Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАУИТ
Т. 4, С. 385-387 опубликовано: 16 апреля 2009г.


БАУИТ

Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир)
Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир)

Прп. Аполлоний с двумя преподобными. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир)
[араб.  ], мон-рь в Египте (IV-XI вв.). Руины Б. расположены в мухафазе Асьют (В. Египет), примерно в 300 км к югу от Каира и в 30 км от сел. Эль-Ашмунейн (в древности знаменитый Гермополь Вел.). Мон-рь находился на территории нома Шмун. Араб. название, вероятно, происходит от одного из копт. слов, к-рые служили для обозначения мон-ря или комплекса зданий, возникших вокруг него.

Основателем Б. считается св. Аполлоний Фиваидский, егип. подвижник, о к-ром сообщается в «Истории монахов». Это подтверждают фрагменты обнаруженного в Б. копт. папируса, где упомянут мон-рь аввы Аполлония в номе Шмун. (Clédat J. Baouït // DACL. T. 10. Сol. 204). В копт. «Житии Павла из Таммы» (сохранившемся во фрагментах) говорится, что Павел посетил мон-рь аввы Аполлония, находящийся в районе Гермополя. Копт. «Житие Фиба» сообщает о мон-ре аввы Аполлония возле сел. Титкоис (копт. Теткоог), что противоречит сведениям «Истории монахов». Однако возможно, что Аполлоний сначала был настоятелем мон-ря в Титкоисе, а затем основал мон-рь в районе Гермополя. Копт. синаксарь, упоминая Фиба и Аполлония под 25-м числом копт. месяца паопе (бабеха) (22 окт.), именует местность, где был мон-рь, Джабаль Аблудж.

Вероятно, первоначально мон-рь располагался на краю пустыни, на левом берегу Нила, неподалеку от сохранившихся руин Б. Переселение св. Аполлония в небольшую пещеру в окрестностях нынешнего Б., согласно «Истории монахов», можно отнести к 360 г. Первым прибежищем подвижника, по мнению Ж. Кледа, была гробница, вытесанная в горе к северу от Дейр-эль-Мухаррак. Вокруг аввы Аполлония (как и в случае с прп. Антонием Великим) образуется небольшая община его учеников. Довольно быстро община превратилась в мон-рь со своими правилами. По свидетельству автора «Истории монахов», братия мон-ря принимала пищу после Евхаристии, приблизительно в 9-м часу (3 часа дня), затем слушала поучения аввы Аполлония, а по наступлении темноты одни монахи удалялись в пустыню для чтения и размышления над Свящ. Писанием, др. оставались в мон-ре и проводили ночь в пении гимнов. Скорее всего сначала образ жизни монахов Б. представлял собой «средний путь» между строгими правилами киновий прп. Пахомия или Шенуте и теми колониями отшельников, к-рые существовали в Египте в IV в. в Нитрии, а также на месте подвигов прп. Антония Египетского. Возможно, образ жизни монахов Б. был сходен с типом аскезы мон-ря Епифания в Фиваиде, к-рая, по мнению исследователей, также представляла средний вариант между отшельничеством и киновией. Автор «Истории монахов» вместе со своими спутниками посетил мон-рь Б. незадолго до кончины св. Аполлония (ок. 395) и прожил там ок. недели.

Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир)
Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир)

Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Роспись из мон-ря Бауит. VI-VII вв. (Коптский музей. Каир)
В «Истории монахов» говорится об «эфиопах» (Αἰθίοπας, gentis Aethiopum viros), к-рые подвизались в Б. и своим благочестием превосходили мн. др. иноков мон-ря. Сведения о том, что «эфиопы» подвизались в Б., подтверждаются копт. надписями более позднего времени. При этом следует учитывать, что «эфиопами» еще в aнтичности именовали всех жителей «Чёрной Африки», и прежде всего жителей Мероэ (ср. Herodotus. Historiae. II 29).

Мон-рь аввы Аполлония упомянут также в «Луге Духовном» блж. Иоанна Мосха (VI в.; PG. 37. Col. 3057). Возможно, что к VI в. в Б. уже были приняты монашеские Правила прп. Пахомия. Кледа на основании анализа нек-рых мест из письменных источников предполагает, что Б. еще на ранних этапах своего развития был зависим от пахомианских мон-рей. Б. упомянут также в араб. версии панегирика Шенуте и в рассказах о прп. Данииле Скитском. От мон-ря сохранилось большое количество папирусных документов VII-VIII вв., гл. обр. хозяйственного назначения (неск. документов хранятся в Эрмитаже), свидетельствующих об активной деятельности мон-ря, в частности об аренде или даже приобретении земельных участков. Б. существовал еще в XI в. и был, вероятно, разрушен, как и мн. др. мон-ри Египта, во время вторжения Ширкуха (XII в.).

В нач. ХХ в. Кледа проводил раскопки в Б. Было выяснено, что мон-рь занимал значительную территорию (700 м с севера на юг и с востока на запад), имел внешние стены. В его окрестностях были обнаружены многочисленные строения, назначение к-рых нельзя точно определить, а также некрополь. Внутри ограды Б. расположены руины 2 церквей (примерно в центре холма), вокруг к-рых находились разнообразные постройки, предположительно келлии монахов, склады и мастерские. Возможно, нек-рые помещения были предназначены для собраний монашеской общины. Внутри мон-ря располагались часовни, служившие для захоронения наиболее известных подвижников. По мнению Кледа, развалины церквей, как и большинство строений, можно датировать VI в. Архитектура церквей, представляющих в плане прямоугольные базилики, имеет прямые параллели с храмами мон-ря св. Симеона в Асуане и соседнего с Б. Дейр-эль-Мухаррака и в целом типична для церковной архитектуры Сирии и визант. Африки.

