Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИФЕЗДА
Т. 8, С. 595-596 опубликовано: 21 апреля 2010г.


ВИФЕЗДА

[евр.   ; греч. Βηθεσδά; слав.  ], название купальни (греч. κολυμβήθρα) в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин 5. 2-9), к-рая описывается как находящаяся «в Иерусалиме у Овчих ворот (ἡ προβατική)».

Название этого места часто понималось аллегорически как    -дом милосердия. Греч. название дошло до нас в различных вариантах чтения, однако Βηθεσδά предпочтительнее, т. к. лучше иных соответствует евр. названию этого места, засвидетельствованному в кумран. медном свитке (3 Q 15. 11; 12 сл.; 35-65 гг. по Р. Х.). Речь идет о двойственной форме имени, на что могла повлиять особенность архитектуры этого сооружения, состоящего из 2 бассейнов. Однако отождествление евангельской В. с упомянутым в кумран. свитке местом имеет и противников (см.: Аллегро Д.. Сокровища медного списка: Пер. с англ. М., 1967. С. 49. Примеч. 281, 282).

Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225)
Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225)

Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225)
Евсевий Кесарийский указывает на то, что в его время портиков у купели уже не было, однако обе части купальни по-прежнему наполнялись дождями, при этом одна из них «невероятным образом имела пурпурно-красную воду, говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных» (Euseb. Onomast. 58. 21). Блж. Иероним Стридонский в своем переводе транскрибирует греч. название как Probatica (что нашло отражение в вариантах названия этого места на картах эпохи крестоносцев: Piscina Probatica, Piscina vel Porticus). Нек-рые подробности архитектурной планировки здания содержат и др. источники: Бурдигальский итинерарий (333 г.) сообщает о двойном бассейне с 5 портиками, в к-ром «вода ... делается красной, если ее возмутить». Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) уточняет, что «в Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же - в центре, и там лежит много больных» (Cyr. Hieros. Hom. in paralyt. 2. 1).

Не позднее сер. IV в. в память о чуде исцеления была построена церковь, называемая «Церковью Расслабленного» или «Церковью Овчей купели» (упом. впервые Петром Ивером в 451, затем Евтихием, Патриархом Александрийским, в 940). Недалеко от купели почиталось также место Рождества Пресв. Богородицы, где была построена церковь, соединенная с купелью. Обе церкви воспринимались паломниками как единый комплекс. Так, Пьяченцы Паломник (570) пишет: «Возвращаясь в город, мы подходим к купели... с пятью портиками, один из которых принадлежит базилике св. Марии» - вероятно, эта церковь была поставлена в портике церкви В. и они могли когда-то образовывать единый комплекс. Церкви были разрушены в эпоху мусульм. господства, но затем восстановлены крестоносцами, причем ц. прав. Анны (построенная вместо «базилики св. Марии»), поставленная к востоку от В., сохранилась до наст. времени (см. ст. Иерусалим, разд. «Церковь прав. Анны»). В «Деяниях франков» (1108) указано, что церковь стояла напротив остатков старой купели и портиков.

Остатки В. археологически изучены недостаточно, прежде всего потому, что их раскопки начали очень рано (К. Шик, 1888), сразу после того, как участок В. оказался в руках франц. правительства. Опыта подобной работы еще не было ни у доминиканцев, руководивших ею, ни у др. исследователей. Доминиканцы Библейской и археологической французской школы в Иерусалиме вернулись к этой работе в 1957-1962 гг. под рук. Р. де Во, но также не довели ее до конца.

Традиционно с Овчей купелью отождествляют руины у Овчих ворот (ворота св. Стефана), в сев.-вост. углу стены Иерусалима, немного к западу от ц. первомученика Стефана и рядом с ц. прав. Анны. Это было подтверждено находкой в 1866 г. в помещениях под основанием ц. прав. Анны древнего вотива - высеченной из мрамора ноги с греч. надписью-посвящением: «Помпея Луцилия вложила» (Vincent L.-H. Jérusalem. P., 1926. T. 2: Jérusalem nouvelle. P. 694-695). Вклад, сделанный, вероятно, исцеленной паломницей во II в. по Р. Х., а также обнаружение др. вотивов II-III вв. и открытие подземных помещений того же времени (частью естественных, частью вырубленных в скале; работы Фан дер Флита, 1896) с малыми купальнями, каналами, остатками живописи (в т. ч. роспись сводчатой галереи в помпеянском «красном» стиле) и мозаики, указывают на то, что участок, занятый сейчас ц. прав. Анны и В., был местом святилища рим. эпохи, вероятно в честь Асклепия-Сараписа, с бассейном для омовений. Больные могли ожидать исцеления в ср. стое или при расположенных рядом небольших водоемах (их следы открыты в 60-х гг. XX в.). Первоначальное толкование Л. Венсаном этих остатков как следов древнейшей церкви (Vincent. Jérusalem nouvelle. P. 717-718), затем застроенной языческим святилищем, в наст. время отвергнуто.

Раскопки купальни Вифезда и ц. прав. Анны. Фотография. Кон. XX в.
Раскопки купальни Вифезда и ц. прав. Анны. Фотография. Кон. XX в.

Раскопки купальни Вифезда и ц. прав. Анны. Фотография. Кон. XX в.
В. образована парой больших купелей (открытых бассейнов). Частью они вырублены в скале, частью обложены отесанным камнем; купели разделял каменный барьер шириной 6 м, в к-ром имелись каналы для стока воды. Поскольку значительная часть памятника лежит под густонаселенной частью города, полная форма купелей до сих пор неизвестна. Примерные размеры малой (сев.) купели ок. 40´ 50 м : 50 и 53 м (север и юг); 40 м (восток и запад); большой (юж.) купели ок. 50´ 60 м : 58 и 66 м (север и юг), 49,5 и 48 м (восток и запад); объем вмещаемой воды (при средней глубине 13,4 м) - ок. 3 тыс. кв. м. Возможно, что один из портиков был сооружен на разделяющем купели барьере (толщиной 6-6,5 м), а остальные - по их сторонам.

