Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Т. 39, С. 379-380 опубликовано: 2 марта 2020г.


КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Празд. 15 нояб.), древнейший чудотворный образ Богоматери в Полесье - медный (бронзовый) крест-энколпион; святыня Пинской епархии Украинской Православной Церкви (УПЦ). К. и. стала широко известна в 1-й пол. XVII в., почти одновременно с Жировицкой иконой Божией Матери; сходны и обстоятельства их обнаружения. Легендарной датой явления считается 15 нояб. 1182 г. Согласно преданию, пасшая стадо в лесу близ Купятич (совр. Пинский р-н Брестской обл., Белоруссия) девочка Анна увидела на дереве в необыкновенном сиянии крест с образом распятого Спасителя на одной стороне и Божией Матери с Младенцем Христом на другой. Девочка унесла находку домой, однако крест вернулся на прежнее место. История возвращения креста повторилась трижды. Жители восприняли это как веление Божией Матери построить на месте обретения святыни церковь, куда и поместили явленный крест. Церковь была сожжена в период монголо-татар. нашествия (в 1240 или, что вероятнее, во время одного из многочисленных набегов в течение XV-XVI вв.), село разорено, немногие уцелевшие жители считали образ сгоревшим при пожаре.

Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в.
Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в.

Купятицкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в.

В кон. XV или нач. XVI в. крест на месте некогда стоявшей церкви снова явился возвращавшемуся из Иерусалима паломнику мон. Иоакиму. Церковь с освящением в честь Введения во храм Пресв. Богородицы отстроили заново, мон. Иоаким остался при ней служить пономарем. В кон. ХVI в. ктитор церкви берестейский каштелян Григорий Война пожертвовал образу серебряную оправу. В инвентаре 1631 г. Введенской ц. в Купятичах записано: «Образ цудовни, оправни з обеих сторон сребром золоченым».

В 1629/30 г. попечением вдовы Григория Войны Аполлонии и ее сына Василия Копоца (Копти) при купятицкой церкви был основан правосл. Введенский мон-рь. Насельники пришли туда из Виленского Свято-Духова мон-ря. Первый игумен мон-ря Иларион (Денисович) составил историю явления и чудес купятицкой святыни (Paregron cudów świętych obraza Przeczystej Bogarodzice w monasteru Kupiatyckim: Cuda Kupiatyckie), напечатанную в Киево-Печерской лавре и вышедшую в виде приложения к «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638). Там же помещено гравированное изображение К. и. Она представляла собой медный литой 2-створчатый равноконечный крест-энколпион размером ок. 10-12 см. На одной его стороне были изображены Богоматерь в рост с Младенцем на левой руке и святые в медальонах на поперечных и верхнем концах креста; на др. стороне - Распятие. Живший в 30-х гг. XVII в. в купятицкой обители иером. прмч. Афанасий (Филиппович) восхвалял купятицкий образок, «малый помером, но великий чудесами», как главную правосл. святыню на землях Речи Посполитой. Гравюру с К. и. в 1638 г. в Москве он поднес царю Михаилу Феодоровичу; совершил перед ней молебен. В 1655 г., вероятно из-за опасностей начавшейся войны России с Речью Посполитой, часть монахов из Купятич ушла в Киев, взяв с собою чтимую святыню. Видимо, предполагалось вернуть икону в мон-рь, судя по тому, что кнг. Мария Лупу, вдова гетмана Януша Радзивилла, 20 нояб. 1659 г. завещала Купятицкому мон-рю и купятицкой церкви 1 тыс. злотых с тем, «чтобы лампада неугасимо могла гореть перед образом чудотворным». По «Вечному миру» 1686 г. Киев отошел России, и образ в Купятичи не вернулся, хотя правосл. монастырь в Купятичах просуществовал до 40-х гг. XVIII в. (с 1743 стал униатским, в 1817 закрыт, церковь стала приходской).

