Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛБАНИЯ
Т. 1, С. 448-455 опубликовано: 3 января 2008г.


АЛБАНИЯ

[Республика Албания, Шкиприя, албан. Shqipёria], гос-во на юге Европы. Территория: 28,75 тыс. кв. км.

Столица: Тирана (270 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Дуррес, Шкодер, Эльбасан, Влёра. Гос. язык: албанский. География. Расположена в юго-зап. части Балканского п-ова, на побережье Адриатического и сев. части Ионического морей. Граничит на севере и сев.-востоке с Югославией, на востоке с Македонией, на юге с Грецией. Климат средиземноморский. Население: ок. 3400 тыс. чел. (1999), 95% - албанцы (2 диалектные группы - геги и тоски), 3% - греки, остальные - влахи, цыгане, сербы, македонцы и др. Офиц. язык: албанский (тоскский диалект). Гос. устройство. По Конституции 1998 г. А. является парламентской республикой. Глава гос-ва - президент (с июля 1997 - Р. Мейдани), избирается парламентом сроком на 5 лет. Высший орган законодательной власти - кувенд (парламент), состоящий из 140 депутатов, избираемых на 4 года. Глава исполнительной власти - председатель СМ (с нояб. 1999 - И. Мета).

Религия: ок. 70% - мусульмане; более 20% - православные; 10 % - католики (1997).

Албанская Православная Церковь имеет в стране 4 епархии: Тирано-Дурресско-Эльбасанская возглавляется архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием (Яннулатосом), Берато-Влёро-Канинская - еп. Игнатием (Триантисом), Гирокастринская; Корчинская - еп. Иоанном (Пелуши) и Апполонийское вик-ство.

Католич. Церковь имеет митрополию Шкодер, в к-рую входят 4 еп-ства - Пулати, Сапе, Лежа и Решени; архиеп-ство Дуррес-Тирана, а также апостольского администратора в Юж. А., подчиняющегося непосредственно Римской курии. Католич. общины возглавляет Епископская конференция.

Протестантизм представлен общинами евангелистов, баптистов, адвентистов Седьмого дня, методистов, изначально связанных с миссиями США и Нидерландов.

Ислам. Мусульмане А.- последователи суннитской доктрины, а также дервишского ордена бекташей, основанного в XV в. С 1925 до 1967 г. центр бекташизма находился в А. Традиционно наиболее сильные позиции ислама в сев. и центральных районах страны. Руководящий орган мусульман - Албанская исламская община (осн. 1991).

Э. Н. Р

История христианства в А. насчитывает почти 2 тыс. лет. Ее можно разделить на неск. периодов: 1) от апостольских времен до 731 г.- самоуправляемая Церковь Вост. Иллирика в юрисдикции Фессалоникийского викариата, 2) с 731 г. до нач. XI в.- Церковь в юрисдикции К-польского Патриархата, 3) с нач. XI в. до 1767 г.- большая часть епископий в юрисдикции автокефальной Охридской архиепископии, 4) 1767-1937 гг.- Церковь в юрисдикции К-польского Патриархата, 5) с 1937 г. автокефальная Албанская Православная Церковь.

Первый период. Древнейшее население территории А.- иллирийцы - было подчинено Римской империей к I в. по Р. Х. Территория А. разделялась между 2 рим. провинциями: Иллириком и Македонией. Христ. общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. Ап. Павел, к-рый из Коринфа пишет послание римлянам (55-57 по Р. Х.), отмечает, что он трудился с божественной ревностью, «так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим 15. 19). Следующие слова: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» - дают возможность предположить, что ап. Павел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семена Евангелия на территории А. Его пребывание в Никополе (ок. Превезы, Греция) неоспоримо (Тит 3. 12), как и апостольская деятельность его ближайшего сотрудника Тита в Далмации (2 Тим 4. 10). Древнее предание считает апостолом этого региона Кесаря, - одного из 70. По др. преданиям, именно ап. Павел поставил Кесаря первым епископом Диррахия (совр. Дуррес). Более ясное свидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичества еп. Астия в 98 г. по Р. Х. (пам. 4 июня). 7 июля празднуется память святых Перегрина и иже с ним, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа, к-рых во II в. правитель Диррахия Агрикола утопил в море.

В кон. III в., при имп. Диоклетиане, территория А. была разделена между 3 провинциями, к-рым соответствовали христ. епархии. Сев. регион с центром в Скодре (совр. Шкодер, правильнее с албан. Шкодра) составлял часть Превалитанской епархии, центральный, до р. Аоос (совр. Вьоса),- епархию Нов. Эпира с кафедрой в Диррахии, а район совр. А. к югу от Авлона (совр. Влёра) относился к епархии Ст. Эпир с центром в Никополе.

В эпоху поздней Римской империи Иллирик и Греция входили в самоуправляемый Фессалоникийский викариат, подчиненный Риму. Из 9 епископов викариата митрополит Диррахия занимал 5-е место. В «Синекдиме Иерокла» (VI в.) приводятся города, к-рые сегодня географически принадлежат А. Нов. Эпир: Диррахий, Скампа (совр. Эльбасан), Аполлония (к западу от совр. Фиери), Бюлис (возле совр. Балши), Амантия (близ совр. Плёча), Пульхериополь (совр. Берат), Авлон (совр. Влёра), Листрон и Скипон. Ст. Эпир: Эврия, Финики, Адрианополь (совр. Либохова), Анхиазм (совр. Саранда), Бутрот (совр. Бутринти). На территории совр. Юж. Албании с 429 г. существовала Дриинопольская епископия.

