву указу» была сломана, а оброк «с тое слободки с них сложен» (Там же. С. 472).

Вид с колокольни Рязанского кремля на Преображенский монастырь. Фотография. 1912 г. Фото: С. М. Прокудин-Горский
Вид с колокольни Рязанского кремля на Преображенский монастырь. Фотография. 1912 г. Фото: С. М. Прокудин-Горский

Вид с колокольни Рязанского кремля на Преображенский монастырь. Фотография. 1912 г. Фото: С. М. Прокудин-Горский

Земельные владения обители за пределами города находились в 3 станах Рязанского у. Крестьяне и бобыли Р. П. м. использовали землю с помощью двуполья. Экономическое положение монастырских сел и деревень было различным.

В Окологородном стане за обителью числилось с. Мервино на р. Плетеной. Здесь стояла ц. вмч. Георгия Победоносца, «древяна клетцки», в которой были «образы, и свечи, и книги, и ризы, и клепало, и всякое церковное - строенье мирское». Помимо дворов дворника и 3 слуг, здесь располагались 17 крестьянских дворов. На р. Плетеной и «около поль» крестьяне собирали 250 копен сена, а леса имели «присады пять десятин».

Вблизи от села на р. Павловой была построена монастырская мельница. Она имела «колесо немецкое», к-рое «мелет в двои жерновы на монастырь безоброчно, оба береги монастырские». Здесь же находились двор мельника, «келья на приезд да дв(ор) пуст». Проживавшие при мельнице имели «пашни паханые наездом середние земли» 20 четей «в поле», а также право на косьбу 20 копен сена у с. Мервино. К этому селу примыкала дер. Мокшеватая на р. Плетеной, в которой находились дворы монастырского служки и 6 крестьянских дворов. Один двор стоял пустым. Местные крестьяне трудились на Р. П. м. Здесь обитель имела «пашни паханые середние земли и наездные», а «лесом поросло» 200 четей «в поле». Вдоль берегов реки крестьяне накашивали 150 копен сена; для хозяйственных целей они имели «лесу пороснягу полъдесятины, да лесу же болота четыре десятины» (Там же. С. 471-472).

За Р. П. м. также числилось с. Подвязье («Бабкино тож») на р. Плетеной. К нему была «припущена в пашню пустошь Тулубзеево». В Подвязье стояла ц. арх. Михаила, «древяна клетцки», а в ней «образы, и свечи, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и все церковное - строенье мирское и монастырское». Свящ. Иван и пономарь Якушка проживали в отдельных дворах. Им было выделено 40 четей пашни в поле и 20 копен сена на берегу р. Плетеной. В с. Подвязье также находились двор монастырского служки, 6 крестьянских дворов и 4 «места дворовые». Их жители использовали «пашни паханые добрые земли и наездные, и лесом поросло» 280,25 четей, на реке косили 350 копен сена, а «лесу присады около села» имели 15 дес. Кроме того, монастырские крестьяне на р. Павловой у с. Мервина «били бобров» (Там же. С. 472).

В Каменском стане, в вотчине, за Р. П. м. имелось с. Киселево на р. Соломонке. Здесь стояла ц. свт. Николая Чудотворца, «древяна клетцки»; она имела «образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола и все церковное - строенье мирское приходных людей». На церковной земле находились дворы свящ. Евстафия, диакона Симеона, пономаря Ивана, «келья нищего старца», двор монастырского слуги, 12 крестьянских и 2 бобыльских двора. Их владельцы, также используя двуполье, обрабатывали для Р. П. м. «пашни паханые середние земли и наездные» 220 четей и церковные пашни 20 четей. Они собирали сена 90 копен, имели «лесу болшого дубровы вдоль на версту, а поперег на полверсты». К этому селу примыкали деревни Кузнецовская, Животовская, Глебово («Клементьевское тоже») на р. Кузнецовке. В них проживали 6 крестьян и один бобыль. Они обрабатывали для Р. П. м. «пашни паханые добрые земли и наездные» 140 четей и косили 40 копен сена. Здесь было «лесу присады и дубровы» 20 четей, а «лесу ж болшово промежи деревни Ромодановы об рубеж вдоль на версту, а поперег на полверсты».

