Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 26, С. 524-527 опубликовано: 24 марта 2016г.


ИРКУТСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Иркутской и Ангарской епархии), находится в г. Иркутске. Основан по гpамоте, данной в 1689 г. митp. Сибиpским и Тобольским Павлом (Ɨ 1692). Располагался в версте от Иркутского острога, на правом берегу р. Ангары, в устье р. Иды (Ушаковки). Главным стpоителем, т. е. оpганизатоpом и pаспоpядителем всех стpоительных pабот, был иpкутский житель Влас Сидоpов. К 1693 г. была построена деревянная ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Гpамотой митp. Тобольского и Сибиpского Филофея (Лещинского) от 25 сент. 1703 г. Влас Сидоpов был утвеpжден в должности цеpковного стаpосты Знаменского хpама, а 1-й настоятельницей обители поставлена мон. Акилина (впосл. игумения; Ɨ 24 февр. 1744) (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 10). По ее челобитной в 1709 г. монастырю были отписаны вотчинные земли по pекам Китою и Ангаpе, удобные для хлебопашества, огородничества, скотоводства и рыбной ловли. На них были устроены мельницы и кожевенные заводы. В 1728 г. мон-pю пpинадлежали 33 дес. пахотной земли, 75 лошадей, 90 голов крупного pогатого скота и 35 овец. К 1730 г. в обители проживали 12 сестер. Пpиписных кpестьян муж. пола (с детьми) насчитывалось 120 чел., кроме них было записано 75 вкладчиков, находившихся под юpидической защитой монастыpской общины. В нач. 60-х гг. XVIII в. к И. м. была причислена Китойская вотчина со всеми угодьями, отданы сенные покосы по pекам Ушаковке и Ангаpе и pыболовные места в веpховьях p. Ангаpы. В 1764 г. И. м. получил статус третьеклассного. В 1768 г. здесь жили 3 насельницы, но обитель не закpылась благодаря энеpгичной деятельности Иpкутского свт. Софpония (Кpисталевского), к-рый добился, чтобы из Центp. России в Иpкутск пpислали монахинь. К кон. XVIII в. И. м. владел 355 крестьянами.

При игум. Акилине И. м. получил от царя Петра I в дар напрестольное Евангелие большого формата (М., 1698). Начиная со 2-го листа Евангелия от Матфея (19-й лист от начала) и на последующих страницах имеется надпись: «Книга, глаголемая Евангелие, от Благочестивейшаго, Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, жалованная в девичий монастырь Знамения Пресвятыя Богородицы, Иркутский, года 1708. Подписана иже аще бы кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковый во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст». Евангелие украшал чеканный оклад из серебра с позолотой весом 3,4 кг, выполненный в 1795 г. иркутскими серебряниками. Оклад был конфискован большевиками в 1922 г., но Евангелие сохранилось и используется священнослужителями во время торжественных служб.

В 1727 г. вместо обветшавшей Знаменской ц. был построен одноименный новый, также деревянный храм. В 1731 г. в И. м. была заложена деревянная 2-этажная церковь, верхний престол к-рой 28 окт. 1739 г. освятили во имя вмч. Димитрия Солунского, нижний - 1 авг. 1746 г. во имя мч. Трифона (согласно монастырской описи 1764 г., храм был заложен 18 февр. 1740 и освящен 28 окт. того же года (Калинина. 2000. С. 99). По нек-рым сведениям, придел вмч. Димитрия был устроен в 1740 под Знаменской ц.; возможно, он мог быть перенесен из 2-престольной церкви до окончания строительства 2-го придела мч. Трифона (Там же).). В 1742-1745 гг. на средства купца Ф. Щербакова над зап. воротами ограды, выходящими к р. Ангаре, была построена и 21 окт. 1745 г. освящена в честь Преображения Господня деревянная шатровая церковь. В 1790 г., после пожара (1787), этот храм был упразднен и в 1796 г. разобран. Между 1786 и 1789 гг. была разобрана и Знаменская ц. (1727).