Мон-рь Месопотам. 1041-1052 гг.
Мон-рь Месопотам. 1041-1052 гг.

Мон-рь Месопотам. 1041-1052 гг.
С кон. VI в. в ходе продвижения слав. племен на Балканский п-ов происходили значительные изменения в составе населения территории А. В то же время из-за военной и политической обстановки греко-рим. города переживали упадок; большинство из них опустели; многие епископские кафедры были перенесены в др. города либо упразднены. Когда, напр., Анхиазм и Финики были разрушены готами (552), Анхиазмская кафедра была перенесена в Химару, а Финикская - временно в Месопотамский мон-рь (близ Дельвины), затем - в Дельвину. Кафедра Эврии сначала была в обители Соронья, позже слилась с епископией Бутрота. Дополнительные свидетельства о жизни христиан на территории А. дают имена раннехрист. святых епископов и археологические находки. Известны мученики первых веков христианства: святые еп. Елевферий Иллирийский († 120), его мать Анфия, Донат и Ферин († 250, в Бутроте), Данакс (III в.), Исавр диакон, Иннокентий, Феликс, Ермий, Василий, Перегрин, Руф и Руфин (из Аполлонии, кон. III - нач. IV в.; пам. 6 июля), Трифон (из Секисты Бератской, † 313), еп. Донат Эврийский († 387) и др. Христ. захоронения за стенами Бутрота (ок. II в.) - самое древнее археологическое свидетельство наличия христ. общины в регионе совр. А. В различных районах А. найдены христ. базилики V-VI вв.

Из актов Вселенских и Поместных Соборов известны епископы в А.: Евхарий Диррахийский, Феликс, еп. Аполлонии и Бюлиса,- участвовали в Всел. III Соборе 431 г.; Лука Диррахийский, Евсевий Аполлонийский, Перегрин Финикский, Клавдий Анхиазмский, Евтихий Адрианопольский - в Всел. IV Соборе 451 г.; еп. Сотир Авлонский - в Всел. V Соборе 553 г.; еп. Сисинний Диррахийский - в Трул. Соборе 691-692 гг.; епископы Ипатий и Филипп были на Поместном Соборе 516 г. в Эпире (в Никополе). В источниках упоминаются Валериан, еп. Финикский при визант. имп. Льве I, еп. Константин (523-539), еп. Евстафий (586).

Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв.
Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв.

Церковь в с. Мборье. IX - XIII вв.

Второй период (731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Вост. Иллирика визант. имп. Львом III Исавром к К-польскому Патриархату и завершается подчинением многих епископий совр. А. Охридской архиепископии.

В 3-й нотиции К-польского Патриархата Диррахийская митрополия занимает 15-е место. В нее входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (совр. Охрид, Македония), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница) (Darrouzès. Notitiae. P. 236). В 10-й нотиции (нач. Х в.) митрополит Диррахия стоит на 42-м месте (перед Смирнским) с 15 епископами своей юрисдикции, в т. ч. на территории совр. А. в городах Стефаниак, Хуновия (совр. Буррели), Кроа (Круя), Элисс (совр. Лежа), Диоклея (совр. Подгорица), Скодра, Дриваст (совр. Дришти), Палата, Главеница, или Акрокеравний, Авлон, Цериник, Пульхериополь и Градиций (Ibid. P. 330). Приведение этих названий показывает довольно развитую церковную организацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хотя и с измененным порядковым номером. Из Диррахийских митрополитов в этот период известны Никифор, упомянутый в актах Всел. VII Собора (787), и Лукиан, подписавший протоколы К-польского Собора 879 г. Сохранились также имена иерархов Дриинопольской епископии, в числе к-рых Косма (754-787), к-рый представлял Эпир на VII Всел. Соборе, и Василий I (822). В Х или в нач. ХI в. подвизался и пострадал недалеко от совр. Эльбасана св. князь Иоанн-Владимир (22 мая 1016), св. мощи к-рого сохранились в одноименном мон-ре.

Третий период (нач. XI в.- 1767) В кон. IX - нач. XI в. А. входила в Болгарское царство Самуила. В 1018 г., после завоевания Византией Болгарского царства, имп. Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи болг. землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32 церковные епархии на территории совр. гос-в Болгарии, Македонии, Юж. Сербии и А. На территории совр. А. в нее вошли епископии Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская, Бутротская. Диррахийская митрополия в XI-ХIII вв. по-прежнему входила в юрисдикцию К-польского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереев известны Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнее упоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции К-поля относится к 1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др. юрисдикцию - неясно. Родом из Диррахия был визант. музыкант св. Иоанн Кукузель (ХII или ХIII в., пам. 1 окт.), к-рый жил на Св. горе. На Афоне подвизались также святые Нифонт († 1330, пам. 14 июня) из Люковы близ Химары и Нил Эрихиот (Ерикусийский) († 1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины.

Захват Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе совр. А., особенно в сев. районе (Шкодер, Круя), было сильно влияние католич. Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения правосл. митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католич. епископ.

Возникновение первого гос. объединения - Арберийского княжества, или принципата,- относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории А. в разное время входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств. В 1335 г. визант. имп. Андроник III предпринял поход из К-поля и достиг Диррахия, восстанавливая визант. господство на территории А., но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х гг. В сер. XIV в. А. попала под власть Сербского гос-ва, что привело к упадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди крупных родов выделялись Топия (юж. ветвь - Арианити) и Бальши. В 1392 г. князья фамилии Топия передали Диррахий венецианцам, к-рые контролировали его до 1501 г. В нач. XV в. большинство районов А. были покорены тур. султаном или признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. А. сопротивлялась тур. завоеванию. Это сопротивление связано с именем национального героя А. Георгия Кастриоти, прозванного Скандербегом. В 1443 г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой контроль значительные территории совр. А., создав союз (лигу) князей. Он успешно отразил карательные походы 2 тур. султанов, заручился поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в 1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям. Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить свое господство над всей А.

В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра. В этот период наиболее известны митрополиты Диррахия: Даниил (1693; с 1694 г. еп. Корчинский), Косма (1694; «митрополит Диррахийский и Далматский»), Неофит (1760), Григорий (1767).

Открытая галерея ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в.
Открытая галерея ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в.

Открытая галерея ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в.

О времени основания Белиградской митрополии (Белиград - совр. Берат) мы не имеем свидетельств. Название Белиград встречается в нач. ХIV в. Город был завоеван османами в 1431 г. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградской митрополии, из к-рых наиболее известными являются Игнатий (1691-1693; впосл. архиеп. Охридский) и Иоасаф I (1752-1760 и 1765-1801). При Иоасафе Белиградская митрополия вернулась в юрисдикцию К-польского Патриархата.

Корчинская область еще до построения самого г. Корча (1490) относилась к Касторийской митрополии (Кастория - совр. территория Греции), к-рая также входила в Охридскую архиепископию. Корчинская митрополия основана в нач. ХVII в., она объединила Колонийскую, Деволскую и Селасфорскую (Селасфор - совр. Звезда) епископии. Первым известным епископом Корчинским является Неофит (1624 и 1628). В 1670 г. архиеп. Охридский Парфений, происходивший из Корчи, возвысил свой родной город в ранг митрополии, первый епископ к-рой носил титул митрополита Корчинского, Селасфорского и Мосхопольского.

Епископии Юж. А. по-прежнему входили в юрисдикцию К-польского Патриархата. Из известных 18 Дельвинских епископов наиболее древний - Ма(на)сия (1270), среди прочих выделяются ученый муж Захария (1670-1682) - неустанный проповедник, Манассия (1682-1695) - создатель школ в селах своей епархии, предшественник в этом св. равноап. Космы Этолийского (пам. 4 авг.). Имеется множество свидетельств об истории епископии Дриинопольской в XI-XVIII вв. Из известных 41 ее епископа такие выдающиеся, как Софиан (1672-1700) - борец против исламизации, Митрофан (1752-1760) - музыковед и Досифей (1760-1799), к-рому в эпоху господства мусульм. властей удалось воздвигнуть ок. 70 храмов.

В период османского владычества самым серьезным испытанием для Церкви А. было массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало и отсутствие христ. лит-ры на родном языке. В то же время в приморском регионе Химары действовали различные пропагандистские римско-католич. миссии. Для укрепления Православия во многих районах с ХVII в. возводились новые мон-ри, к-рые превращались в центры духовного делания, противостояния иноверию, воспитания, напр., в мон-рях Равенийском, Пепельском, Дринском, Чепском, Поличанском, Чатистском, Каменском, Лесиницком, Кокамьяском, Палашском, Химарском, Дримадском, Кипарском, Хормовском, Кодрском, Арденицком, Аполлонийском, Предтеченском в Мосхополе (совр. Воскопоя) и др. Православное население поддерживали клирики. Особенно отличался иером. Нектарий (Терпос) из Мосхополя. Он подвизался в период с 1719 по 1730 г. в области Берата и Спафии. Бежал от преследований в Италию, где издал свою книгу «Вера», к-рой старался отвратить православных от ислама. Во многих местах А. со строительством храмов и организацией школ сопротивление исламу усиливалось. В числе наиболее важных центров был Мосхополь, построенный в труднодоступной гористой местности. Большое положительное значение имело отсутствие в городе военной османской администрации. В XVIII в. он имел примерно 60 тыс. жителей. Население его было достаточно однородно в религ. и социальном отношении - это были правосл. купцы и ремесленники. Экономическое благосостояние и городское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни в городе. Большую славу стяжала «Новая Академия» Мосхополя (1744), ее библиотека и типография. В городе было 20 храмов. До 1670 г. Мосхополь непосредственно подчинялся архиепископу Охридскому, а затем - Корчинской митрополии. Его упадок начался после разграбления, к-рому он в условиях феодальной анархии трижды подвергся в 60-80-х гг. XVIII в.; ныне превратился в деревню.

Чтобы избежать исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в период османского завоевания предпочитали становиться «криптохристианами». В об-ве они имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизни сохраняли правосл. традиции. Наиболее типичным случаем криптохристианства в А. является Тоскидон (Спафия) - горный район южнее Эльбасана. Такое явление продолжалось с кон. ХVII до кон. XIX в. В этом регионе были и новомученики: прп. Никодим († 1722, Эльбасан, пам. 11 июля) и Христос Садовник, или Арванитис (т. е. Албанец; † 1748, К-поль, пам. 12 февр.).

Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в.
Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в.

Пророк Давид. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в.

Четвертый период (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии до канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви. В этот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных. Выдающейся личностью этой эпохи является св. Косма Этолийский, к-рый с 1775 г. подвизался в А., завершив свою миссионерскую деятельность мученичеством в 1779 г. в Берате. Спустя 30 лет др. святой, вероятно, из Спафии - сщмч. Никита Албанский, проповедовал Христа и пострадал в р-не Серр и Драмы († 1809, пам. 19 февр.).

В ХVIII-XIX вв. предпринимались попытки перевода Свящ. Писания на албан. язык. Среди переводчиков первым упоминается иером. Григорий Константинидис, впосл. митрополит Диррахия, к-рый перевел ВЗ и НЗ, используя албан. графику, по собственному творческому замыслу (перевод утрачен). В XIX в. Григорий Аргирокастрский (еп. Эвбейский) опубликовал перевод НЗ на албан. языке греч. графикой. Позднее свет увидели переводы К. Христофоридиса на гегском (1869) и тоскском (1879) наречиях также греч. литерами.

В этот период выдвинулись иерархи: митрополиты Диррахия Григорий Константинидис Мосхополит (1767-1772) и Хрисанф из Мадита (1821-1823), один из создателей нового метода, греч. певч. нотации; митрополиты Дриинупольские Досифей (1760-1799), Гавриил Сифносский (1799-1827), Иоаким Хиосский (1828-1835), к-рый дважды восходил на К-польский Патриарший престол (1860-1863 и 1873-1878; см. Иоаким II, Патриарх К-польский); Белиградские митрополиты Иоасаф II (1802-1855) и Анфим Алексудис (1855-1887).

К кон. XVIII в. на территории А. образовались 2 полунезависимых пашалыка: в Сев. А.- Шкодринский пашалык во главе с родом Бушати; в Юж. А., вошедшей в Янинский пашалык, утвердилась власть Али-пашой Тепелены. Правители пашалыков не во всем подчинялись Турции и даже противодействовали ей, ведя самостоятельные переговоры с Россией и др. европ. державами. В нач. XIX в. самостоятельность Шкодринского и Янинского пашалыков была ликвидирована. Подъем национально-освободительного движения на Балканах затронул и А. В 1833 г. началось восстание сначала в Сев. А. (Шкодре), затем в Юж. А. Порта вынуждена была отозвать своего губернатора из Шкодры, отказаться от набора рекрутов в Юж. А. Но успехи носили локальный характер - в 1835 г. восставшие вынуждены были прекратить борьбу. В последующие годы восстания против османского владычества и военные столкновения возобновлялись: в 1847, 1866-1867 гг. Крупное восстание горцев Сев. А. произошло в 1877 г., незадолго до начала русско-тур. войны (1877-1878),- оно было подавлено Портой. В 1878-1881 гг. возникло и получило развитие самое крупное общенациональное движение за автономию и территориальную целостность А., известное под названием Албанская лига, или Лига Призрена. Добившаяся фактической автономии Сев. А. и Косова, Лига в итоге была разгромлена Турцией. Попытка возродить движение в 1899-1900 гг. (Лига Пейи) также окончилась неудачей. Только в результате народных восстаний 1909-1912 гг. стало возможным завоевание независимости А. 28 ноября 1912 г. в г. Влёра была провозглашена независимость А. и образовано правительство во главе с Исмаилом Кемали - этот день отмечается как национальный праздник. Великие державы признали независимость А. только через 2 года.

С момента создания албан. гос-ва начинается новый период истории Православия в А. Возникает настоятельная необходимость самостоятельности албан. религ. общин. Решающую роль сыграла албан. диаспора в Америке и в Европе. Значительной была деятельность еп. Дурреса Фана Ноли (Феофан Стилиан Ноли), выступавшего за автокефалию Албанской Церкви и демократические преобразования в стране; он возглавил антифеодальную революцию 1924 г. и стал премьер-министром демократического правительства. Еп. Фан Ноли перевел многие церковные тексты на албан. язык, настаивал на введении его в богослужение.

Первое провозглашение автокефалии Албанской Православной Церкви состоялось на Бератском Соборе 10-12 сент. 1922 г. В 1937 г. автокефалия Албанской Православной Церкви была признана К-польским Патриархатом (см. Албанская Православная Церковь).

После гос. переворота в дек. 1924 г. и свержения правительства еп. Фана Ноли в А. установился диктаторский режим полковника А. Зогу, в 1925 г. Зогу стал президентом республики, а в 1928 г.- «королем всех албанцев».

7 апр. 1939 г. произошла итал. оккупация А.- страна была включена в состав Итальянской «империи». Сразу же возник проект и церковного присоединения православных через унию. С этой целью римско-католич. миссионерские ордена стали проникать в более юж. районы А. В 1943 г. А. была оккупирована фашистской Германией. Освобождена от гитлеровцев в нояб. 1944 г. В янв. 1946 г. провозглашена Народная Республика Албания во главе с генеральным секретарем Коммунистической партии А. (с 1948 - Албанская партия труда) Э. Ходжей (1908-1985). Начались политические репрессии, преследование верующих. 4 апр. 1967 г. появился документ, запрещающий любое отправление культа. А. была объявлена атеистическим гос-вом. Конституция 1976 г. содержала статьи о непризнании религии гос-вом (Ст. 36) и о запрещении религ. орг-ций, религ. деятельности и пропаганды (Ст. 54). Гонения приняли массовый характер. Были разрушены сотни храмов, большинство мон-рей, уцелевшие храмы и мон-ри превращены в мастерские, склады и т. п. Клирики были лишены сана, заключены в тюрьму или отправлены в ссылку, многие из них приняли мученическую смерть, в т. ч. архиеп. Виссарион, викарный еп. Аполлонийский Ириней. Это было гонение в отношении всех религ. общин А. Весной 1991 г. пал коммунистический режим и в А. установилась многопартийная система. Открылись храмы. Началось восстановление правосл. Церкви и всей религ. жизни в стране.

Св. Кириак. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в.
Св. Кириак. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в.

Св. Кириак. Фреска ц. свт. Николая в с. Шельцан близ Эльбасана. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в.

Законодательство о религии. По Конституции, принятой 29 апр. 1991 г., в А. Церковь отделена от гос-ва (Ст. 7. 1); гос-во соблюдает свободу вероисповеданий и создает условия для ее осуществления (Ст. 7. 2).

Искусство. Господство Рима, позже Византии определило формирование раннехрист. искусства А. Уже в раннем средневековье в албан. искусстве, в целом визант., стали появляться черты местного своеобразия. Однако возникновение собственно албан. искусства связано с эпохой освобождения от тур. завоевания и приходится на новый и новейший периоды истории.

Развитие позднеантичного и раннехрист. искусства на территории Иллирии шло под влиянием главных городов провинции, прежде всего Диррахия, к-рый был исходным пунктом Виа Эгнатия - пути, с 148 г. до Р. Х. напрямую связывавшего Адриатику с Византией. Археологические раскопки открыли ряд базиликальных церквей V-VI вв. и даже более ранних (базилика в Тепе, под Эльбасаном, датируется IV в.). Среди них есть однонефные (в Антигонии, Аполлонии, Дурресе и др.), но в основном это трехнефные постройки с 3 (Лин, Балши) или одной апсидой, разделенные рядами колонн (Арапай Дурресский, Бюлис, Амантия) или пилонов (Эльбасан, Бутринти), иногда чередующихся. Изучен и ряд раннехрист. круглых, квадратных и октагональных баптистериев (Финики, Лин, Бутринти). Известны случаи использования христианами языческих сооружений, напр. амфитеатр в Дурресе (I в.), сводчатые камеры к-рого были превращены в христ. кладбище.

Архитектурные памятники сохранили ряд замечательных мозаик пола (Тирана, Арапай, Бюлис, Саранда, Антигония). Их сюжеты традиционны для античного искусства (меандровые и растительные орнаменты, птицы и животные, пастушеские сцены). Среди них выделяется мозаика из базилики в Месаплике (Национальный музей археологии. Тирана) с погрудным мужским портретом и надписью «ΑΠΑΡΚΕΑΣ» и мозаика круглого баптистерия в Бутринти. мозаичное искусство на территории А., берущее начало в I в., существовало до X в. единственная сохранившаяся настенная мозаика в небольшой часовне, встроенной в амфитеатр Дурреса, не имеет точной даты (VI в. (Р. Кормак) - X в.). На ней изображены св. Стефан, архангелы, ктиторы, Богородица в имп. облачении.

Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в.
Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в.

Свт. Кирилл Александрийский. Роспись ц. свт. Николая в Воскопое. XVIII в.

Периодом расцвета христ. архитектуры в А. стали ХIII и ХIV века. Хотя варварские нашествия середины I тыс. по Р. Х. привели к полному разрушению большинства городов Иллирии, в средневековье их отстроили как крепости (Лежа, Бутринти, Дуррес). Наряду с этим в VII-XI вв. возникли новые города (Круя, Сарда) и типичные феодальные замки (Петреля). Начиная с X-XI вв. в них стали вновь возводить храмы обычного базиликального типа (ц. св. Стефана в Дримаде) и купольные базилики с высокими барабанами, имеющие сложную композицию (ц. мон-ря Пресв. Богородицы в Аполлонии и ц. свт. Николая в Месопотаме, ХIII в., исключительная по архитектурной и декоративной выразительности). Умножились также однонефные постройки (церкви прор. Илии в Буал близ Пермети, Пресв. Богородицы в Церцке (близ Лесковику), святых Сергия и Вакха в Химаре, св. Иоанна в Бобоштице). В юж. районах А., теснее связанных с Византией, постепенно стал доминировать новый крестово-купольный тип церквей (напр., в Косине, в Мармиро (близ Влёры), в Авлоне, в мон-ре Пресв. Богородицы в Звернеце (близ Влёры)). Большое внимание уделялось внешнему оформлению храмов (декоративная кладка стен из кирпича и камня - напр., ц. Пресв. Богородицы в Верх. Лябове, Х или XIII в.). Архитектура Сев. А. в средне- и поздневизант. период находилась под воздействием западноевроп. школ, сначала романской, позже - готической и ренессансной (церкви ХIII в. в районе Шкодера: святых Сергия и Вакха на р. Буне, Страстной Пятницы в Кавае, церковь в г. Вау-и-Дейесе). Однако на росписях храмов это влияние не сказалось - в них по-прежнему доминировали восточнохрист. (визант.) мотивы. В центральных р-нах А. (Дуррес, Берат) начинала развиваться архитектура, сочетавшая черты зап. и вост. традиций, к-рые образовали оригинальный местный сплав. Но феодальные войны и последующее тур. завоевание прервали самостоятельное развитие христ. архитектуры А.

Большинство иллюстрированных рукописей А. датируются периодом IX-XIV вв. Древнейшими образцами искусства миниатюры и каллиграфии являются пурпурный золотописьменный Бератский кодекс Евангелия, написанный уставом (X-XI вв. Центральный архив. Тирана) и 2 Авлонских кодекса (кон. XI - нач. XII в.), стилем миниатюр напоминающие произведения К-поля X в.

Глубокое влияние на икону и фреску А. оказали визант. стили (эпохи Македонской династии, IX-XI вв., и особенно палеологовского возрождения ХIII-ХV вв.), хотя в Сев. Албании можно отметить и воздействие западноевроп. живописи. Древнейшие визант. переносные иконы в А. относятся к XII-XIV вв. Наиболее известными считаются образы Богоматери Одигитрии Борийской (Мборья Корчинская) и Архангела Михаила Борийского (Мборья, XIV в.). Визант. фрески ХII в. сохранились, напр., в пещерах Властойне, Летми возле Калмети. XIII и XIV века оставили замечательные росписи: соборов мон-рей Пресв. Богородицы в Аполлонии и Спасителя в Рубику 1272 г. (восточнее Лежи), храмов в Вау-и-Дейесе, замка в Берате. в экзонартексе церкви мон-ря Пресв. Богородицы в Аполлонии изображен семейный портрет Михаила VIII Палеолога, Феодоры и Михаила IX, предстоящих Богоматери с моделью церкви в руках (кон. XIII в.). В трапезной этого же мон-ря представлена роспись кон. XIII - нач. XIV в., к-рая выполнена на высоком художественном уровне и обнаруживает как сильное тяготение к классическим образцам (напр., композиция «Моление о чаше»), так и связь со школой Дурреса. Большой интерес представляют многослойные росписи XIV в. в пещерном храме Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа, ц. Пресв. Богородицы в Голобоко близ Безмишти и др., выполненные серб. мастерами, работавшими в визант. стиле (см. разделы по искусству в статьях Сербия, Македония, Византия).

Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент
Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент

Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент

Скульптура визант. периода в А. ограничена рельефами с изображениями животных (реальных и фантастических), геральдических символов и проч. на фасадах и во внутреннем убранстве церквей и в интерьерах дворцов, напр. мраморный рельеф с эмблемой Арбрийского княжества (XII в. Музей археологии. Тирана), резной по камню герб рода Топия (XIV в. Музей археологии и этнографии. Тирана). C XIV в. развивается искусство изготовления резных иконостасов (ц. Пресв. Богородицы на Мали-Граде).

Несмотря на гибель Византийской империи и тур. завоевание в кон. XV в., в XVI-XVII вв. традиции визант. церковного искусства в А. продолжали развиваться. Однако церковное строительство в старых центрах постепенно сокращалось. В ХVI в. церкви стали строить во вновь возникших городах в горных районах, напр. в Мосхополе (Воскопоя), Виткуки и Ниче и в отдаленных мон-рях, где с сер. столетия возводят все больше храмов простой, но изящной архитектуры. Характерными постройками ХVI в. являются храмы св. Афанасия в Мазаре, Поличани (1513); св. Димитрия в мон-ре прор. Илии в Ергуцати (1526); Христа Спасителя в Тремишти близ Пермети (1540-1560). Выдающимися произведениями албан. архитектуры XVII в. являются храм в Бармаши (р-н Колёня) и собор мон-ря Иоанна Предтечи в Воскопое (1632). В XVII в. ряд мон-рей появляется на побережье Ионического м.: Кокамьяшский (1672), Акроризский (Крорези), Криморова, Пикераси (1672).

В условиях исламизации естественный прогресс в церковной архитектуре А. был невозможен (законы Османской империи прямо запрещали строительство христ. храмов). Поэтому в городах и селах строительство велось т. о., чтобы в архитектурном отношении храмы уподоблялись простым домам. В ХVIII в., в период относительной политической стабильности, укрепления экономического и социального положения албан. феодалов, особое внимание стали уделять внутреннему убранству храмов. Характерные примеры - кафедральный собор Богоматери в Берате (1797), Арденицкий мон-рь в обл. Мюзекея (храм XVIII в., сооружен на руинах средневек. визант. мон-ря). За период с сер. XVIII по сер. XIX в. почти в каждом селе Мюзекеи были сооружены храмы в своеобразном стиле: трехнефная базилика с деревянными колоннами и наземным этажом (напр., храм св. Георгия в Либофше, 1776). 5 сохранившихся в Воскопое храмов - выдающиеся произведения архитектуры. Из церквей, построенных в XIX в., сохранились сравнительно немногие, среди них - собор мон-ря св. Космы в Колкондаси, 1813-1814 гг., трехнефная купольная базилика.

Продолжалось и развитие иконописи. Наиболее замечательные произведения поствизант. периода были созданы в ХVI в. Онуфрием Неокастритом из Эльбасана. Сохранились написанные им образы для иконостасов Благовещенского и Свято-Димитриевского храмов в замке Берата, фресковые росписи в Никольском храме в Шельцане и святых Феодоров в Берате. Живописец следовал визант. традиции, но не отказывался и от опыта западноевроп. искусства. В произведениях Онуфрия впечатляет гармоничное сочетание ярких красок, отход от традиц. канонов в пользу передачи психологического состояния образов, контраст света и тени, драматические эффекты. Работы последователей Онуфрия (сын Николай; соавтор последнего - Иоанн; позже Онуфрий Киприот и ряд анонимных живописцев), расписывавших храмы по всей А., представляли иконописную школу, к-рую можно назвать «школой Берата». Находясь под сильным влиянием искусства Онуфрия, они, однако, не достигли его уровня. В ХVII в. многие храмы украшаются переносными иконами и стенной росписью: в Берате, в селах Мюзекеи, в Воскопое, Виткуки, Любоне, Радове и др. Подписи на греч. языке сохранили имена многих художников этого времени: Михаил Линотопи и его друг Никола (в стегопольском Ильинском храме, 1653), Михаил и Константин Грамоджи, Михаил Зерма - но большинство художников неизвестны (мон-рь св. Иоанна Предтечи в Воскопое, 1659, и др.).

Воскрешение Лазаря. Икона. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. (Музей археологии и этнографии. Тирана)
Воскрешение Лазаря. Икона. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. (Музей археологии и этнографии. Тирана)

Воскрешение Лазаря. Икона. Онуфрий Неокастрит. Сер. XVI в. (Музей археологии и этнографии. Тирана)

За «школой Берата» ХVI-ХVII вв. следует «школа Корчи» XVIII-XIX вв., в работах ее мастеров явственно различимо влияние искусства Афона и наряду с этим западноевроп. живописи. В работах Афанасия Зографа и его брата Константина (сер. XVIII в.) заметны элементы стиля барокко: лики их икон, гораздо более пластичные и «портретные», отражают национальный албан. тип. Богатейшие поствизант. росписи украшают стены сохранившихся храмов Воскопои: напр., в Свято-Никольском храме Давид Селеница в 1726 г. изобразил около 2000 ликов. Работы этого мастера впечатляют богатством цвета, лаконичной композицией, точностью перспективы и даже интересом к окружающей действительности. Интересна и стенопись, сохранившаяся, напр., в Троицком мон-ре Пепелаши (расписан Адамом Феотокисом, 1754), в церквах Печской Богоматери (1770), св. Георгия в Либофше (расписана корчинцем Константином и его сыном Терпо, 1782), св. Николая в Ванае (1795), св. Афанасия в Каравастае (расписана братьями Георгием и Иоанном Цетири, 1797). Из иконописцев этого времени известны Константин Спатаракос из Спафии, Георгий и Иоанн Цетири из Грабовы, Никола Гуга из Мюзекеи. В нач. XIX в. выделяется новое направление в иконописи - «школа Мюзекеи». Храмы расписывают Иоанн Цетири, его сын Наум и племянник Николай, напр. ц. св. Феодора в Катипаше, 1801. Иконописцы Албанской Церкви в XIX в. сохраняли визант. традиции в разработке священных сюжетов, соединяя их в то же время с принципами народного творчества. Их работы, отличающиеся тонкостью и изяществом, образы проникнуты благодатью.

Из огромного богатства церковного прикладного искусства XVI-XIX вв. до нас дошло довольно много образцов. Это примеры резьбы по дереву: иконостасы, амвоны и др. (темплоны в Корче, Воскопое, Арденице, Лябове, в Гирокастре, Либофше, Берате, Эльбасане, Леусе, Сопику, Виткуки); изделия из серебра и др. металлов: священные сосуды, оклады для Евангелия); шитье (напр., Главничская плащаница, 1373,- собор Пресв. Богородицы в Берате) и др. Однако это наследие недостаточно изучено. Албанская Православная Церковь проявляет ныне практический интерес к исследованию, инвентаризации и восстановлению сохранившихся правосл. памятников.

Лит.: Κονιδάρης Γ. Περί τήν πρώτην μνείαν τῶν ̓Αλβανῶν ἐν ταῖς ἐκκλησιαστικαῖς πηγαῖς καί τά ὅρια τῆς χώρας τῶν ἐπί Βυζαντινῶν. ̓Αθῆναι, ῾9῍῎; Pollo S., Puto A. Histoire de l'Albanie des origines à nos jours. Roanne, 1954; Οἰκονόμος Θ. ῾Η ̓Εκκλησία ἐν Βορείῳ ̓Ηπείρῳ, ἀπό τῆς πρώτης διαδόσεως τοῦ Χριστιανισμοῦ μέχρι τῶν καθή ἡμᾶς χρόνων. ̓Αθῆναι, 1969; Βακαλόπουλος Α. ῾Ιστορία τοῦ Νέου ῾Ελληνισμοῦ. Θεσσαλονίκη, 1974-1988. T. 1-8; Νικολαΐδης Ε. Ι. Οἱ κρυπτοχριστιανοί τῆς Σπαθίας (ἀρχές ῾8ου αι.-1912). ̓Ιωάννινα, 1979; Barrett. Encyclopedia.P. 134-136; Nicol D. Τό Δεσποτᾶτο τῆς ̓Ηπείρου 1267-1479. ̓Αθῆναι, 1991; Βακαλόπουλος Κ. Α. ῾Ιστορία τοῦ Βορείου ῾Ελληνισμοῦ - ̀ρδβλθυοτεΗπειρος. Θεσσαλονίκη, 1992; Краткая история Албании с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. Г. Л. Арш. М., 1992; ̓Αναστάσιος (Γιαννουλᾶτος), ̓Αρχιεπίσκοπος ̓Αλβανίας. Μιά ᾿Εκκλησία σέ μακροχρόνιο πολύτροπο διωγμό // ̓Επιστημονική ̓Επετηρίδα Θεολογικῆς Σχολῆς. Θεσσαλονίκη, 1996. Τ. 6. Σ. 28-48; Vickers M., Pettifer J. Albania: From Anarchy to a Balkan Identity. L., 1997; Orthodoxia, 1999-2000. P. 34.
Искусство.: Ippen Th. Alte Kirchen und Kirchenruinen in Albanien // WMBH. 1901. Bd. 8; idem. Denkmäler verschiedener Altersstufen in Albanien // Ibid. 1907. Bd. 10; Иванова Ю. В. Албания // Искусство стран и народов. М., 1962. Т. 1. С. 70-76; Dhamo D. Kisha e Shën Mërisĕ ne Vaun e Dejës // Studime historike. 1964. N 3; idem. Mbi disa ikona të panjohura të piktor Nikollës dhe Onufër Kapriotit // Ibid. 1966. N 3. F. 117-123; idem. La peinture murale du moyen Âge en Albanie. Tiranё, 1974; idem. Vepra dhe tipare tё picturёs nё Shqipёri nё shek. X-XV // Studime historike 1984. N 1; Пузанова В., Дамо Д. Некоторые памятники монументальной живописи XIII-XIV веков в Албании // Studia albanica. Tirana, 1965. С. 160-161, N 2б; они же. О творчестве албанского средневекового художника Онуфрия // Ibid. 1966. N 1. С. 281-290; Pallas D. I. Epiros // RBK. Bd. 2. S. 207-334; Shqipёria arkeologjike. Tiranё, 1971. (Nac. Mus. Archaeol. Cat.); Monumente tё arkitektures nё Shqipёri / Inst. of Cultural Monuments. Tiranё, 1973; Mosaiques de l'Albanie / Inst. of Cultural Monuments. Tiranë, 1973; Anamali S. Antikiteti i vonё dhe mesjeta e hershme nё kerkimet shqiptare // Iliria. 1979/1980. N 9/10. F. 5-21; Meksi A. Arkitektura mesietare nё shqipёri. Tiranё, 1983; Джурич В. Византийские фрески. М., 2000. с. 260-263.
Анастасий (Яннулатос), Архиепископ Тиранский и всей Албании
Ключевые слова:
Памятники искусства. Албания Албания. История Христианство. Албания Ислам на территории разных стран Албания, государство на юге Европы Страноведение. Албания География. Албания Религиозная ситуация на территории разных стран. Албания Религиозное законодательство. Албания Памятники церковной архитектуры. Албания Памятники церковного искусства. Албания Православие на территории разных стран. Албания Римско-католическая Церковь на территории разхных стран. Албания Албанская Православная Церковь (АПЦ)
См.также:
ГИРОКАСТРА город в Албании, в долине р. Дрино
АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АПЦ)
АНАСТАСИЙ (Яннулатос; род. в 1929), архиеп. Тиранский и всей Албании
БУТРИНТИ античный и средневек. г. в Сев. Эпире (совр. Албания), древняя епископия
ВОСКОПОЯ поселение в юго-вост. Албании
ДИРРАХИЙ древний город в Албании, на побережье Адриатического моря (ныне Дуррес)
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
АЗЕРБАЙДЖАН гос-во в юго-вост. части Закавказья
АЛЖИР государство в Сев. Африке
АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
АФГАНИСТАН гос-во в юго-зап. части Центр. Азии
БАГДАД г. на р. Тигр, в Центр. Месопатамии, совр. столица Республики Ирак
БАНГЛАДЕШ гос-во в Юж. Азии
БАХРЕЙН гос-во в Ю.-Зап. Азии на о-вах Бахрейн в Персидском зал.
БАШКОРТОСТАН субъект РФ
БЕЙРУТ г. на вост. побережье Средиземного моря, столица Ливанской республики
БЕЛЬГИЯ гос-во в Зап. Европе
БЕНИН гос-во, расположенное в Зап. Африке
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
ГАБОН гос-во на зап. побережье Центр. Африки
ГАИТИ гос-во в Вест-Индии, расположенное в зап. части о-ва Гаити и на прилегающих островах
ГАЙАНА бывш. Британская Гвиана, гос-во в сев.-вост. части Юж. Америки
ГАМБИЯ государство в Западной Африке
ГАНА гос-во в Зап. Африке
ГВАТЕМАЛА государство в Центральной Америке
ГВИНЕЯ государство в Западной Африке
ГВИНЕЯ-БИСАУ государство в Западной Африке
ДАГЕСТАН [Республика Дагестан - офиц. название с 1991], субъект РФ