Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АСОР
Т. 3, С. 614-615 опубликовано: 25 февраля 2009г.


АСОР

Таблички с клинописными текстами. Асор. II тыс. до Р. Х.
Таблички с клинописными текстами. Асор. II тыс. до Р. Х.

Таблички с клинописными текстами. Асор. II тыс. до Р. Х.

Асо́р [евр.  ,  , греч. Ασωρ, совр. Хацор], укрепленный ханаанский город севернее Галилейского оз. Упоминается во мн. древних источниках: егип. «текстах проклятий» (ок. 1900 до Р. Х.), письмах из Мари (1700 до Р. Х.), списках городов, покоренных фараонами Тутмосом III, Аменхотепом II и Сети I, в амарнских письмах и егип. папирусе Анастасия I (XIII в. до Р. Х.). Находясь на перекрестке торговых путей из Сидона к Бет-Шеану (см. Беф-Сан) и от Дамаска к Мегиддо, А. занимал выгодную стратегическую позицию. Это нашло отражение и в библейском рассказе о заселении Ханаана избранным народом, где асорский царь Иавин показан главой союза ханаанских городов, выступивших против войск Иисуса Навина (Нав 11. 10). После поражения хананеев А. был уничтожен (Нав 11. 1-13). В списке завоеванных «сынами Израилевыми» городов А. относится к колену Неффалима (Нав 12. 19; 19. 36), хотя ханаанский город и его царь с тем же именем (возможно, другой) вновь упоминаются в Книге Судей среди врагов избранного народа (Суд 4. 2, 17; 1 Цар 12. 9; см. статьи «Девора», «Варак»). В 3-й Книге Царств (9. 15) среди городов, укрепленных царем Соломоном, упоминается «Гацор» (евр.  ), к-рый в LXX (Ватиканский кодекс) передается как εσερ - по всей вероятности, имеется в виду А. Ок. 733 г. до Р. Х. город был разрушен ассир. царем Тиглатпаласаром III и прежнего значения больше не имел (4 Цар 15. 29). Наконец, вождь Маккавеев Ионафан разбил селевкидского полководца Димитрия II на «равнине Асора» (1 Макк 11. 67 греч. τὸ πεδίον Ασωρ передан в синодальном переводе как «равнина Насор»).

Кроме того, евр. название   отнесено в ВЗ к ряду др. мест. Неск. пунктов с таким названием в районе Негева упоминаются в Книге Иисуса Навина (15. 23-25 «Асор» (греч. B: Ασοριωναιαν; слав.  ); «Гацор-Хадафа» (евр.   ; греч. Bатиканский кодекс: αἱ πόλεις Ασερων (αὕτη Ασωρ); Aлександрийский кодекс: πόλις Ασερων (αὕτη Ασωρ); слав.       (   )); «Хецрон, он же Гацор» (   ) отсутствует в греч. переводе). В др. А., принадлежащем колену Вениамина, жили вернувшиеся из вавилонского плена иудеи (Неем 11. 33 - Гацор). Наконец, еще один А. (Асор), находящийся в пустыне (к востоку от Палестины?), упомянут в предсказании прор. Иеремии (Иер 49. 28-33).

Базальтовые гончарные круги и глиняная ритуальная маска (по Ядину). Территория храма XIII в. до Р. Х.
Базальтовые гончарные круги и глиняная ритуальная маска (по Ядину). Территория храма XIII в. до Р. Х.

Базальтовые гончарные круги и глиняная ритуальная маска (по Ядину). Территория храма XIII в. до Р. Х.

Ханаанский А. был локализован и изучен на Телль-эль-Кедах (8 км юго-западнее оз. Хула) Дж. Гарстангом (1926, 1928), а затем И. Ядином (1955-1969). Телль (высотой ок. 500 м) состоит из 2 частей: главного холма (ок. 10 кв. км) и прилегающего прямоугольного плато (ок. 43 кв. км), защищенного крутыми склонами и стенами. Эта укрепленная зона была уничтожена в XIII в. до Р. Х., примерно в эпоху заселения Ханаана избранным народом (по Ядину и Ахарони; однако, возможно, и «народами моря»), и больше не заселялась. Здесь были изучены жилые постройки и святилища ханаанского периода, с полами, устланными фрагментами керамики микенского типа. Раскопки неск. небольших храмов (XIV-XIII вв. до Р. Х.) дали богатый материал по религ. искусству хананеев: были обнаружены статуя сидящего на троне мужчины с чашей в руке, стоявшая в центральной нише зала, по периметру к-рого тянулись плоские каменные стелы, с изображениями и без них (напр., 2 поднятые в жесте моления руки, возносимые к солнечному диску и полумесяцу); каменный алтарь для возжигания благовоний, на к-рый был нанесен рельефный солярный знак (символ божества бури Адада/Ваала?); керамическая маска, скульптура быка из бронзы, орнаментированные каменные сосуды и мн. др.

