Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАННА МИЛОСТИВОГО СВЯТИТЕЛЯ ЗАГАЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 25, С. 24-31 опубликовано: 8 сентября 2015г.


ИОАННА МИЛОСТИВОГО СВЯТИТЕЛЯ ЗАГАЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ), находится близ с. Загайцы Шумского р-на Тернопольской обл., на насыпной горе рядом с р. Вилия. Впервые с. Загайцы упомянуто в грамоте 1513 г., к-рой польск. кор. Сигизмунд I подтверждал, что данный населенный пункт вместе с соседними селами Шумбар, Рохманов (Рахманов) и др. находится в собственности пана Богуша Боговитиновича - подскарбия литовского, прапрадеда Ирины Николаевны Боговитиновой-Ярмолинской, основательницы И. М. м. К нач. XX в. копия этой грамоты хранилась в архиве обители. В документе от 20 июня 1546 г. село упоминалось как собственность кнг. Беаты Острожской и ее мужа кн. Ильи Константиновича Острожского, к-рые стремились завладеть соседним с. Чернихов (Любавский М. К. Областное деление и местное управление Литовско-Русского гос-ва. М., 1892. С. 230; Archiwum książąt. Т. 4. S. 471-472).

Храм во имя свт. Иоанна Милостивого Загаецкого мон-ря. Фотография. 2009 г.
Храм во имя свт. Иоанна Милостивого Загаецкого мон-ря. Фотография. 2009 г.

Храм во имя свт. Иоанна Милостивого Загаецкого мон-ря. Фотография. 2009 г.

К нач. XVII в. в Загайцах находился замок представителей дворянского рода Боговитинов. В 1563 г. замком в Загайцах владел дед И. Ярмолинской - Михаил Боговитин-Шумбарский. Первое же упоминание о замке в документах относится к сер. XVI в. (Rąkowski G. Wołyń. Pruszków, 2005. S. 395-396). С 1620 г. Загайцы с замком принадлежали И. Ярмолинской и ее мужу Константину. Будучи одними из самых богатых людей Волыни, они впосл. купили у представителей др. ветвей рода Боговитинов мест. Шумбар, а также соседнее с. Мелехи (Собчук. 2004. С. 529).

В кон. 20-х гг. XVII в. вдова полковника Речи Посполитой К. Ярмолинского помещица И. Боговитинова-Ярмолинская («Раина из Козерад Боговитиновна») основала в Загайцах мон-рь в память о скончавшемся супруге. Точная дата основания монастыря неизвестна, 1-й историк обители свящ. Аполлоний Сендульский без к.-л. ссылок на источники сообщал, что мон-рь был основан в 1626 г. по благословению Киево-Печерского архим. Петра (Могилы). Версия об основании И. М. м. в 1627 г. как памятника в честь почившего К. Ярмолинского представляется более вероятной, поскольку именно в нач. 1627 г. И. Ярмолинская впервые упоминается в источниках как вдова (Там же. С. 532). К тому же Петр (Могила) стал архимандритом только в 1627 г., после кончины архим. Захарии (Копыстенского). В 1627 г. при поддержке прп. Иова Почаевского и на средства Ярмолинской были заложены каменная ц. во имя свт. Иоанна Милостивого (см. Иоанн V (III) Милостивый, патриарх Александрийский) и деревянные кельи. Строительство, к-рое благословил Киево-Печерский архим. Петр, было окончено к 1637 г., когда последний стал митрополитом Киевским. Возможно, по его настоянию И. М. м., как и др. строящиеся в то время волынские обители, был изъят из ведения Луцкого епископа и переведен в непосредственное подчинение Киевской митрополии. Впосл. И. М. м. по примеру Низкиничского мон-ря был изъят из частного патроната. Вероятно, И. М. м. был построен на месте бывшего замка Боговитинов, подтверждением чему служат сохранившиеся вокруг Монастырской горы рвы и валы.

По преданию, изложенному исследователем истории И. М. м. иером. Анатолием (Ключарёвым), ранее в Загайцах существовала жен. обитель, настоятельницей к-рой была близкая родственница Ярмолинской. По предположению иером. Анатолия, духовником этой обители мог быть некий Феодосий Высоцкий, имя которого стоит 1-м в списке правосл. игуменов, внесенных в помянник мон-ря. Характерно, что в соседних населенных пунктах - местечках Шумск и Рохманов - еще в нач. XVII в. существовали правосл. муж. мон-ри (Шумский Симеоновский и Рохмановский Свято-Троицкий).

И. Н. Боговитинова-Ярмолинская. Копия с портрета. Кон. XX — нач. XXI в. (Загаецкий мон-рь)
И. Н. Боговитинова-Ярмолинская. Копия с портрета. Кон. XX — нач. XXI в. (Загаецкий мон-рь)

И. Н. Боговитинова-Ярмолинская. Копия с портрета. Кон. XX — нач. XXI в. (Загаецкий мон-рь)

Ярмолинская была известна своей благотворительностью. В 1618 (1619) г. на средства Ярмолинской и ее родственницы Ирины (Раины) Боговитиновой-Могилянки, вдовы М. Вишневецкого, в мест. Рохманов была открыта 1-я в Кременецком у. правосл. типография, к-рой заведовал иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий). По предположению нек-рых исследователей, эта типография относилась к уже существовавшему монастырю в Загайцах (Pidłypczak-Majerowicz. 1986). В ближайшем к Загайцам мест. Шумбар, являвшемся постоянной резиденцией Ярмолинской, с 1645 г. находился жен. мон-рь св. Марии Магдалины, основание которого также приписывают Ярмолинской (Сисюк, Ковалишин. 2002. С. 222-223).

