Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 18, С. 319-324 опубликовано: 8 июля 2013г.


ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ

жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня.

Е. м. в 1869-1914 гг.

В 1869-1871 гг. архим. Антонин (Капустин) приобрел один за другим ряд участков на вершине Елеонской горы в острой конкуренции с франц. кармелитским мон-рем Pater Noster (Отче наш), основательницей к-рого была влиятельная Элоиза Аурелия де Босси, кнг. де ла Тур д'Овернь, приятельница имп. Наполеона III, обладавшая несметным богатством. Территория мон-ря объединяет 11 разновременно приобретенных участков общей площадью 53 748 кв. м. Есть сведения (управляющего российским консульством в Иерусалиме С. М. Дмитревского) о приобретении архим. Антонином 1-го участка в 1869 г., восходящие, очевидно, к сообщению самого владельца (Дмитревский. 2006. С. 54). В офиц. донесении в Святейший Синод от 28 окт. 1885 г. архим. Антонин писал: «Элеонская церковь находится на самой вершине святой горы Вознесения, на участке земли, купленном мною в собственность Духовной Миссии в 1871 г.» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 199). Здесь имеется в виду получение в мае 1871 г. предварительных ходжетов (купчих) на первые 2 приобретенных участка (Дмитревский. 2006. С. 55). Окончательные владельческие документы были выданы ему 11 окт. 1873 г.

Храм Вознесения Господня Елеонского мон-ря. 1873-1881 гг., освящен в 1886 г.
Храм Вознесения Господня Елеонского мон-ря. 1873-1881 гг., освящен в 1886 г.

Храм Вознесения Господня Елеонского мон-ря. 1873-1881 гг., освящен в 1886 г.

Поскольку тур. законы о недвижимости предполагали отдельное владельческое право на землю и отдельное на растущие на ней насаждения, архим. Антонин спешил закрепить за собой участок и в этом смысле. К тому же вершина Елеона была в то время лишена всякой растительности. Дневник архим. Антонина за 1873 г. позволяет восстановить подробности: «5 января. Напившись чаю, отправился на Элеон. Кричали с Якубом по поводу ям, вырытых под маслины. 9 января. Отправление на Элеон ящика с 60 кипарисами. Зазеленеет Св. Гора. 11 января. Поездка на Элеон. Кипарисныя соображения. Будущия рощи, аллеи, куртины, парки и все другия пространства» (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1873 г. // РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 1126).

Во время этих работ были обнаружены фрагменты напольной мозаики с изображениями животных и растений и гробницы. Средства на проведение раскопок предоставила А. И. Кадышева. Размер мозаики составлял 20 кв. м. «У сев. бордюра мозаики сохранилась не тронутая временем надпись на древнеармянском языке, гласящая, что «это могила блаженной Шушаник, матери Артабана. Февраля 18го». Таким образом о. Архимандрит открыл роскошнейший памятник VI века» (Дмитревский. 2006. С. 56). Арм. храмы и мон-ри появились на Елеоне уже в первые века христианства. Анастас Вардапет (VII - нач. VIII в.) в соч. «Об армянских монастырях в Иерусалиме» среди арм. построек на Елеонской горе называет мон-рь Панда во имя св. Иоанна Предтечи (в вост. части Елеона), мон-рь Мамиконянов, также посвященный св. Иоанну Предтече, и мон-рь Катаецоц, где ученики слушали заповеди блаженств (возможно, имеется в виду место буд. мон-ря Pater Noster) (Тер-Мкртичян. 1991. С. 94-95). Как сообщает арм. историк X в. Мовсес Каганкатваци, самый древний мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи на Елеоне был сооружен на «средства царя» из династии Аршакидов, т. е. до 428 г. (Там же. С. 14).

Колокольня Елеонского мон-ря. 80-е гг. XIX в.
Колокольня Елеонского мон-ря. 80-е гг. XIX в.

Колокольня Елеонского мон-ря. 80-е гг. XIX в.