Знаменский собор (1757–1762 (?)) Иркутского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря. Фотография. 10-е гг. XIX в. (ИИМК РАН)
Знаменский собор (1757–1762 (?)) Иркутского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря. Фотография. 10-е гг. XIX в. (ИИМК РАН)

Знаменский собор (1757–1762 (?)) Иркутского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря. Фотография. 10-е гг. XIX в. (ИИМК РАН)

В 1757 г. по благословению свт. Софрония (Кpисталевского) на средства иркутского купца И. С. Бечевина был заложен каменный собор. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (1765?), северный в трапезной - во имя свт. Николая Чудотворца (8 мая 1761). Композиция храма традиционна: по оси расположены одноглавый четверик летнего храма, трапезная с боковым зимним приделом и колокольня. Четверик с 2 рядами окон перекрыт 8-лотковым сводом с малым восьмериком в завершении, у основания свода устроены круглые окна. Апсида 5-гранная, объем придела в трапезной пространственно не выделен. Трехъярусная восьмериковая колокольня стоит на низком четверике под куполом со шпилем. Кровли храма и колокольни имеют характерные барочные «вздутия». Многие детали декора (карнизы из язычков и слепых арочек, пилястры с перехватом, филенки с розетками) напоминают кирпичное убранство Крестовоздвиженской (Крестовской) ц. (1747-1760) и др. храмов Иркутска сер. XVIII в., построенных, вероятно, устюжскими мастерами. При этом в монастырской церкви они выглядят проще, порой даже схематично. Формы наличников с завитковыми очельями и полуколонками с перехватом, а также полуколонны на лопатках четверика повторяют те же детали декора иркутского Богоявленского собора (1718-1746). В то же время эти и нек-рые др. формы декора (язычковые карнизы, 2-ярусные завитковые наличники, сдвоенные полуколонны, колонки на кронштейнах, филёнки с розетками) и их трактовка имеют параллели в формах устюжских церквей Жен-мироносиц (1714-1722) и прп. Сергия в Дымковской слободе (1739-1747), к-рые выделяются среди храмов устюжской школы. Возможно, в строительстве монастырского собора участвовала устюжская артель, возводившая и эти храмы. Позже к трапезной собора с юга пристроили обширный придел в честь Казанской иконы Божией Матери (22 окт. 1787), а с севера к четверику собора - придел в честь Преображения Господня (6 авг. 1794), куда был перенесен престол из упраздненной надвратной церкви. Известны иркутские мастера, выполнившие 5-ярусный иконостас собора в барочном стиле: резчик и позолотчик Яков Лебедев и иконописцы Сергей Красовский и Прокопий Игумнов. Иконостас был разрушен в 30-х гг. XX в., сохранились лишь царские врата и неск. икон. Но почти в полном виде сохранился иконостас Казанского придела, освященный 22 окт. 1787 г.

В XVIII-XIX вв. при И. м. проживало неск. т. н. епитимийцев. В обитель ссылали и «государственных преступниц» из Москвы и С.-Петербурга, замешанных в дворцовых интригах. Так, в мон-ре пребывала дочь опального кабинет-министра А. П. Волынского. Несовершеннолетние дети Волынского - Мария, Анна и Петр в июле 1740 г., через 3 дня после казни отца, были отправлены в Сибирь порознь, в особых повозках. 25 нояб. 1740 г. Анна была доставлена в И. м. и на следующий день приняла постриг с именем Анисия. После кончины в окт. 1740 г. имп. Анны Иоанновны дети Волынского получили свободу. Инокиня Анисия была «расстрижена»; впосл. выслала из С.-Петербурга в монастырь «напрестольное Евангелие в богатом окладе, которое, к сожалению, в обители не сохранилось» (Громов П., прот. Еп. Иннокентий Нерунович: Невольная постриженица // Иркутские ЕВ. Приб. 1868. № 28. С. 331-335). В 1804 и 1805 гг. сестры И. м. принимали участие в торжествах, связанных с общецерковным прославлением еп. Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого). В сент. 1816 г. игум. Пульхерия (Саватеева) с 13 насельницами посетили иркутский Вознесенский монастырь, где поклонились мощам свт. Иннокентия. Но на обратном пути, возвращаясь в лодке по р. Ангаре, игум. Пульхерия и неск. сестер утонули.

