Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОРШИН В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
53, С. 362-367 опубликовано: 31 июля 2023г.


ОРШИН В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии), расположен в дер. Орше Калининского р-на Тверской обл.

Время основания обители

Документальных свидетельств о времени основания обители нет. В кон. XIX в. церковный историк А. А. Митропольский выдвинул версию о том, что насельником О. В. м. был прп. Савватий Тверской, и на этом основании считал, что мон-рь возник не позднее XIV в. Это мнение было оспорено Е. А. Веригиным (Веригин. 1913. С. 6), к-рый отмечал, что прп. Савватий именовался Оршинским, по всей видимости по названию р. Орши, на берегу к-рой находился основанный им Савватьевский мон-рь.

Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.

Оршин Вознесенский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1910 г.
Первое достоверное упоминание об О. В. м. содержится в «Слове похвальном о благоверном великом князе Борисе Александровиче» инока Фомы (сер. XV в.), в котором утверждается, что вел. князь Тверской (1425-1461) Борис Александрович «устроил монастырь» (Инока Фомы «Слово похвальное». 1982. С. 292, 612). В нек-рых работах высказывалось предположение о том, что речь шла не об основании обители вел. князем, а о благоустроении уже существовавшей обители (Вознесенский Оршин мон-рь. 2017. С. 15-17), однако этот вывод представляется сомнительным.

XV в.- 1919 г.

История О. В. м. до XVIII в. крайне слабо освещена источниками, что, по всей видимости, связано с гибелью многих из них в Смутное время. Обитель была основана как мужская. Уже в 1-й пол. XVI в. это был достаточно богатый мон-рь, что способствовало возведению там в сер. XVI в. каменного собора. Не позднее 1551 г. в обители была введена архимандрития; по мнению Д. Г. Давиденко, возможно, она была установлена сразу при основании мон-ря вел. князем Тверским Борисом Александровичем (Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв. // Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 309). Архимандрития в О. В. м. просуществовала до сер. XVII в. В Смутное время мон-рь дважды подвергся разорению: по разным данным, это произошло или в 1603 и 1611 гг., или в 1606 и 1612 гг., или в 1609 и 1612 гг. В 1613 г. настоятель О. В. м. архим. Иосиф подписал грамоту об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова.

В сер. XVII в., при Ионе, архиеп. Тверском и Кашинском (1642-1654), О. В. м. был приписан к Тверскому архиерейскому дому (по мнению Митропольского, в 40-х гг. XVII в. (Митропольский. 2017. С. 10-11); по мнению Веригина, в 1651 (Веригин. 1913. С. 20)). С этого времени настоятелями обители считались Тверские архиереи, а непосредственное управление О. В. м. осуществлял строитель.

После секуляризации церковных имуществ О. В. м. был отнесен к числу заштатных мон-рей, что способствовало его дальнейшему упадку. В XVIII - нач. XX в. в обитель присылали «на исправление» духовенство и иноков из др. мон-рей и храмов. В XIX - нач. XX в. обитель пережила краткие периоды подъема, но оставалась небольшим малобратственным мон-рем.

В 1903 г. архиеп. Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) ходатайствовал перед Синодом о преобразовании О. В. м. в жен. обитель. В соответствии с указом Синода и указом Тверской духовной консистории от 9 янв. 1903 г. О. В. м. был отписан от Тверского архиерейского дома и преобразован в общежительный жен. мон-рь. В 1905 г. при О. В. м. создана церковноприходская школа, в к-рой обучались ок. 30 детей обоего пола. Мон-рь практиковал раздачу пищи неимущим, оказывал медицинскую помощь бедным в специальном приемном покое, вел работу по распространению образования. С началом первой мировой войны насельницы трудились сестрами милосердия в тверских госпиталях. В 1914 г. открыт монастырский приют для детей погибших воинов.