«При дальнейшей расчистке найденной мозаики была открыта другая, плотно прилегавшая к первой, гораздо проще ее, в виде параллелограммов по белому полю и не такой тщательной отделки. Для сохранения их обеих о. Архимандрит решил защитить их крышей. Г-жа Кадышева согласилась даже участвовать своими средствами в этом деле, но с тем, однако, условием, чтобы сделать предполагаемую постройку в виде домика, где бы могла жить сама г-жа Кадышева во время своих приездов в Иерусалим. Для этого она предложила спроектировать домик в 2 этажа, устроить наверху жилое помещение, а внизу над большой мозаикой - церковь. При этом она желала, чтобы квартира ее выходила в церковь в виде хор: алтарь же следовало, по ее предположению, выдвинуть к востоку от мозаики и сделать в 2 света, чтобы крыша над алтарем и домом была общая. Такой фантастический проект, конечно, не мог быть одобрен о. Архимандритом, и он убедил г-жу Кадышеву видоизменить его. Тогда они согласились выстроить обыкновенный дом в 2 этажа, верхний отдать в распоряжение г-жи Кадышевой, а нижний с мозаикой - для отдохновения случайных посетителей» (Дмитревский. 2006. С. 56-57).

Произведя археологическую разведку вокруг находящегося на участке почитаемого «камня Богородицы» (места, на к-ром, по преданию, стояла Матерь Божия во время Вознесения), архим. Антонин нашел «кучи золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основания 2 колонн V-VI вв. Стало ясно, что именно здесь располагался в визант. время соборный храм жен. обители, разрушенный в 614 г. персид. нашествием. Тогда на Елеонской горе было найдено более 1,2 тыс. трупов, были вырезаны монахини монастыря, руины к-рого обнаружил архим. Антонин (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1873 г. // РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 1126; Святой Елеон. 1986. С. 23). На месте визант. базилики архим. Антонин начал возведение нового храма.

Строительство затянулось на долгие годы. В 1876 г., когда стены были уже подняты на сажень, его пришлось прекратить за отсутствием средств. Потом разразилась русско-тур. война 1877-1878 гг. Архим. Антонин и вся РДМ были вынуждены покинуть Палестину. По возвращении архимандрит продолжил строительство. В 1881 г., по данным дневника, храм уже был завершен и архим. Антонин заботился о его внешнем и внутреннем убранстве. Так, в записи от 13 февр. 1881 г. читаем: «Приехал московский Никола с елеонскими колоколами». Неделю спустя: «Добряк Рындин еще принес 90 рублей на Елеонскую церковь». Особо важна запись в дневнике, датируемая четвергом, 13 марта: «За окном шум непогодный. 12 часов (ночи). Черчение будущего иконостаса Елеонского, целомраморного, длившееся часа до третьего» (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1881 г. // Б-ка ИППО. Инв. номер: ИППО. Б.IV. № 853/23). 5 февр. 1886 г.: «Черчение плана нижнего яруса Елеонской колокольни для Н. Ф. Фан-дер-Флита» (Он же. Дневник за 1886 г. // Там же. № 853/28). Приведенные записи доказывают прямое участие (если не авторство) архим. Антонина в проектировании как храмов и колоколен основанных им мон-рей, так и их внутреннего убранства. Непосредственными исполнителями его архитектурных идей на Елеоне стали мастера-итальянцы. В письме секретарю ИППО М. П. Степанову, датируемом 11 окт. 1888 г., архим. Антонин писал: «Желал бы всячески умолить Вас исходатайствовать трем итальянцам: Antonio Longodorni, Джованни-Батиста [Бизелли] и Гектору Белатти - золотые медальки в петлицу «за искусство» или «за усердие». Первый из них выстроил мою Элеонскую башню своими руками (подчеркнуто в документе.- Н. Л.) всю от первого камня до последнего. Второй свел невиданный в Святой Земле еще до нас купол тамошней церкви в 24 окна. Третий расписывал сей самый купол» (АВП РИ. Ф. ИППО. Оп. 873/1. Д. № 588. Л. 68-68 об.).

Часовня на месте Обретения главы св. Иоанна Крестителя Елеонского мон-ря. Ок. 1910 г.
Часовня на месте Обретения главы св. Иоанна Крестителя Елеонского мон-ря. Ок. 1910 г.

Часовня на месте Обретения главы св. Иоанна Крестителя Елеонского мон-ря. Ок. 1910 г.

К кон. марта 1881 г. купол был завершен, но освящение церкви произошло только спустя 5 лет. 17 апр. 1881 г. встречаем в дневнике печальную запись: «Реуф [иерусалимский паша] запрещает мне строить церкви на Елеоне и в Горней и требует, чтобы на это был дан фирман султанский, и пока сей получится, чтобы я прекратил всякие работы. О россияне! До чего мы дожили!» (Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1881 г. // Б-ка ИППО. Инв. номер: ИППО. Б.IV. № 853/23). Султанский фирман с разрешением на строительство церкви был выдан Высокой Портой в июне 1882 г., когда она практически была готова.