В 1827-1836 (1837) гг. И. м. возглавляла игум. Илария (Нечаева), сестра купцов Н. и П. Басниных. В 1836 г. благодаря поддержке купечества Иркутский архиеп. Михаил (Бурдуков) и игум. Илария добились от Синода решения о переводе мон-ря во 2-й класс, по штату к-рого полагалось получать из казны постоянное денежное довольствие на содержание игумении, казначеи, 15 монахинь, 15 послушниц и 15 белиц. С 8 февр. 1838 г. И. м. возглавляла игум. Августа (Сибирякова), сестра известного купца К. М. Сибирякова. В янв. 1853 г. по инициативе некой «чиновницы Вешниковой» в Киеве была выполнена копия чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы и доставлена в Иркутск, где по благословению архиеп. Нила (Исаковича) помещена в И. м. Образ был украшен серебряной ризой и вставлен в «небольшой резной с позолотой иконостасец» (Иркутская летопись. 1911. С. 317).

Главный иконостас Знаменского собора. Фотография. Нач. XXI в.
Главный иконостас Знаменского собора. Фотография. Нач. XXI в.

Главный иконостас Знаменского собора. Фотография. Нач. XXI в.
Благодаря купеческим пожертвованиям в И. м. продолжалось каменное строительство. В 1810-1818 гг. на средства иркутского купца Чупалова к северу от собора был построен одноэтажный каменный корпус, в к-ром 27 нояб. 1818 г. освящена больничная ц. во имя вмч. Димитрия и мч. Трифона. В храме был поставлен иконостас, некогда находившийся в одноименной деревянной церкви и в 1786 г. временно перенесенный в сев. палатку Знаменского собора. В 30-х гг. XIX в. с запада к собору пристроили крыльцо с 2 палатками, в 1836 г. достроили и переосвятили больничную ц. во имя вмч. Димитрия и мч. Трифона. После перестройки (1851-1854) на средства иркутского купца 1-й гильдии Е. А. Кузнецова 16 янв. 1854 г. церковь была освящена во имя свт. Евфимия Новгородского (небесного покровителя ктитора) и в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». При этом храм передали в ведение жен. духовного уч-ща, основанного в 1849 г. рядом с мон-рем на средства того же благотворителя. В 1882 г. была проведена реконструкция интерьера Знаменского собора по проекту иркутского архит. В. А. Кудельского. В 1886 г. на средства (50 тыс. р. серебром) иркутской благотворительницы А. Н. Портновой (урожд. Трапезниковой) построили большой 2-этажный каменный келейный корпус.

К кон. ХIХ в. И. м. пpедставлял собой кpупное хозяйственное обpазование. Кpоме 4 дес. усадебной земли на беpегу p. Ангаpы, занимаемой обителью, он владел 60 дес. сенокосных угодий на Большой pечке и более 120 дес. земли на Худяковской даче, где в 1894 г. монахини завели пасеку и постpоили воскобойню. Здесь же были сад, цветник, высевали зерновые культуры. В самом мон-pе располагались скотный двоp и огоpод с теплицами и водопpоводом. Места pыбных пpомыслов сдавались в аpенду, большую часть работ выполняли монахини и послушницы (в этот пеpиод их было более 120 чел.). Кpоме хозяйственных pабот, обеспечивающих жизнедеятельность монастыpя, монахини изготавливали цеpковные свечи на монастыpском свечном заводе, а также снабжали пpосфоpами все цеpкви гоpода.

И. м. славился своими мастерицами. Насельницы шили парадные священнические облачения, плащаницы, ризы на иконы и др. Сестры выполняли также заказы горожан на пошив светской одежды: нарядов для невест, дамских платьев, башмаков и др., занимались художественной стежкой одеял. Монахини владели различными техниками шитья: лицевым, золотошвейным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями. Так, известно, что настоятельница игум. Августа (Сибирякова; 1838-1848) собственноручно в технике золотного шитья изготовила ризу для Феодоровской иконы Божией Матери.

Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в Знаменском соборе
Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в Знаменском соборе

Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Иркутского, в Знаменском соборе

В 1893 г. при И. м. была учреждена школа для девочек, к-рых обучали грамоте и церковному пению, в 1908 г. открыта церковноприходская школа. В мон-ре также действовал приют для детей (в 1912 в нем содержались 44 девочки).

На территории монастырского некрополя были погребены 1-я игум. Акилина (Ɨ 24 февр. 1744), игумении Анфиса (Шатилова (Зайцева); Ɨ 30 июня 1816), Сусанна I (Ɨ 12 окт. 1864) и Сусанна II (Ɨ 1 авг. 1873), Анатолия (Ɨ 8 дек. 1892), Валентина (Ɨ 8 июня 1902), соборный прот. Иоанн Затопляев (Ɨ 1815), иркутские священнослужители, военные и чиновники, декабристы Н. А. Панов, П. А. Муханов, В. А. Бечаснов, жена декабриста Е. И. Трубецкая (Ɨ 1854) с детьми. Также здесь похоронен основатель Российско-Американской компании Г. И. Шелихов (Ɨ 1795); по заказу супруги на его могиле поставлен мраморный памятник, выполненный екатеринбургскими мастерами, эпитафию для памятника написал Г. Р. Державин. У монастырских стен погребены члены семей известных купеческих династий Иркутска: Трапезниковых, Котельниковых, Родионовых, Тельных, Голдобиных, Малых и др. 24 февр. 1890 г. погребение одной из самых щедрых благотворительниц города - почетной гражданки А. Н. Портновой, происходившей из купеческого рода Трапезниковых, совершили архиеп. Вениамин (Благонравов), свт. Киренский Агафангел (Преображенский) в сослужении иеромонахов иркутского Вознесенского мон-ря. На отпевании присутствовало все городское духовенство. На благотворительные дела, в т. ч. и в пользу монастырей, Портнова завещала 2,340 тыс. р. В 1949 г. на территории монастыря близ памятника Г. И. Шелихову был перезахоронен гроб с останками Иркутского архиеп. Иоанна (Смирнова). В окт. 1960 г. на иркутское Радищевское кладбище были перевезены останки Иркутского еп. Иннокентия (Неруновича), скончавшегося в 1747 г. в Братской Спасской пуст. (территория обители при строительстве Братской ГЭС оказалась в зоне затопления). 14 окт. 2001 г. архиеп. Иркутским и Ангарским Вадимом (Лазебным) останки еп. Иннокентия были торжественно перезахоронены у алтаря Казанского придела иркутского Знаменского собора.

Вид на Знаменский собор и памятник А. В. Колчаку (2004, скульптор В. М. Клыков). Фотография. 2009 г.
Вид на Знаменский собор и памятник А. В. Колчаку (2004, скульптор В. М. Клыков). Фотография. 2009 г.

Вид на Знаменский собор и памятник А. В. Колчаку (2004, скульптор В. М. Клыков). Фотография. 2009 г.

После 1919 г. начались гонения на насельниц и клириков обители. Согласно летописи Иркутска, в янв. 1920 г. И. м. был «занят советскими войсками, в числе которых есть монголы, китайцы. Монахинь переместили в какое-то одно из помещений, беженцев перевели в другое место. Ограда монастыря - военный лагерь с пушками, пулеметами, аэропланами. Тихое течение монастырской жизни нарушено» (Романов Н. С. Летопись г. Иркутска за 1902-1924 гг. / Сост., предисл. и примеч.: Н. В. Куликаускене. Иркутск, 1994. С. 392). Согласно «Дневнику» (1922-1927) настоятеля иркутской Знаменской ц. свящ. Петра Попова, после кончины в марте 1926 г. игум. Анатолии в мон-ре состоялись выборы новой игумении - Рафаилы (Хлыновской; Ɨ 1933) (ГА Иркутской обл. Ф. 480. Оп. 1. Д. 375). Вероятно, в том же году сестры зарегистрировались как трудовая артель, до 1928 г. богослужения в храмах совершались ежедневно по монастырскому уставу. В окт. 1928 г. началось выселение сестер из келий обители. В янв. 1929 г. игум. Рафаила (Хлыновская), монахини Евстолия (Суходольская), А. А. Щёголева и М. М. Потапова были обвинены в том, что 9 лет хранили в И. м. «боевое знамя» с изображением вмч. Георгия Победоносца и Спаса Нерукотворного, вышитое в монастырской мастерской для атамана Г. М. Семёнова в момент предполагавшегося освобождения Иркутска от большевиков. Все сестры были выселены из мон-ря (Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 12320). Хоругвь «Спас нерукотворного Образа» находится в собрании Иркутского обл. краеведческого музея (Инв. № 792). Евангелие, подписанное и подаренное обители Петром I, долгое время прятали в куче угля.