Подробно изучены только более поздние сооружения, занимавшие часть сев. купели: 2 цистерны, одна (в юго-вост. углу сев. купели) - перекрытая сводом емкость, вытянутая по оси запад-восток (16´ 6 м), у к-рой 3 стороны вырублены в скале, сев. сложена из камня (ее нижняя часть датирована рим. эпохой).

Дата создания купелей археологически не установлена, они могут восходить к рубежу III-II вв. до Р. Х., т. е. к строительной деятельности первосвящ. Симона (220-195 гг. до Р. Х., ср. Еккл 50. 1-3); в это время здесь уже могло быть место отправления языческого культа. Архитектурное оформление памятника (5 портиков, типы колонны и т. п.) обычно относят к эпохе Ирода Великого (при раскопках собрано много капителей, баз и стволов колонн, типичных для этого времени; в 1932 на юж. стене юж. купели отмечено евр. граффито - вероятно, оно оставлено до восстания Бар-Кохбы). Во II в. по Р. Х. римляне могли перестроить комплекс в храм, посвященный Асклепию.

В 1962 г. в В. были изучены остатки трехнефной базилики визант. эпохи. Ее зап. часть с главным входом и центральная апсида стояли на барьере, разделявшем купели; сев. неф опирался на кладку цистерны рим. времени, а юж.- на мощную субструкцию, образованную серией арок. Подземная часть языческого святилища, помещавшаяся к востоку от обоих бассейнов, была засыпана, и на ней поставлена алтарная часть базилики - возможно, символизируя победу христианства. Храм имел 3 нефа и 3 равные полукруглые апсиды; центральный неф равнялся шириной скальному барьеру (ок. 6 м); общая ширина храма 18-19 м при длине 45 м. Церковь была вымощена мраморной плитой, а в нартексе сохранилась часть мозаики пола, в к-рой использованы изображения крестов (полагают, что это может служить указанием на постройку храма до 427, когда такие изображения были запрещены декретом Феодосия II, однако в Палестине такие мотивы встречаются и в VI-VII вв.).

Исследователи датировали разрушение базилики 614 г. и отметили существование на ее месте маленькой часовни над сев. нефом вплоть до эпохи халифа Хакима, когда и она была уничтожена (1009). К сожалению, руины визант. базилики использовались крестоносцами как источник материалов при строительстве соседней ц. прав. Анны (не позднее 1102) и были полностью разобраны. Вместо базилики В. крестоносцы поставили новую однонефную церковь (известна в источниках под названием Мутье (Moutier), т. е. мон-рь) в юго-вост. углу сев. купели. Эта церковь стояла на субструкции из 5 параллельных коробовых сводов, к-рые в свою очередь опирались на 4 высеченных из скалы пилона и поддерживали 5 портиков, перекрытых сводами. Особая лестница позволяла паломникам спуститься под визант. свод, в угол цистерны, где, как они полагали, произошло чудо исцеления расслабленного (эта часть конструкции сохр. и демонстрируется по сей день).

Лит.: Полянский Е. Я. Евангельская купель: Вифезда // СИППО. 1910. Т. 21. Вып. 2-3; Vincent H. Le Sanctuaire de St.-Anne et la Piscine Probatique à Jérusalem. P., 1926; Jeremias J. Die Wiederentdeckung von Bethesda: Joh. 5, 2. Gött., 1949; Mackowski R. M. Jerusalem: City of Jesus. Grand Rapids, 1980. P. 79-83; Bagatti B. Church from the Gentiles in Palestine. Jerusalem, 1971; Ovadiah A., Gomez de Silva C. Supplementum to the Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land // Levant. 1981. Vol. 13. P. 223 ff. n 26, 27; Klinger J. Bethesda and the Universality of the Logos // SVTQ. 1983. Vol. 27. № 3. P. 169-185; Kroll G. Auf den Spuren Jesu. Stuttg., 198810. S. 248-253; Boas A. J. Jerusalem in the Time of the Crusaders. L., 2001.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Святая Земля (Палестина) География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Новозаветные реалии Церковная архитектура. Святая Земля Священная (Христианская) топография: святые места, монастыри, храмы Вифезда, название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
См.также:
ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока
ВИФАВАРА вариант названия места на р. Иордан, где совершал Крещение св. Иоанн Предтеча
ГОЛГОФА место в Иерусалиме, где был распят Иисус Христос
АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
БЕЙТ-САХУР св. место в окрестн. Вифлеема
ВИФАНИЯ Селение на юго-вост. склоне Елеонской горы , в 3 км восточнее Иерусалима
ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
ВИФСАИДА город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа, Андрея Первозванного и Петра
ГЕФСИМАНИЯ местность у подножия Елеонской (Масличной) горы, к востоку от Иерусалима , вблизи долины Иосафата (Кедронской); место молитвы Господа Иисуса Христа перед взятием под стражу и Крестной смертью
ИОРДАН река на Ближнем Востоке
АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима,почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи
БЕЙТ-ДЖАЛА сел. у сев.-зап. окраины Вифлеема
ГАДАРА город Десятиградия, лежавший к юго-востоку от Галилейского моря (совр. Тивериадское оз.)
ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ одно из названий озера на севере Израиля, встречающееся в Новом Завете
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви