Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КУТАИССКАЯ ЕПАРХИЯ
Т. 39, С. 482-487 опубликовано: 5 марта 2020г.


КУТАИССКАЯ ЕПАРХИЯ

[Груз. ჟუთაისის ეპარჟია] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (X в.- 1821), одна из древнейших епархий в Зап. Грузии с кафедрой в Баграта храме (Сиони, собор в честь Успения Пресв. Богородицы, возведен в 1003 царем Грузии Багратом III в г. Кутаиси).

Территория

Сведения о первоначальных границах К. е. сохранились в позднем источнике - сочинении груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони «Описание царства Грузинского»: «Царь Баграт (Баграт III (978-1014).- Авт.) выстроил церковь (храм Баграта.- Авт.)... и посадил епископа, пастыря Имерети и Гурии» (КЦ. 1973. Т. 4. С. 761). Территориальное устройство груз. административно-структурных единиц (эриставств) и епархий происходило с учетом общих историко-географических особенностей и адм. деления данного региона. В средние века К. е. охватывала ранние Аргветское и Кутаисское эриставства, о границах к-рых Вахушти Багратиони писал: «Посадил [эриставом] того же Шорапани, [земель] к востоку от Риони и Ханисцкали до Лихи [и нарек эриставом] всего Аргвети. 8-го посадил в Кутатиси [эриставом] Ваке, Окриба и [земель] к западу от Ханисцкали до Гурии и к западу от Риони до Цхенисцкали» (Вахушти Багратиони. 1976. С. 222). Очевидно, в состав К. е. вошли также территории пров. Гурия и часть пров. Ачара, поскольку в период, близкий к созданию епархии, была упразднена к-польская епархия Петры (совр. муниципалитет Кобулети), которой в церковном отношении подчинялись эти регионы. Также кутатели (Кутаисский архиерей) окормлял часть пров. Рача (Атлас. 2003. С. 55) и Н. Ачару («Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго», нач. XVI в.- ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). Сопоставив сведения Вахушти Багратиони с др. данными, можно полагать, что до кон. XV в. К. е. охватывала большую часть Зап. Грузии: на западе от Гонио до оз. Палеостоми граница тянулась вдоль побережья Чёрного м., далее шла вдоль рек Пичори и Цхенисцкали (здесь К. е. граничила с Хобской и Чкондидской епархиями ГПЦ), р. Риони (от сел. Горди до сел. Лехидрисхеви по течению реки К. е. граничила с Цагерской епархией ГПЦ), р. Аскисцкали (правый приток р. Риони), по Лечхумскому хребту. На северо-востоке горы Шода отделяли К. е. от Никозской епархии ГПЦ, на востоке Лихский хребет - от Руисской епархии. Юж. граница шла от устья р. Чорохи вдоль хребта Шавшети, затем сворачивала на север от горы Сакондриа до горы Перанга, далее пролегала вдоль Месхетского хребта, отделяя К. е. от Анчийской, Тбетской, Цурцкабской и Ацкурской епархий ГПЦ. По занимаемой площади и численности К. е. была одной из наиболее крупных в Грузии.

В 1-й пол. XVI в. на территории К. е. были образованы новые епархии: Хонская и Гелатская (Гаенатская) в Имерети, Никорцминдская в Раче, Джуматская, Шемокмедская, Хонская в Гурии, что существенно сократило площадь К. е. В состав Гелатской епархии (1519) вошли вост. части К. е. В документе об основании новой кафедры ее границы описаны следующим образом: «Вверх по Риони и от города Кутаиси, по эту сторону Квирилы и вплоть до границы с Кацхи, начиная с Хреиты до Рачинской горы, вся Окриба… по ту и эту стороны были поселки и села» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 250). Отсюда можно заключить, что вост. граница К. е. стала проходить по нижнему течению р. Цкалцители до впадения ее в р. Квирила. Земли выше устья Цкалцители и населенные пункты на левом берегу р. Риони до с. Кацхи (совр. Чиатурский муниципалитет) оставались в К. е. В том же году из состава К. е. была выделена Хонская епархия, граница между ними прошла по р. Губисцкали, правому притоку Риони (ПГП. 1970. Т. 3. С. 279-343). На севере Рачинский хребет отделил К. е. от Никорцминдской епархии, на юго-западе граница между К. е. и Джуматской епархией проходила по р. Саирао и далее по вершинам Сакинуле, Бугкари, Меписцкаро, на юге Месхетский хребет отделял К. е. от Ацкурской епархии (КЦ. 1959. Т. 2. С. 453; Парижская хроника. 1980. С. 41).