В дер. Лядвеховской стояли 6 крестьянских дворов, один бобыльский и двор кузнеца. К ней примыкали «пашни паханые середние земли и с наездною пашнею» 120 четей. Ее жители косили «меж поль и по дуброве» 50 копен сена, а для хозяйственных целей имели 2 дес. «лесу присады». На р. Боидаровке за Р. П. м. числилась дер. Коровино, в которой проживал только один крестьянин, а 3 двора были «пусты», т. к. их крестьяне «взяты» на службу в Ряжск «в казаки». Рядом с Коровино были «пашни паханые середние земли и наездные» на 120 четей, а «сена нет; лесу присады пять десятин». «На Ржавце» за обителью числилась пустошь, «что была деревня Столпово», к к-рой «припущен в пашню» починок Васкин, где было 5 «мест дворовых». У них числились «пашни паханые наездом середние земли, и перелогом, и лесом поросло» 112 четей, а «лесу болшово вдоль на полверсты, а поперег тож». На р. Исье находилась пустошь Понамарево, где было 10 «мест дворовых», «пашни паханые середние земли, и перелогом, и лесом поросло» 118 четей, а «лесу пашенного» было 15 дес. Здесь косили 150 копен сена (Там же. С. 473-474). В пустоши, «что была» дер. Лукьяновская («Свиридово тож»), было 8 дворовых мест. Здесь «пашни паханые наездом из найму середние земли, и перелогу, и лесом поросло» 140 четей, а пашенного леса - 30 дес. Сена косили 80 копен.

Большим владением обители было с. Карповское на р. Ямне, где стояла ц. Покрова Пресв. Богородицы, «древяна клетцки»; а в ней «образы, и свечи, и книги, и ризы, и клепало - строенье монастырское и мирское». Здесь имелись дворы дьячка, пономаря, проскурницы и келья нищего, который «питаетца от церкви Божией». В селе также было 4 «служних», 17 крестьянских и 2 бобыльских двора, еще 3 двора стояли пустыми. У Карповского были «пашни паханые добрые земли и наездные», что «пашут» для Р. П. м., 670 четей, церковной пашни - 30 четей «в поле». По р. Ямне и «около поль, и по врагом» косили 200 копен сена, «лесу присады и дубровы» было 25 дес. В дер. Кулаково на р. Исье стояли двор монастырского служки, 5 крестьянских и один бобыльский двор. У них были «пашни паханые и наездом» 220 четей. По р. Исье и «межь поль» они косили 100 копен сена, имели 5 дес. «лесу присады».

В дер. Неболсина на р. Исье было 4 крестьянских двора и 2 пустых. К ней примыкали «пашни паханые добрые земли и наездные» 160 четей. По р. Исье и «меж поль по пашне» здесь косили 150 копен сена. «По пашне» стоял лес на 30 дес.

В дер. Лужки на р. Боидаровке было 2 «служних», 12 крестьянских и 4 бобыльских двора. Их владельцы использовали «пашни паханые добрые земли» 340 четей. По реке и «межь поль» они косили 1500 копен сена, а «лесу болшого дубровы пашенного и непашенного меж села Спасского вдоль полверсты, а поперег тоже». В дер. Попцово на р. Ямне было 9 крестьянских и 2 бобыльских двора. Здесь были «пашни паханые добрые земли и наездные» 240 четей «в поле», косили 150 копен сена, «лесу присады и дубровы» было 10 дес. (Там же. С. 474-475).

В Пехлецком стане за обителью располагалось с. Незнаново на р. Проне, к к-рому были «припущены в пашню» пустоши селищ Микулинское и Прямоглядовское. В селе стояла ц. вмц. Параскевы Пятницы, имевшая «образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола - строенье слуги монастырсково» Г. Яковлева. Здесь были церковные дворы свящ. Милована, пономаря, «двор дьяконский пуст, двор проскурницын пуст» и келья нищего, к-рый «питаетца от церкви Божией», а 2 кельи были пусты. В селе также были построены монастырский двор, в к-ром жил дворник, 2 двора служек, 20 дворов крестьянских, где жили 28 чел., 5 дворов бобылей. При этом 12 дворов стояли пустыми. К селу примыкали «пашни паханые добрые земли монастырские, и служни, и крестьянские, и наездные» 400 четей «в поле, а в дву по тому ж». По рекам Проня, Олешне Сухой и Мокрой, а также по дубравам косили 600 копен сена. «Лесу присады» около села было 20 дес., а «лесу пашенново дубровы» 30 дес. К этому селу прилегала дер. Крятинино («Стрикинская тож») на р. Проня, где стояли двор монастырского слуги, 11 крестьянских и 4 бобыльских двора; 3 двора стояли пустыми. Они обрабатывали 350 четей «пашни паханые добрые земли, и наездные, и диково поля», по рекам косили 500 копен сена, а «лесу присады и березнику» у них было 4 дес. В пустоши, что была дер. Чертовая на р. Сухой Олешенке, имевшей 9 «мест дворовых», и в пустоши Лепешкинской («Бородинская тож») никто не проживал. Там монастырские крестьяне пахали наездом и косили 450 копен сена (Там же. С. 475-477).

А. В. Кузьмин

XVII - нач. XXI в.

Церковь в честь Богоявления. 1647 г. Фотография. 2018 г. Фото: А. Н. Яковлев
Церковь в честь Богоявления. 1647 г. Фотография. 2018 г. Фото: А. Н. Яковлев

Церковь в честь Богоявления. 1647 г. Фотография. 2018 г. Фото: А. Н. Яковлев

В 1647 г., при настоятеле (1647-1673) архим. Боголепе, Р. П. м. полностью сгорел, но его трудами был возобновлен. В 1647 г. была возведена сохранившаяся каменная ц. Богоявления с приделами в честь Покрова Пресв. Богородицы (не позднее 1647) и во имя ап. Иоанна Богослова (не позднее 1779). Ее соорудили на месте храма XVI в., от к-рого остались цокольный этаж с подвалом под трапезной и сев. портал (Мелетия (Панкова), Синельникова. 2014. С. 400-403). К храму примыкали трапезная и шатровая колокольня. До нач. 30-х гг. XX в. на ней было 6 колоколов, в т. ч. 2 именных с вкладными надписями; на самом большом: «Лета 7155 (1647) слит сей колокол при державе государя царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея России, и лил тот колокол ко Всемилостивому Спасу, что на Рязани, в городе, коломенский епископ Рафаил, по своим родителям в вечной помин, с своим сыном тоя же обители архимандритом Боголепом»; на среднем колоколе: «Лета 7149 (1641) приложил сей колокол в монастырь Спасу Вседержителю старец Иона, прозвище Журавль» (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 87. Л. 14; Свод. 2005. С. 207). В трапезной части церкви было 2 придела: Покрова Пресв. Богородицы (1647; возобновлен в 1848 на средства купца И. В. Осьминина) и ап. Иоанна Богослова (устроен в 1779 статским советником М. К. Васильевым, к наст. времени не сохр., но существование его подтверждается документами: в 1855 г. губ. архит. Н. И. Воронихину было предложено осмотреть новый иконостас в Иоанно-Богословском приделе, устроенный рязанским цеховым Василием Любомировым на средства надворной советницы Почтеновой; архитектор в рапорте указал, что хотя иконостас устроен с отступлением от утвержденного архиеп. Рязанским и Зарайским свт. Гавриилом (Городковым) плана, но «вся работа и устройство иконостаса достигает вполне благолепию храма и местности его») (Там же. Ф. 824. Оп.1. Д. 316. Л. 7 об.).

В 1763 г. Богоявленский храм горел, но был поврежден только иконостас, восстановленный в 1848 г. рязанским купцом Ф. П. Филатовым. В 1855 г. акад. С. А. Живаго пожертвовал для церкви образ Сретения Господня стоимостью в 400 р. серебром. В Иоанно-Богословском приделе, по левую сторону от царских врат, находился чтимый рязанцами образ Божией Матери «Утоли моя печали». Эти иконы были утрачены в 1922 г., во время изъятия церковных ценностей (Там же. Ф. Р-57. Оп. 1. Д. 316. Л. 16; Мелетия (Панкова), Синельникова. 2014. С. 404).

В 1679 г. при архим. Иосифе над сев. воротами Р. П. м. была возведена ц. прп. Варлаама Хутынского, пострадавшая при обрушении первой, неудачной постройки рязанского Успенского собора в ночь на 17 апр. 1692 г., при архим. Филарете; в нач. XVIII в. во имя прп. Варлаама был освящен престол придельной ц. Преображенского собора (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 87. Л. 14). Во 2-й пол. XVII в. в Р. П. м. были сооружены братский и настоятельский корпуса; между ними в 1901-1904 гг. на средства еп. Михайловского Иосифа (Соколова; † 1902) встроено 2-этажное здание с домовой ц. прав. Иосифа Обручника на верхнем этаже и кельями на нижнем (см.: Памяти преосв. Иосифа. 1902).

Собор в честь Преображения Господня. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 2018 г. Фото: А. Н. Яковлев
Собор в честь Преображения Господня. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 2018 г. Фото: А. Н. Яковлев

Собор в честь Преображения Господня. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 2018 г. Фото: А. Н. Яковлев

В кон. XVII - нач. XVIII в. на средства купца гостиной сотни М. Ф. Немчинова был возведен и 6 авг. 1702 г., при настоятеле (1701-1720) архим. Льве, освящен каменный собор в честь Преображения Господня. Собор одноглавый, бесстолпный, перекрыт одним сводом с самым большим пролетом; с северной и западной сторон он имел подклет с гульбищем и 2 портала с резной белокаменной отделкой в стиле барокко; резной белокаменный декор оконных проемов и рельефные полихромные изразцы, расположенные под карнизом апсидной части и под окнами храма, также выполнены в стиле рус. барокко. Пятиярусный иконостас в стиле барокко устроен по образцу иконостаса летнего кафедрального Успенского собора; в 1754 г. на средства купца И. В. Осминина для икон местного ряда выполнены серебряные ризы с позолоченными венцами; справа от царских врат помещались иконы Преображения Господня и Воскресения Христова; слева - Феодотьевская икона Божией Матери и образ Сретения Господня в серебряных ризах «с позлащенными венцами»; у правого клироса находилась чтимая Тихвинская икона Божией Матери 1749 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 87. Л. 13 об.- 14; Добролюбов. 1884. С. 47).

25 дек. 1742 г. по указу Синода, «для отличия от игуменов, возложены на архимандритов наперсные для ношения кресты - на здешнего Спасского Давида и Духовского Ефрема» (Монашество и мон-ри в России. XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 288-289). С 1757 г. по указу еп. Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) мон-рь стал 1-степенным; с этого времени у настоятелей появились наместники; кроме того, со 2-й пол. XVIII в. настоятели Р. П. м. в сане архимандритов одновременно выполняли обязанности ректора Рязанской ДС, что повышало авторитет и обители, и семинарии. По рапортам настоятеля за 1746 г., в Р. П. м. «определено быти архимандриту и братии двадцати человек, им жалования положено в год денег по пети рублев, хлеба по пети четвертей, и того денег сто рублев и хлеба сто четвертей». До 1764 г. Р. П. м. принадлежало более 10 сел и деревень, в к-рых числились 2943 крестьянина (ГАРО. Ф. 627. Оп. 4. Д. 27. Св. 19. Л. 1 об.- 3).