О завершении строительства в И. М. м. известно из «фундушевой грамоты» Ярмолинской от 28 авг. 1637 г. (внесена в Кременецкие гродские книги 8 сент. того же года). В грамоте основательница завещала инокам непременно оставаться в Православии - «религии греческой, не в унии». Здесь же указана важная деталь: «Выконываючы за ласкою Божею волю, тот монастыр заново родше на вечные часы фундую» (ПВКДА. 1859. Т. 4. Отд. 2. Там же. С. 64-65). Помещица наделила И. М. м. различными «вечными фундушами»: прудом для рыбной ловли в урочище Ступно, мельницей, пахотными полями, сенокосами, рощами и дубравами в урочище Хмелище, садами. Обители было подарено село, впосл. именовавшееся как М. Загайцы. Его расширение произошло в сер. XVII в. вслед. переселения на земли у подножия Монастырской горы тех крестьян, хозяйство которых пришло в упадок или было разорено во время войны 1648-1651 гг. Т. о., село первоначально существовало как монастырская слобода. Исследователи отмечают, что Загаецкий мон-рь, как и Дерманский и Почаевский, был патронатным, и в данном случае ведущую роль в создании основы монастырского землевладения и в организации обители сыграли пожертвования и записи магнатов.

Престольный праздник в Загайцах отмечали в день Воздвижения Креста Господня, поскольку в селе уже существовала приходская Крестовоздвиженская ц. В день праздника предписывалось давать для обители от жителей Загайцев и др. окрестных сел определенное количество хлеба в снопах и по «доброму возу» сена ежегодно. Приходский храм в Загайцах впервые упоминается в документе от 31 окт. 1600 г. в завещании отца Ирины Николая Боговитина-Шумбарского, который просил похоронить его в церкви с. Загайцы рядом с супругой (Собчук. 2004. С. 525).

И. М. м. возглавил родственник Ярмолинской игум. Антоний (Рудницкий), к-рому предписывалось пожизненное настоятельство. Примечательно, что еще в 1621 г. игум. Антоний упоминался как настоятель дубенского Преображенского монастыря, к-рый под его рук. принял общежительный устав (Волынские ЕВ. 1869. № 15. Ч. неофиц. С. 601-605). В случае кончины настоятеля, согласно грамоте Ярмолинской от 28 авг. 1637 г., избрание нового игумена поручалось митр. Киевскому Петру.

Престарелая и тяжелобольная Ярмолинская 3 раза составляла завещание: 5 мая 1634 г., 23 февр. 1646 г. и 28 февр. 1649 г. Во 2-м духовном завещании, составленном в мест. Шумбар 23 февр. 1646 г. и впервые опубликованном прот. А. Ф. Хойнацким, она велела похоронить себя «в Загаецком монастырке, возле тела любезного моего супруга и дочери моей» (Завещание И. Ярмолинской. 1871. С. 86-87). 100 злотых она пожертвовала И. М. м. на церковные ризы, большой вклад передала в новообразованную жен. Шумбарскую обитель, 2 насельницы к-рой, монахини Серафима и Феодора, являлись ее дочерьми. Ярмолинская также писала: «Богадельни имею намерение построить при обителях в Шумбаре и Загайцах, которых если бы не построила, то прошу сына своего построить, и по шесть нищих в них безпрерывно содержати пищею и одеждою» (Там же). В 3-м, переработанном духовном завещании (28 февр. 1649), текст к-рого не публиковался, Ярмолинская просила похоронить ее в мон-ре рядом с могилой мужа, а также обеспечила обитель новыми имениями: в частности, предоставила в собственность И. М. м. новопостроенный монастырский хутор и пруд Поповецкий и подарила 1 тыс. злотых (Анатолий [Ключарёв]. 1901. С. 9). Свидетелем при составлении и заверении духовного завещания в Кременецком гродском суде 2-й раз выступил приехавший из Почаевского мон-ря прп. Иов Почаевский. В 1649 г. Ярмолинская была погребена вместе с мужем в семейной усыпальнице - в каменном склепе под Иоанновской ц. В сер. XVIII в. униат. настоятелем мон-ря ее останки были перезахоронены на местном кладбище, а склеп стал использоваться для хранения вина.

Сын Ярмолинской Ян (Иоанн) также был щедрым благотворителем. Об этом свидетельствует тот факт, что на торжественную церемонию его помолвки с дворянкой Екатериной Стрыбыльской в сер. 40-х гг. XVII в. приехали митр. Петр (Могила), Овручский архим. Филон (Кизаревич) и др. Сразу после смерти матери Ян грамотой (внесена в Кременецкие гродские книги 12 апр. 1649) пожертвовал большую сумму на мон-рь, пострадавший в ходе освободительной войны 1648-1654 гг. под предводительством Б. Хмельницкого. Ярмолинский подарил обители земельные угодья в урочищах Дворище и Замчище, а также поле между плотиной и Монастырской горой. И. М. м. и его имения были разорены наступавшими на Кременец запорожскими казаками, к-рые мстили Ярмолинским за их участие в войне на стороне польск. правительства. В частности, казаки Хмельницкого и их союзники - крымские татары в 1651 г. сожгли соседние села Мелехи и Горбовица, к-рые с тех пор не восстанавливались (в с. Мелехи после «военного опустошения казаками и татарами» оставалось неск. хат).

В 1667 г. игум. обители Вассиан (Савчак) занимал откровенно пропольск. позицию, подчиняясь митрополичьему наместнику Антонию (Винницкому) и призывая гетмана П. Дорошенко поддержать польск. правительство. Сохранился документ от 13 сент. 1667 г. о встрече в Варшаве игум. Вассиана с представителями польского правительства, которые, отправляя его для переговоров в «казацкий край», передали ему ряд примирительных предложений, адресованных Дорошенко (Крикун М. Г. Доля гетьманських iнсигнiй (клейнодiв), вивезених П. Тетерею до Польщi в 1665 роцi // ЗНТШ. Т. 240: Працi Комiсii спец. (допомiжних) iст. дисциплiн. 2000. С. 139; Он же. Мiж вiйною i радою: Козацтво Правобережноï Украïни в др. пол. ХVII ст. К., 2006. С. 182, 284). Однако дипломатическая деятельность о. Вассиана успехов не принесла (Дорошенко Д. Гетьман П. Дорошенко. Н.-Й., 1985. С. 130).