История

Роспись конхи алтаря кафоликона мон-ря Гелати
Роспись конхи алтаря кафоликона мон-ря Гелати

Роспись конхи алтаря кафоликона мон-ря Гелати
Образование К. е. связано с объединением груз. царств и княжеств в единое царство, с выходом западногруз. христ. епархий из юрисдикции К-польского Патриархата и с формированием Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. К. е. была создана на завершающем этапе объединения страны в последнее 20-летие Х в. на территориях, окормлявшихся кафедрами в Родополе (груз.- Варцихе) и Петре (груз.- Цихисдзири) Лазской митрополии К-польского Патриархата (Георгика. 1952. Т. 4. Ч. 2. С. 140).

Во время археологических раскопок в Кутаиси в 2005 г. в интерьере храма Баграта были обнаружены остатки разновременных базилик, наиболее ранняя относится к IV в. (Ланчава. 2007. С. 166). В этот период, т. н. ахалкалакоба (от ახალი - новый и ჟალა - город) началось возрождение города: на горе Архиели была выстроена 6-угольная крепость, с 3 сторон защищенная крутыми склонами, с запада - двойной стеной с 2 прямоугольными башнями и воротами. В сер. IV в. возле нее вырос т. н. внутренний город, обнесенный стеной метровой ширины, выполненной в рим. технике строительства opus incertum. Помимо замка со множеством помещений, прямоугольной казармы (26×12,3 м) и др. была выстроена большая 3-нефная базилика (38×29 м). В сер. V в. началось возрождение городской жизни. Среди зданий внутреннего города выделился комплекс бань V-VII вв., включавший баню анфиладного типа, дровяной склад, водный резервуар, зал для отдыха и малую церковь. Был проведен новый водопровод с горы Тетрамица. Большая базилика IV в. была переделана и облицована крупными квадрами (opus reticulatum), еще одна, малая, базилика была основана в цитадели.

В VII в. на месте большой базилики, разрушенной, очевидно, во время византийско-персид. войн персидским полководцем Мермероем в 50-х гг. VI в., была выстроена новая церковь с выступающей апсидой. Эта церковь упомянута в груз. летописи «Мокцеваи Картлисай» как «Кутаисский храм» (28,3×15,8 м) (КЦ. 1955. Т. 1. С. 241), фундамент части ее стен был использован в качестве фундамента храма Баграта. На основании того, что в раннехрист. эпоху в Кутаиси сооружались столь значительные храмы, часть ученых допускает возможность существования в то время епархиального центра в городе. Однако, по мнению Г. Мчедлидзе, основывающегося на отсутствии упоминания кафедры в Кутаиси в исторических источниках или преданиях, строительство большой базилики может говорить лишь о многочисленности города, в к-ром укрепилось христианство.

В Кутаисском храме был похоронен Картлийский эрисмтавар (князь) Стефаноз, укрывавшийся от преследования арабов в Зап. Грузии: выявленное близ церкви малое здание квадратной формы, построенное тесаным камнем, предположительно является его гробницей.

В нач. 30-х гг. VIII в. Кутаиси вместе с др. поселениями Эгриси стал жертвой карательного похода араб. полководца Марвана ибн Мухаммада (Мервана Глухого). Западногруз. (абхазский) эристав Леон II (758-798), воспользовавшись ослаблением Византии, распространил власть на Зап. Грузию, создал Эгрис-Абхазское царство со столицей в Кутаиси и принял титул царя. Кутаиси пережил очередное возрождение: были основательно обновлены фортификационная и водопроводная системы, в цитадели были выстроены украшенный арочными окнами 2-этажный кирпичный дворец и баня, перекинут мост через р. Риони, на развалинах церкви VII в. выстроена новая 3-нефная базилика, в воротах к-рой в 2009 г. было обнаружено богатое захоронение молодой женщины (до 25 лет) предположительно царского рода, сходное с могилами хазар.

Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати
Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати

Могила царя Грузии св. Давида IV Строителя. Кафоликон мон-ря Гелати

Новый этап строительства города начался в кон. X в., когда Кутаиси стал столицей объединенных царем Багратом III груз. гос-в. В этот же период был образован Абхазский Католикосат, последовал процесс перемещения древних церковных центров. Царь Баграт III перенес кафедру из Зиганеви в Бедиа, из Родополя - в Кутаиси. Подразумевалось полное правовое наследование: новой епархии передавались территория, приходы, паства, земли, пожертвованные церквам и мон-рям, и др. имущество (святыни, церковная утварь, ценности). Значение К. е. усиливало и то, что Кутаиси на протяжении длительного времени (до 1122) был столицей объединенной Грузии и не потерял своего политического, экономического и культурного значения и после переноса столицы в Тбилиси, став столицей Зап. Грузии, позднее - царства Имерети. При возведении груз. монарха на царство венец на чело царя возлагал кутатели (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 255). В 1003 г. был возведен храм Баграта, освящение к-рого царь Баграт III отметил «великим и беспримерным уложением»: были приглашены «все ближние цари и католикосы», архиереи, настоятели всех мон-рей и все вельможи «из Верхних и Нижних земель» Грузии и из соседних гос-в (Летопись Картли. 1982. С. 61). С расцветом и подъемом царства развивалась и К. е.: строились новые церкви, мон-ри, возводились архитектурные комплексы, напр. построенный царем св. Давидом IV Строителем (1089-1125) в окрестностях Кутаиси и ставший царской усыпальницей комплекс Гелати, в к-ром действовала Гелатская академия (подробнее см.: «Академия и богословская школа в Гелати», разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь).

Первым Кутаисским архиепископом был Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.). В датируемой нач. XI в. надписи на известняковой плите в церкви в с. Годогани (к востоку от Кутаиси) указано, что он принимал участие в строительстве и перекрытии храма Баграта и др. церквей. Вторым кутатели считается архиеп. Самуил (Чорчанели), упоминаемый в Книге агап (поминальных записей) груз. Иверского монастыря на Афоне (Метревели. 1998. С. 177). Он происходил из знатного феодального рода Самцхе, управлял епархией в 10-30-х гг. XI в. (Мчедлидзе, Кедзевадзе. 2008. С. 73). В 60-х гг. XII в. еп. Тбетским Павлом было составлено завещание, в котором упоминались его племянники по сестре, Кутаисские архиепископы Николай и Арсений. Одного из них к тому времени уже не было в живых; исследователи считают, что Николай управлял К. е. во 2-й пол. XII в., Арсений - в 50-х гг. XII в. Следующий кутатели, Абуласан (60-70-е гг. XII в.- до 1178), упомянут в Книге агап Иверского мон-ря; поминальная запись (агапа № 149) была внесена настоятелем мон-ря Павлом (1170-1183/84). Основанием для записи стали пожертвованные Абуласаном 40 перперов (визант. золотых монет), привезенных в Иверский мон-рь бывш. католикосом Грузии Николаем I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.- 1178) (Метревели. 1998. С. 177).

Пресв. Богородица на престоле. Фрагмент триптиха. Золото. XVI в. (Кут. 3866)
Пресв. Богородица на престоле. Фрагмент триптиха. Золото. XVI в. (Кут. 3866)

Пресв. Богородица на престоле. Фрагмент триптиха. Золото. XVI в. (Кут. 3866)

После Абуласана Кутаисским архиереем стал известный деятель архиеп. Антоний (Сагирисдзе; приблизительно 1178-1191), сохранились сведения о его политической деятельности. В соч. «История и восхваление венценосцев» он, сторонник царицы св. Тамары и участник церемонии возведения ее на царство, назван «достойным из подвижников и исполненным благости» (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 255). Второй историк царицы Тамары Басили Эзосмодзгвари описывает церковный Собор (дата не установлена), в котором участвовали католикос-патриарх всей Грузии Михаил IV (Мирианисдзе; 1178-1187/91) и сторонники царицы бывш. католикос-патриарх Николай I и архиеп. Антоний. Собор был созван с целью смещения с престола противника политики св. Тамары католикоса-патриарха Михаила IV, однако кандидатура нового главы Церкви так и не была выдвинута (Басилий Эзосмодзгвари. 2008. С. 304-305). Угроза царствованию св. Тамары возникла в 1191 г., во время вторжения в Грузию войска ее 1-го мужа Юрия (Георгия) Андреевича, сына кн. св. блгв. Андрея Юрьевича Боголюбского. Вельможи Зап. и Юж. Грузии восстали против св. Тамары и намеревались возвести рус. княжича на престол. Из влиятельных лиц Зап. Грузии верность царице сохранил лишь архиеп. Антоний. Католикос-патриарх Грузии Феодор II и архиеп. Антоний вели переговоры с заговорщиками; летописец так писал об этом: «Она (царица Тамара.- Авт.) посылала узнать эту причину даже патриарха Феодора и Антония Кутатели, который, не без пролития своей крови, сумел остаться верным ей по ту сторону Лихских гор» (История и восхваление венценосцев. 2008. С. 264). В Книге агап Иверского мон-ря (агапа № 156; пам. 15 янв.) упомянут еще один кутатели - архиеп. Павел (90-е гг. XII в.), пожертвовавший мон-рю 40 монет (Метревели. 1998. С. 223). Он считается преемником архиеп. Антония.