В 1764 г. Р. П. м. лишился почти всех сел и деревень; за ним сохранились мельница, часть лесных и земельных угодий, к-рые обитель сдавала в аренду; доходы от нее шли на жизнеобеспечение братии, на поддержание построек мон-ря (Макарий (Миролюбов). 1863. С. 234).

Настоятель (1683-1700) архим. Филарет 5 сент. 1687 г. вместе с духовенством участвовал в погребении митр. Рязанского и Муромского Павла (Моравского), настоятель (1720-1728) архим. Мисаил (Копцев) с духовенством в 1722 г. сопровождал из Москвы до Переяславля Рязанского тело скончавшегося митр. Стефана (Яворского). В 1813-1828 гг. Р. П. м. возглавлял архим. Иероним (Алякринский; † 1828), историк, педагог, с 1808 г. ректор Рязанской ДС, строитель каменного семинарского корпуса; в 1828-1829 гг.- архим. Аполлинарий (Вигилянский; † 1858), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии; в 1829 г.- архим. Гедеон (Вишневский), впосл. архиепископ Полтавский; в 1830-1831 гг.- архим. Арсений (Москвин Федор Павлович; впоследствии митрополит Киевский); в 1831-1837 гг.- архим. Феодотий (Озеров; † 1858), в 1837 г. хиротонисанный во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии; в 1837-1840 гг.- архим. Афанасий (Дроздов), впосл. архиепископ Астраханский; в 1840-1858 гг.- архим. Антоний (Смолин; † 1876), в 1858 г. хиротонисанный во епископа Одесского, викария Херсонской епархии; в 1858-1860 гг.- архим. Макарий (Миролюбов; впосл. архиепископ Донской и Новочеркасский).

В 1868 г. в Рязанской епархии было учреждено Михайловское викариатство, и местом пребывания викарных епископов определен Р. П. м. Викарному епископу вверялось управление этим мон-рем, он обеспечивался настоятельским жалованьем и частью братских доходов; от Рязанского архиерейского дома ему предоставлялось право пользоваться ризницей и проч. принадлежностями для богослужения. В 1902 г. кафедру Михайловских викарных епископов временно перевели в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь; в 1907 г. местопребыванием викариев вновь стал Р. П. м. Михайловское вик-ство просуществовало до 1925 г.

Преображенский монастырь. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США)
Преображенский монастырь. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США)

Преображенский монастырь. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1912 г. (Б-ка Конгресса США)

С 1919 г. Р. П. м. стал на короткий срок местом пребывания архиеп. Рязанского и Зарайского Иоанна (Смирнова); владыка был вынужден искать пристанище после того, как в 1918 г. его сначала выселили из покоев архиерейского дома «в канцелярию его личного секретаря», а оттуда - в чулан под лестницей; вскоре членами комиссии юстиции, которая производила разгром архиерейского дома, были «разорваны в клочья владетельные документы архиерейского дома… совершено надругание над святынями», все было перевернуто «вверх дном»; здание дома было передано Управлению внутренних водных путей Волжского бассейна (Рупводу) (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 89. Л. 111-114).

Последним настоятелем Р. П. м. перед его закрытием 3 мая 1919 г. стал еп. Михайловский Митрофан (Загорский). В нач. 1920 г. местные власти выселили викария из обители, к-рую закрыли и превратили в холерную лечебницу; тем же годом датирован документ «О предоставлении квартиры епископу Митрофану (Загорскому), настоятелю Спасо-Преображенского монастыря, в связи с его выселением из настоятельского корпуса» (Мелетия (Панкова), Синельникова. 2014. С. 406). Еп. Митрофан стал служить в рязанской Николо-Дворянской ц., где, по словам рязанского историка и краеведа С. Д. Яхонтова, «собиралась масса народу на его служение… оно отличалось строгостью и какой-то религиозной простотой. Он был певец»; в 1922 г. еп. Митрофан уклонился в обновленческий раскол; 28 июня того же года был избран членом Рязанского церковного управления и утвержден в этой должности обновленческим Высшим церковном управлением; скончался 14 дек. 1923 г.; похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля (ГАРО. Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 91; Лавринов. 2016. С. 359, 636).