К ср. бронзовому веку относятся вырубленные в скале гробницы, в их инвентарь кроме керамики входили скарабеи. Важнейшей находкой был фрагмент керамики с 2 буквами протосинаитского алфавита. В той же зоне были выявлены древнейшие уровни, восходившие к эпохе гиксосов (XVIII в. до Р. Х.). Раскопки позволили оценить население А. в ханаанскую эпоху в 40 тыс. чел.

На главном холме открыли 5 более поздних уровней: город Х в. (времени Соломона); 2-й трети IX в. (период царя Ахава, 874-852 до Р. Х.); VIII-IX вв. до Р. Х.; город, уничтоженный в 733 г. ассирийцами; остатки поселков кон. VIII - нач. VII в. до Р. Х.

Город X в. до Р. Х. имел стены казематной конструкции, 6-камерные каменные ворота, строившиеся, видимо, по единому плану во всех центрах страны (Ашдод, Гезер, Лахиш, Мегиддо), и сложную систему снабжения водой, прорезавшую всю толщу телля (общая глубина 40 м, шахта площадью 13´ 16 м, со спиральным спуском, по к-рому могли двигаться даже вьючные животные). В период царя Ахава площадь города увеличилась вдвое. Новые монолитные стены отделили цитадель правителя с дворцом и офиц. зданиями. Большую площадь занимали общественные хранилища. По-видимому, такой размах строительства связан с размещением в городе центра царской продовольственной администрации, что подтверждают надписи на остраконах и сосудах. В случае необходимости его запасами можно было не только поддержать армию и чиновников, но и накормить население страны. Как многослойный и обладающий хорошей хронологией объект, дающий возможность осторожно соотносить материалы с повествованиями ВЗ, Телль-эль-Кедах стал классическим памятником библейской археологии.

С 1990 г. в А. работает израильско-испан. экспедиция под рук. А. Бен-Тора, к-рый во многом обогатил и пересмотрел выводы Ядина, особенно в части, касающейся разрушения А. эпохи бронзового века (ок. 1550 вместо 1230-1220).

Лит.: Yadin Y. Excavations at Hazor // BiblArch. 1956. Vol. 19. P. 2-11; idem. Further Light on Biblical Hazor: Results of the 2nd Season, 1956 // Ibid. 1957. Vol. 20. P. 34-47; idem. The 3d Season of Excavations at Hazor // Ibid. 1958. Vol. 21. P. 30-47; idem. The 4th Season of Excavations at Hazor // Ibid. 1959. Vol. 22. P. 2-20; idem. Excavations at Hazor, 1968-1969: Preliminary Communiqué // Ibid. 1969. Vol. 29. P. 1-19; idem. Hazor // EAEHL. 1976. Vol. 2. P. 474-495; Malamat A. Hazor «The Head of All Those Kingdoms» // JBL. 1960. Vol. 79. P. 12-19; Gray J. Hazor // VT. 1966. T. 16. 26-52; Aharoni Y. New Aspects of the Israelite Occupation in the North // Near Eastern Archaeology in the 20th Century / Ed. J. A. Sanders. Garden City, 1970. P. 254-267; Fritz V. Das Ende der spätbronzezeitlichen Stadt Hazor Stratum XIII und die Biblische Überlieferung im Joshua 11 und Richter 4 // Ugarit-Forschungen. 1973. Bd. 5. S. 123-139; Ben-Tor A. Tel Hazor, 1992 // IEJ. 1992. Vol. 42. P. 254-260; Rabinovich A., Silberman N. A. The Burning of Hazor // Archaeology. 1998. Vol. 51/3. P. 50-55; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000; Kim H. C. P. Hazor // Eerdmans Dictionary of the Bible. Camb., 2000. P. 560-563.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Города библейские География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Израиль древний География историческая Асор, укрепленный ханаанский город севернее Галилейского озера
См.также:
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
ГАЙ название города в центральной части Палестины
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
ГОЛАН Левитский город в Васане (Заиорданье), в уделе колена Манассии
ЕКРОН древний филистимский г. близ сев. границы Иудеи
АЗЕК город в Северной Иудее
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
БЕФ-САН (Вефсан), город в уделе колена Манассии
ВАСАН древняя область, вероятно, занимающая территорию к северу от Галаада
ВЕФИЛЬ [евр. - дом Бога], название местности и города на Иудейском нагорье
ВЕФСАМИС название неск. городов в Свящ. Писании
ГЕВА город в уделе колена Вениаминова