В 20-х гг. XIII в. в Закавказье вторглись монголы. В 1259 г. царь Давид VI Нарин перенес столицу царства в Кутаиси, перестал платить дань монголам и объявил Зап. Грузию независимой. Усиление роли Кутаиси стало положительным явлением для К. е. Интересные сведения о роли кутатели сохранились в памятнике XIV в. «Распорядок царского двора», где упоминается, что «посюсторонний Бедийский» и Кутаисский архиереи получили должности царских «могильничих» (т. е. имели право хоронить груз. царей и представителей царского дома в кафедральных соборах своих епархий), поэтому царь Грузии Георгий I (1014-1027) был упокоен в храме Баграта. Также эти архиереи получили право благословлять царей на царство. Когда они «благословили сперва Вахтанга (царь Грузии Вахтанг II (1289-1292).- Авт.), а потом Константина (царь Зап. Грузии (1293-1327).- Авт.), католикос Абхазии и Кутаисский [архиепископ] Иоанн стали тягаться. Кутаисский сказал так: «Коль ныне два-три раза в моем храме приняли благословение два царя, не имеете права не класть на хранение в моей церкви корону или скипетр»». Везири и «сплошь все воинство» поддержали кутатели, в результате чего «католикос Абхазии уступил ему» царские регалии (венец и скипетр), которые были перенесены из кафедрального собора в Бичвинте (центр Абхазского Католикосата, совр. Пицунда) в храм Баграта. Также «отчеканили гвоздь [Распятия] и [положили] перед Кутаисской Божьей Матерью». В источнике указывалось, что кутатели следует почитать наравне с Ишханским архиереем (ПГП. 1965. Т. 2. С. 93; Распорядок царского двора. 1993. С. 59). Подобные действия центральной власти историки объясняют желанием укрепить церковные связи между Вост. и Зап. Грузией, ослабшие во время монг. господства в Грузии.

Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. XIX в.
Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. XIX в.

Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. XIX в.

В 40-50-х гг. XV в. Кутаиси превратился в объект раздела между ослабленной центральной властью и т. н. провинциальными царями. На месте старой цитадели было построено крепостное здание, практически отделенное от др. частей города (в зап. источниках того времени упом. как самостоятельное); при помощи провинциальных царей на левом берегу р. Риони был выстроен комплекс Окрос-Чардахи; город фактически был разделен на 2: Верхний, Б. Кутаиси с Кутаисской крепостью (правобережье), и Нижний, М. Кутаиси (левобережье). В 1512 г., во время набега войск османского султана Селима I Явуза, были сожжены Гелати, Кутаиси и храм Баграта (Вахушти Багратиони. 1976. С. 233). Царь Имерети Баграт III (1510-1565) провел широкомасштабные восстановительные работы. Характерный для позднего средневековья процесс формирования феодальных сеньорий вызвал структурно-территориальные изменения Церкви, что затронуло и К. е.: Баграт III выделил в 1519 г. из ее состава Гелатскую и Хонскую епархии, в результате чего К. е. потеряла значительную часть своих территорий.

В XVII-XVIII вв. царство Имерети переживало череду тяжелых оборонительных войн, из-за чего под угрозой оказалось существование К. е. и др. епархий, кафедра фактически была упразднена. После кончины царя Имерети Александра III (1639-1660) еще более обострились внутренние распри, в результате чего с 1669 до 1770 г. в Кутаисской крепости постоянно стоял тур. гарнизон: «Большая столица Кутатиси, крепость и монастырь наполнились татарами и молами (муллами.- Авт.), и были уничтожены иконы и кресты, золото и серебро переплавили и... город Кутатиси заселили татарами и... они занимают крепость, и молы молятся над большой церковью и монастырем...». Церковь при крепости была переделана в мечеть. В 1698 г., после безуспешной осады Кутаисской крепости царем Имерети Арчилом II (1661-1698, с перерывами), тур. гарнизон взорвал храм Баграта, купол и свод храма были разрушены.

Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г.
Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г.

Кутаиси. Вид на Мцване Квавила. Фотография В. Барканова. 1870 г.

В царствование Соломона I (1752-1784) ситуация улучшилась: на церковном Соборе 1759 г. он восстановил К. е. (Какабадзе. 1913. С. 3-6), вернул ей отнятые феодалами земли и собственность, даровал новые владения (ПГП. 1965. Т. 2. С. 428-433), поставил во главе ее энергичных и пользовавшихся авторитетом митрополитов Максима II (Абашидзе; 1759-1781; в 1776-1795 католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский)) и сщмч. Досифея (Церетели; 1781-1820), к-рые наряду с церковной деятельностью активно участвовали в политической жизни страны. Митр. Максим неск. раз был послом в России - в 1768-1769 гг. его направил царь Соломон I, в 1784 г.- царь Давид I (1784-1789). Из 2-го путешествия кутатели Максим, в то время уже католикос-патриарх, не вернулся и скончался в Киеве в 1795 г. В его отсутствие обязанности католикоса-патриарха Зап. Грузии исполнял сщмч. Досифей.

В 1770 г. груз. войска под рук. Соломона I и российский экспедиционный корпус под рук. ген. Г. К. Г. Тотлебена освободили Кутаиси. Кутаисская крепость и вместе с ней Верхний город потеряли стратегическое значение и функцию царской резиденции, на его развалинах появились деревянные дома обычных граждан. Нем. путешественник И. А. Гюльденштедт в авг. 1772 г. писал, что в Кутаиси в это время было 10 храмов: на правом берегу р. Риони - храм Баграта, церковь, расположенная в цитадели, остатки 2 церквей - с севера и запада от ограды цитадели (по предположению историков, это церкви во имя вмч. Георгия и свт. Николая); на левом берегу - 6 известняковых церквей на расстоянии 400 шагов друг от друга (Гюльденштедт. 1962. Т. 1. С. 139, 141, 143).

В 1810 г. российский имп. Александр I присоединил к Российской империи Имерети. В 1814 г. была формально упразднена автокефалия Церкви в Зап. Грузии, фактически Абхазский Католикосат перестал существовать в 1820 г. Был образован Грузинский Экзархат РПЦ, окормлявший Церковь в Зап. и Вост. Грузии. Временно оставались на своих кафедрах митрополиты Кутаисский сщмч. Досифей и Гелатский сщмч. Евфимий (Шервашидзе). В 1819 г. экзарх Грузии Феофилакт (Русанов) предпринял решительные шаги по проведению церковных реформ в Зап. Грузии, целью к-рых было изменение церковной структуры в соответствии со структурой РПЦ. Для этого нужно было сократить численность священно- и церковнослужителей и количество храмов (в 1819 в Имерети насчитывалось 12 908 дымов в приходах, 633 церкви и мон-ря, было 693 священника, 79 монахов, 179 диаконов, всего 951 священнослужитель) (АКавАК. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 418-419; Мчедлидзе, Кедзевадзе. 2008. С. 235), провести секуляризацию церковного имущества, заменить натуральный церковный налог денежным. Вспыхнуло восстание в Шорапанском крае, затем оно охватило всю Имерети, Гурию, Самегрело и Рачу; в Имерети были введены регулярные войска и казачьи полки. Митрополиты Досифей и Евфимий и архимандрит монастыря Табакини Григорий (Цкитишвили) были арестованы, сщмч. Досифей умер от кровотечения 8 (или 6) марта 1820 г. в пути между Гори и Сурами (похоронен в церкви в Ананури), сщмч. Евфимий сослан в Александров Свирский в честь Св. Троицы монастырь, скончался 21 апр. 1822 г.

19 нояб. 1821 г. путем объединения Кутаисской, Гелатской, Хонской и Никорцминдской епархий в юрисдикции Грузинского Экзархата РПЦ была образована Имеретинская епархия, главой к-рой стал архиеп. Никорцминдский Софроний (Цулукидзе). Территория К. е. входит в юрисдикцию совр. епархий ГПЦ: Кутаисско-Гаенатской, Маргветско-Убисской, Ванско-Багдатийской и Терджольско-Ткибульской.

Кутаисские архиереи

Архиепископы: Антоний (80-90-е гг. X - нач. XI в.); Самуил (Чорчанели; 10-30-е гг. XI в.); Арсений (50-е гг. XII в.); Николай (2-я пол. XII в.); Абуласан (60-70-е гг. XII в.- до 1178); Антоний (Сагирисдзе; приблизительно 1178-1191); Павел (90-е гг. XII в.); Иоанн (2-я пол. XIII в.); Герасим (Чхетидзе; 1529); Симеон (Чхетидзе; 1529-1562); Василий (1562-1574); Симеон II (Чхетидзе; 1637-1666); Симеон III (Чхетидзе; возможно, то же лицо, что и Симеон II; 1666 - приблизительно 1694); Евдемон (приблизительно 1696-1725); Максим (Иашвили; приблизительно 1725-1737); Тимофей (Габашвили; 1737-1740, 1743-1747); Антоний (Багратиони; 1740-1743; впосл. католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I); митрополиты: Максим (Абашидзе; 1759-1781); сщмч. Досифей (Церетели; 1781-1820).

Крупные монастыри К. е.

Убиси, вмч. Георгия (IX в.); Персати (X в.); Кацхи, вмч. Георгия (XI в.); Моцамета, святых Давида и Константина Аргветских (XI в.); Никорцминда, свт. Николая (XI в.) Хони, вмч. Георгия (XI в.); Гелати, Рождества Пресв. Богородицы (XII в.); Табакини, вмч. Георгия (XIV в.); Вани (Сачино), Преображения Господня (XVIII-XIX вв.).

Святыни К. е.

Мощи святых Давида и Константина Аргветских (монастырь Моцамета); часть гвоздя Спасителя (хранился в храме Баграта); чудотворная Палеостомская икона Божией Матери (Кутаисский государственный историко-этнографический музей).

Ист.: Георгика / Сост., пер. на груз.: С. Каухчишвили. Тб., 1952. Т. 4. Ч. 2 (на груз., греч. языках); Ломинадзе Б. Материалы к хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв. // Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1954. Вып. 31. С. 129-143 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие Гюльденштедта по Кавказу / Сост.: Г. Гелашвили. Тб., 1962. Т. 1; 1964. Т. 2 (на груз. и нем. языках); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского / Пер. с груз., предисл., словарь: Н. Т. Накашидзе. Тб., 1976; Парижская хроника / Сост., вступл., исслед., коммент.: Г. Г. Аласания. Тб., 1980 (на груз. яз.); Летопись Картли / Пер. с груз., введ., примеч.: Г. Цулая. Тб., 1982; Распорядок царского двора / Сост.: К. Сургуладзе. Тб., 1993 (на груз., рус., англ. языках); Метревели Е. П. Книга агап Афонского груз. монастыря: Сведения Афонского синодика об игуменах Бачковского монастыря и о Бакурианах. Тб., 1998 (на груз. яз.); Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар // Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 303-330; История и восхваление венценосцев // Там же. С. 243-302.
Лит.: Какабадзе С. Церковные реформы времен царя Соломона. Тб., 1993 (на груз. яз.); Кутаиси с древнейших времен до XIII в.: Сб. / Сост.: М. Лордкипанидзе, О. Лордкипанидзе и др. Тбилиси; Кутаиси, 1994 (на груз. яз.); Анания (Джапаридзе), митр. История Грузинской Апостольской Церкви. Тб., 1996-1999. Т. 1-3 (на груз. яз.); Исакадзе Р. Кутаиси в XV-XVII вв.: Дис. Кутаиси, 2006 (на груз. яз.); Ланчава О. Археология Кутаиси. Кутаиси, 2007 (на груз. яз.); Мчедлидзе Г., Кезевадзе М. Кутаисско-Гаенатская епархия: История и современность. Кутаиси, 2008 (на груз. яз.).
Р. Исакадзе, М. Кезевадзе, Г. Мчедлидзе
Ключевые слова:
Епархии Грузинской Православной Церкви Кутаисская епархия Грузинской Православной Церкви (X в.- 1821), одна из древнейших епархий в Западной Грузии
См.также:
АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ Грузинской Православной Церкви (не позднее 1290-1814)
АГАРАК-ЦАЛКСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви
АЛАВЕРДСКАЯ ЕПАРХИЯ епархия Грузинского Патриархата (не позднее 1124)
АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ Мцхетского Католикосата с каф. в гор. Ани, Груз. Правосл. Церкви