В ХХ в. настоятели, братия и причт Р. П. м. подверглись гонениям и репрессиям; наиболее полная информация сохранилась о викарных архиереях, бывших в разное время настоятелями мон-ря. Еп. Михайловский Исидор (Колоколов) был арестован 6 авг. 1918 г. и осенью того же года расстрелян. Еп. Амвросий (Смирнов) арестован в Брянске в 1921 г., но в июле того же года освобожден; в 1923 г. назначен еп. Рязанским, 5 июня 1926 г. в Москве вновь арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар); после освобождения 28 нояб. 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан архиепископа; в 1931 г. опять арестован и приговорен к 3-летнему заключению; после ареста в 1935 г. приговорен к ссылке в Красноярский край, 25 марта 1938 г. в Сибири арестован и заключен в тюрьму г. Енисейска. 14 апр. 1938 г. тройкой УНКВД Красноярского края приговорен к расстрелу, приговор приведен в исполнение. Архиеп. Павел (Вильковский) был арестован 19 февр. 1933 г., этапирован в Ростов-на-Дону, 2 апр. 1933 г. обвинен в «участии в церковно-монархической организации» и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу; приговор приведен в исполнение в Ростове-на-Дону 7 мая 1933 г.

Прихожане, стремясь спасти Р. П. м. от закрытия, подготовили обращение к властям о создании религ. общины, но разрешения не получили (ГАРО. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 173). В 1922 г. все имущество мон-ря было описано и изъято, наиболее ценные церковные предметы переданы в Рязанский губ. музей; верующие успели спасти от изъятия чтимую икону Божией Матери «Утоли моя печали» (до наст. времени ее местонахождение неизв.; Там же. Ф. Р-6788. Оп. 1. Д. 922. Л. 1-10). В монастырских зданиях располагались холерный лазарет, затем горисполком, воинские части, коммунальные квартиры (Там же. Ф. Р-4. Оп. 1. Д. 173). В 1935 г. территория Р. П. м. со всеми постройками перешла в ведение Рязанского краеведческого музея (с 1937 Рязанский обл. краеведческий музей); настоятельский и братский корпуса приспособили под коммунальные квартиры; в Богоявленской ц. на 1-м этаже разместили архив ЗАГС; на 2-м этаже до кон. 60-х гг. XX в. были коммунальные квартиры. Кладбище мон-ря в 1921 г. в связи с эпидемией холеры было закрыто; его начали уничтожать в 30-х гг., к 1957 г. почти все надгробия исчезли и место некрополя не обозначалось; сохранились лишь 4 захоронения, 3 - деятелей культуры XIX в.: акад. гравера И. П. Пожалостина (1837-1909), писательницы С. Д. Хвощинской (1828-1865) и поэта Я. П. Полонского (1819-1898), прах к-рого в 1959 г. был перенесен в кремль из Льговского Успенского Ольгова мон-ря; в 4-й могиле перезахоронены останки священнослужителя, обнаруженные во время реставрационных работ в 2000-х гг. у наружной алтарной стены кафедрального собора Рождества Христова.

В Преображенском соборе с 60-х гг. располагалось одно из хранилищ ГА Рязанской обл.; здание собора передано в аренду распоряжением Рязанского облисполкома от 13 янв. 1958 г. В 1968 г. все постройки мон-ря вошли в состав Рязанского историческо-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ), созданного на базе Рязанского обл. краеведческого музея.