В XVII-XVIII вв. К. и. приобрела большую известность на Украине как одна из главных святынь Киева. Образ находился в соборе Св. Софии в Андреевском приделе в верхней зап. галерее в киоте, между столбами (Болховитинов. 1825. С. 49-50). Ближние к киоту стены по указанию митр. Арсения (Могилянского) были заполнены стихотворными записями о чудесах от иконы (стерты в 1843-1853 в процессе открытия древних фресок). В 1845 г. киот был перенесен в алтарь Андреевского придела, затем для лучшего доступа богомольцев к иконе помещен у столба; последнее ее местонахождение - в местном ряду справа от царских врат (Сiнкевич. 2008. С. 124).

В нач. XVII в. К. и. была прикреплена к квадратной серебряной позолоченной доске. В 1700 г. митр. Варлаам (Ясинский) украсил образ крестоподобной «шатой» (ризой), внизу были выгравированы стихотворный текст, даты перенесения иконы в Киев и выполнения оклада (Перепечин. 1891. № 24. С. 735). В нач. ХIХ в. Киевский митр. Евгений (Болховитинов) определил дату явления образа в Купятичах как 22 нояб. 1182 г.; нек-рые авторы пишут, что дата была на самой иконе, однако это представляется сомнительным.

В 1852 г. прихожане церкви в Купятичах обращались в Синод с просьбой вернуть из Киева чудотворный образ. Они получили отказ, мотивированный тем, что К. и. являлась одной из наиболее почитаемых святынь в Киеве, ранее принадлежала мон-рю, на тот момент уже не существовавшему, а в купятицкой ц. находилась деревянная копия образа.

После Октябрьской революции 1917 г. К. и. вместе с др. церковными ценностями Киева, конфискованными советской властью, как полагают, оказалась в музее Киево-Печерской лавры (Музей культов и быта в Киево-Печерской лавре, ныне - НКПИКЗ). Коллекция драгоценностей значительно пострадала при изъятии исторических и художественных ценностей в 30-х гг. XX в., а также во время Великой Отечественной войны. Судьба К. и. остается неизвестной; возможно, образ трудно идентифицировать среди др. крестов-энколпионов коллекции.

Первое научное сообщение о К. и. в 1897 г. опубликовал проф. КДА Н. И. Петров, дав ее описание, сопоставив с др. памятниками и заключив, что она «принадлежит к числу древних энколпионов киевского происхождения» (Петров. 1897. С. 76). Н. П. Кондаков называл «самым любопытным по значению его для русской древности… бронзовый крест, известный под именем Купятицкой чудотворной иконы Божией Матери и хранимый… вделанным в икону этого имени», он считал его обратной стороной греч. складня XII в. (Кондаков. 1915. С. 240).

Изображение К. и. воспроизводилось в гравюрах различных изданий. На гравюре 1638 г. в Парегроне игум. Илариона (Денисовича) икона, поддерживаемая 4 ангелами со свитками, вписана в овальный барочный картуш. На гравюрах 3-й четв. XVII в. состав святых, изображенных в медальонах на концах креста, варьируется. Изображения К. и. на основе гравюры 1638 г. в нач. XVIII в. появляются в золотном шитье: воздухи (пелены?) нач. и 1-й четв. XVIII в. (Черниговский исторический музей, Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей), палицы нач. и 2-й четв. XVIII в. (НКПИКЗ, НХМУ). В Киево-Печерской лавре хранится фелонь сер. XVIII в., на оплечье которой вышито изображение иконы. Из иконописных изображений К. и. наиболее интересна икона XVIII в. (ГМИР) с символическим сюжетом и пространной композицией. В переносе образа К. и. в лицевое шитье и иконопись заметно «игнорирование мастерами материала оригинала: главным оказывается сам иконографический образ с необычной крестовидной композицией» (Пуцко. 2010).