Несмотря на новое нашествие крымских татар на Юж. Волынь, помощь со стороны потомков Ярмолинской продолжала поступать. В частности, 15 нояб. 1675 г. ее внук Андрей Ярмолинский подтвердил мон-рю все его фундуши. Кроме того, согласно записи в Кременецких гродских книгах от 16 нояб. 1675 г., А. Ярмолинский уступил И. М. м. часть с. Мелехи, разоренного татарами в том же году, когда они дошли до Почаева.

Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря)
Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря)

Братские корпуса Загаецкого свт. Иоанна Милостивого мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря)

И. М. м. притесняла и польск. шляхта. Согласно «Русской истории Загаецкого монастыря» униат. игум. Бонифатия Кревницкого, 1 сент. 1693 г. проходивший со своим войском через монастырские земли польск. пан Вильга отбирал фураж и провиант как у крепостных крестьян обители, так и у иноков. В 1700 г. игум. Феодосий (Волынец) обратился за помощью к гетману И. Мазепе, о его ответе ничего не известно (Павленко С. Iван Мазепа як будiвничий укр. культури. К., 2005. С. 272).

В апр. 1702 г. в унию уклонился еп. Луцкий и Острожский Дионисий (Жабокрицкий). Последнего правосл. настоятеля (1700-1714) игум. Мартиниана (Полумирковича) притесняли польск. военные и гражданские власти. Летом 1709 г., во время швед. вторжения на Волынь (1708-1709), отряд кавалерии из подразделения польск. войск под командованием «великого гетмана литовского» Григория Антония Огинского разорил мон-рь, требуя, чтобы монахи немедленно приняли унию. Польск. солдаты Огинского заняли часть келий, выселив монахов. Вскоре на мон-рь напали сторонники Яна Сапеги, соперника Огинского в борьбе за титул «великого гетмана литовского». В ходе вооруженных столкновений была разграблена Иоанновская ц. (украдены золотые чаши, драгоценные украшения), разорены кельи, похищено монастырское имущество, исчезли мн. документы на право владения земельными угодьями. Раненый игум. Мартиниан написал в Кременецкий гродский суд жалобу на действия польск. солдат (внесена в гродские книги 13 авг. 1709).

В 1710-1711 гг. потомки Ярмолинских отпали в унию. В 1711 г. зять и наследник И. Ярмолинской мечник Новогрудский униат Анджей Ян Блендовский, к-рому досталось имение Загайцы, стал рубить монастырский лес и запретил инокам ловить в пруду рыбу. 27 июня 1712 г. игум. Мартиниан послал в Кременецкий гродский суд жалобу на Блендовского (АЮЗР. Т. 4. Ч. 1. С. 352-354). Он подчеркнул, что тот поставил под угрозу «целость и безопасность фундуша, данного на монастырь светлой памяти вельможной панной Региной Боговитиновой-Шумбарской Константиновой Ярмолинской на вечные времена» (Там же. С. 352-353). Одновременно с игуменом жалобу послал и прот. Иоанн Гостиловский, настоятель правосл. церкви с. Брыков, благочинный Кременецкого у. Блендовский угрожал ему побоями, требуя принять унию, заставлял священника совершать униат. богослужения в приходской церкви своего имения - с. Юськовцы. Когда прот. И. Гостиловский на требования перейти в унию ответил отказом, Анджей Ян Блендовский и его жена Франциска (урожд. Горбовская) удалили его с прихода и захватили его хозяйство (Там же. С. 243). Прот. И. Гостиловский укрылся от преследований в И. М. м. и написал жалобу покровительствовавшему православным помещику Михаилу Прушинскому, владельцу с. Новостав, при помощи к-рого и удалось довести дело до Кременецкого гродского суда (Там же. С. 358).

Как униатский мон-рь известен с 1720 г., когда игум. Варлаам Снитовский участвовал в униат. соборе в авг.-сент. 1720 г. в г. Замостье (Замосць). Снитовский перестроил интерьер правосл. храма в униат. стиле, соорудил по католич. образцу боковые алтари и монстрацию. Следующий униат. настоятель П. Маньковский, титуловавшийся как «супериор», в 1750 г. поместил в церкви конфессионал. Маньковскому пришлось вести судебный процесс с дворянами Дедеркальскими по поводу 300 злотых, завещанных предыдущими владельцами имений в Дедеркалах И. М. м. Это судебное дело обитель проиграла. По данным польск. историка Т. Стецкого, мон-рь при Маньковском судился со мн. польск. магнатами, в т. ч. с князьями Радзивиллами, за угодья, находившиеся в ведении уже несуществующих униат. (ранее правосл.) мон-рей, в частности за участки земли на месте разоренного татарами на рубеже XVII и XVIII вв. Николаевского мон-ря в урочище Татариновец близ с. Обыч, а также за владения упраздненных Стожокского Троицкого и Шумского Симеоновского мон-рей, ставших униат. приходами.

