Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛАС КАСАС
Т. 40, С. 74-76 опубликовано: 7 апреля 2020г.


ЛАС КАСАС

Лас Касас. Худож. К. Брумиди. Роспись Капитолия (США). Ок. 1876 г.
Лас Касас. Худож. К. Брумиди. Роспись Капитолия (США). Ок. 1876 г.

Лас Касас. Худож. К. Брумиди. Роспись Капитолия (США). Ок. 1876 г.
[Испан. Las Casas] Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474), Севилья - 31.07 (по др. данным, 17 или 18.07). 1566, Мадрид), монах ордена доминиканцев, испан. гуманист, общественный деятель. Происходил из знатного севильского рода; его отец, Педро де Лас Касас, занимался торговлей и был участником 2-го путешествия Х. Колумба в Америку (1493). Л. К. окончил Саламанкский ун-т. В 1502 г. как помощник миссионера прибыл на о-в Эспаньола (ныне Гаити), где унаследовал от отца энкомьенду (земельное владение с местным зависимым населением). В 1506 г. вернулся в Европу; в 1507 г. в Риме был рукоположен во пресвитера. Вскоре вновь уехал на о-в Эспаньола и стал 1-м священником, который служил свою 1-ю мессу в Нов. Свете (в 1510). В кон. 1511 г. сильное впечатление на Л. К. произвела проповедь монаха-доминиканца Антонио де Монтесиноса, резко осуждавшего жестокое обращение испанцев с индейцами. В 1512 г. Л. К. отправился капелланом с отрядом испан. конкистадора Диего Веласкеса на Кубу, там получил еще одну энкомьенду, но вскоре, потрясенный зверствами конкистадоров, пережил духовный кризис, отказался от владения и примкнул к доминиканцам, выступившим в защиту прав индейцев. Сначала, не ставя под сомнение право Испании на завоевание Нов. Света на основании папского дара, Л. К. пытался найти способы облегчить участь индейцев путем изменения методов колонизации. В 1515 г. он вернулся в Испанию, чтобы привлечь внимание правительства к жестокостям и злоупотреблениям, допущенным испанцами в ходе завоевания (конкисты), и добился поддержки сначала у регента кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса, а затем и у молодого испан. кор. Карла I (буд. имп. Карл V), заинтересованных в установлении жесткого контроля над конкистадорами. Уже в 1-м подготовленном по этому вопросу сочинении (мемориале) «Четырнадцать предложений» (1516) Л. К. требовал прекращения войны, отмены системы энкомьенд, возвращения свободы индейцам и совместной мирной колонизации земель испан. крестьянами и индейцами, организованными в общины. Король пожаловал Л. К. почетное, но не предполагавшее конкретных полномочий звание «защитник индейцев» (protector de indios); позже его называли «апостолом индейцев». Попытка неопытного в адм. делах Л. К. провести в Кумане (Венесуэла) «мирную колонизацию», организовав поселения свободных индейцев, занимавшихся земледелием, закончилась провалом: индейцы сожгли поселение, перебив большую часть спутников Л. К. Возможно, эта неудача повлияла на его решение стать монахом: в 1522 г. он вступил в орден доминиканцев. На несколько лет он отошел от общественных дел и, живя в мон-ре, в 1527 г. начал работу над монументальной историей открытия и завоевания Индий; писал ее с перерывами в течение 35 лет.

Титульный лист кн.: Las Casas B., de. Breuissima relacion de la destrycion de las Indias. Sevilla, 1552 г.
Титульный лист кн.: Las Casas B., de. Breuissima relacion de la destrycion de las Indias. Sevilla, 1552 г.

