Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАШКОРТОСТАН
4, С. 403-405 опубликовано: 15 марта 2009г.


БАШКОРТОСТАН

(Республика Башкортостан), субъект Российской Федерации. Территория: 143,6 тыс. кв. км. Столица: Уфа. География. Республика расположена в Предуралье и на склонах Юж. Урала, на севере граничит с Пермской и Свердловской областями, на востоке - с Челябинской обл., на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской обл., на западе - с Татарстаном, на северо-западе - с Удмуртией. Крупнейшая река на территории Б.- Белая, приток Камы. Б. является составной частью Уральского экономического р-на, народно-хозяйственный комплекс включает в себя многоотраслевую промышленность и сельское хозяйство. Население: 4 млн 90,6 тыс. чел. (на 1 янв. 2002). Национальный состав: русские - ок. 39,5%, татары - ок. 29,5, башкиры - ок. 22%, др. национальности - чуваши, марийцы, удмурты, украинцы, белорусы. Административное устройство. В 1557 г. башкиры приняли российское подданство, до нач. XVIII в. территория совр. Б. входила в Уфимский, Верхотурский и Тобольский уезды. В 1700 г. была образована Уфимская пров. (с 1708 в составе Казанской губ.), в 1737 г. на территории Башкирского Зауралья создана Исетская пров. В 1744 г. на основе Уфимской и Исетской провинций была учреждена Оренбургская губ. В 1781 г. губернию упразднили, и новоучрежденное Уфимское наместничество включило в себя Оренбургскую и Уфимскую области. В 1796 г. наместничество было переименовано в Оренбургскую губ. (с 1797 центр - Оренбург, с 1802 - Уфа). В 1865 г. ее разделили на Оренбургскую и Уфимскую губернии. В 1919 г. была образована Башкирская АССР (центр - с. Темясово, с 1920 - г. Стерлитамак), в состав к-рой вошли отдельные уезды Оренбургской, Уфимской и Пермской губерний, Юмран-Табынская вол. Бузулукского у. Самарской губ. В 1922 г., после упразднения Уфимской губ., ее уезды также вошли в состав Башкирской АССР, центром к-рой стала Уфа. 12 июня 1990 г. была провозглашена Декларация о гос. суверенитете Б., 24 дек. 1993 г. принята новая Конституция Республики Б. Высший представительный и законодательный орган - Государственное Собрание (Курултай), к-рое имеет Палату представителей и Законодательную палату. 12 дек. 1993 г. в Б. избран Президент М. Г. Рахимов (в 1998 переизбран на 2-й срок). Высший орган исполнительной власти - Кабинет министров, к-рый подотчетен Государственному Собранию и Президенту Республики. 25 февр. 1999 г. принят Закон Республики Б. «О языках народов Республики Башкортостан», в к-ром закреплены гос. статус рус. и башкир. языков. В Б. 54 адм. района, 21 город. Наиболее крупные города - Уфа, Стерлитамак, Салават.

Религия

На 1 янв. 2002 г. в Б. было зарегистрировано 947 религ. объединений, к-рые имеют 630 молитвенных зданий, из них 250 были сооружены после 1990 г. На территории Б. преобладают ислам, к-рый исповедуют в основном башкиры и татары, и Православие, к-рого придерживаются русские, украинцы, белорусы, мордва, удмурты и чуваши. Представители др. конфессий и религ. движений немногочисленны. Религ. жизнь в Б. значительно активизировалась с принятием закона «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР» от 20 июня 1991 г., в 2001 г. этот закон был приведен в соответствие с федеральными законами.

Русская Православная Церковь

Мон-рь в честь Успения Божией Матери в Уфе. Фотография. 2002 г.
Мон-рь в честь Успения Божией Матери в Уфе. Фотография. 2002 г.

Мон-рь в честь Успения Божией Матери в Уфе. Фотография. 2002 г.

Рус. поселения и правосл. храмы на территории совр. Б. появились во 2-й пол. XVI в. В 1579 г. в Уфимском остроге (основан в 1574) была построена первая деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. С 80-90-х гг. XVI в. известны Сергиев и Успенский муж. мон-ри в Уфе, Вознесенский муж. мон-рь на р. Усолка (совр. Гафурийский р-н), с XVII в.- уфимский в честь Рождества Христова жен. мон-рь. В кон. XVI-XVIII в. правосл. приходы края были подчинены Казанской кафедре, зауральская часть Б. в 1621 г. вошла в состав Тобольской епархии. В 1721 г. было создано Уфимское духовное правление, к-рое возглавил настоятель уфимского Успенского мон-ря. 27 сент. 1799 г. учредили Оренбургскую и Уфимскую епархию с центром в Уфе. В марте 1859 г. ее разделили на Оренбургскую и Уральскую, Уфимскую и Мензелинскую епархии (с 1928 Уфимская и Давлекановская, с 1942 Уфимская и Мензелинская, с 1945 Уфимская и Башкирская, с 1952 Уфимская и Стерлитамакская).

В наст. время территория Б. совпадает с границами Уфимской и Стерлитамакской епархии РПЦ, разделенной на 14 благочиннических округов. В янв. 2002 г. в Уфимской епархии существовали 156 приходов, 150 богослужебных зданий (из них - 67 храмов), 4 мон-ря (уфимский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской, Табынской иконы Божией Матери женский (Гафурийский р-н), во имя Илии пророка мужской в с. Месягутово Дуванского р-на, Покровский муж. в с. Дедове Фёдоровского р-на). Клир епархии состоял из 179 священнослужителей.

Старообрядчество

Сведения о проникновении старообрядцев (в основном беспоповцев) на Юж. Урал относятся к кон. XVII в. Первые поселения старообрядцев возникли в Башкирском Зауралье, затем центром старообрядчества в крае стала Табынская крепость, с 40-х гг. XVIII в.- Челябинский у. Оренбургской губ. К сер. XVIII в. в Оренбургской губ. жили ок. 17 тыс. старообрядцев-беспоповцев. В сер. XIX в. на территории совр. Б. появились поповцы. Местами компактного проживания беглопоповцев был Белебеевский у., сторонников Белокриницкой иерархии - Белебеевский и Стерлитамакский уезды Оренбургской губ. К 1913 г. в Уфимской губ. жили ок. 38 тыс. старообрядцев. В 70-х гг. XX в. существовали 5 старообрядческих общин (4 беспоповцев и 1 беглопоповцев). К 2002 г. на территории Б. зарегистрированы 4 общины беспоповцев (Спасова согласия в Уфе, Салавате, Ишимбае и поморского согласия в Уфе) и 1 община беглопоповцев в с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на. В Б. действуют незарегистрированные общины Белокриницкой иерархии, поморцев, федосеевцев, рябиновцев и странников.

Российская Православная Автономная Церковь

(РПАЦ) имеет в Уфе «Церковь возрождения в честь Св. Троицы» (с 1997), к-рая входит в Суздальскую епархию РПАЦ.

Католичество

Католики на территории совр. Б. появились в XVII в., после прибытия сюда на службу из Полоцка и Смоленска польск. и литов. шляхтичей. Во 2-й пол. XVIII в. в Оренбургскую губ. были сосланы пленные польск. конфедераты-католики, в XIX в.- участники польск. восстания, члены различных польск. патриотических групп. В 1863 г. в Уфе была открыта каплица, в 1890 г. освящен костел (закрыт в 1938). В 2002 г. в Б. действовали 4 католич. общины: в Уфе, Давлеканове, Октябрьском и в с. Алексеевка Благоварского р-на, где построен костел.

Армянская Апостольская Церковь

(ААЦ) имеет с 2001 г. в Уфе приход во имя св. Григория Просветителя, к-рый относится к Новонахичеванской и Российской епархии ААЦ.

Протестанты

Появились на территории совр. Б. во 2-й пол. XVIII в. С нач. XIX в. в Уфе существовала лютеран. кирха (закрыта в 1930). В 2002 г. в Б. действовали 4 лютеран. общины: в Уфе, Стерлитамаке, Октябрьском, с. Пришиб Благоварского р-на (в 1996 - 4, в 2000 - 6). Первые баптисты на территории совр. Б. появились в нач. XX в., когда в Белебеевском у. возникла колония переселенцев из Харьковской губ. Затем баптист. общины распространились в Уфимском и Стерлитамакском уездах, в Давлеканове и Уфе. К 1913 г. общая численность баптистов достигла 623 чел., к 1927 г.- ок. 2 тыс. чел. В 1945 г. общины Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов были зарегистрированы в Уфе, Стерлитамаке, дер. Шаровке Белебеевского р-на, в 70-80-х гг.- в Давлеканове, Бирске, Кумертау. В нач. 2002 г. евангельские христиане-баптисты Российского Союза, входящие в Региональное объединение Республики Б. (зарегистрировано в 1994), имели 22 общины (в Уфе, Стерлитамаке, Кумертау, Нефтекамске, Салавате); евангельские христиане-баптисты от Совета Церквей («инициативники», отделились от Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов в 1961) - 6 общин (в Уфе (2), Давлеканове, Белорецке, Нефтекамске, Бирске).