Под председательством игум. Виталии (Григорьевой) осенью 1918 г. на базе обители была образована трудовая артель, однако непомерные налоги, дополнительно наложенные обязательства и долги не давали возможности вести нормальное хозяйство. Постановлением Тверского уездного исполкома от 7 авг. 1919 г. предписывалось «произвести ликвидацию Оршинского монастыря, причем трудовую артель монахинь, как нелегальную, распустить; имущество описать и сдать на хранение школьному коллективу впредь до особого распоряжения». Постановление окончательно вступило в силу 19 окт. 1919 г.

Настоятели и игумении, братия и насельницы обители

К наст. времени имеются крайне отрывочные сведения о настоятелях обители вплоть до нач. XX в. Первым известным настоятелем обители являлся архим. Иов († 1551), среди его преемников - архимандриты Геронтий († 1563), Геннадий (упом. в 1567), Феодосий (упом. в 1603 и 1604), Иосиф (упом. в 1610-1615), Варлаам (упом. в 1638).

В кон. XVI в. О. В. м. славился своими иконописцами. Так, иноки Иов и Нифонт в 1595 г. создали 3 образа прп. Нила Столобенского. Возможно, что насельниками О. В. м. написаны 2 иконы прп. Савватия Тверского (ныне в Центральном музее древнерус. культуры и искусства им. Андрея Рублёва).

В 1816 г. братия О. В. м. составляла 3 чел., в 1859 г.- 6 чел., в 70-х гг. XIX в. и нач. XX в.- 5 чел.

Сразу после преобразования О. В. м. в жен. мон-рь туда были переведены 9 чел. (2 монахини и 7 послушниц) из новоторжского в честь Воскресения Господня жен. мон-ря; к 1913 г. численность насельниц возросла до 137 чел. Настоятельницами обители были игумении Евдоксия (1903-1908), Сергия (Виноградова; 1908-1917), Ангелина (1917-1918) и Виталия (Григорьева; окт. 1918 - окт. 1919).

После закрытия обители часть сестер перешла в тверской в честь Рождества Христова женский монастырь, часть - влилась в приходскую общину ц. Успения Пресв. Богородицы на Волынском кладбище Твери; нек-рые остались в Орше при трудовой школе-коммуне в качестве обслуживающего персонала. В 30-х гг. XX в. многие из бывш. насельниц пострадали в ходе репрессий.

Материальное обеспечение

Основные владения О. В. м. сложились не позднее 1-й пол. XVI в. Согласно Дозорной книге Тверского у. 1551-1554 гг., владения мон-ря составляли 3 территориальных комплекса: 1 в вол. Захожье (буд. Захожский стан Тверского у.) и 2 в волости Шейский у. (буд. Шейский и Кушальский стан Тверского у.). В вол. Захожье это были села Семёновское (с 10 деревнями и 1 починком) и Перхуровское (с 34 деревнями и 1 сельцом) (Писцовые мат-лы. 2005. С. 369-370). Второй комплекс располагался на левом берегу р. Волги, к востоку от обители, перемежаясь с землями Савватьевского мон-ря, и включал 3 села: Юрьевское (с 40 деревнями и 10 починками), Лисицы (Лисицыно; с 23 деревнями и 15 починками) и Замошье (с 33 деревнями, 28 починками и 1 займищем) (Там же. С. 291-292). Третий комплекс находился на правом берегу р. Волги и включал с. Ховлановское (с 27 деревнями и 14 починками) (Там же. С. 292). Согласно Писцовой книге Тверского у. 1580 г., мон-рь также владел двором в слободке на острове на оз. Глубоком (ныне Рамешковский р-н Тверской обл.) (Там же. С. 373).

Не позднее 1512 г. обители стала принадлежать слободка Тресвяцкая в Кашинском у. (Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в. М., 2008. Т. 4. № 110. С. 81). Согласно Дозорной книге Твери 1615/16 г., О. В. м. был собственником двора в Твери (Дозорная книга. 1890. С. 18).

По сведениям Дозорной книги Тверского у. 1615 г., земельные владения обители были разорены, а все монастырские крестьяне (за исключением двоих) были убиты или покинули свои дома (Коншин. 2017. С. 50-52; Веригин. 1913. С. 9-12). В писцовой книге Твери 1626 г. указано, что О. В. м. в Твери помимо ранее упомянутого двора принадлежал также участок в Загородском посаде (Выпись. 1901. С. 59).