Постановлениями президиума городского совета от 11 июля 1934 г. и Сибирского крайисполкома от 17 июля того же года Знаменский храм был закрыт, в нем устроен рабочий клуб; все иконостасы были сломаны, стены постепенно разрушались. Одновременно рядом с И. м. был устроен гидропорт, в 1935 г. на территории обители разместились штаб гидроотряда, мастерские, общежитие. С 1945 г. в отремонтированном Знаменском храме совершаются богослужения, 1 янв. 1949 г. он получил статус кафедрального собора. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. комплекс построек И. м. был отнесен к памятникам федерального значения.

Решением Синода от 26 февр. 1994 г. И. м. был возобновлен, 27 сент. 1994 г. в Знаменском соборе состоялся 1-й монашеский постриг. К 2011 г. на территории обители находились 2-этажный настоятельский корпус (1790, 1854), в к-ром располагается Иркутское епархиальное управление, «Чупаловский» келейный корпус (1810-1818), каменная ограда (1794-1797) с воротами (1855). Среди святынь обители - чтимая храмовая икона Божией Матери «Знамение» в богатом окладе. В И. м. покоятся мощи свт. Иннокентия (Кульчицкого). В 2004 г. в монастырском сквере установлен памятник адмиралу А. В. Колчаку (скульптор В. М. Клыков), принявшему смерть неподалеку от стен обители в 1920 г. Монастырь имеет 2 подворья - в г. Братске и в пос. Листвянка Иркутской обл. В монастыре проживают 10 монахинь, 8 инокинь и 20 послушниц.

Лит.: Корелин В., прот. Сведения об иркутском Знаменском жен. мон-ре, почерпнутые из описи означенного мон-ря, составленной в 1764 г. // Иркутские ЕВ. 1890. Приб. № 14. С. 1-6; № 15. С. 1-8; № 17. С. 1-5; № 20. С. 1-7; № 21. С. 1-8; № 24. С. 1-6; № 25. С. 1-5; № 26. С. 1-4; № 27. С. 10-12; он же. Настоятельницы иркутского Знаменского женского монастыря со времени основания его - 1693 г. по настоящее время (1892 г.) // Там же. 1892. № 21. С. 1-5; № 22. С. 1-6; № 23. С. 1-10; № 24. С. 4-10; № 25. С. 1-7; № 26. С. 6-9; № 27. С. 1-5; № 35. С. 1-7; № 36. С. 1-10; Иркутская летопись: (Летописи П. И. Пежемского и В. А. Кротова). Иркутск, 1911. [Т. 1: 1652-1856]; Крючкова Т. А. Храмы и иконостасы Знаменского мон-ря в Иркутске // Из истории Иркутской епархии: Сб. науч. тр. Иркутск, 1998. С. 40-57; Торшина Н. Г. Знаменский мон-рь // Земля Иркутская. 1998. № 10. С. 24-27; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии XVII - нач. ХХ в. М., 2000; Касаткин Е., свящ. Три века Знаменской ц. // В начале было Слово. Иркутск, 2007. № 6(14). С. 60-62; Масиель Санчес Л. К. Иркутские каменные храмы сер. XVIII в. // Архит. наследство. М., 2008. Вып. 49. С. 127-144.
Т. А. Крючкова, Л. К. Масиель Санчес
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Иркутская и Ангарская епархия Русской Православной Церкви (21 апр. 1994 - 5-6 окт. 2011) ( см. также Иркутская митрополия Русской Православной Церкви) Иркутский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь (Иркутской и Ангарской епархии РПЦ), находится в г. Иркутске
См.также:
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Казанской епархии