Христиане веры евангельской (пятидесятники) в нач. 2002 г. имели 30 общин (наиболее крупные - в Уфе, Благовещенске и Благовещенском р-не), входивших в Региональное объединение христиан веры евангельской Республики Б. (зарегистрировано в 1997). В Ассоциацию независимых христ. церквей христиан веры евангельской входит 9 объединений (наиболее крупные - в Ишимбае, Салавате, Нефтекамске, Стерлитамаке). В Б. зарегистрированы «Церковь в Уфе» (2000), к-рая относится к Ассоциации поместных церквей евангельских христиан, и «Союз христиан» (1995), входящий в Ассоциацию христианских церквей «Союза христиан» (центр - в С.-Петербурге).

Ислам

Появился в зап. части совр. Б. в X в., в XIV в. он стал гос. религией Золотой Орды, власть к-рой распространялась на башкир, в XV в. происходила интенсивная исламизация края. Башкир. мусульм. духовенство в XV - cер. XVI в. подчинялось казанскому сеиту. Ко времени присоединения башкир к Русскому гос-ву ислам стал их основной религией, и одним из условий соглашения представителей башкир. племен о вхождении в состав Русского гос-ва было признание царским правительством права башкир жить по мусульм. обычаям. В 1788 г. в Уфе по указу имп. Екатерины II было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание во главе с муфтием, в своей деятельности руководствовавшееся своеобразным синтезом шариата и российского законодательства. В 1-й пол. XIX в. в Оренбургской губ. действовали 1258 мечетей, почти в каждой из них были мектеб и медресе. По переписи 1897 г., в Уфимской губ. жили 1 млн 98 тыс. 982 мусульманина (50,03% населения губернии). В кон. XIX - нач. ХХ в. были открыты джадидистские медресе (использовавшие методику звукового обучения грамоте - «усул-и-джадид»): «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке, «Галия» и «Гусмания» в Уфе и др.; в них наряду с религ. изучались светские дисциплины. В 1917-1923 гг. нормы ислама получили отражение в политической деятельности лидера башкир. национального движения А. З. Валидова и инициатора «мусульманского коммунизма» М. С. Султангалиева.

В 1917-1936 гг. на территории совр. Б. действовало самостоятельное Центральное духовное управление мусульман Башкирской АССР (ЦДУМ БАССР), к-рое конкурировало с Центральным духовным управлением мусульман РСФСР (ЦДУМ РСФСР). В 1926 г. в ведении ЦДУМ БАССР находились ок. 700 мечетей (в 1935 - 300), в ведении ЦДУМ РСФСР - 1718 (в 1935 - 700). В 1936 г. Башкирский муфтият был ликвидирован, высшее духовенство обоих мусульм. управлений было подвергнуто репрессиям. В 1941 г. в Башкирской АССР действовали 12 мусульм. общин. В кон. 80-х гг. ХХ в. началось восстановление старых и строительство новых мечетей, открытие медресе.

В наст. время в Уфе расположены Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ, учреждено 22 сент. 1788) и Духовное управление мусульман Республики Б. (ДУМ РБ, учреждено 21 авг. 1992). На 1 янв. 2002 г. в Б. действовали 609 мусульм. общин: 334 в подчинении ДУМ РБ, 271 в подчинении ЦДУМ, 4 в подчинении Духовного управления мусульман «Ассоциации мечетей» (центр - в Москве). В Б. мусульманам принадлежат 464 культовых здания, из них 310 мечетей (215 возведены после 1990), с 1991 г. действуют уфимский Исламский ин-т им. Р. Фахретдинова (ЦДУМ), медресе «Галия» и им. М. Султановой в Уфе, медресе в Белорецке (ДУМ РБ).

Иудаизм

Был принесен на территорию совр. Б. в сер. XIX в. солдатами-евреями, взятыми в кантонистские школы, в дальнейшем численность иудеев увеличилась в связи с миграцией в край евреев. Евр. религ. общины действовали в Уфе, Давлеканове и пос. Иглино. Первый молельный дом для иудеев появился в Уфе в кон. XIX в., в 1915 г. на средства иудейской общины была построена синагога. В 70-х гг. XX в. иудейская община в Башкирской АССР прекратила существование. В наст. время в Уфе действуют 2 иудейские общины (возникли в 1993 и 2000), одна из к-рых относится к Федерации еврейских общин СНГ, др.- к Объединению религиозного современного иудаизма в России.