Из Одессы пароходом в Яффу в 1884 г. был доставлен иконостас от московского купца П. Д. Каверина, а в 1885 г.- хрустальная люстра для храма от камергера Ю. С. Нечаева-Мальцова (Осипов. 1892. С. 463).

Храм был освящен 8 июня 1886 г. во имя Спасителя, т. к. Иерусалимский патриарх Никодим категорически возражал против его освящения в честь Вознесения Господня, оставляя этот приоритет за местом Вознесения. Поэтому в рус. офиц. источниках церковь стали именовать Спасо-Вознесенской, а неофициально просто Вознесенской, как хотел основатель.

На месте солеи храма были обнаружены базы 2 визант. колонн желтого мрамора (0,3 м высотой). На полу храма сохранились остатки плит желтого мрамора. В южном крыле креста в отдельных мраморных киотах с золочеными колонками находятся привезенные в нач. XX в. из России чудотворные иконы «Елеонская Скоропослушница» и «Взыскание погибших». В северном крыле - могила основателя храма архим. Антонина (Капустина).

Одновременно с храмом на самой вершине Елеона (828 м над уровнем моря) строилась 64-метровая 4-ярусная колокольня (Русская свеча), самое высокое здание Иерусалима: с балюстрады верхнего яруса на востоке видно Мёртвое м. (по преданию, не хватило 1 саж., чтобы на западе можно было увидеть Средиземное м.). Она увенчана высоким пирамидальным шатром. Это сооружение со сдержанным плоскостным декором уподоблено итал. романским колокольням.

В финансировании елеонского проекта помимо вышеупомянутой благотворительницы Кадышевой и мон. Филареты (Волковой) участвовал гр. Г. С. Строганов, шталмейстер Высочайшего Двора, совершивший паломничество на Св. землю в 1880 г. Он пожертвовал 12 тыс. франков на улучшение состояния рус. построек в Иерусалиме, 7 тыс. франков - архим. Антонину на строительство на Елеоне, 1 тыс. франков - патриарху Иерусалимскому Иерофею (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 150, 240). В 1886 г. гр. Н. А. Стенбок-Фермор (урожденная Яковлева) переслала архим. Антонину 10 тыс. р. на украшение храма. Среди др. пожертвований - золоченый крест для купола храма (А. Д. Расторгуев), золото для купола (Л. М. Соболева). Были и др. жертвователи, вносившие от 1 до 1 тыс. р. Все имена архим. Антонин записывал в специальной книге, к-рую планировал опубликовать.

Среди елеонских благотворителей особое место принадлежит соликамскому купцу А. В. Рязанцеву, к-рый помимо неск. тысяч рублей, пожертвованных в разное время (в т. ч. на иконостас, стоивший 2 тыс. р.), заказал в Москве колокол в 308,5 пуда с горельефными иконными изображениями. Колокол был отправлен из Одессы на пароходе «Корнилов» 12 марта и выгружен на берег в Яффе 27 марта 1884 г. Чтобы доставить его в Иерусалим (железной дороги до 1892 не существовало), архим. Антонином «в воскресенье, 27 января <1885 г.>, сделано было надлежащее воззвание к люду Божию о помощи. 105 человек (на 2/3 женщины) спешно прибыли утром во вторник в Яффу и принялись за дело» (Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима // ЦВ. 1885. № 14. С. 240). 60 км, отделяющих Яффу от Иерусалима, колокол тянули с помощью веревок и полотенец вместо лямок. Половина пути пролегала по сыпучим пескам, так что в день нельзя было проходить иногда более версты. «За этот труд архим. Антонин не мог предложить людям ничего кроме пищи, да и едва ли между ними нашелся бы человек, ожидающий какую-нибудь плату» (Дмитревский. 2006. С. 63). Доставка колокола заняла 7 дней. Вечером 5 февр. колоколу «была восторженная встреча, поднявшая на ноги весь город» (Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима // ЦВ. 1885. № 14. С. 240). На следующий день архим. Антонин призвал паломников поднять колокол на Елеон. После молебна, в 10 ч. утра, тысячи людей двинулись в путь. Нужно было спуститься в долину Кедрона, чтобы затем вновь подняться на гору. Только к 6 ч. вечера удалось подтянуть колокол к ограде рус. участка. 7 февр. колокол был осторожно выгружен в пространство, окруженное фундаментом колокольни (заложен в кон. 1884), и поставлен вертикально на деревянные брусья. По мере возведения следующих ярусов колокольни колокол каждый раз поднимали на новый уровень. Строительство колокольни было завершено в 1887 г. Крест для нее был пожертвован братом архим. Антонина московским прот. Платоном Капустиным и доставлен в Иерусалим в 1888 г. (Осипов. 1892. С. 463).