Титульный лист кн.: Las Casas B., de. Breuissima relacion de la destrycion de las Indias. Sevilla, 1552 г.
С сер. 30-х гг. XVI в. Л. К. вновь пытался осуществить проект «мирной колонизации» в Вера-Пас в Гватемале и достиг на еще не освоенной испанцами территории значительных успехов. После очередной неудачи в 1540 г. вновь уехал в Испанию. В этот период Л. К. установил прочные связи с испан. гуманистами, в т. ч. с последователями Эразма Роттердамского. Взгляды Л. К. к этому времени стали более радикальными: в 1542 г. он составил мемориал «Шестнадцать предложений по реформированию Индий» (Los dieciséis remedios para la reformación de las Indias), в к-ром исходил из естественного права людей и народов и резко критиковал имперскую политику, отрицая универсальность земной власти монарха и папы. В дек. 1542 г. он закончил работу над соч. «Кратчайшее сообщение о разрушении Индий» (Brevísima relación de la destrucción de las Indias; 1-е изд.- 1552). В нем Л. К. конспективно изложил историю конкисты, для большей убедительности прибегая к публицистическим приемам. Противопоставляя 2 антагонистических мира, испанцев и индейцев, автор подчеркивал, что все, что совершили испанцы в Нов. Свете, не имеет ничего общего с провозглашенной ими целью христианизации и является преступлением против «естественного, божественного и человеческого законов». Напротив, именно индейцы, по Л. К., отличаются «природным христианством», они по-евангельски чисты, богобоязненны и выступают эталоном подлинной человечности. Соответственно конкиста у Л. К. предстает не подвигом во имя веры, а страшным побоищем, в к-ром индейцы уподоблялись преследуемым христианам, а конкистадоры - римлянам-язычникам. Художественно-историографический синкретизм «Кратчайшего сообщения...», предполагавший стилистические преувеличения, во многом способствовал пропагандистской эффективности и популярности этого сочинения; оно оказало большое влияние на участников комиссий правоведов и теологов, созванных имп. Карлом V в Вальядолиде и Барселоне в 1542 г. По предложению комиссий император в том же году обнародовал «Новые законы» (Leyes Nuevas), запрещавшие обращение индейцев в рабство и ограничивавшие практику энкомьенд. С этой победой сторонников Л. К. было связано возведение его на епископскую кафедру обл. Чьяпас (ныне диоцез Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас) в Мексике, куда он прибыл в 1545 г. Л. К. пытался заставить испанцев выполнять «Новые законы» и продолжить эксперимент по «мирной колонизации» Нов. Света, но, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением, в 1547 г. в очередной раз вернулся в Испанию; по нек-рым данным, в 1550 г. он отказался от кафедры.

В борьбе за права индейцев его главным противником стал богослов и знаток античности Хуан Хинес де Сепульведа. Он исходил из идеи неполноценности индейцев и опирался в своих размышлениях на нек-рые идеи Аристотеля. В ходе публичных дискуссий с Сепульведой (Вальядолид, 1550-1551) Л. К. одержал убедительную победу, причем в поисках аргументов он пришел к пониманию исторической обусловленности этики и религии. Отвечая на предъявленные индейцам обвинения в антропофагии и человеческих жертвоприношениях, Л. К. находил примеры этих явлений и у европ. народов; он показал их культовый смысл и с религ. позиций открыл новую перспективу осмысления единства и стадиальности человеческой культуры. Мн. положения, высказанные на диспуте, Л. К. более подробно разработал в «Апологетической истории Индий» (Apologética historia de las Indias). Главным трудом жизни Л. К. стала «История Индий» (Historia de las Indias) в 3 книгах, написанная в полемике с апологетами конкисты и прежде всего с главным ее хронистом Г. Фернандесом де Овьедо-и-Вальдесом. Фундаментальный исторический труд Л. К. охватывал события от открытия Нов. Света до 1520 г.; автор собирался продолжить повествование, но не осуществил свой замысел. «История Индий» содержит ценнейшие сведения о материальной культуре, быте и нравах коренного населения ряда стран Центр. и Юж. Америки, кроме того, это важнейший источник сведений по истории открытия Америки Колумбом (дневник 1-го путешествия Колумба сохр. только в пересказе Л. К.). Колумб изображен в «Истории Индий» божественным избранником, и его роль всячески идеализируется. По мнению Л. К., Америка - это дар Бога человечеству, прообраз буд. идеального христианства. Конкиста же предстает в «Истории Индий» как история уничтожения испанцами «земного рая» и преступлений против законов Всевышнего. Л. К. полагал, что индейцы имеют полное право восстать против испанцев, поскольку их вожди никогда не являлись вассалами испан. короны.

Последние годы Л. К. провел в вальядолидском мон-ре Сан-Грегорио, к-рому завещал все свои рукописи. В конце жизни мыслитель отказался от мн. заблуждений молодости, когда, напр., стремясь освободить индейцев от угнетения, он допускал рабство негров; уже в 3-й книге «Истории Индий» он распространил на африкан. невольников действие «естественного закона». В завещании (1564) Л. К. предрекал гибель Испании в наказание за совершённые ею преступления. Возможно, его настроения были связаны с ересью «тысячелетнего христианства Америки» вальядолидского доминиканца Франсиско де Санта-Круса: проповедник предрекал гибель погрязшего в грехах христианства Ст. Света и его возрождение в Америке. Незадолго до смерти Л. К. вручил испан. кор. Филиппу II трактаты «О богатствах Перу» (Los tesoros del Perú) и «Двенадцать сомнений» (Doce dudas), в которых подчеркивал необходимость восстановления независимости индейцев и возвращения им земель и богатств.

Общественная деятельность и творчество Л. К. оказали заметное воздействие на современников и потомков. Несмотря на то что почти все основные произведения Л. К. были опубликованы лишь в кон. XIX - нач. XX в., в рукописях они были известны мн. его современникам, особенно в среде гуманистически настроенного монашества Испании и Испанской Америки. Л. К. наиболее полно и ярко выразил настроения религиозно-гуманистических кругов в вопросе о судьбах индейцев. Творчество Л. К. имело резонанс во мн. странах Зап. Европы (прежде всего в Нидерландах, восставших против Испании), где критика жестокости испан. конкистадоров в Нов. Свете широко использовалась политическими противниками Испании и стала одной из составляющих «Черной легенды».

Соч.: Obras completas. Madrid, 1988-1998. 14 vol.; История Индий. Л., 1968; Голос Лас-Касаса / Пер.: Е. А. Меленьева // Лат. Америка. М., 1975. № 1. С. 134-152 [перевод отрывков «Кратчайшего сообщения о разрушении Индий»].
Лит.: Giménez Fernández M. Bartolomé de Las Casas. Sevilla, 1953-1960. 2 vol.; Hanke L., Giménez Fernández M. Bartolomé de Las Casas, 1474-1566: Bibliografía crítica y cuerpo de materiales. Santiago de Chile, 1954; Menéndez Pidal R. El padre Las Casas, su doble personalidad. Madrid, 1963; Бартоломе де Лас Касас: К истории завоевания Америки / Отв. ред.: И. Р. Григулевич. М., 1966; Bataillon M. Études sur Bartolomé de Las Casas. P., [1966]; Losada Á. Fray Bartolomé de Las Casas a la luz de la moderna crítica histórica. Madrid, 1970; Friede J. Bartolomé de las Casas (1474-1566): Inicios de las luchas contra la opresión en América: Biografía conmemorativa del V centenario del natalicio del gran protector de indios. Bogotá, 1974; Queralto Moreno R. J. El pensamiento filosófico-político de Bartolomé de Las Casas. Sevilla, 1976; André-Vincent Ph. I. Bartolomé de Las Casas, prophète du Nouveau Monde. P., 1980; Pérez Fernández I. Inventario documentado de los escritos de fray Bartolomé de las Casas / Revisado por H. Rand Parish. Bayamón (Puerto Rico), 1981; idem. Cronología documentada de los viajes, estancias y actuaciones de fray Bartolomé de las Casas. Bayamón (Puerto Rico), 1984; Земсков В. Б. Творчество Бартоломе де Лас Касаса // История лит-р Лат. Америки. М., 1985. Т. 1. С. 174-196; Мень А., свящ. «Отцы» Лат. Америки // Три каравеллы на горизонте. М., 1991. С. 116-129; Rand Parish H., Weidman H. E. Las Casas en México: Historia y obra desconocidas. México, 1992; Gutiérrez G. En busca de los pobres de Jesucristo: El pensamiento de Bartolomé de las Casas. Salamanca, 1993; Beuchot M. Bartolomé de las Casas: (1484-1566). Madrid, 1995; Frades E. El uso de la Biblia en los escritos de fray Bartolomé de las Casas. Caracas, 1997; Andión Herrero M. A. Los indigenismos en la «Historia de Las Indias» de Bartolomé de Las Casas. Madrid, 2004; Vickery P. S. Bartolomé de Las Casas: Great Prophet of the Americas. N. Y., 2006; Castro D. Another Face of Empire: Bartolomé de Las Casas, Indigenous Rights and Ecclesiastical Imperialism. Durham; L., 2007; Iglesias Ortega L. Bartolomé de las Casas: Cuarenta y cuatro años infinitos. Sevilla, 2007; Lavallé B. Bartolomé de Las Casas: Entre l'épée et la croix. P., 2007; Álvarez-Cienfuegos Fidalgo J. La cuestión del indio: Bartolomé de las Casas frente a Ginés de Sepúlveda: La polémica de Valladolid de 1550. México etc., 20102; Zorrilla V. El estado de naturaleza en Bartolomé de las Casas. Pamplona, 2010; Cárdenas Bunsen J. A. Escritura y derecho canónico en la obra de fray Bartolomé de las Casas. Madrid; Fr./M., 2011; Valdivia Giménez R. Llamado a la misión pacífica: La dimensión religiosa de la libertad en Bartolomé de las Casas. Madrid; Sevilla, 2011; idem. Bartolomé de Las Casas. Madrid, 2012; Clayton L. A. Bartolomé de Las Casas: A Biography. Camb. (N. Y.), 2012; Beuchot M. Filosofía y política en Bartolomé de las Casas. Salamanca, 2013; Spuch R. Bartolomé de las Casas: A la búsqueda de su verdadero rostro. Madrid, 2014; Hernández B. Bartolomé de las Casas. [Barcelona], 2015.
В. А. Ведюшкин
Ключевые слова:
Гуманисты Доминиканцы, католический нищенствующий монашеский орден Лас Касас, Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474) - 1566), монах ордена доминиканцев, испанский гуманист, общественный деятель
См.также:
АБЕЛЬ Феликс Мари (1878 - 1953), франц. библеист и специалист по географии Палестины
АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ
ANGELICUM папский ун-т св. Фомы Аквинского в Риме
АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)
АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ (кон. XIV - 1451), архиеп. Никосии, апостольский легат Кипра, Родоса и Эгейского м., сторонник церк. унии