В 2005 г. Р. П. м. был возобновлен. Указом архиеп. Рязанского и Касимовского Павла (Пономарёва) от 31 окт. 2005 г. был образован духовный собор мон-ря в составе наместника иером. Игнатия (Депутатова), секретаря иером. Авеля (Усачёва) и 2 насельников. 10 апр. 2006 г. на территории Рязанской клинической больницы им. Н. А. Семашко было открыто подворье мон-ря, подготовлен и утвержден проект каменного храма-часовни вместимостью 250 чел. С того же года братия окормляла сотрудников Бюро судебно-медицинской экспертизы г. Рязани; через месяц на его территории начал действовать храм Воскресения Христова, включенный в состав Р. П. м. как структурная единица. 19 апр. 2006 г. насельникам было поручено служение в часовнях на старом и новом Сысоевских кладбищах Рязани. 5 мая 2006 г. образовано подворье мон-ря с Илиинским храмом в с. Дядьково Рязанского р-на и обл. В дек. 2007 г. было образовано подворье в с. Ижевском Спасского р-на Рязанской обл.

В 2007 г. в пользование РПЦ были переданы федеральные памятники: Преображенский собор, нуждавшийся в ремонтно-реставрационных работах, и Богоявленский храм, пребывавший в аварийном состоянии. 21 июня 2008 г. В. Ф. Косушкин, художник-реставратор высшей категории МНРХУ Минкультуры РФ, обследовал состояние стенописи Богоявленской ц. и составил акт, в к-ром отметил, что «масляная живопись сохранившегося изображения святителя Василия Великого находится в аварийном состоянии, штукатурная основа частично отходит от кладки стены, покрыта трещинами, красочный слой и грунт шелушатся. Живопись сильно загрязнена, покрыта потемневшими слоями старого лака и копоти... Изображение святителя Василия Рязанского представляет большой художественный и исторический интерес и нуждается в срочном проведении противоаварийных работ: укреплении красочного слоя и грунта». Кроме того, «штукатурный слой растрескался и грозит падением. Сделать пробные раскрытия живописи сегодня невозможно. После разборки подвесного потолка открылось большое изображение Господа Саваофа в небесах, благословляющего на две стороны руками… Масляная живопись на стенах Богоявленской церкви сохранилась в большом объеме (около 80%), в своей нижней части она скрыта под слоями меловых и масляных побелок. Штукатурное основание под живописью находится в аварийном состоянии... Красочный слой масляной живописи за время Советской власти пришел в аварийное состояние, повсеместно шелушится, что в дальнейшем грозит осыпями и значительными потерями сохранившейся живописи. Красочный слой и основание под ним нуждаются в срочном проведении противоаварийных работ — обессоливании, дезинфекции и укреплении, иначе процесс деструкции живописи может принять необратимый характер; потолок находится в остро-аварийном состоянии» (Архив канцелярии Рязанского епархиального управления. СпасоПреображенский муж. Мон-рь г. Рязани: Акт технич. состояния Богоявленского храма от 21.06.2008 г.).

Малое освящение Преображенского собора и 1-я Божественная литургия были совершены по окончании восстановительных работ, 19 авг. 2008 г.; в Вербное воскресенье 2009 г. правящий архиерей совершил его великое освящение. 2 нояб. 2008 г. в соборе был освящен приставной престол в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец».

3 нояб. 2008 г. архиеп. Павлу (Пономарёву) поступило обращение жителей микрорайона «Горроща» о выделении участка земли под строительство храма в качестве подворья мон-ря. 18 нояб. 2008 г. архиерей благословил включить в состав Р. П. м. подворья в Рязани: храм прав. Иоанна Кронштадтского, Воскресенский храм на территории Бюро судебно-медицинской экспертизы, Воскресенскую и Иоанно-Предтеченскую часовни на новом и старом Сысоевском кладбищах. К кон. 2010 г. насельники Р. П. м. окормляли часовни на Воскресенском и Новогражданском кладбищах, а также Бюро судебно-медицинской экспертизы, Ухорский психоневрологический интернат Спасского р-на, а также детский сад № 8 в Рязани.

20 июля 2011 г. монастырское подворье в с. Ижевском Спасского р-на было преобразовано в Казанский приход с приписным храмом Успения Пресв. Богородицы, подворье на территории ГУЗ РКБ — в приход в честь иконы Божией Матери «Всецарица», подворье в с. Дядькове — в Илиинский приход.

