Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИРРАХИЙ
Т. 15, С. 396-398 опубликовано: 28 мая 2009г.


Содержание

ДИРРАХИЙ

[греч. Δυρράχιον; лат. Dyrrachium], древний город в Албании, на побережье Адриатического м. Ныне Дуррес, главный порт и 2-й по величине город страны. Население - 114 тыс. чел. (2004). Основан в 627 г. до Р. Х. греками из Коринфа и Керкиры как колония Эпидамн. Возможно, ранее здесь существовало местное иллирийское поселение (Appian. Bell. II 39). К VI в. до Р. Х. заселен бригами, таулантами и либурнами. В 229 г. до Р. Х. римляне захватили Эпидамн и установили над ним протекторат с правами свободного города; тогда же он стал называться Д. Со 168 г. до Р. Х. в составе рим. пров. Иллирик, в 148 г. присоединен к пров. Македония. В 314 г. Д. был разрушен землетрясением, отстроен и стал главным центром пров. Нов. Эпир. В 395 г. отошел Византии. Греч. язык стал использоваться наряду с латинским. В 479/80 г. Д. захвачен и разрушен остготами во главе с Теодорихом Великим. В сер.- 2-й пол. VI в. город выдержал волну расселения славян.

Мозика юж. стены часовни сщмч. Астия в амфитеатре. VII или нач. VIII в.
Мозика юж. стены часовни сщмч. Астия в амфитеатре. VII или нач. VIII в.

Мозика юж. стены часовни сщмч. Астия в амфитеатре. VII или нач. VIII в.

Ок. 815 г. Д. стал центром визант. фемы. В IV-XIII вв. один из важнейших визант. городов на Адриатике. В кон. IX в. Д. был осажден войсками болг. царя Симеона, ок. 989 г.- взят болг. царем Самуилом. В 1005 г. в город вступили визант. войска. Разрушен норманнами во главе с Робертом Гвискаром в окт. 1081 г. Вторично на краткое время в 1185 г. вновь захвачен норманнами. В 1205 г. занят Венецией, в 1213 г. на Д. распространилась власть эпирского деспотата. В 1258 г. в качестве приданого дочери эпирского деспота Елены Д. перешел к кор. Сицилии Манфреду, в связи с чем значительно усилилось влияние романо-готической культуры. В 1272 г. Д. вошел в состав Неаполитанского королевства, 1-м правителем которого был Карл I Анжуйский. За исключением 2 коротких периодов господства визант. имп. Андроника II (1286-1294, 1297 - ок. 1300), Д. владели герцоги Анжуйские. В 1333 г. город аннексирован Ахейским княжеством. В 1335 г. имп. Андроник III восстановил визант. господство, однако в 40-х гг. город перешел во владение князей Топия. В 1392 г. Д. был продан венецианцам, удерживавшим город до 1501 г., когда его захватил тур. султан Баязид II. Большинство церквей было перестроено в мечети. В позднем средневековье Д. продолжал быть важным культурным центром. Уроженцами Д. были визант. прп. Иоанн Кукузель, иконописец Иоанн (Гьон), работавший в XIV в.

Выгодное географическое положение Д. способствовало раннему распространению в нем христианства. Ок. 56 г. по Р. Х. в Д. мог проповедовать ап. Павел, по преданию поставивший 1-м епископом города ап. Кесаря. Вероятно, через Д. в Далмацию добирался ап. Тит. В нач. II в. в Д. существовала значительная христ. община. По приказу правителя провинции Агриколы ок. 110 г. после отказа поклониться Дионису был распят сщмч. еп. Астий, а также утоплены в море святые Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман.

Церковь Воскресения Господня мон-ря св. Власилия
Церковь Воскресения Господня мон-ря св. Власилия

Церковь Воскресения Господня мон-ря св. Власилия

С V в. Д.- центр епископии. По участию во Вселенских и Поместных Соборах известны епископы Д. Евхарий (431), Лука (451; епископ - ок. 435-458), Сисиний (691-692); митрополиты Никифор (787) и Лукиан (879). Также известны и др. епископы - Феликс (424), Мариан (ок. 547-553), Урбиций (597 или 599), митрополиты Лаврентий (1025), Константин II Кавасила (1180), Роман (1240), Даниил (1693), Косма (1694), Неофит (1760), Григорий (Константинидис; 1767-1772; один из первых переводчиков Свящ. Писания на албан. язык) Хрисанф из Мадита (1821-1823), Фан (Феофан) Ноли (1923-1924) и др.

В сер. VIII в. В. Иллирик перешел в юрисдикцию К-польского Патриархата. В нач. X в. большая Диррахийская митрополия состояла из 15 епископий и простиралась от Авлона (совр. Влёра) до Диоклеи (совр. Подгорица в Черногории). В кон. XI в. в Д. основаны католич. приходы; в источниках XII в. упоминается церковный чин «архидиакон Диррахия». После 1204 г. попеременно служили в Д. правосл. (греки) и католич. архиереи. После 1280 г. митрополия перешла в юрисдикцию Охридской архиепископии. В 1767 г. Диррахийская митрополия вернулась в юрисдикцию К-польского Патриархата.

Совр. Дуррес входит в Тирано-Дурресско-Эльбасанскую епархию Албанской Православной Церкви, возглавляемую архиеп. Анастасием (Яннулатосом), и в архиеп-ство Дуррес-Тирана католич. Церкви.

Архитектура

Центральная часть города (120 га) окружена фрагментами визант. стен и башен, возведенных в кон. V в.- ок. 540 г. частично на месте эллинистических и рим. стен; венецианские круглые башни относятся к XIV-XV вв. Самое значимое сооружение - амфитеатр начала II в. на 20 тыс. зрителей. Перекрытые сводами помещения в IV в. превращены в христ. кладбище; в ближайшую к арене зап. галерею встроена часовня сщмч. еп. Астия (упом. с 1280, обнаружена в 1967; кладка апсиды с бифорием - VI в.). Поверх росписей, созданных между IV и VI вв., выложены 3 мозаики (между VI и Х вв., наиболее убедительная дата - VII или нач. VIII в.). На юж. стене - изображение св. Стефана, правее его - Богородицы (?) типа Maria Regina, в имп. облачении, с 2 архангелами и 2 ктиторами. На зап. стене находилось изображение Христа (или Богородицы (?), уцелели нижние части одеяния) с 2 архангелами (сохр. правый и фрагменты левого), фрагментами фигур Св. Ирины (Мира; слева) и Св. Софии (Премудрости; справа) со сферой. В помещении к северу от часовни св. Астия - основание купели баптистерия, часовня с фресками X-XIII вв., колумбарий. С 2002 г. при участии Пармского ун-та ведутся работы по созданию Археологического парка; в 2006 г. на территории амфитеатра были обнаружены руины дворца. В 2001-2002 гг. открыты некрополи I-IV вв. на древней дороге в рим. порт, находившийся в 7 км к северу от Д., и близ виллы Зогу (использовался до VII в.). Среди др. построек выделяются круглая площадь (радиус 18 м) с остатками колонн дворца имп. Анастасия I (уроженца Д.) или имп. Юстиниана I (VI в.; раскопки в 1987), основания однонефной базилики (предположительно свт. Николая) VI в. и 3-нефной (предположительно ап. Андрея) X - нач. XI в., перестроенной в 1502 г. в мечеть султана Мехмеда Фатиха. Из письменных источников известно о строительстве в 813-826 гг. мон-ря «На море». В последние годы построены собор ап. Павла (90-е гг. ХХ в.; мозаики мастера Э. Синая) и Большая мечеть (1993; на месте разрушенной землетрясением 1979). Археологический музей открыт в 1951 г., из античных находок выделяется мозаика эллинистического дома «Дурресская красавица» (кон. IV в. до Р. Х.; с 1981 в Нац. историческом музее, Тирана).

Близ Д.- руины 3-нефной базилики арх. Михаила в сел. Арапай (VI в., использовалась до XV в.) с напольной мозаикой; к северу от Д.- ц. св. Николая (1081); на мысе Родони - руины крепости Скандербега (1451) и мон-ря Богородицы (с 1599 францисканский) с однонефной ц. св. Антония Падуанского со стрельчатыми арками (XIV в.); мон-рь св. Власия (разрушен в 1967, отстроен заново в 1992-2001) с ДА в честь Воскресения Господня; ц. св. Параскевы Пятницы в сел. Чета близ г. Кавая (кон. XIII в., росписи XIV-XVII вв.).

Лит.: Jireček K. Die Lage und Vergangenheit der Stadt Durazzo in Albanien // Illyrische-albanische Forschungen. Münch.; Lpz., 1916. N 1. S. 159; Точи В. Мозаика Адриатики: Археол. находки: (О раскопках в Дурресе) // Новая Албания. 1960. № 3. С. 9; Thierry N. Une mosaïque а Dyrrachium // Cah. Arch. 1968. Vol. 18. P. 227-229; Toçi V. Amfiteatri i Dyrrahit // Monumentet. 1971. N 2. F. 37-42; Nallbani H. Mozaiku i kishes sё amfiteatrit nё Durrёs // Ibid. 1974. N 7/8. F. 111-118; Karaiskaj G. Kalaja e Durrёsit nё mesjetё // Ibid. 1977. N 13. F. 29-53; Meksi A. Dy bazilika mesjetare tё panjohura // Ibid. F. 71-74; Tartari F. Arkitektura e disa varreve tё shekullit II-IV nё Dyrrah // Ibid. 1978. N 15/16. F. 71-85; Reynis-Jandot J. La mosaïque murale dans la chapelle de l'amphitheatre de Dyrrachium // Iliria. 1983. N 1. F. 225-232; Bёrxholi A. Durrёs and its environs. Tiranë, 1986; Bakhuizen S. Between Illyrians and Greeks: The Cities of Epidamnos and Apollonia // Iliria. 1986. N 1. F. 165-177; Miraj L. Amphitheater de Durrёs // Ibid. N 2. F. 151-171; Ферлуга J. Драч и ньегова област од VII до почетка XIII в. // ГСАН. Од. ист. наук. 1986. Књ. 5. С. 65-130; Andaloro M. I mosaici parietali di Durazzo o dell'origine costantinopolitana del tema iconografico di Maria Regina // Studien zur spätantiken und byzant. Kunst. Bonn, 1986. T. 3. P. 103-112; Gega R. La chapelle de l'amphithéâtre de Durrёs // XL corso di cultura sull'arte ravennate e bizantina: Seminario intern. di studi su l'Albania dal Tardoantico al Medioevo. Ravenna, 1993. P. 527-536; Bryer A. St. Asterios and the Amphitheater Chapel in Dyrrachion // Thymiama. Athena, 1994. T. 1: Keimena. P. 41-45; Ulqini A. Durrësi Itinerary historiko-kulturor dhe turistik. Durrës, 1997; Buschhausen H. Durazzo und die Anfänge des Christentums in Albanien // Steine Sprechen: Zschr. d. Österreichische Gesellschaft für Denkmal- und Ortsbildpflege. W., 2001. N 120. S. 2-19.
П. С. Павлинов
Ключевые слова:
Албания Города албанские География историческая Албания. История История Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Страноведение. Албания Диррахий, древний город в Албании, на побережье Адриатического моря (ныне Дуррес)
См.также:
ГИРОКАСТРА город в Албании, в долине р. Дрино
АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата
АЛБАНИЯ гос-во на юге Европы
АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила
АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата
АРКАДИОПОЛЬ г. в восточной Фракии, митрополия Константинопольского Патриархата
АБИССИНИЯ старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников
АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города)
АВИ-ЙОНА Михаэль (1904–1974), археолог, историк искусства
АВИЛИНЕЯ территория в южной части Антиливана
АВИНЬОН город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса
АВКСЕНТИЯ СВЯТОГО ГОРА в 12 км к юго-востоку от Халкидона, первоначально называвшаяся Скопа
АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции
АДДИС-АБЕБА столица Эфиопии, центр Эфиопской Церкви