Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ
Т. 1, С. 131-132 опубликовано: 22 октября 2007г.


АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ

Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана)
Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана)

Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана)

самая ранняя идентифицированная христ. надпись. В житии св. Аверкия, еп. Иерапольского (Acta Abercii, ок. 375-400), есть рассказ о совершенном им чуде: бесы похвалялись заставить святого совершить путешествие в языческий Рим и внушили имп. Марку Аврелию вызвать Аверкия для исцеления одержимой бесом дочери. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на к-ром высек себе эпитафию. Ее текст, с явными признаками лит. сочинения, приводится в житии, где сообщено, что он списан с подлинного камня у гробницы. Содержание эпитафии позволяет говорить о еп. Аверкии как о стороннике единства Церкви и противнике сектантства, в ней сообщается о единых для всех христиан, от Евфрата до Рима, обрядах; оно свидетельствует о существовании в Церкви во II в. важнейших догматов о Крещении, Евхаристии и приснодевстве Богоматери. Наука воспринимала текст как лит. сочинение IV-V вв., но в 1883 г. У. Рамсей нашел южнее Иераполя, в Синнаде, 2 фрагмента эпитафии из 22 метрических строк с описанием трудов и путешествия Аверкия, почти полностью совпадавшим с приведенным в житии (на камне, очень похожем на жертвенник II в. Музеи Ватикана). Текст сходен с фригийскими надгробными надписями нач. III в. Время создания близко к предполагаемой дате смерти Аверкия - ок. 167, 190 или 195 г. Попытки связать этот памятник с культом Аттиса отвергнуты исторической наукой (Ф. Дёльгер, Ф. М. Абель и др.).

Лит.: Помяловский И. В. Надгробие св. Аверкия // ВВ. 1896. Т. 3. С. 317-336; Ramsay W. M. The Sities and Bishoprics of Phrigia. Oxf., 1897. Vol. 2. P. 709-715. N. Y., 1976R; Calder W. H. The Epitaph of Avircius Marcellus // J. of Roman Studies. L., 1939. Vol. 29. P. 1-4; Wischmeyer. Die Aberkios Inschrift als Grabepegramm // JAC. 1980. Bd. 23. S. 22-47; Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life before Constantine. Mercer, 1991. Р. 138-140 [библиогр.].
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Агиографические памятники Аверкий († ок. 167, или 190, или 195), епископ г. Иераполь, равноапостольный (пам. 22 окт.) Аверкия (Иерапольского) эпитафия, самая ранняя идентифицированная христианская надпись Агиография. Источники
См.также:
АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)
APOPHTHEGMATA PATRUM изречения египетских отцов - агиографический памятник IV-VI вв.
«BEATUS CYRILLUS» краткий рассказ на латыни о св. равноапост. Константине-Кирилле и Мефодии
БУДАПЕШТСКИЙ ГЛАГОЛИЧЕСКИЙ ФРАГМЕНТ старший список слав. перевода отрывка пространного Жития прп. Симеона Столпника
АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АГАФАНГЕЛ секретарь арм. царя Трдата IV (298-330) - см. «Агафангел»
«АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)