Среди произведений искусства, найденных в Б., наибольший интерес представляют росписи, обнаруженные на стенах и в маленьких нишах почти половины построек. Среди сюжетов встречается история прор. Давида, цикл из 12-13 сцен (часовня 3). Сохранилась акварельная копия Кледа сцены «Битва Давида с Голиафом». Образ прор. Давида в окружении местных святых есть также в часовне 17. Часто встречающееся изображение псалмопевца в келлиях обители могло быть связано с правилом ежедневного прочтения Псалтири егип. монахами. Были также обнаружены изображения ветхозаветных пророков, сцены «Три отрока в пещи огненной» (часовня 30), «Богоматерь Млекопитательница» (часовня 42), «Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов» (часовня 28), «Св. Сисиний на коне, поражающий копьем демона» (часовня 18). Дважды встречается символическое изображение Св. Церкви в виде женщины (погрудный портрет) в короне и нимбе, с надписью: «ἡ ἐκκλησία», с потиром или Евангелием в руках (часовни 1 и 17).

Особенно были распространены двухчастные композиции в апсидах часовен - в конхе «Теофания», на стене апсиды или ниши - «Богоматерь в окружении святых». Самая известная из них - роспись небольшой ниши (220´ 170 м), в верхней части к-рой изображен Христос во славе в окружении символов евангелистов, светил и архангелов. В нижней части - Богоматерь на престоле с Младенцем, апостолами и 2 местными святыми, в часовне 17 в нижней части росписи представлена «Богоматерь Оранта в окружении апостолов». В среде егип. монашества был обычай изображать почивших иноков вскоре по их кончине в часовнях некрополя. Ряды местных преподобных находились в часовне 28.

Росписи Б., образец восточноэллинистического исторического стиля VI-VII вв., выполненные в технике клеевой живописи по гипсовой штукатурке, и в наст. время сохранили свежесть красок. Демонтированные ниши с росписями хранятся в Коптском музее Каира. По предположению Р. Д. Шуриновой, фрагмент копт. тканой завесы с изображением оранта (V-VI вв., ГМИИ им. А. С. Пушкина) происходит из Б. и является копией одной из росписей.

К числу древнейших сохранившихся икон относятся найденные в Б. энкаустические иконы VI-VII вв.: «Еп. Авраамий» (Гос. музей. Берлин), «Христос и св. Мина» (Лувр. Париж).

Сохранились фрагменты резного декора по дереву и камню (капители, фризы, панели дверей и др.). Несомненный интерес представляют многочисленные надписи, найденные в Б.

Ист.: Hist. mon. in Aeg. P. 46-71; Созомен Церк. ист. III 14; VI 29; Rufinus. Hist. mon. S. 286-307 (рус. пер. Руфин. Жизнь отцов. С. 37-52); Ернштедт П. В. Коптские тексты Гос. Эрмитажа. М.; Л., 1959. C. 17-22, 35-42, 175 [папирусы Б. из собр. Эрмитажа].
Лит.: Clédat J. Le monastère et la nécropole de Baouït // Mémoires de l'Inst. français d'archéologie orientale du Caire. Le Caire, 1904. T. 12; idem. Baouït // DACL. Vol. 10/1. Col. 203-251; MacCoull L. The Bawit Contracts: Texts and transl. // The Bull. of the American Soc. of Papyrologists. N. Y.; Toronto; Chico, 1931. P. 141-158; Maspero J. Fouilles exécutées a  Baouît / Not. et éd. par E. Drioton // Mémoires de l'Inst. français d'archéologie orientale du Caire. 1932. T. 59; Coquin R.-G., Martin M., Severin H. G., du Bourget P. Bawit // CoptE. Vol. 2. P. 362-372; Шуринова Р. Д. Коптская ткань V-VI вв. с изображением святого // ВВ. 1967. Т. 27. С. 243-247; Van Moorsel P. Forerunners of the Lord: The Meaning of Old Testament Saints in the Daily Office and Liturgy Reflected in Medieval Church Decoration // Coptic Art and Culture / Netherlands Inst. for Archaeology and Arabic Stud. in Cairo. Cairo, 1990. P. 19-29; Каковкин А. Я. О литургической интерпретации ранних апсидных программ (росписи часовни 28 в Бауите) // Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 148-153; он же. Персонификация Святой Церкви в коптском искусстве // Троицкие чтения, 1997: Сб. ст. Большие Вяземы, 1998. С. 122-132. Rutschkovskaya M.-H. Le monastère de Baouit - état de publication // Divitae Aegypti: koptologische und verwandte Studien zu Ehren von M. Krause. Wiesbaden, 1995. S. 279-288 [Библиогр. о Б.].
А. А. Войтенко, Ю. Н. Садовская
Ключевые слова:
Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Археология церковная Монастыри Коптской Церкви Бауит, монастырь в Египте (IV - XI вв.) Настенная роспись (Египет)
См.также:
АБУ-МИНА руины «города паломников» в пуст. Марьют
БЕЙТ-САХУР св. место в окрестн. Вифлеема
БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ в В. Египте
ЕЛЕОНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ РУССКИЙ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположен на вершине Елеонской горы, примерно в 200 м от места Вознесения Господня
АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АЛАХАН-МАНАСТЫР совр. название раннехрист. комплекса в Исаврии
АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ древняя страна в Вост. Закавказье