Свт. Иоанн Милостивый. Икона. XIX в. (Загаецкий мон-рь)
Свт. Иоанн Милостивый. Икона. XIX в. (Загаецкий мон-рь)

Свт. Иоанн Милостивый. Икона. XIX в. (Загаецкий мон-рь)

Примечательно, что уже в 1734 г. с. Загайцы владели римо-католики, к-рые не считались с интересами местного правосл. населения. В «Инвентаре села Загайцы и части села Шумбар» указано, что выходными днями здесь считались только дни римско-католич. праздников (Баранович А. И. Магнатское хозяйство на юге Волыни в XVIII в. К., 1955. С. 169; Сташевский Е. Д. История докапиталистической ренты на Правобережной Украине в 18 - 1-й пол. 19 в. М., 1968. С. 339). Несмотря на переход в унию и враждебное отношение к мон-рю местных помещиков Блендовских и пришедшего им на смену кн. Павла Кароля Сангушко (1680-1750), обители продолжали помогать отдельные представители рода Ярмолинских. В частности, благотворителем И. М. м. оставался внучатый племянник Ярмолинской владелец мест. Шумск Стефан Ярмолинский, который в 1749 г. сделал новый щедрый вклад в монастырь (запись в Кременецкие гродские книги сделана 18 сент. 1749). Он же пожертвовал для униат. мон-ря 12 тыс. злотых, позолоченную серебряную чашу, а также фамильную реликвию, чудотворный образ, известный как Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божией Матери. К этому времени икона «славилась великими милостями». По мнению иером. Анатолия, свящ. А. Сендульского и др., икона как оригинальный образ была известна еще до 1749 г. (Анатолий [Ключарёв]. 1901. С. 16). Отдельные исследователи считают чудотворный образ копией Римской иконы Божией Матери (Карпюк Л. Iкона Римськоï Богоматерi з Луцького домiнiканського костелу. Б. м., 2009). В 1761 (1762) г. в И. М. м. из луцкого Братского в честь Воздвижения Креста Господня мон-ря была переведена школа философии, к-рую возглавлял Саллюстий Кобылинский. Здесь в 1765 г. был написан учебник по философии «Природная наука» (сохр. в ОР Национальной б-ки им. И. Франко, Львов). Кроме того, в 1768 г. загаецкими монахами был составлен еще один учебник по философии - «Наставления по всеобщей философии» (Instituorum Universae Philosofiae. Anno 1768 die 10 Nov), к-рый хранится в отделе рукописей Центральной научной б-ки им. Вернадского в Киеве (Ист.-астроном. исслед. М., 1977. Вып. 13. С. 420). В 1774-1794 гг. при И. М. м. наряду со школой философии действовала также школа риторики. В 1776 г., при супериоре Д. Явлошевиче, в И. М. м. был разобран старый братский корпус; в 1780-1782 гг. выстроен более просторный 2-этажный.

В 1730 г. новый владелец с. Загайцы, правнук И. Ярмолинской по жен. линии католик М. Блендовский, присвоил себе земли И. М. м., приказал разрушить все «межи» и межевые знаки, отделявшие эти земли от его собственных, вырубил монастырский лес и завладел рыбными ловлями, угрожая монахам побоями в случае сопротивления (Антонович. 1995. С. 492-502). В 1734 г. Загайцами и Шумбаром владели уже дочь этого дворянина Регина Блендовская-Бозская и ее муж Матфей Бозский, каштелян Рава-Русского повета. В нач. 1734 г. с. Загайцы и мон-рь пострадали от нападения неких «козаков», вслед. чего владельцы села вынуждены были оказывать помощь нек-рым жителям, о чем упоминается в описи их владений (АЮЗР. Ч. 6. Т. 1. Прил. С. 373). В 1784 г. польск. суд восстановил справедливость в отношении имений мон-ря, но ненадолго. За эти земли униат. мон-рь вел тяжбы с потомками Блендовского, в частности с помещиком Скибицким и с купившим у него с. Загайцы в 80-х гг. XVIII в. гр. Каетаном Бобром-Пиотровицким (1760-1831), в судах сначала Польши, а затем Российской империи. Последний до 1795 г. служил полковником королевского двора Речи Посполитой. Он построил в Загайцах дворец, состоявший из 3 «палат», к-рый стал впосл. одним из самых красивых в крае. После возвращения мон-ря из унии в Православие с 1796 г. этот судебный процесс продолжала вести в Житомире, в губ. суде, правосл. Волынская духовная консистория.

Интерьер храма свт. Иоанна Милостивого. Фотография. Нач. XX в. (Архив Загаецкого мон-ря)
Интерьер храма свт. Иоанна Милостивого. Фотография. Нач. XX в. (Архив Загаецкого мон-ря)

Интерьер храма свт. Иоанна Милостивого. Фотография. Нач. XX в. (Архив Загаецкого мон-ря)

После 3-го раздела Польши И. М. м. одним из первых на Волыни был возвращен в Православие. По мнению М. Орловича, василианский мон-рь был упразднен вслед. т. н. кассаты, или редукции, когда малобратные униат. обители присоединялись к более крупным (Orłowicz. 1929. S. 21). По предположению иером. Анатолия (Ключарёва), быстрый переход обители в Православие мог состояться лишь при условии возвращения в Православие униатской братии. Возможно, данное предположение ошибочно, поскольку, согласно некоторым документам и мемуарным источникам, переход монастыря в Православие не был добровольным. В частности, был арестован униатский настоятель Желяновский, которого заточили в василианском Загоровском Рождество-Богородицком монастыре. Осенью 1794 г. в обитель прибыл протопоп соседнего Ямпольского окр., изгнав при этом униатского игум. В. Роговского. Начальник Кременецкого окр. удалил из И. М. м. насельников-униатов, которые отказались принимать Православие. Остался лишь один униатский монах, объявивший о принятии Православия, но через несколько дней он бежал в империю Габсбургов, забрав с собой часть архива и монастырскую казну (Жилюк С. Росiйська правосл. Церква на Волинi: 1793-1917. Житомир, 1996. С. 83). В кон. XVIII в. в Православие вернулась и приходская Крестовоздвиженская ц. (1705) с. Загайцы.