К 1798 г. обитель владела мельницей на собственной земле на р. Орше, а также землями в Шейском и Кушальском стане Тверского у. (353 дес. 222 саж. (ок. 385,7 га)) (Ведомость. 1901).

В 1797-1867 гг. О. В. м. как заштатный мон-рь получал гос. субсидию в размере 300 р. в год. В 1847 г. состоялась передача в полное распоряжение обители из ведения архиерейского дома монастырской земли, что должно было увеличить материальное благосостояние обители, однако после смены Тверского архиерея уже на следующий год это решение было отменено. К нач. XX в. банковский капитал О. В. м. составлял 19 807 р. (Веригин. 1913. С. 28).

После преобразования в женский мон-рь в распоряжение О. В. м. перешли земельные владения и монастырский капитал. В 1913 г. насельницами обители обрабатывалось 30 дес. (свыше 32,7 га) пахотной и до 45 дес. (свыше 49 га) покосной земли, остальные площади отдавались в долгосрочную аренду крестьянам. Сестры мон-ря занимались различными видами рукоделия и прикладного искусства: вышивкой гладью и шелком, вязанием, кружевоплетением, иконописью.

После революционных событий 1917 г. крестьяне отказались платить за аренду монастырских земель, предъявили свои права на владение участками. После описи всего монастырского движимого и недвижимого имущества у обители были изъяты 2 дома, а у ворот мон-ря открыт трактир. Летом 1918 г. вышло постановление местных властей об изъятии озимого хлеба с монастырских полей, скота и сельскохозяйственных орудий. Весной 1919 г. имущество обители было национализировано, значительная часть помещений О. В. м. передана в ведение Отдела народного просвещения Тверского у.

О библиотеке обители достоверных сведений нет.

Архив

Архив мон-ря формировался с момента его основания, однако к наст. времени сохранились в основном документы 2-й пол. XVIII - нач. XX в. в ГАТвО (Ф. 187).

Святыни и достопримечательности

Главной святыней обители являлся список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, по преданию, привезенный в 1613 г. из Москвы архим. Иосифом. Наиболее явным указанием на особое почитание иконы в О. В. м. служит освящение в 1862 г. в честь нее одного из приделов трапезного храма. В 1904 г. тверская купчиха П. Колесова пожертвовала на образ драгоценную ризу, украшенную золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. После закрытия О. В. м. чудотворный список иконы сохранили местные жители, затем он оказался в частной коллекции, откуда попал в фонды Тверской областной картинной галереи, где пребывает и в наст. время. В мон-ре также находился список Феодоровской иконы Божией Матери нач. XVIII в., к-рый после закрытия обители был спасен жителями окрестных деревень. В 1913 г. в ознаменование 300-летия Дома Романовых стараниями настоятельницы О. В. м. игум. Сергии в Твери на средства обители была построена часовня в честь Феодоровской иконы Божией Матери (проект инженера-строителя П. Ф. Богомолова).

Феодоровская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (Оршин Вознесенский мон-рь)
Феодоровская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (Оршин Вознесенский мон-рь)

Феодоровская икона Божией Матери. Нач. XVIII в. (Оршин Вознесенский мон-рь)
Еще одной святыней обители был чудотворный список с иконы свт. Варсонофия Тверского, сделанный в Казани иконописцем Т. Гагаевым и привезенный в обитель в 1847 г. Икона была украшена посеребренной ризой и находилась в храме в киоте, напротив иконостаса. В 1855 г. в О. В. м. был пожертвован серебряный, позолоченный изнутри ковчег для частицы мощей свт. Варсонофия Тверского. В 1906 г. М. И. Архипов пожертвовал мон-рю серебряную, позолоченную и украшенную эмалью раку-мощевик, в к-рую были помещены частицы мощей 64 святых, в т. ч. и свт. Варсонофия.

Еще одним почитаемым образом была икона Страстей Господних с частицами мощей святых (ныне в собрании Тверской областной картинной галереи).