В 2011 г. игум. Игнатий (Депутатов) был хиротонисан во епископа Шахтинского, с 22 авг. по 12 окт. 2011 г. и. о. наместника являлся иером. Владимир (Самохин); ныне митр. Владивостокский и Приморский). Затем и. о. настоятеля были: иером. Сергий (Акимов), с 14 авг. 2014 г. иером. Питирим (Чембулатов), с 21 окт. 2015 г. игум. Евфимий (Шапкин).

Мн. реликвии Р. П. м. утрачены в XX в.; сохранилась лишь часть изъятого в 1922 г. и переданного в Рязанский губернский музей, в т. ч. чтимый список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, который в 2011 г. передан РПЦ и ныне пребывает в Архангельском соборе кремля (в составе Рязанского церковного музея «Древлехранилище»). В монастырском соборе почитается мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»; мироточивая икона Божией Матери «Нечаянная Радость», в дни празднования к-рой совершается крестный ход с молебном Пресв. Богородице; икона свт. Гавриила (Городкова), архиеп. Рязанского, с частицей его мощей (святитель в свое время принял монашеский постриг в Р. П. м.) передана в мон-рь мон. Мелетией (Панковой); частицу мощей блж. Матроны Московской пожертвовала Л. В. Крылова; с начала возрождения обители в соборе мон-ря пребывает частица мощей священноисп. Луки (Войно-Ясенецкого) (первоначально была в резном деревянном кресте, в 2014 помещена в ковчег).

К нояб. 2020 г. в Р. П. м. проживали игум. Евфимий (Шапкин) и 3 насельника.

Арх.: ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 87. Л. 13 об.—14; Ф. Р–4. Оп. 1. Д. 173; Ф. Р–57. Оп. 1. Д. 316. Л. 16; Ф. Р–2798. Оп. 1. Д. 89. Л. 11–44; Д. 91; Ф. Р–6788. Оп. 1. Д. 922. Л. 1–10.
Ист.: АСЭИ. Т. 3. № 344. С. 370; Шумаков С. А. Мат-лы для истории Рязанского края. Рязань, 1898. Вып.1: Обзор рязанских актов 1356–1757 гг.; Морозов Б. Н., публ. Грамоты XIV–XVI вв. из копийной книги Рязанского архиерейского дома // АЕ за 1987 г. М., 1988. С. 298–309; Каштанов С. М. Из истории русского средневек. источника. М., 1996. С. 224–227; Писцовые книги Рязанского края. Рязань, 19972. Т. 1. Вып. 2; Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV–XVII вв. / Сост.: А. И. Цепков. Рязань, 2005. Т. 4.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 735; Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской иерархии М., 1820; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церк.-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863. С. 223, 234, 236, 238, 239, 241; Добролюбов И., свящ. Ист.-стат. описание церквей и мон-рей Рязанской епархии. Зарайск, 1884. Т. 1; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889; он же. Доп. о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891; Памяти преосв. Иосифа, еп. Михайловского. Кончина и погребение преосв. Иосифа // Воронежские ЕВ. 1902. № 9. Ч. неофиц. С. 232–239; он же. Мат-лы для библиографии Рязанского края // ТРУАК. 1905. Т. 20. Вып. 1. С. 33–84; Сметанина С. И. Землевладение Рязанского края и опричная земельная политика: Канд. дис. М., 1982. С. 160, 166, 172, 173; она же. Вотчинные архивы рязанских духовных корпораций XIII — нач. XVII вв. // РД. 2000. Вып. 6. С. 247–295; Синельникова Т. П. Спасо-Преображенский мон-рь г. Рязани // Рязанский церк. вестн. 2005. № 9/10. С. 40–48; Мелетия (Панкова), мон., Синельникова Т. П. Мон-ри Рязанского кремля // Они же и др. Рязанский кремль: Взгляд сквозь века. Рязань, 2014. С. 400–444; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 359, 636. (МИЦ; 54).
Мон. Мелетия (Панкова)
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Рязанский в честь Преображения Господня (Спасский) мужской монастырь Рязанской епархии Рязанской митрополии
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле