Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАЛУППИ
Т. 10, С. 378-379 опубликовано: 24 октября 2010г.


ГАЛУППИ

[итал. Galuppi] Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (18.10.1706, о-в Бурано близ Венеции - 3.01.1785, Венеция), итал. оперный композитор венецианской школы, автор церковно-муз. сочинений для католич. и правосл. богослужения.

Б. Галуппи. Гравюра XVIII в. Худож. Дж. Бернассони
Б. Галуппи. Гравюра XVIII в. Худож. Дж. Бернассони

Б. Галуппи. Гравюра XVIII в. Худож. Дж. Бернассони
Учился у А. Лотти в венецианской консерватории Инкурабили. Известен как реформатор оперного жанра буффа; за период более 50 лет (20-70-е гг.) написал свыше 110 опер в различных жанрах. В 1740 г. занял должность maestro di coro (учителя хорового искусства) в консерватории Мендиканти. В 1741-1743 гг. Г.- капельмейстер королевского театра в Лондоне. В 1748 г. он вернулся в Венецию и занял должность помощника капельмейстера в соборе св. Марка; с 1762 г. до конца жизни - 1-й капельмейстер собора. В 1762 г. Г. был выбран директором консерватории Инкурабили. Ему принадлежит неск. ораторий и кантат: «Юдифь» (1746, Венеция), «Жертвоприношение Авраама» (1764, Венеция) и др.

Для рус. музыки имеют значение церковные композиции Г., определившие стилевой поворот к классицизму. С 1765 до сент. 1768 г. Г. занимал должность 1-го придворного капельмейстера в С.-Петербурге при Екатерине II: руководил постановками спектаклей на придворной сцене, устройством концертов, работал в Придворной певческой капелле, писал оперы, инструментальную музыку, торжественные кантаты на памятные дни. В его обязанности входило разучивание с певчими Придворной капеллы хоровых сцен для постановок опер-seria, обучение композиции талантливых и способных певчих, сочинение церковной музыки. Одним из учеников Г. был Д. С. Бортнянский.

Для РПЦ Г. написал цикл песнопений литургии, неск. духовных концертов и одночастных хоров. Не зная церковнослав. языка, он, как и мн. др. иностранцы, подтекстовывал слова в песнопениях, ориентируясь на их лат. аналоги. Г. стал родоначальником жанра многочастных композиций, для создания к-рых использовал форму a cappell'ного итал. мотета - классического духовного концерта (по мнению Е. М. Левашёва). На муз. композиции Г. ориентировались рус. композиторы того времени. О творческих контактах Г. и М. С. Березовского никаких сведений не сохранилось, но их церковные концерты имеют схожие структуру и приемы развития тематизма. В них утверждается 4-5-частный цикл, опирающийся не на риторические закономерности построения текстов (как в барочных партесных концертах), а на муз. логику развития по тому же типу, что и в сонатно-симфонических произведениях. Начиная с этого времени авторы выбирают в качестве лит. основы концертов тексты Псалтири, иногда соединяя строки из разных псалмов, и распределяют их соответственно характеру музыки частей. Большое значение приобретает система полифонических приемов - от канонических имитаций в первых частях до развернутых фуг с кульминационной стреттой в финалах. Духовно-муз. творчество Г. и Березовского является 1-м этапом развития классицистического духовного концерта в России (60-70-е гг. XVIII в.).

«Литургия» Г. ставит перед исследователями проблему авторства. Имеется прижизненная рукописная копия партии тенора, к-рая датируется 1772 г. (певч. книга ранее принадлежала ярославскому мон-рю и записана квадратной нотацией). Из 6 песнопений («Слава Отцу и Сыну», «Иже херувимы», «Верую», «Милость мира», «Достойно есть», «Отче наш») только относительно 1-го можно утверждать авторство Г., оно было издано в нач. XIX в. по инициативе Бортнянского. Остальные песнопения рукописи известны как сочинения Березовского. По преданию, «Литургия» Березовского была сочинена в Италии и прислана с отчетом в Россию (1769-1773). Точно установить автора этих песнопений в наст. время невозможно.

В разных источниках упоминается ряд сочинений Г., в наст. время не найденных: задостойники на Вознесение Господне, Преображение Господне, концерты «Вси языцы восплещите», «На Тя, Господи, уповах», «Придите пресветлое Христово», «Милость мира», «Иже херувимы».

Арх.: РГАДА. Разр. 14. Оп. 1. Д. 31; ГЦММК. Ф. 283. № 643: Литургия.
Изд.: «Слава Отцу и Сыну». СПб., 1820-е гг.; концерты: «Готово сердце мое, Боже», «Плотию уснув, яко мертв», «Суди, Господи, обидящыя мя», «Услышит тя Господь». СПб., 1817–1818; отд. песнопения: «Благообразный Иосиф». СПб., 1817–1818; «Да исправится молитва моя» // Сб. великопостных песнопений разн. авторов для смеш. хора / Под ред. М. А. Гольтисона. СПб., 1913. (Прил. к ж. «Музыка и пение»).
Лит.: Порошин С. А. Записки, служащие к истории Е. И. В. Государя Цесаревича и Вел. Кн. Павла Петровича. СПб., 18812; Штелин Я., фон. Известия о музыке в России // Муз. наследство. М., 1935. Вып. 1. С. 94-198; Corte A. Baldassare Galuppi: Profile critico. Siena, 1948; Chiuminatto A. L. The Liturgical Works of B. Galuppi. Evanston (Ill.), 1959; Порфирьева А. Л. Галуппи // Муз. Петербург: Энцикл. слов.: XVIII в. СПб., 2000. Кн. 1. С. 226-232; Синхронист. таблицы // Там же. 2001. Кн. 4; Лебедева-Емелина А. В. Рус. духовная музыка эпохи классицизма (1765-1825): Кат. произв. М., 2004. С. 314-326.
А. В. Лебедева-Емелина