Секты и новые религиозные движения

К нач. 2002 г. в Б. зарегистрировано 15 общин адвентистов седьмого дня: в Уфе, Благовещенске, Белорецке, Межгорье, Нефтекамске, Салавате, Стерлитамаке, Сибае, Октябрьском, Учалах, Янауле, Бирске, Ишимбае, дер. Казанке Архангельского р-на. В Б. адвентисты появились в кон. 70-х гг. ХХ в., в 2000 г. действовали 34 общины, в 2001 г.- 13. В 2002 г. к христианам веры евангельской «Общение Калвари» в Б. принадлежали 25 общин (наиболее крупные - в Уфе). Новоапостольская церковь имела в нач. 2002 г. 17 объединений (первые общины зарегистрированы в 1996), в 1997 г. в Стерлитамаке был создан Уральский региональный управленческий центр Новоапостольской церкви. С 1994-1995 гг. в Б. действует «Церковь Объединения» (муниты), в к-рую входят объединения «Карп» (студенческой молодежи) и «Женщины в борьбе за мир». Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), входящая в Религиозную ассоциацию (центр - в Москве), имеет в Б. 1 орг-цию, к к-рой относятся 4 филиала (прихода) в Уфе, Октябрьском, Бирске, Благовещенске. В 2002 г. в Б. существовали 17 религ. общин Иеговы свидетелей (в 2000-2001 - 22 общины, появились в регионе в 1994-1995). Об-во «Сознание Кришны», действовавшее в Б. с сер. 90-х гг. ХХ в., в 2000 г. объявило о самороспуске.

В доисламский период истории у башкир получили распространение разнообразные политеистические верования: анимизм (поклонение духу гор, хозяину дома), фетишизм (культ камня), тотемизм (культ волка и журавля), зороастризм и тенгрианство. По сведениям араб. путешественника и писателя 1-й пол. X в. Ибн Фадлана, среди башкир встречались мусульмане и язычники, поклонявшиеся пантеону богов во главе с верховным небесным богом. В период, когда формировался союз башкир. племен, верховный бог Тенгрэ (см. ст. Тенгри) стал восприниматься как объединяющая духовная сила, подавляющая злых духов (внутренних и внешних врагов). Несмотря на распространение ислама, среди башкир сохраняются элементы древних языческих верований, мн. тюркоязычные мусульмане продолжают употреблять как идентичные понятия «Аллах» и «Тенгрэ».

Лит.: Васильева О. В., Латыпова В. В. Дорога к храму: История религ. учреждений г. Уфы. Уфа, 1993; Фаизов Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа, 1993; Сергеев Ю. Н. Религиозные верования народов Башкортостана // Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994; он же. Православная церковь в Башкортостане (2-я пол. XVI - cер. XIX в.). Уфа, 1996; он же. Баптизм в Башкирии: Очерки истории (кон. XIX-ХХ в.). Уфа, 1998; Ширгазин А. Р. Православные храмы Башкирии: История и архитектура. Уфа, 1995; Религии в Башкортостане: История и современность: Мат-лы конф. Уфа, 1999; Юнусова А. Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999; Данилко Е. С. Старообрядчество на Южном Урале: История, культура, современность. М., 2000; Сергеев Ю. Н., Абдулов Н. Т. Уфимская епархия в 1943-1964 гг.: Очерки истории гос.-церк. отношений. Уфа, 2000.
М. Г. Валеева
Ключевые слова:
Ислам на территории разных стран Страноведение. Российская Федерация Иудаизм на территории разных стран Башкортостан, субъект Российской Федерации Религиозное законодательство. Российская Федерация Религиозная ситуация на территории разных стран. Российская Федерация. Башкортостан Христианство на территории разных стран. Российская Федерация. Башкортостан
См.также:
ДАГЕСТАН [Республика Дагестан - офиц. название с 1991], субъект РФ
АДЫГЕЯ субъект Российской Федерации
БЕЛЬГИЯ гос-во в Зап. Европе
ГВАТЕМАЛА государство в Центральной Америке
ЕГИПЕТ [Арабская Республика Египет (АРЕ)], гос-во в сев.-вост. части Африкии на Синайском п-ове в Азии
ИЗРАИЛЬ государство в Западной Азии
ИНГУШЕТИЯ [Республика Ингушетия - офиц. название с 1992], субъект РФ
ИРАК [Республика Ирак], гос-во в Юго-Зап. Азии
КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ (Кабардино-Балкарская Республика), субъект РФ
КАНАДА гос-во в Сев. Америке
КЕНИЯ [Республика Кения], государство в Вост. Африке
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ субъект РФ в составе Приволжского федерального окр.
АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ субъект Российской Федерации
АЗЕРБАЙДЖАН гос-во в юго-вост. части Закавказья