В 1846 г., в ходе ремонта в соборе, под полом алтарной сев. арки были обнаружены серебряные богослужебные сосуды и предметы нач. XVII в. (потир, дискос, звездица, 3 блюда (2 из них - 1604), лжица, крест, кадило (1603)), а также 2 иконы в позолоченных окладах тонкой работы (Коншин. 2017. С. 59-60; ныне в Тверском гос. объединенном музее) и 3 холщовых антиминса собора 1567, 1610 и 1613 гг. (ныне утрачены).

В 1847 г. архиеп. Григорий (Постников) установил для О. В. м. особый чин поминовения усопших и устав чтения синодика, к-рые вместе представляли собой торжественную службу, без изменений сохранявшуюся до 1919 г.

Некрополь

обители практически утрачен. С XIX в. известна надгробная плита инока Феодосия († 1542) (Зверинский. Т. 2. С. 101). В 2001 г. во время реставрационных работ обнаружены надгробные плиты архимандритов Иова († 1551) и Геронтия († 1563).

Архитектурный ансамбль

Вплоть до XVI в. все строения О. В. м. были деревянными, в сер. XVI в. в камне был перестроен монастырский собор, др. каменные строения появились лишь в сер. XIX - нач. XX в.

I. Собор в честь Вознесения Господня, главный храм обители, в XV-XVI вв. был деревянным. В сер.- 2-й пол. 60-х гг. XVI в. возведен каменный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм (Салимов. 2015. С. 382), к-рый был освящен 2 нояб. 1567 г. еп. Тверским свт. Варсонофием. Центральная глава собора была сдвинута от центра храма к востоку, зап. барабаны превышали по диаметру восточные (Там же. С. 368). Барабан центральной главы несколько расширяется кверху, украшен дополнительным декоративным городчатым поясом, сохранил 8 исходных щелевидных окон, над к-рыми расположен аркатурный пояс из арочек, опирающихся на полочки, а над поясом - профилированный карниз и пояс ступенчатых зубцов. У основания барабана сохранилось 2 ряда декоративных полукруглых кокошников (верхний ряд стесан при устройстве 4-скатной кровли). Зап. световые главы возвышались над хорами, восточные - над алтарной частью. Собор отличался скромной отделкой четверика (Там же. С. 380), от первоначального убранства сохранились круглые окошки в центральных закомарах на всех стенах, кроме восточной. Арочные входы в храм с западной, северной и юж. стороны оформляли перспективные порталы, располагавшиеся в центре средних прясел. Порталы состояли из 3 колонок с каждой стороны, разделенных уступами, имели белокаменные резные капители и «дыньки», завершались пологими архивольтами (в первоначальном виде сохр. только юж. портал; сев. портал восстановлен в ходе реставрации собора).

В кон. XVI в. собор был полностью или частично расписан (Там же. С. 360; фрагмент фрески у входа в дьяконник с изображением прп. Онуфрия Великого в 1972 был снят, отреставрирован и передан в Тверскую областную картинную галерею). Собор вновь освящался после разорений Смутного времени 5 апр. 1610 г. и 15 марта 1613 г. Согласно Дозорной книге Тверского у. 1615 г., в соборе помимо главного престола существовали 2 придела: во имя прп. Онуфрия и вмц. Екатерины, а также («на палатех») в честь Рождества Иоанна Предтечи (Веригин. 1913. С. 10).

По всей видимости, во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 1799) разобрали боковые главы (Салимов. 2015. С. 360; до 80 см). К сер. 40-х гг. XIX в. в соборе прекратили существование все приделы (Веригин. 1913. С. 21).

Ремонт собора был проведен в 1846-1847 гг. по инициативе архиеп. Тверского Григория (Постникова): была осуществлена замена старого кирпичного пола на деревянный, устроены новые иконостас, солея, амвон, клиросы и проч. (Вознесенский Оршин монастырь. 2017. С. 38). В 1846 г. собор был вновь освящен. В 1847-1858 гг. помещение отапливалось «амосовской» печью, однако в 1858 г. она была разобрана из-за «неисправимых повреждений».

В 1852 г. было принято решение о пристройке к собору с западной стороны теплого белокаменного трапезного храма с каменной колокольней, работа проводилась в 1854-1862 гг. Односветная, низкая, 2-столпная (столбы крещатые, сдвинуты к востоку), практически квадратная в плане трапезная была сложена в смешанной технике из кирпича с наружной облицовкой белым камнем. Восточная часть перекрыта крестовыми сводами, западная - коробовым сводом в направлении «север-юг». Столбы и расположенные против них на стенах широкие пилястры обработаны штукатурными филенками и карнизами. Нижняя часть стен под окнами также украшена крупными филенками. Фасады трапезной украшены по углам лопатками, под карнизами над окнами проходит пояс неглубоких арочек (аналогичный аркатурному поясу на барабане собора). Пристройка трапезной привела к уничтожению зап. портала собора. 21 сент. 1862 г. архиеп. Тверской Филофей (Успенский) освятил в трапезной 2 новых придела: северный - во имя свт. Варсонофия Тверского и свт. Димитрия Ростовского, южный - в честь Феодоровской иконы Божией Матери (Веригин. 1913. С. 22).

Вознесенский собор (60-е гг. XVI в.) и ц. прп. Савватия Оршинского (1996)
Вознесенский собор (60-е гг. XVI в.) и ц. прп. Савватия Оршинского (1996)

Вознесенский собор (60-е гг. XVI в.) и ц. прп. Савватия Оршинского (1996)
Примыкающая к западному фасаду трапезной 2-ярусная колокольня, также сложенная в смешанной технике из кирпича с наружной облицовкой белым камнем, сменила существовавшую в обители не позднее XVIII в. деревянную колокольню (к 1802 находилась в аварийном состоянии, в 1-й пол.- сер. XIX в. неск. раз ремонтировалась, в 1847 украшена новым позолоченным крестом, разобрана не позднее нач. 60-х гг. XIX в.). На нижнем ярусе-четверике расположен восьмерик с узкими диагональными гранями, увенчанный стройным деревянным шатром каркасной конструкции с главкой на тонкой шейке. В основании шатра - декоративные килевидные кокошники. Одновременно с пристройкой к собору трапезной и колокольни под ним был устроен кирпичный подвал.

В 1893-1894 гг. собор был оштукатурен и расписан масляной живописью в стиле академизма и в соответствии с канонической иконографической схемой: в куполе изображен «Господь Саваоф», в барабане - архангелы, апостолы и святые, на парусах - евангелисты, на столбах - святые, на стенах - евангельские сцены (роспись частично сохр.). В 1900-х гг. произведен капитальный ремонт трапезной. В нач. XX в. несколько раз рассматривался вопрос о возвращении собору 5-главого завершения, в 1910 г. архит. А. П. Фёдоров выполнил проект возведения 4 деревянных глав, однако он вызвал серьезные возражения членов Московского археологического об-ва «как искажающий древний храм» и был отклонен.

II. Не позднее нач. XVII в. в обители существовала теплая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с папертью и келарским помещением (Там же. С. 10), упоминавшася в документах до нач. XVIII в.

III. Во 2-й пол. 40-х гг. XIX в. был построен новый деревянный настоятельский дом. Не позднее 1885 г. взамен него был возведен каменный настоятельский корпус - 2-этажное кирпичное оштукатуренное здание в формах классицизирующей эклектики (Там же. С. 25). В нем располагались кельи и хозяйственные помещения, на 1-м этаже были устроены широкие проездные (святые) ворота, с вост. стороны - деревянная галерея с лестницей на 2-й этаж. В нач. XX в. в ходе капитального ремонта и перепланировки на обоих этажах появились коридоры: для этого в верхнем этаже была упразднена анфилада, а в нижнем заложен проем проезда.

IV. К нач. XX в. на монастырской территории располагались также: в юго-вост. части - деревянный флигель (там размещались кельи, кухня, трапезная) и пристроенная к нему просфорня, в северо-восточной - деревянные кельи, в восточной - амбар с погребом и подвалом для овощей. С 1903 г. в обители было возведено более 10 новых жилых домов и корпусов, а также ряд хозяйственных построек.