Первым в списке правосл. игуменов И. М. м. после окончания униат. периода значится Аркадий (Закревский; 1796-1808). Затем И. М. м. возглавляли выпускники Волынской ДС Иасон (Ендржеевич), Иероним (Визерский) и с 1814 г. Иерофей (Лобачевский; впосл. епископ), к-рый совмещал настоятельство в И. М. м., преподавательскую деятельность в Волынской ДС и должность благочинного муж. мон-рей Волынско-Житомирской епархии. Уже после перевода архим. Иерофея в 1829 г. в Дерманский мон-рь И. М. м. выиграл в Сенате земельное дело, начатое в кон. XVIII в. против соседнего помещика Каетана Бобра-Пиотровицкого и продолжавшееся после смерти Каетана в 1831 г. против его сына, предводителя дворянства Волынской губ. Теодора Бобра-Пиотровицкого. После смерти Т. Бобра-Пиотровицкого в 1861 г. Загайцы перешли его дочери Людвике Юзефине, вышедшей замуж за гр. Маврикия Потоцкого. Ее сын Евстахий Потоцкий в кон. XIX в. притеснял и грабил мон-рь, довел Загаецкое поместье до разорения и вскоре лишился его (Fragment «Bobrоwny Ludwika i Zofia»! // Gazeta Wyborcza: 27. 10. 2004; Karwicki J. D. Z zamglonej i niedawno minionej przeszłości. Warsz., 1901. S. 121-125).

В 1833-1875 гг. настоятелями были в основном архимандриты, ректоры Волынской ДС в Кременце (переведенной в 1902 в Житомир), в т. ч. в 1833-1837 гг. Флавиан (Тихвинский); в 1837-1847 гг. Христофор (Эммаусский; впосл. епископ); в 1848-1852 гг. Феодосий (Шаповаленко; впосл. архиепископ); в 1852-1857 гг. Ефрем (Рязанов); в 1857-1860 гг. Феофилакт (Губин; впосл. епископ); в 1861-1875 гг. Рафаил (Троицкий). Возглавлявший И. М. м. в 1901-1904 гг. иером. Анатолий (Ключарёв), опираясь на архив И. М. м., в т. ч. на рукописи «Русская история Загаецкого монастыря» униат. игум. Бонифатия Кревницкого (1773) и «Статистическое описание Загаецкого монастыря» (1845), написал книгу по истории обители. Насельниками обители были мн. видные деятели волынских духовных школ, буд. преподаватели Волынской ДС иеромонахи Нафанаил (Гнидашевский), Макарий (Остальский), Сергий (Павловский), Афанасий (Шиманский), Киприан (Центелович).

Наставники и воспитанники монастырской школы. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря)
Наставники и воспитанники монастырской школы. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря)

Наставники и воспитанники монастырской школы. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Архив Загаецкого мон-ря)

В 1819-1853 гг. при И. М. м. находилось Загаецкое уездное ДУ для детей духовенства Кременецкого у., впосл. переведенное в Кременец. В 1829 г. на территории обители был похоронен греч. митр. Даниил Никонисавский, к-рый отправился из Греции в Россию, спасаясь от тур. гонений, но по дороге заболел и скончался в таможенном г. Радзивилове (ныне Радивилов Ровненской обл., Украина). По распоряжению архим. Иерофея (Лобачевского) останки митр. Даниила были захоронены в храме свт. Иоанна Милостивого, на паперти с юж. стороны.

В 1842 г. И. М. м. из заштатного был возведен в третьеклассный с положенным штатом, состоящем из игумена, 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов, пономаря и послушника. Также распоряжением Синода от 20 марта 1842 г. все «недвижимое населенное имение» (133 муж. и 160 жен. пола крестьян) вместе с постройками перешло в ведение казны. За обителью, кроме церкви, келейного корпуса и сада, ничего не осталось. Чтобы поддержать разорявшийся мон-рь, 9 окт. 1848 г. гр. А. А. Орлова-Чесменская завещала обители 5 тыс. р. серебром. В 1865-1873 гг. к И. М. м. был приписан кременецкий Богоявленский мон-рь, и именно в нем проживали архимандриты И. М. м. В 90-х гг. XIX в. были построены деревянный 2-этажный братский корпус, дом для паломников, а также каменная ограда с 2 арками. Часть зданий в 1899-1900 гг. была повреждена пожарами, из-за чего настоятели обители обращались с воззваниями о пожертвованиях.

Согласно актам ревизии 1892 г., в б-ке мон-ря хранилось неск. рукописей XVI-XVII вв. (в т. ч. рукописный сб. «История Загаецкого монастыря», к-рый в 1914 ген.-майор Н. М. Путилов вместе с частью архива обители по благословению Волынского и Житомирского архиеп. Антония (Храповицкого) отослал в Киев, и на этом следы рукописи теряются; см.: Григорiй Крик та європ. пластика сер. XX cт. К., 1995. С. 202). В кон. XIX в. в обители хранилось до 70 томов униат. книг, печатных и рукописных, на польск., лат. и др. языках. Также было неск. правосл. изданий, среди них - Острожская Библия 1581 г. Во время первой мировой войны небольшая часть книг и документов оказались в архивах и б-ках Львова, где с ними в 10-20-х гг. XX вв. работал укр. историк и публицист В. К. Липинский, исследовавший историю рода Ярмолинских в контексте украинско-польск. отношений (Смолiй, Ричка. 1992. С. 141-143).

В 1905 г. при настоятеле игум. Пантелеимоне (Рожновском; впосл. митрополит, глава автономной Белорусской Православной Церкви), И. М. м. был преобразован в общежительный, благодаря чему существенно увеличилось финансирование из средств гос. казны. С 1909 г., при игум. Епифании, ремонтировались все монастырские здания. Игум. Епифаний участвовал в проходившем в Житомире 8-10 янв. 1911 г. съезде монашествующих Волынско-Житомирской епархии, на котором были приняты меры по проведению в жизнь указа Святейшего Синода «Об упорядочении жизни монашествующих».