После перенесения К. и. в Киев в старинный киот в купятицкой церкви была помещена ее деревянная копия, вставленная в гнездо в квадратной пластине, украшенной гравировкой и накладным венцом с датой 23 июля 1658 г. К оправе прикреплена круглая серебряная крышка, на к-рой выгравировано изображение К. и. (по гравюре 1638), с внутренней стороны - образ Св. Троицы. Благодаря тому, что в годы борьбы советских властей с религией с. Купятичи находилось за пределами СССР, в Зап. Белоруссии, ц. свт. Николая Чудотворца и находящаяся в ней чтимая копия К. и. уцелели. В последние десятилетия почитание К. и. в Купятичах, как святыни Полесья, оживилось: расширяется паломничество, появляются свидетельства благодеяний Богородицы через Ее образ. В 2006 г. составлен «Акафист Пресвятой Богородице ради чудотворного Ея образа Купятицкого».

Ист.: Athanasius Kalnofojskij, mon. Τερατούργημα, lubo Cuda, ktore były tak w samym świętocudotwornym monastyru Pieczarskim Kiiowskim, iako y w obudwu świętych pieczarach, w których po woli Bożey błogoslawieni oycowie pieczarscy, pożywszy, ciężary ciał swoich złożyli. [К.], 1638. Прил. после Л. 322: Paregron cudów świętych obraza Przeczystej Bogarodzice w monasteru Kupiatyckim: Cuda Kupiatyckie (1-52); Иоанникий (Галятовский), архим. Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами своими. Львов, 1665. Л. 72 об.- 73, 122-125.
Лит.: Николай (Редутто), архим. Чудотворные образа Богоматери и благочестивые обычаи в Минской епархии. СПб., 1864. С. 65-67; Орловский П. Нек-рые сведения о чудотв. Купятицкой иконе Божьей Матери, находящейся ныне в Киево-Софийском соборе // Киевские ЕВ. 1867. № 4. С. 105-120; Перепечин В. В., свящ. Купятицкая чудотворная икона Божией Матери // Минские ЕВ. Ч. неофиц. 1891. № 18. С. 481-494; № 19. С. 509-522; № 20. С. 533-547; № 21. С. 566-585; № 22. С. 620-634; № 23. С. 681-692; № 24. С. 731-740; Петров Н. И. Купятицкая икона Богородицы в связи с древнерус. энколпионами // Тр. 9-го Археол. съезда в Вильне 1893. М., 1897. Т. 2. С. 71-78; Пуцко В. Г. Барочныя аправы цудадзейных абразоў Мацi Божай // Барока ў беларускай культуры i мастацтве. Мiнск, 1998. С. 213-216; он же. Купятицкий крест-энколпион // Худож. металл России. М., 2001. С. 144-153; он же. Богоматерь Купятицкая в церковно-художественной традиции XVII-XVIII вв. // Гiстарычная брама. Пинск, 2010. № 1(25) [Электр. ресурс: brama.brestregion.com/nomer25/artic11.shtml]; Рус. искусство из собр. ГМИР / Авт. текста: М. В. Басова. М., 2006. С. 92-93; Максiмава Э. Да пытання втрыбуцыi цудатворнай Купяцiцкай Iконы Божай Мацi // Проваслаўе. 2007. № 14-15. С. 45-46; Сiнкевич Н. О. Куп'ятицька iкона Богородицi - втрачена киïвська святиня // Могилянськi читання, 2008. К., 2009. С. 121-127.
А. А. Ярошевич
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Иконы чудотворные Иконография Божией Матери (Декоративно-прикладное искусство) Купятицкая (Купятичская) икона Божией Матери (празд. 15 нояб.)
См.также:
АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Абалацкая, Абалацкая-Знаменская)
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЛБАЗИНСКАЯ «СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ» (празд. 9 марта), чтимый образ, прославившийся в Амурском крае в XVII в.
АХТЫРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 2 июля
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 15 авг.
БАЛЫКИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 30 июня)
БАХЧИСАРАЙСКАЯ [МАРИУПОЛЬСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 15 авг.)
БЕЖЕВСКАЯ [БЕЖОВСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. в пятницу Светлой седмицы