Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕФ-САН
Т. 5, С. 17-19 опубликовано: 9 июня 2009г.


БЕФ-САН

План храма в Беф-Сане позднего бронзового века
План храма в Беф-Сане позднего бронзового века

План храма в Беф-Сане позднего бронзового века
[Вефсан, Бет-Шеан; евр.    ], г. в уделе колена Манассии (Нав 17. 11, 16; Суд 1. 27), к-рый израильтянам не удавалось завоевать вплоть до эпохи царей. Тело царя Саула было вывешено филистимлянами для поругания в Б.-С. после поражения при Гелвуйской горе (1 Цар 31. 10-12). Овладеть городом евреи смогли лишь при царе Давиде (X в. до Р. Х.). В правление царя Соломона он был причислен к району Мегиддо и Фаанаха (3 Цар 4. 12). Б.-С. часто упоминается в Свящ. Писании (1 Макк 5. 52; 12. 40-42; 2 Maкк 12. 29-31). В эпоху эллинизма он назывался Скифополь и превратился в главный город Десятиградия (единственный по зап. сторону р. Иордан). Город разросся и в пределах новых стен достиг площади почти в 100 га. Он фактически был центром Галилеи, имел статус епископии, в эпоху крестовых походов - архиепископии. Б.-С. располагался на месте совр. Телль-эль-Хусн, на развалинах холма юж. берега вади Джалуд (библ. Харод - Суд 7. 1), в стратегически важной точке Сев. Палестины: на соединении долин Иордана и Изреель, в месте, откуда на Сирию и Трансиорданию отходят ветви главного приморского пути (Via maris). Удобные для обработки земли, круглогодичное поступление речной воды, обилие рыбы и дичи способствовали заселению местности: поселение на месте Б.-С. существовало почти с эпохи халколита (ок. 5000-3500 гг. до Р. Х.).

Исследования Б.-С. и большого кладбища на сев. берегу долины проводила экспедиция Пенсильванского ун-та (США) под рук. К. С. Фишера (1921-1923), A. Роу (1925-1928) и Дж. М. Фицджералда (1930-1931, 1933). Наиболее полно реконструировать историю Б.-С. помогли археологические раскопки, проведенные в 1950 г. Израильским департаментом древностей (Н. Тцори), и начатые в 1991 г. под рук. А. Мазар новые работы экспедиции Пенсильванского ун-та (США).

Древнейшие уровни Б.-С. определены по находкам кон. позднего каменного - нач. раннего медного века (ок. 5000-3500 гг. до Р. Х.) до рубежа ранней бронзы (ок. 3400-3100). Начало и расцвет поселения городского типа приходится на эпоху раннего бронзового века (ок. 3500 - до 2400 или 2000), когда появляется обожженная керамика, родственная находкам из Хирбет-эль-Керака. Переходный период (ок. 2400-1950), как и везде в Палестине, представлен шахтными гробницами Сев. кладбища. Возобновление городской жизни в эпоху ср. бронзового века (2000-1600) подтверждает появление больших домов с внутренним двором и гробниц с богатым инвентарем, однако системы укреплений, характерной для крепостей этой эпохи в Палестине, не обнаружено. Б.-С. был отстроен и надежно защищен только в позднем бронзовом веке (1600-1200), когда Палестина попала под власть Египта. В серии ханаанских храмов, в скульптуре и эпиграфике заметно егип. влияние. Архитектура 1600-1400 гг. резко отличается от предыдущей эпохи: большое здание храма имеет обширный, открытый внутренний двор, по периметру к-рого располагались толстостенные прямоугольные помещения, с востока - ряд комнат с алтарем.

Стела фараона Сети I, посвященная богу Ра
Стела фараона Сети I, посвященная богу Ра

Стела фараона Сети I, посвященная богу Ра

Егип. присутствие нарастает в XIII в. Крепость перепланировали по новой схеме: значительно перестроен храм, сооружены «дом коменданта», большое хранилище для зерна, в юго-вост. секторе - общественные здания и улицы с плотно стоящими домами. Храм с колонным передним двором и комнатой с алтарем, к к-рому вели ступени, построен по аналогии с егип. храмами Нового царства. На этом уровне собрано больше вещей в егип. стиле, чем на любом памятнике эпохи поздней бронзы в Палестине, но также найдены изделия местных мастеров. Надписи (напр., на стеле архит. Аменемопета, посвященной «Богу Мекалу, владыке Беф-Сана») не оставляют сомнений в том, что Б.-С. превратился в военный и торговый форпост египтян на сев. границе Палестины. В отличие от большинства палестинских городов-гос-в Б.-С. не избежал разрушения в кон. позднебронзовой эпохи (ок. 1200). В нач. железного века прямо над разрушенным был построен новый храм, почти не отличавшийся от него по плану; не изменился и общий план города.

Эпохе XIX и XX династий Египта соответствует серия могил на Сев. кладбище (ок. 1307-1070). В них помещали большие антропоидные гробы-саркофаги, нек-рые с гротескными изображениями человеческих лиц с высокими прическами и в головных уборах.