В 1912 г. по инициативе архиеп. Волынского Антония (Храповицкого) и архим. Епифания в монастырском лесу был построен скит во имя свт. Иоасафа Белгородского (небольшой храм, келейные и хозяйственные постройки) для проживания пожилых монахов, в т. ч. старцев. В скиту был введен строгий устав по подобию уставов афонских обителей. К 1917 г. И. М. м. также принадлежали большой монастырский пруд, пасека, поле, ряд подсобных хозяйственных помещений в урочище Дворище. Местные крестьяне захватили монастырские земли, о чем вскоре сообщила газ. «Трудовая Волынь» (21 нояб. 1917), в дек. того же года владения помещика разграбили крестьяне Кременецкого у., мятеж был подавлен; пострадал ли при этом мон-рь, неизвестно (Котельников К. Г. Крестьянское движение в 1917 г. М., 1927. С. 292). Во время первой мировой и гражданской войны часть монастырских зданий была разрушена, после вхождения Зап. Волыни в состав Польши в 1918 г. почти все земли мон-ря были конфискованы.

В янв. 1918 г. в И. М. м. жил на покое последний настоятель упраздненного Загоровского Рождество-Богородицкого муж. мон-ря (развалины мон-ря в совр. с. Нов. Загоров Локачинского р-на Волынской обл.) архим. Михаил (Мисечко; † 24 янв. 1918; похоронен на монастырском кладбище - ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 48. Д. 46. Л. 1). В 1922-1923 гг. настоятелем И. М. м. и благочинным муж. мон-рей Волынско-Кременецкой епархии был архим. Поликарп (Сикорский; впоследствии глава неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ)). В окт. 1923 г. из-за жалоб насельников монастырей Волыни по поводу принуждения к украинизации богослужений митр. Дионисий (Валединский) освободил архим. Поликарпа от занимаемых должностей. В 1929-1933 гг. настоятелем был игум. Пантелеимон (Рудык; впосл. епископ). Обитель славилась мастерской по шитью монашеских и священнических облачений, среди трудившихся в ней послушников известны Василий Возгомент, к-рый впосл. служил протодиаконом в Пензе, Стефан Муляр, рукоположенный в 1942 г. еп. Леонтием (Филипповичем) во иерея и служивший настоятелем Богородице-Рождественского храма в г. Андрушёвка Житомирской обл., Андрей Сукенник (впосл. священник Львовской епархии) и др. В 20-х гг. XX в. монашеский постриг в И. М. м. принял ставший впоследствии наместником кременецкого Богоявленского мон-ря и духовником архиеп. Алексия (Громадского) архим. Серафим (Васильев).

Интерьер храма Иоанна Милостивого. Фотография. 2009 г.
Интерьер храма Иоанна Милостивого. Фотография. 2009 г.

Интерьер храма Иоанна Милостивого. Фотография. 2009 г.

В кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. в бывш. Кременецком у. усилились притеснения православных со стороны польских властей. В 1933 г. частное имение Загайцы окончательно перешло в ведение Польского гос-ва, к-рое назначило его под военное «осадничество», т. е. под заселение польскими военными колонистами. В с. Загайцы поселившиеся там «осадники» заставляли крестьян подписывать декларации о переходе в католицизм. Крестьяне, «возвращенные в правдивую веру», освобождались от выплаты долга за купленную ими в 20-х гг. землю, которую польские власти отобрали у монастыря. В сер. 30-х гг. XX в. в с. Загайцы польск. переселенцами была построена католич. часовня, ставшая центром по привлечению в католичество местных правосл. жителей. Священноархимандритом обители в этот период являлся митр. Варшавский и всея Польши Дионисий (Валединский), к-рый до 1932 г. временно управлял Волынско-Кременецкой епархией. В 1933-1934 гг. наместником И. М. м. был игум. Иона (Андрианов; впосл. духовник Виленского городского окр.). В 1934 г. обязанности настоятеля исполнял игум. Сергий (Владиславлев), в 1934-1935 гг.- архим. Марк (Якимчук), к-рый одновременно занимал должность благочинного муж. мон-рей Волынско-Кременецкой епархии. При нем в И. М. м. проживали схиигумены Виталий и Парфений, 15 иеромонахов, 9 монахов и 29 послушников. В 1935-1936 гг. наместником был архим. Иувеналий (Скорняков; впосл. духовник расположенного близ Загайцев Обычского Николаевского жен. мон-ря).

В 1936 г. настоятелем стал игум. Николай (Родик); при поддержке местных жителей и некоторых насельников (иером. Феодосия (Ткаченко), иеродиак. Антонина (Судакевича) и др.) он сотрудничал с т. н. Орг-цией украинских националистов (ОУН), помогая им продовольствием и деньгами. Эти факты стали известны польской полиции, а также нем. оккупационным властям. 19 апр. 1943 г., в Лазареву субботу, нем. войска сожгли неск. домов в с. Загайцы, на хуторе Монастырщина, а также скит свт. Иоасафа Белгородского. Находившиеся в скиту насельники (начальник скита иером. Нил (Грицюк), 4 престарелых иеромонаха, 5 послушников и 2 паломника) погибли. Выжил лишь молодой иером. Пахомий († 1964), впосл. служивший настоятелем церкви с. Мизюринцы Шумского р-на. Об этих событиях рассказал в рукописном дневнике бывш. насельник И. М. м. архим. Мефодий (Сибиковский), репрессированный после 1945 г. (Миколайчук Ю., Данилюк В. Свiчка вiри горiла завжди // Молода Волинь. Луцьк, 1992. 4 вересня).