Кроме Спасо-Вознесенского храма и колокольни в Е. м. находится еще неск. храмов. На средства рус. благотворительницы И. Г. Силаевой, проживавшей в Иерусалиме, к 1910 г. была выстроена часовня на месте Обретения главы св. Иоанна Крестителя. Еще в визант. период здесь существовала церковь, мозаичные полы к-рой также были обнаружены и вскрыты архим. Антонином во время елеонских раскопок.

Сохранилось 3 мозаики с геометрическим орнаментом и изображениями птицы, животного, граната или кисти винограда, а также арм. надписью с именем еп. Иакова (по мнению Е. С. Лукьяновой, она на неск. веков моложе и лишь «вписана» в более древние напольные мозаики (Loukianoff. 1939. P. 3, 8)). Углубление в полу, где лежала честная глава св. Иоанна Предтечи, выделено мозаикой. Инокини Е. м. читают в часовне неусыпаемую Псалтирь.

Интерьер храма Вознесения Господня Елеонского мон-ря
Интерьер храма Вознесения Господня Елеонского мон-ря

Интерьер храма Вознесения Господня Елеонского мон-ря

К востоку от Спасо-Вознесенского храма расположен архимандритский дом, на нижнем этаже к-рого помещается музей древностей, собранных архим. Антонином (бывш. «дом Кадышевой», 2 верхние комнаты к-рого впосл. были выкуплены архим. Антонином). Дом построен на вост. оконечности выровненной платформы, за к-рой начинается вост. склон Елеонской горы. Перед ним находятся остатки 3 рим. колонн желтого мрамора. На 1-м этаже сохранились мозаики, самая большая из них (7,35×3,5 м) - часть обширного мозаичного ковра (8,5×10 м) с изображениями агнца, фазана, утки, рыб и двойных кистей винограда (Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904. С. 257; Loukianoff. 1931). Под зданием находится подземная гробница, разделенная узким коридором на 2 неравные части: слева, на нижнем уровне,- 6 ниш для 6 тел; справа, на верхнем уровне,- 6 меньших ниш, использовавшихся, вероятно, как оссуарии. Гробницу, относящуюся к ранневизант. времени, трудно точно датировать (Eadem. 1939. P. 7-8).

К востоку от музея лестница из 30 ступеней ведет в большую 2-камерную пещеру, в одной из камер которой также сохранилась мозаика (100×72 см) с арм. надписью: «Молитвами святого Исаии и преподобных отцов, я, Ваган, создал это в память ради прощения грехов». Тот факт, что контуры рисунка прослеживаются на надписи, свидетельствует о том, что и в этом случае арм. надпись была вставлена позже (Ibid. P. 5). «Вся пещера до 5 сажен длиною была наполнена человеческими костями... Не был ли это монастырский склеп Исаии с братией, заделанный и увековеченный надписью каким-то благочестивым Ваганом?.. Через несколько времени вся эта масса человеческих костей под влиянием кислорода воздуха стала тлеть и превратилась в тончайшую пыль. Тогда можно было заметить, что весь пол пещеры был разделен низенькими перегородками на 16 отделений разной величины» (Дмитревский. 2006. С. 57-58). Трудно сказать, сообщались ли между собой главное здание и описанная пещера, т. к. строительные работы сделали невозможным дальнейшее археологическое исследование. Отметим только, что уровень пещеры на 5 м ниже, чем пол с мозаиками в архимандритском доме.

После возведения дома архим. Антонин решил выровнять место, прилегающее к его вост. стене. «При расчистке около самой стены дома случайно напали на 16 каменных гробов, стоящих поверх земли, в виде четырех групп, с крестообразным проходом между ними. Гробы эти были плотно закрыты каменными плитами и тщательно замазаны известью. Некоторые из них, у южной стороны прохода, оказались поврежденными и пустыми, но северные остались нетронутыми и заключали покойников. Над всем этим склепом заметны были остатки сводов, которые о. Архимандрит реставрировал и дополнил новыми. Сверху он покрыл все террасою, которая плотно примкнула к восточной стене дома» (Там же. С. 58).