V. В 1848 г. начаты работы по возведению кирпичной ограды вокруг монастыря (ок. 448 м). Стена имела 4 угловые шатровые круглые башни, завершавшиеся шатрами со шпилями, на которых находились прапоры, флюгеры в виде трубящих ангелов и штандарты. В юго-восточной башне была устроена часовня. Основу художественной выразительности монастырской стены составляло ритмичное чередование гладких прясел с пряслами, украшенными с внешней стороны 3-центровыми декоративными арками (широкая ниша с коробовой перемычкой).

В 1891 г. близ обители был выстроен «двор для приезжающих посетителей на богомолье». К нач. XX в. за монастырскими стенами находились: с юж. стороны - скотный двор, изба, 3 сарая (из них 1 для сена); на вост. стороне - 2 сенных сарая; с сев.-вост. стороны - баня, рига и сарай. После 1905 г. построены гостиница для паломников, дом для священника, дачный дом (сдавался внаем), изба для работников, конюшня.

1919-1992 гг.

После закрытия О. В. м. по настоянию крестьян окрестных деревень монастырский собор был обращен в приходскую церковь, богослужения в ней велись до 1937 г. (ГАТвО. Ф. Р-641. Д. 790. Л. 1-14). В 1937 г. храм был закрыт, иконы частью сожжены, частью разобраны местными жителями. Собор использовался под зернохранилище местным колхозом. Часовня Феодоровской иконы Божией Матери в Твери, принадлежавшая обители, была закрыта и переоборудована под магазин.

В 1941 г., в ходе Великой Отечественной войны, в непосредственной близости от бывш. О. В. м. проходили ожесточенные бои. После того как в нояб. 5-я стрелковая дивизия 31-й армии с боем отошла на левый берег р. Волги, в район устья р. Орши, в бывш. О. В. м. разместился штаб советских войск, стены и башни были оборудованы под огневые позиции. Одно из сражений, развернувшееся на р. Орше, получило название «второе Ледовое побоище», т. к. советским бойцам удалось без потерь уничтожить большое количество живой силы и военной техники герм. войск, наступавших по льду Волги. Здания обители пострадали от действий герм. артиллерии, деревянные постройки сгорели. После освобождения близлежащих территорий от германских войск в соборе нек-рое время размещались госпиталь и военный склад. Во время войны и после ее окончания часть монастырских строений была разобрана жителями окрестных населенных пунктов для возведения собственных построек.

К сер. 40-х гг. XX в. собор уже требовал проведения капитального ремонта и восстановительных работ. В 1946 г. В. А. Грибков произвел его обмер и обследование. До нач. 60-х гг. XX в. собор продолжал использоваться как зерносклад. В 50-х гг. для подъезда к зерноскладу были разобраны отдельные прясла стен, расширены монастырские ворота, одна из башен была разобрана до фундамента. В соборе прогнили и рухнули стропила, кровля проржавела, полы сгнили и были взломаны, своды от повышенной влажности и несоблюдения температурного режима пришли в аварийное состояние.

В 1960 г. собор был принят на гос. охрану, в 1964 г. хозяйственная деятельность в нем была прекращена. В 1965 г. храм был обследован представителем Центральных научно-реставрационных мастерских, к-рый помимо детального описания состояния памятника и составления плана ремонтных работ предложил вариант его хозяйственного использования в качестве музея р. Волги (проект не реализован). В 1968 г. архитектором мастерской Мособлреставрации М. Б. Чернышёвым составлен эскизный проект реставрации О. В. м. (не осуществлен). Согласно документам 1965 и 1969 гг., состояние собора было аварийным: отсутствовала кровля, в стенах имелись трещины, настенная живопись сохранилась фрагментарно (к нач. 80-х гг. XX в. поблекла или совершенно исчезла).