По свидетельству старожилов с. Загайцы, в этот период в окрестных лесах на небольшой территории одновременно находились и принимали участие в боях сразу 3 формирования: фашистский карательный отряд, группа («курень») участников подполья ОУН, к-рыми руководил командир Ф. Мельничук по кличке Гук, и группа советских партизан под предводительством П. Одухи, к-рые подчинялись С. Ковпаку (Петровський, Мрига. 2005). Эти данные расходятся со свидетельством архим. Мефодия (Сибиковского), к-рый настаивает на тщательно спланированном характере карательной акции немцев именно в отношении скита свт. Иоасафа. По утверждению одного из современников, на территории урочищ Ср. Скит (между селами Загайцы и Мизюринцы) и Ср. Пасека в монастырском лесу были оборудованы подземные укрытия участников подполья ОУН - схроны, которые и стали главной целью немцев во время повторной карательной операции лета 1943 г. (Шумщина. 2008. С. 51-52). Немцы обследовали весь лес и уничтожили неск. десятков повстанцев. Большинству скрывавшихся там членов ОУН удалось бежать. Уже в кон. апр. 1943 г. они вернулись в Загаецкий лес, где создали новую «боевку».

Игум. Николай (Родик) в ходе карательных операций не пострадал. Примечательно, что, несмотря на сотрудничество с ОУН, он признавал юрисдикцию канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, к-рую возглавлял митр. Алексий (Громадский). При этом приходская церковь с. Загайцы, настоятелем к-рой был прот. Вениамин Осадовский, в 1942-1944 гг. находилась в юрисдикции Ровенско-Кременецкой епархии УАПЦ, к-рой управлял самосвятский «епископ» Платон Артемюк. Нек-рые иноки обители отказывались сотрудничать с ОУН, за что подверглись гонениям. Сохранились, в частности, данные о том, что летом 1943 г., в период оккупации, членами ОУН близ Кременца были убиты настоятель кременецкого Николаевского собора прот. Феодор Бречкевич и насельник И. М. м. игум. Мартиниан (по др. данным, Магистриан (Лисенко. 2000. С. 45-46)). После освобождения региона советскими войсками сотрудничество части иноков обители с подпольем ОУН, действовавшим в то время в лесных местностях Шумского р-на, продолжалось. Реакцией на это стала облава, проведенная в обители силами НКВД в мае 1945 г. Игум. Николай и мн. насельники были арестованы. В 1948 г. в И. М. м. проживало 22 чел.

В 1949 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Тернопольской обл. К. Шкуренко выступил с инициативой закрытия мон-ря, к-рую поддержал глава Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г. Г. Карпов. В нач. 1950 г. Тернопольский облисполком принял решение передать здание братского корпуса и хозяйственные постройки местному колхозу им. Калинина. Совет по делам РПЦ при СМ СССР поддержал это решение и принял постановление о закрытии мон-ря. Насельники были переведены в действующие обители Тернопольской обл.: Почаевскую лавру, Свято-Духовский лаврский скит и Кременецкий в честь Богоявления мон-рь. 12 февр. 1950 г. колхоз им. Калинина принял по акту от настоятеля игум. Феодосия († 1961) все здания и имущество (ГА Тернопольской обл. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 1454. Л. 42-64). В 1952 г. в монастырском корпусе разместилась загаецкая начальная школа (в 1964 переведена в новое помещение). В 1960 г. решением исполкома Шумского райсовета скит свт. Иоасафа был уничтожен, сохранились лишь 3 могилы насельников скита. В 60-х гг. XX в. на Монастырской горе была оборудована радиостанция, в 2-этажном братском корпусе открыта школа, в 1975 г. устроен радиомаяк. Иоанновский храм, обращенный в приходский, оставался действующим, игум. Феодосий совершал богослужения по монастырскому уставу. 24 марта 1964 г. решением исполкома Кременецкого районного совета церковь была снята с регистрации и подлежала закрытию, но из-за многочисленных протестов со стороны прихожан это постановление впосл. было отменено, окончательное решение о снятии с регистрации общины так и не было принято.

В нач. XXI в. храм во имя свт. Иоанна Милостивого представляет собой однонефную постройку, в плане близкую к квадрату. Храм перекрыт 2-скатной кровлей, над его вост. частью помещен барочный щипец, увенчанный крестом. С востока к храму примыкает обширная 5-гранная апсида. Фасады храма и апсиды имеют общее оформление: верхний ярус украшен декоративным аркатурным поясом из сдвоенных арочек, в к-рые вписаны 24 бойницы. С запада к храму примыкает почти равная ему по ширине 2-ярусная четвериковая колокольня со следами перестроек, увенчанная невысоким шпилем. Иконостас в стиле барокко, возможно, сохранился со времени ремонта храма в 1720 г.

По распоряжению архиеп. Тернопольского и Кременецкого Сергия (Генсицкого) с 2002 г. велись работы по восстановлению И. М. м. При Иоанновском храме был открыт скит для монахов из Почаевской лавры. Решением Свящ. Синода УПЦ от 18 окт. 2007 г. обитель получила статус епархиального муж. мон-ря, наместником утвержден иером. Геронтий (Галий). В 2007 г. началось восстановление скита свт. Иоасафа Белгородского в лесу близ с. Загайцы. Главная святыня обители - Загаецкая «Всемилостивейшая» икона Божией Матери в ночь на 23 янв. 2006 г. была похищена грабителями. Среди чтимых святынь в И. М. м. хранятся икона свт. Иоанна Милостивого с частицей мощей и икона св. Маманта с частицей мощей - дар архиеп. Антония (Храповицкого). В 2007 г. историками Тернопольского обл. педагогического ун-та им. В. Гнатюка совместно с сотрудниками Тернопольского обл. архива был создан документальный фильм «Загаецкий монастырь».

Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 667; ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 5. Д. 4098. Л. 90; ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 40. Д. 6а. Л. 293-293 об.; Оп. 48. Д. 46. Л. 1.
Ист.: АЮЗР. Т. 4. Ч. 1. С. 352-354; ПВКДА. 1859. Т. 4. Отд. 2. С. 64-75; Завещание И. Ярмолинской // Хойнацкий А. Ф., прот. Прп. Иов, игум. Почаевский, его жизнь и прославление. Каменец-Подольский, 1871. С. 86-88.
Лит.: Петров Н. И. Краткие сведения о правосл. мон-рях Волынской епархии, в наст. время не существующих // Волынские ЕВ. 1867. № 2. С. 32-40; № 3. С. 49-58; № 4. С. 59-71; № 5. С. 75-87; № 6. С. 91-97; № 7. С. 101-107; № 8. С. 135-148; Антонович В. Б. Очерк состояния правосл. Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798). К., 1871; он же. Монография по истории юго-зап. России. К., 1885; он же. Моя сповiдь: Вибранi iст. та публiцистичнi твори. К., 1995. С. 492-502; Stecki T. J. Wołyń pod względem statystycznym, historycznym i archeologicznym. Lwów, 1871. T. 2; Сендульский А., свящ. Загаецкий св. Иоанна Милостивого муж. третьеклассный мон-рь // Волынские ЕВ. 1877. № 20. Ч. неофиц. С. 845-875; Archiwum książąt Lubartowiczów Sanguszków w Sławucie. Lwów, 1890. T. 4: 1535-1547. S. 471-472; Девятисотлетие православия на Волыни, 992-1892 гг. Житомир, 1892. С. 106; А. И. История мон-ря // Холмско-Варшавский епарх. вестник. 1900. № 1. С. 6-7; Анатолий [Ключарёв], иером. Загаецкий св. Иоанна Милостивого муж. третьеклассный мон-рь (Волынской епархии) и его нужды. СПб., 1901; Теодорович Н. И. Волынская ДС. Почаев, 1901; [C. Ф. Л.] Загаецкий св. Иоанна Милостивого муж. общежительный мон-рь. Почаев, 1912; Липинський В. К. Раïна з Козiрад Боговiтинiвна, дружина Костянтина на Ярмолинцях Ярмолинського, фундаторка правосл. Загаєцького мон-ря в 1637 р.: Машинопис // Липинський В. Украïна на переломi: 1657-1659: Замiтки до iсторiï украïнського державного будiвництва в ХVII ст. К.; Вiдень, 1920. С. 32; Orłowicz M. Ilustrowany przewodnik po Wołyniu. Luck, 1929. S. 21; Iсаєвич Я. Д. З iсторiï викладання фiлософiï на Украïнi (XVI-XVIII ст.) // Вiд Вишенського до Сковороди: (З iсторiï фiлос. думки на Украïнi XVI-XVIII ст.). К., 1972. С. 29-35; Возгомент В., протодиак. (Пермская епархия): Некролог // ЖМП. 1979. № 10. С. 31; Pidłypczak-Majerowicz M. Bazylianie w Koronie i na Litwie. Warsz., 1986; idem. Biblioteki i bibliotekarstwo zakonne na wschodnich ziemiah Rzeczypospolitej w XVII-XVIII w. Wrocław, 1996; Смолiй В. А., Ричка В. М. В'ячеслав Липинський та його праця «Украïна на переломi, 1657-1659 гг.» // Укр. iст. журнал. К., 1992. № 2. С. 141-143; Жилюк С. I., Костриця М. Ю. Мон-рi Волинi. Житомир, 1996; Бесараб М. Правосл. мон-рi Шумщини // Новини Шумщини: Газ. Шумьск, 2000. 22 липня; Лисенко О. Є. Релiгiйне питання у теорiï та практицi украïнського нацiоналiзму в 1 пол. 20 ст. // Укр. iст. журнал. 2000. № 6. С. 29-50; Гаврилюк В. Вiдроджується обитель (Загаєцький мон-р) // Новини Шумщини: Газ. Шумьск, 2002. 2 жовтня; он же. Тут живуть люди з чистими помислами // Там же. 2009. 7 серпня. С. 7; Сисюк В., Ковалишин Д. Памятки icторiï, культури, визначнi постатi Шумщини // Студентський наук. вiсн. Тернопiльского державного педагогiчного ун-ту iм. В. Гнатюка. Тернопiль, 2002. Вип. 5. С. 222-224; Собчук В. Боговитиновичi: Генеалогiя i маєтки // До джерел: Зб. наук. праць на пошану Олега Купчинського з нагоди його 70-рiччя. Львiв, 2004. Т. 1. С. 521-533; Петровський О., Мрига В. Культурна спадщина Украïни: Загаєцький св. Iоанна Милостивого чоловiчий мон-р. Тернопiль, 2005; Соловей О. Загаєцький чоловiчий мон-р св. Iоанна Милостивого в ХIХ-ХХ ст. // Релiгiя i церква в iсторiï Волинi: Зб. наук. праць. Кременець, 2007. С. 173-181; Стоцький Я. Держава i релiгiï в захiдних областях Украïни: Конфесiйнi трансформацiï в контекстi державноï полiтики 1944-1964 р. К., 2008; Шумщина у визвольнiй боротьбi 20 cт.: Кн. памятi. Шумськ, 2008. С. 51-52.
В. Г. Пидгайко
Ключевые слова:
Монастыри Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (муж.) Иоанна Милостивого святителя Загаецкий мужской монастырь (Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ) Тернопольская и Кременецкая епархия Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата)
См.также:
АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Луганской и Старобельской епархии (УПЦ)
АХТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ на горе Ахтырь в Сумской и Ахтырской епархии
БАЛАКЛАВСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ близ Севастополя (с 891) (Симферопольской и Крымской епархии)
БАХЧИСАРАЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в 2 км от г. Бахчисарая
БЕЛОПОЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Белополье Сумской обл.
БИЗЮКОВ ПРОПАСНОЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ГРИГОРИЯ, ПРОСВЕТИТЕЛЯ АРМЕНИИ, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Херсонской и Таврической епархии), в пос. Червоный Маяк Бериславского р-на Херсонской обл. (Украина)