Архим. Антонином был найден фрагмент большой белой мозаики с 2 черными овалами и греческой надписью: «Феодосия, славнейшая кувикулария» (Там же. С. 31, 60), в наст. время находящийся в доме игумении, в ее келье-кабинете. По предположению Лукьяновой, речь идет о кувикуларии (постельничей) Евдокии, супруги имп. Феодосия II, и на месте, где была найдена надпись, находился дом императрицы. В эпитафии на плите, хранящейся в музее Е. м., тоже встречается имя Феодосии, но оно относится к др. лицу и датируется 592 г. (Там же. С. 29, 59).

Е. С. Лукьянова, изучавшая елеонскую археологию в 1929-1937 гг., обобщила результаты исследования в виде стройной концепции, согласно к-рой почти все находки архим. Антонина являются фрагментами единого архитектурного памятника времени равноап. Константина I Великого - Елеоны (см. ст. Елеонская гора). По мнению исследовательницы, это была огромная базилика, сопоставимая по размерам и отчасти по архитектурным особенностям с базиликой Рождества Христова в Вифлееме. Оспаривая наиболее распространенное среди археологов убеждение, что остатки Елеоны следует отождествлять с фундаментами гораздо более скромного по размерам строения на месте кармелитского мон-ря Pater Noster, Лукьянова попыталась реконструировать план базилики времен равноап. Константина, полностью вписав его в территорию Е. м., действительно весьма близко подступающую с востока к Имвомону - месту Вознесения Господня (Loukianoff. 1939. P. 38-41). Руины на кармелитском участке принадлежат, по ее мнению, мон-рю прп. Мелании Римляныни Старшей (Ibid. Р. 37). Пока эта гипотеза не нашла подтверждений.

В 1895 г., после смерти архим. Антонина, Я. Е. Халеби по просьбе нового начальника РДМ архим. Рафаила (Трухина) купил на его деньги на Елеоне участок размером в 4 дунама (0,4 га), граничащий с участками архим. Антонина, и т. о. округлил владения Е. м. (Никодим (Ротов). 1997. С. 307).

После решения Святейшего Синода о превращении жен. общежития на Елеонской горе в жен. общину и получения благословения от Иерусалимского Патриарха Дамиана 12 авг. 1906 г. (в день рождения архим. Антонина) состоялось открытие общины. Игуменом был назначен о. Парфений (Нарциссов), настоятельницей (старшей сестрой) - мон. Евпраксия (Миловидова), бывшая послушница московского Алексиевского мон-ря. Приехав в 1880 г. в Иерусалим для поклонения св. местам, она долго жила в различных греч. мон-рях, пока, познакомившись с архим. Антонином и его помощником игум. Парфением, не стала их постоянной помощницей. Приобретя в июле 1899 г. собственный дом в Иерусалиме (на ул. Пророков, напротив рус. Вениаминовского подворья), она оформила его по примеру архим. Антонина как вакуф, к-рый после нее перейдет к «бедным монахам и паломникам православного вероисповедания, русским подданным, проживающим при Русской [Елеонской] церкви» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 298). В 1912 г. настоятельница Евпраксия была награждена наперсным крестом. Она скончалась 12 дек. 1914 г., прожив на Елеоне 26 лет (Никодим (Ротов). 1997. С. 372).

Община, состоявшая первоначально из 15 сестер, управлялась, как и Горненский монастырь, в соответствии с «особыми правилами», утвержденными Святейшим Синодом 24 июля - 5 авг. 1898 г. Каждый из мон-рей жил за собственный счет, на средства из нештатных источников. Дополнительным источником дохода было монастырское рукоделие: изготовление церковных риз, воздухов, пелен, продажа сорочек паломникам для омовения в Иордане (они хранились потом верующими для похорон, в качестве саванов), писание монахинями икон и картин в иконописных мастерских (в наст. время иконы, писанные горненскими и елеонскими сестрами, можно видеть во всех правосл. храмах Св. земли). В нач. XX в. нередкой практикой было устройство послушниц в качестве прислуги в рус. и иностранные дома Иерусалима. Кроме того, сестры трудились на всех подворьях миссии.