В 1975-1978 гг. сотрудниками Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината Б. Л. Альтшуллером, А. А. Галашевичем и Д. С. Фюргангом подготовлен новый проект реставрации комплекса бывш. О. В. м. Началось восстановление немногочисленных уцелевших построек: собора с трапезной, колокольни, настоятельского корпуса и ограды с башнями. По различным причинам работы шли медленно, а во 2-й пол. 80-х гг. XX в. прекратились вовсе. К этому времени была восстановлена каменная ограда, подновлен фасад собора, проведен ремонт настоятельского корпуса. Однако оставленные без присмотра сооружения продолжали разрушаться, а их фрагменты расхищались как стройматериалы.

В 1990 г. РПЦ была возвращена бывшая часовня О. В. м. в Твери, которую освятили во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского и передали тверскому храму Покрова Пресв. Богородицы. В 1992 г. собор О. В. м. был передан Тверской епархии, 26 апр. совершен 1-й молебен.

1992-2019 гг.

О. В. м. был возрожден по определению Синода от 21 окт. 1992 г., его настоятельницей стала мон. Иулиания (Ритониеми), возглавлявшая обитель до 1996 г. Первоначально число насельниц составляло всего 3 чел., к 2019 г.- свыше 30. Под рук. архит. Н. Г. Зачёсовой возобновились реставрационные работы в настоятельском корпусе, восстанавливалась ограда с башнями. В 1993 г. в Твери при храме вмц. Екатерины было открыто подворье О. В. м. с подсобным хозяйством, в 1996 г. оно было преобразовано в самостоятельный тверской во имя святой великомученицы Екатерины женский монастырь.

15 июня 1996 г. настоятельницей О. В. м. на место возглавившей Екатерининский мон-рь в Твери игум. Иулиании (Ритониеми) указом архиеп. Тверского Виктора (Олейника) определена мон. Евпраксия (Инбер; ныне игумения). 29 авг. в мон-рь был возвращен один из образов Феодоровской иконы Божией Матери (нач. XVIII в.), найденный на чердаке в доме в с. Лисицкий Бор. В том же году в обители построена небольшая (8,8×3,6 м) деревянная теплая ц. во имя прп. Савватия Тверского (Оршинского), к-рая является точной копией храма XIV в., находящегося в Гос. историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи». В нояб. 2000 г. освящены и подняты на колокольню новые колокола, весной 2001 г. отслужена 1-я литургия в алтаре собора. В обители возведено несколько новых жилых корпусов. Налажено подсобное хозяйство со скотным двором, садом, пасекой. Близ монастыря возведены 2 часовни: в честь Рождества Иоанна Предтечи и во имя свт. Николая Чудотворца (2008; на монастырской пристани).

В кон. 90-х гг. XX в. для девочек-воспитанниц при обители был создан приют-пансион, к-рый в нояб. 2009 г. по благословению архиеп. Виктора был преобразован в службу помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, «Православный детский социально-реабилитационный центр «Родник» во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского». Для него было построено отдельное здание. К 2019 г. в центре «Родник» воспитываются 28 девочек в возрасте от 5 до 18 лет. Сестры обители читают лекции на богословских курсах при Екатерининском жен. мон-ре в Твери.

Подворьем О. В. м. в Твери является храм во имя Живоначальной Троицы (1734-1737; с 2010), обители передана часовня во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. Ежегодно в О. В. м. останавливается традиц. Волжский крестный ход.

Арх.: ГАТвО. Ф. Р-641. Д. 790; Паспорт памятника архитектуры Собор Вознесения Вознесенского мон-ря № 1513.17 от 01.02.1973 г. // Архив Гл. упр. по гос. охране объектов культурного наследия Тверской обл.; Паспорт ансамбля бывш. Оршин-Вознесенского мон-ря № 1513/а от 21.05.1973 г. // Там же; Вознесенский Оршин мон-рь: Проект реставрации. М., 1978 // Там же. Шифр 172. № 821.
Ист.: Список населенных мест: По сведениям 1859 г. СПб., 1862. Т. 43: Тверская губ.; Генеральное соображение по Тверской губ., извлеченное из подробного топогр. и камерального по городам и уездам описания 1783-1784 гг. Тверь, 1873; Дозорная книга г. Твери 1616 г. Тверь, 1890; Ведомость, учиненная в Тверской казенной палате о находящихся при Тверском архиерейском доме и мон-рях землях, мельницах и рыбных ловлях... Тверь, 1901; Выпись из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова и подъячего Богдана Фадеева 1626 г.: Г. Тверь. Тверь, 1901; Выпись из Тверских писцовых книг письма и меры Федора Игнатьева, да подъячего Тимофея… (Стефанова) 135 и 136 (1627-1628) гг. Тверь, 1916; Инока Фомы «Слово похвальное» // ПЛДР: 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 268-332; Писцовые мат-лы Тверского у. XVI в. М., 2005; Мон-ри и монашествующие Тверской епархии: Клировые ведомости: 1808, 1809, 1816 гг. Тверь, 2009. (Тверская епархия в прошлом и настоящем. Вып. 3).
Лит.: Владиславлев В. Ф., прот. Краткие ист. сведения о мон-рях и более замечательных церквах г. Твери // Памятная кн. Тверской губ. на 1863 г. Тверь, 1863. Отд. 3. С. 73-118; Матвеев В. Описание тверских древностей с очерком г. Твери и Оршина мон-ря. М., 1878; Добровольский И. И., сост. Тверской епархиальный стат. сб. Тверь, 1901; Веригин Е. А. Оршин Вознесенский мон-рь: Ист. описание. Тверь, 1913; Справ. кн. по Тверской епархии на 1915 г. Тверь, 1914; Христофоров В. Тучи над памятником // Смена: Газ. Л., 1967. № 125. С. 2-3; Звонарёва Т. Пять столетий над ним прошумело // Ленинское знамя: Газ. 1969. № 3. С. 2-3; Сверкунов Л. Ровесник старины седой // Калининская правда: Газ. 1982. № 174. С. 4; Беляков В. Оршинский мон-рь: Прошлое и настоящее // Ленинское знамя. 1992. № 101. С. 4; Ротермель Б. Н. Оршин-Вознесенский мон-рь // ДОМовой. Тверь, 1993. № 1. С. 30-31; он же. Инженер Богомолов // Записки тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 49-57; Попов Г. В. Древнейший рус. лицевой проскинитарий // Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 86-99; Вознесенский Оршанский жен. мон-рь. Пос. Орша // Рус. мон-ри: Центр. часть России. М., 1995. С. 168-173; Карпова А. Две родины матушки Иулиании // Вече Твери: Газ. 1996. № 95. С. 5; Воробьёв В. М. Почитание редких Богородичных икон в Тверской епархии // Великое прошлое: Тр. науч. конф. Тверь, 1998. С. 108-110; Колокольный звон над обителью // Тверской мирянин: Газ. 2000. № 23. С. 1; Степанов А. Святая обитель // Тверская жизнь: Газ. 2001. № 239. С. 3; Крутова Ю. Вдали от мирской суеты // Там же. 2003. № 227. С. 4; Оршин Вознесенский мон-рь // СПАМИР: Тверская обл. 2006. Ч. 2. С. 86-90; Спиридонова М. Женское возрождение: Оршин мон-рь как отражение духа времени // Тверская жизнь. 2010. № 201. С. 4; Тверские клады: [Буклет]. [Тверь, 2011]; Вознесенский Оршин жен. мон-рь. [Тверь, 2013]; Феодоровская икона Божией Матери в Вознесенском Оршине мон-ре. Тверь, 2013; Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель, XII-XVI вв. Тверь, 2015. Т. 2. С. 356-382; Кутаков С. С. «...А те починки за монастырем»: Монастырская колонизация в Тверском у. XVI в. // Русский ист. сб. М., 2016. [Т.] 10. С. 152-157; Вознесенский Оршин мон-рь: Страницы истории. Тверь, 20172; Коншин Н. М. Оршин мон-рь: Древняя архимандрия. Сказание о найденных богослужебных вещах // Оршин мон-рь в трудах тверских исследователей XIX - нач. XX в. Тверь, 2017. С. 47-68; Митропольский А. А. Жизнеописание Савватия, подвижника Тверского и Оршинского // Там же. С. 7-46.
Д. А. Беговатов, Т. Г. Леонтьева