Ок. 1150-1100 гг. (или в Х в.) Б.-С. был разрушен, возможно, филистимлянами, но появление их керамики и замена египто-ханаанских храмов относится только к 1000-800 гг., на их месте были возведены 2 длинных культовых здания, во дворах к-рых были открыты статуя Рамсеса III и монументальные стелы Сети I и Рамсеса II, посвященные богу Ра, а в интерьере - стела одного из местных ханаанских божеств. В надписях на стелах сообщается об обороне Б.-С. войсками фараонов от соседних городов и народов (в т. ч. от  , возможно, евреев). В сев. и юж. храмах найдено много керамических «стендов» цилиндрической формы, украшенных лепными фигурками змей и птиц, имевших, по-видимому, культовое назначение. Юж. из зданий Роу считал храмом филистимского бога Дагона (см. 1 Пар 1. 10), но археологически это не обосновано. Следов взятия Б.-С. израильтянами не обнаружено. Город их эпохи, 815-700 гг., был менее значителен по размерам, не включал крупных зданий и строился без учета архитектурной традиции предшествующего периода. Ок. 700 г. он был оставлен, причем обнаружен близкий по керамической дате (ок. 800-600) слой разрушения, к-рый связывают с походом Тиглатпаласара III на север Израиля (732). Город уже не заселялся до эпохи эллинизма.

Керамичсекий сосуд с изображением змей. Сер. II в. до Р. Х.
Керамичсекий сосуд с изображением змей. Сер. II в. до Р. Х.

Керамичсекий сосуд с изображением змей. Сер. II в. до Р. Х.

Возрожденный как Скифополь, город расширился и занял участки южнее и юго-западнее холма, на др. берегу вади возник его «город-спутник» Телль-Истаба. Усадьбы и дома этого времени изучены хорошо и датируются по монетам и амфорам из районов Средиземноморья, однако сохранившиеся здания сильно повреждены строительством рим. периода (31 г. до Р. Х.- 324 г. по Р. Х.). В целом же рим. город в основном расположился в долине. Здесь открыты улица с колоннами, ипподром, вилла с мозаичными полами II-III вв. и с термами, театр эпохи Северов (146-211) и городские стены. Гробницы рим. эпохи на Сев. кладбище содержали богатый инвентарь (стеклянные сосуды, статуэтки из глины, каменные саркофаги, один из к-рых надписан именем Антиоха, сына Фаллиона, возможно двоюродного брата Ирода Великого).

Наиболее яркое сооружение визант. эпохи в Б.-С.- церковь-ротонда с амбулаторием вокруг открытого двора, к-рая датируется нач. V в. по сходству с капителями ц. св. Стефана в Иерусалиме (между 431 и 438) и мозаиками ц. Элеоны на Масличной горе. На противоположном берегу р. Харод, возле кладбища, стоял т. н. мон-рь Марии. Надписи и клад монет эпохи Ираклия показывают, что он был сооружен в нач. VII в. и мог простоять до исламского завоевания. Мозаика на полу обширного монастырского храма изображала цикл сельскохозяйственных работ (изображения в круглых медальонах, сгруппированных вокруг персонификаций Солнца и Луны). Южнее и юго-западнее телля открыт еще один мон-рь, керамическая мастерская, частные дома (в т. ч. с мозаичными полами) и 4 синагоги. Ближайшая к мон-рю датируется V - нач. VII в. и содержит мозаики с изображением закрытого завесой ковчега Завета, ритуальных сосудов и семисвечника, а также 3 греч. и 1 самарянской надписей. Мозаики др. синагог VI в. близки по типу и содержат греч., евр. и арам. надписи. На Сев. кладбище были изучены многочисленные могилы визант. эпохи.

Лит.: Fitzgerald G. M. The Four Canaanite Temples of Beth Shan. Phil., 1930. Vol. 2: The Pottery; Beth Shan Excavations 1921-1923: The Arab and Byzantine Levels. Phil., 1931; Excavations at Beth-Shan in 1933 // PEQ. 1933. Vol. 65. P. 123-134; A Sixth Century Monastery at Beth Shan. Phil., 1939; Rowe A. Topography and History of Beth-Shan. Phil., 1930; Thompson H. O. Mekal: The God of Beth-Shan. Leiden, 1970; McGovern P. E. Beth Shan // ABD. Vol. 1. P. 693-696 [Библиогр.]; Mazar Amihai. Four Thousand Years of History at Tel Beth-Shean: An Account of the Renewed Excavations // Bibl. Arch. 1997. Vol. 60. 2. P. 56-75.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Города библейские Византийская Империя. История География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Израиль древний Археология всеобщая Беф-Сан (Вефсан), город в уделе колена Манассии
См.также:
ГЕВА город в уделе колена Вениаминова
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
АЗЕК город в Северной Иудее
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
АСОР город на севере Ханаана
ГАЙ название города в центральной части Палестины
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви
ГОЛАН Левитский город в Васане (Заиорданье), в уделе колена Манассии
ЕКРОН древний филистимский г. близ сев. границы Иудеи
ИЕРИХОН город в Палестинской автономии
АВИЛА древний город, центр тетрархии Авилинеи
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АНАФОФ город левитов к северу от Иерусалима на территории колена Вениамина