Число сестер в Е. м. быстро росло и составило к 1914 г. ок. 180 чел. (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 118). Средства, поступавшие в кассу общины, были недостаточны. Доходы за 1911 г. равнялись 19 112 р., за 1912 г.- 13 114, за 1913 г.- 12 334 р. Иными словами, в среднем елеонские сестры должны были жить на 6 р. 80 к. в месяц (Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006. С. 362).

Оскудение содержания монашествующих было связано со строительством в мон-ре, поглощавшим все средства. Начальник РДМ архим. Леонид (Сенцов) отмечал (в записке 1913) в качестве своей особой заслуги «приведение в порядок русского участка на Елеонской горе, окруженного каменной, на мокрой кладке оградой. А главное, основана там женская община, где живут теперь около 200 сестер, для которых устроены здания и для жилья (5 больших корпусов), и для рукодельных мастерских, и для золочения икон; а также устроена гостиница для помещения поклонников на 300 человек. Выстроена также часовня для постоянного чтения Псалтири и для отпевания умерших сестер (т. е. часовня Обретения главы св. Иоанна Крестителя.- Н. Л.)» (Никодим (Ротов). 1997. С. 341).

В 1907 г. в сев.-вост. углу мон-ря было начато строительство большого соборного храма в честь Страшного Суда Господня, но из-за первой мировой войны и революции в России в 1917 г. постройка осталась незавершенной: успели только достроить нижний храм во имя прав. Филарета Милостивого, служащий в наст. время трапезной для насельниц обители (освящен митр. Анастасием (Грибановским) в 1925).

На территории обители сохранился также дом ученика и соратника архим. Антонина игум. Парфения (Нарциссова), зверски убитого искавшими «монастырское золото» злоумышленниками в 1909 г. (в наст. время в доме расположена монастырская б-ка).

Ист.: Антонин (Капустин), архим. Отчет о пожертвованиях в Иерусалимскую миссию // ДБ. 1875. № 12; Осипов М. И. Отчет уполномоченного ИППО в Одессе за время с 1883 по 1892 г. // СИППО. 1892. Т. 3. Вып. 4. С. 457-472; Дмитриевский А. А. Памяти члена Рус. духовной миссии в Иерусалиме о. игумена Парфения, убиенного на горе Елеонской: Некр. // Там же. 1909. Т. 20. Вып. 2. С. 298-308; Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине, V-XVIII вв. М., 1991; Россия в Св. Земле. 2000. 2 т.
Лит.: Кусмарцев П. И. Светлый праздник Вознесения Господня на св. Елеонской горе: Мысли и чувства паломника в Св. Земле. Иерусалим, 1911; Loukianoff E. S. Le Musée de Convent russe du Mount des Oliviers à Jérusalem // Bull. de l'Inst. d'Égypte. Le Caire, 1931. T. 13; eadem. «῾Ο ᾿Ελαίων». Le Caire, 1939. (Mémoires présentés à l'Inst. d'Égypte; T. 42); Святой Елеон: Рус. Спасо-Вознесенский жен. мон-рь на св. горе Елеон: К 100-летию со дня освящения Спасо-Вознесенского храма, 1886-1986. Иерусалим, 1986; Никодим (Ротов), митр. История Рус. духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 226-232; Дмитревский С. М. Рус. раскопки на Елеонской горе / Подгот. текста, сопроводит. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2006.
Н. Н. Лисовой

Архитектура Вознесенского храма

Храм построен из натурального местного камня. Он представляет собой кубическое сооружение, увенчанное низким куполом на 8-гранном барабане. Со всех 4 сторон здание имеет 2-ярусные 5-гранные экседры. В интерьере доминирует обширное подкупольное пространство; барабан опирается на 8 парусов, образованных 4 арками экседр и 4 неск. меньшими арками с тромповыми переходами к угловым компартиментам. Несмотря на то что архим. Антонин (Капустин) уподоблял свое детище Св. Софии К-польской, храм представляет собой стилизацию в духе раннесредневек. архитектуры Закавказья, причем очень удачную. Он не является точной копией к.-л. храма, но его типология близка к типологии храмов 1-й пол. VII в.; его формы - и экстерьер и интерьер - неожиданно близки к формам храма в Мастаре (40-е гг. VII в.), хотя предполагать знакомство заказчика или строителей иерусалимского храма с этим арм. памятником нет оснований. Др. близкой аналогией, относящейся к периоду послеараб. возрождения арм. архитектуры, является, по мнению А. Ю. Казаряна, храм св. Апостолов в Карсе (30-е гг. Х в.). Выбор закавк. форм, по всей видимости, не был случайным, учитывая личность заказчика и его знание визант. архитектуры, а также тот факт, что храм был построен рядом с древними арм. храмами. Неясно, по каким причинам архим. Антонин нигде не упоминает о характере своего архитектурного выбора. Что касается сходства со Св. Софией, то оно обеспечивается не столько «куполом в 24 окна» (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 432), чья конструкция иная, чем в Св. Софии, сколько тем, что выбранные закавк. образцы сами являлись образным воспроизведением прославленного к-польского храма.

Архитектура Е. м. представляет собой достаточно редкий для 2-й пол. XIX в. пример подлинно научного, уважительного подхода к строительству в одной из самых ответственных точек исторического города.

Л. К. Масиель Санчес

Е. м. после первой мировой войны

С началом первой мировой войны все духовенство РДМ и старшие монахини были вывезены тур. властями в Александрию (Египет). Монастырская жизнь и богослужения в Е. м. прекратились, закрылись мастерская и трапезная, храм был опечатан. Вскоре тур. власти потребовали удаления из мон-ря оставшихся сестер для размещения солдат. По распоряжению Иерусалимского Патриарха Дамиана инокини были поселены в неск. греч. мон-рях. Покровительство елеонским сестрам оказывали также итал., а позже амер. консулы. В Е. м. разместились 300 тур. солдат, архимандритский дом заняли нем. солдаты. Обитель подверглась разграблению, были сняты кресты с храма, уничтожена роспись в часовне, сломан иконостас в трапезной. Однако благодаря заступничеству Патриарха Дамиана солдаты вскоре были выведены из обители. 20 нояб. 1918 г. Иерусалим был занят англ. войсками. Новое правительство дало сестрам работу на постройке Иерихонской дороги. В янв. 1919 г. в Е. м. возвратились монахини из Александрии, в июне того же года был открыт Спасо-Вознесенский храм.

В 1919 г. икона Божией Матери «Скоропослушница» была перенесена из ц. прав. Филарета в главный храм обители, после чего лик Пресв. Богородицы просветлел, а ризы сделались яркими и ясными. В Е. м. празднование в честь иконы Божией Матери «Елеонская Скоропослушница» совершается 9 окт.

В 1924 г. Елеонская община по ходатайству приезжавшего в тот год в Иерусалим первоиерарха РПЦЗ митр. Антония (Храповицкого) и с благословения Иерусалимского Патриарха Дамиана стала именоваться монастырем.

В 1-й пол. 20-х гг. к церкви был пристроен притвор. Храм расписан мон. Таисией, мон. Зосимой и др. сестрами, а также рус. худож. Г. А. Алеевым.

Очевидцы вспоминали, что во время сильного землетрясения 11 июля 1927 г., от к-рого пострадали многие храмы, в т. ч. и Е. м., колокольня Русская свеча раскачивалась, как маятник, грозя обрушиться и погрести под собой Спасо-Вознесенский храм, но устояла (Святой Елеон. С. 54). Сестры усердно молились перед чудотворной иконой «Троеручица», празднование которой совершалось в этот день, и обошли с ней крестным ходом всю территорию мон-ря. С тех пор ежегодно в этот день в Е. м. совершаются праздничная литургия и крестный ход с иконой. Кроме того, ежедневно во время вечерней службы сестра берет маленькую икону Божией Матери «Троеручица» и крестным ходом обходит мон-рь, чтобы Божия Матерь охраняла обитель.

Пострадавший от землетрясения Спасо-Вознесенский храм был капитально отремонтирован в 1938-1941 гг.

Игум. Павла (в схиме Антония), постриженица Леснинского мон-ря, установила в обители строгое общежитие. Ее преемница игум. Мелания, управлявшая Е. м. с 1934 по 1944 г., прибыла в Иерусалим в 1932 г. из Югославии по рекомендации Святейшего Патриарха Сербии Варнавы.

После того как 9 апр. 1948 г. отряды Хаганы вырезали араб. население пос. Дейр-Ясин (более 250 женщин и детей) и изгнали араб. жителей из пос. Айн-Карем, большинство горненских монахинь (до 100 чел.) покинули монастырь и ушли в Е. м. Большая часть из них не вернулась в Горненский мон-рь, оставшись в Е. м. из-за нежелания переходить в юрисдикцию Московского Патриархата. С 1951 г. мон-рь сделался местопребыванием начальников РДМ (в юрисдикции РПЦЗ). Это привело к перенаселенности Е. м., оставшегося в юрисдикции РПЦЗ.

После начала 1-й арабо-израильской войны у подножия Елеонской горы иорданские войска установили дальнобойные орудия и обстреливали из них еврейскую часть Иерусалима. Командование иорданской армии планировало разместить в Е. м. танки, а на колокольне - военную сигнализацию, что грозило разрушением обители в случае продолжения военных действий. Только энергичные действия настоятельницы Е. м. схиигум. Антонии помешали осуществлению этого плана. В 1958 г. в Е. м. было отпраздновано 100-летие РДМ. На торжествах присутствовал кор. Иордании Хусейн. Во время 6-дневной арабо-израильской войны в мае 1967 г. мон-рь пострадал от обстрела, была убита вратарница обители монахиня Евлалия.

При игум. Тамаре в Е. м. была открыта небольшая больница для лечения немощных и престарелых сестер. В 1973 г. на крыше колокольни был произведен ремонт, в 2001 г. установлена новая лестница, привезенная из Германии.

В наст. время в обители подвизается ок. 40 насельниц, половина из них - правосл. арабки.

Настоятельницы Е. м.: мон. Евпраксия (Миловидова; 1906-1914), Елисавета (1919-1929), Павла (Клюева, в схиме Антония; 1929-1934; 1944-1951), Мелания (Ненюкова; 1934-1944), Тамара (кнж. Татьяна Константиновна Романова, дочь вел. кн. Константина Константиновича; 1951-1975, † 1979), Феодосия (Баранова; 1975-1984), Параскева (Зильберкрейн; 1984-1989, † 1995), Варвара (Эпова; 1989-1993), Иулиания (1993-1997), Моисея (Бубнова; с 1997 по наст. время).

Из духовников Е. м. наиболее почитаем игум. Парфений (Нарциссов Пармен Тимофеевич; † 15 янв. 1909), в 15 лет ставший послушником Данковского мон-ря. В 1879 г. в сане иеромонаха он впервые посетил Иерусалим, с 1886 г. совершал богослужения на Елеоне. Много потрудился над разведением сада на Елеонской горе. В самой юж. части елеонского участка своими руками выкопал для уединенной молитвы пещеру, сохранившуюся до сих пор. С 1906 г. о. Парфений - духовник жен. Елеонской общины. Похоронен у Вознесенского храма рядом с архим. Антонином. Другие духовники: архим. Модест (Шут Мина Евфимович; † 16 авг. 1984), постриженик новоафонского Симоно-Кананитского мон-ря, в эмиграции служивший в Китае и бывший помощником свт. Иоанна Шанхайского; архим. Димитрий (Биакай; † 21 авг. 1985), постриженик Киево-Печерской лавры, служивший настоятелем храма свт. Николая Чудотворца в Штутгарте (Германия), с 1950 г. начальник РДМ.

Лит.: Правосл. Русь. 1933. № 12. С. 2-3; 1956. № 11. С. 16; 1963. № 4. С. 11; 1972. № 13. С. 11; № 16. С. 10-11; 1973. № 11. С. 14; 1975. № 4. С. 16; № 5. С. 12-13; № 12. С. 15; 1979. № 19. С. 13-15; 1980. № 11. С. 15-16; 1984. № 7. С. 14; № 18. С. 13-14; 1985. № 17. С. 11; 1988. № 19. С. 16; 1995. № 2. С. 11; 2001. № 10. С. 10; Русская Православная Церковь Заграницей, 1918-1968 / Ред.: А. А. Соллогуб. [Ierusalim], 1968. Т. 2. С. 425-441; Святой Елеон: Рус. Спасо-Вознесенский жен. мон-рь на св. горе Елеон: К 100-летию со дня освящения Спасо-Вознесенского храма, 1886-1986. Иерусалим, 1986.
Д. П. Анашкин
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Святая Земля (Палестина) Археология церковная Русская Духовная миссия на Святой Земле Елеонская гора, короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока Елеонский Вознесенский русский монастырь, женский, действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Святая Земля)
См.также:
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
БАУИТ мон-рь в Египте (IV - XI вв.)
БЕЙТ-САХУР св. место в окрестн. Вифлеема
ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
ГАЗА город в юго-зап. Палестине
ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью
ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада
ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, в честь Казанской иконы Божией Матери в сел., в 9 км к юго-западу от Иерусалима
ГРОБ ГОСПОДЕНЬ гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии