Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ
53, С. 280-284 опубликовано: 24 июля 2023г.


ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ

Анна Алексеевна (2.05.1785, Москва - 5.10.1848, Юрьев новгородский монастырь), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница. Единственная дочь сподвижника имп. Екатерины II Алексеевны, генерал-аншефа, гос. деятеля гр. Алексея Григорьевича Орлова (1735 (1737) - 1807; с 23 сент. 1770 - Орлов-Чесменский) и его супруги Евдокии Николаевны (урожд. Лопухиной; 1761-1786), к-рая умерла при родах сына, также вскоре скончавшегося. О.-Ч. получила имя в честь мц. Анны Римской, однако почитала как небесную покровительницу и св. праматерь Спасителя. Она получила хорошее светское воспитание, особое внимание уделялось изучению французского, немецкого, английского и итальянского языков; в семье Орлова-Чесменского соблюдались церковные и национальные традиции. В возрасте 7 лет О.-Ч. была назначена фрейлиной имп. двора. Весной 1796 г. Орлов-Чесменский привез дочь в столицу и представил имп. Екатерине II. С 1796 г. Орлов-Чесменский с дочерью проживал в Лейпциге и Карлсбаде, вернулся в Москву с воцарением имп. Александра I Павловича. С 1803 г. О.-Ч. стала выезжать в свет и была благосклонно принята высшим обществом.

В 1803-1807 гг. к графине сватались знатные женихи (в т. ч. кн. А. Б. Куракин, кн. П. А. Зубов, кн. И. И. Барятинский), но никому не удалось получить согласия ее и отца на брак. 24 дек. 1807 г. гр. Орлов-Чесменский скончался после непродолжительной болезни (похоронен в приделе ц. св. кн. Владимира в имении «Семёновское-Отрада»). Графиня унаследовала огромное состояние (ок. 65 млн р., годовой доход - 1 млн р.).

В июле 1808 г. О.-Ч. посетила Киево-Печерскую лавру, а затем Ростов, чтобы поклониться мощам митр. Димитрия (Савича (Туптало)). В ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом мужском монастыре она избрала духовником иером. Амфилохия (Порецкого; см. в ст. Амфилохий (Яковлев)), которого знала и ранее, ежегодно приезжала в мон-рь в Великий пост и на Пасху. В июле 1811 г. О.-Ч. отправила иером. Амфилохию драгоценный Апостол, письма старца приказала переплести в особый том. После кончины иеромонаха над его могилой в паперти Зачатиевского собора по завещанию графини горела неугасимая лампада.

Во время Отечественной войны 1812 г. О.-Ч. пожертвовала на нужды народного ополчения 100 тыс. р., приобрела обмундирование для 18 крестьян из с. Михайловского и дер. Глотаево Серпуховского у. Московской губ., зачисленных в 7-й полк народного ополчения, а также оружие (4,3 тыс. ружей и 4,3 тыс. пик и штыков и др.) и боеприпасы.

Весной 1819 г. О.-Ч. познакомилась в Москве с еп. Иннокентием (Смирновым), назначенным на Пензенскую и Саратовскую кафедру, и оказала ему помощь, когда он заболел: приглашала врачей, поселила его в своей усадьбе. После смерти епископа в Пензе 10 окт. на средства О.-Ч. была устроена пещера-усыпальница в пензенском Спасском кафедральном соборе и установлен мраморный памятник (не сохр.).

27 апр. 1820 г. О.-Ч. в поисках нового духовника посетила литургию в с.-петербургском Казанском соборе, к-рую служил иером. Фотий (Спасский), законоучитель 2-го кадетского корпуса, и 2 мая, в день ее рождения, иером. Фотий нанес ей визит. 20 июля 1820 г. он был назначен игуменом Деревяницкого в честь Воскресения Христова монастыря. На протяжении 2 лет игум. Фотий не брал О.-Ч. под духовное окормление по причине богатства и аристократического происхождения, хотя называл ее ангелом чистоты. О.-Ч. пожертвовала 3 тыс. р. на восстановление Деревяницкого монастыря, затем еще 10 тыс. р. и 2 обоза (один - со свечами, ладаном и вином, второй - с хлебом). 29 янв. 1822 г. Серафим (Глаголевский), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, по протекции графини возвел игум. Фотия в сан архимандрита с назначением в Сковородский во имя архангела Михаила мужской монастырь, а в апр. вызвал архим. Фотия в С.-Петербург, поселил в Александро-Невской лавре и благословил его на духовное руководство О.-Ч. и вдовы поэта Д. А. Державиной. Митр. Серафим надеялся, что под влиянием архим. Фотия О.-Ч. направит свои средства на церковные нужды, в частности на восстановление бедных монастырей.

18 мая 1822 г. состоялось знакомство архим. Фотия с министром духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицыным, их встречи обычно проходили в доме О.-Ч. Благодаря ее связям при содействии Голицына архим. Фотий добился аудиенции у имп. Александра I 5 июня 1822 г. После этой встречи имп. Александр I подписал указ о запрете масонских лож и тайных об-в и 21 авг. назначил архимандрита настоятелем 1-классного Юрьева новгородского мужского монастыря; О.-Ч. посетила Юрьев мон-рь в нояб. 1822 г. и подарила своему духовнику митру стоимостью более 100 тыс. р., драгоценный крест, а также выезд.

Дом О.-Ч. был местом встреч представителей т. н. православной оппозиции. О.-Ч. долгое время не удалялась от светской жизни, по мысли архим. Фотия, она являлась «предстательницей» Церкви в высшем обществе. В дек. 1817 г. она была пожалована в камер-фрейлины, исполняла эту должность при императрицах Марии Феодоровне, Елизавете Алексеевне и Александре Феодоровне. В 1826 г. О.-Ч. сопровождала имп. Александру Феодоровну в Москву на коронационные торжества, 29 июля императрица в связи с болезнью поселилась с детьми не в Кремле, а во дворце графини. В авг. 1826 г. О.-Ч. получила знаки ордена св. Екатерины 2-й степени и портрет государыни. В 1828 г. графиня сопровождала имп. Александру Феодоровну в Одессу и Киев, в кон. апр. 1829 г.- в Варшаву и Берлин, в 1830 г.- в замок Фишбах в Прусской Силезии (ныне Карпники, Польша).

В сер. 20-х гг. XIX в. О.-Ч. проживала преимущественно в усадьбе Остров Московского у., вела уединенный образ жизни, ежедневно посещала богослужения. 15 марта 1829 г. она приобрела у помещика В. И. Семевского небольшую усадьбу с двором, садом и земельным участком в 150 дес. 1620 кв. саж. с дер. Витославлицы близ Юрьева мон-ря, на Пантелеймоновской горке, и реконструировала дом с помощью архим. Фотия, а землю передала Юрьеву мон-рю.

Графиня заботливо относилась к своим крестьянам. 16 авг. 1833 г. она перевела в вольные хлебопашцы крепостных Елоховской вотчины в Рыбинском у. Ярославской губ., летом 1839 г. перевела крестьян Хатунской вол. Серпуховского у. в государственные, в 1846 г. отпустила на волю 319 крестьян. В имениях в Ставропольском и Самарском уездах Самарской губ., где преобладали чуваши, О.-Ч. занялась их обращением в христианство. В янв. и июне 1830 г. 1237 чувашских крестьян приняли крещение от Филарета (Амфитеатрова), архиеп. Казанского и Симбирского, всего в 1829-1834 гг. было крещено более 4 тыс. чел. Для новообращенных графиня выстроила каменную ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в с. Н. Ивановка (1832-1834) и начала постройку Казанской ц. в с. Богородское-Винновка (1842-1851; ныне мон-рь) и еще 3 церквей. В ее вотчинах также были возведены Покровская ц. в с. Пады (Лопухино) Бобровского у. Воронежской губ. (1809), Михаило-Архангельская ц. в с. Михайловском Серпуховского у. (1816-1822), Никольская ц. с приделами во имя свт. Алексия, митр. Московского, и св. прав. Анны в карельском имении Салми (1815-1825; архит. К. Л. Энгель; ныне руины). В Преображенской ц. с. Остров застеклили галерею, пристроили к храму колокольню в неоготическом стиле (1830; архит. М. Д. Быковский). В ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Хатунь Серпуховского у., возведенной в 1785 г. гр. Орловым-Чесменским в честь рождения дочери, О.-Ч. устроила теплый придел (1839).

Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Гравюра И. И. Хелмицкого по рис. неизв. автора. Опубл.: Русская старина. 1899. Том С. Вып. 10–12. Прилож. С. 240. XIX в.
Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Гравюра И. И. Хелмицкого по рис. неизв. автора. Опубл.: Русская старина. 1899. Том С. Вып. 10–12. Прилож. С. 240. XIX в.

Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Гравюра И. И. Хелмицкого по рис. неизв. автора. Опубл.: Русская старина. 1899. Том С. Вып. 10–12. Прилож. С. 240. XIX в.

Архим. Фотий использовал огромное состояние О.-Ч. для восстановления и развития Юрьева мон-ря. В 1822 г. была обновлена ц. Жен-мироносиц на монастырском подворье в Новгороде, в 1827 г.- окружена оградой с кладовыми. 21 янв. 1823 г. мон-рь сильно пострадал от пожара, и в февр. О.-Ч. направила материалы на его восстановление на 40 тыс. р. По благословению архим. Фотия были заново сооружены западная и северная линии монастырского каре, устроены церкви Нерукотворного образа Спасителя на основе сгоревшего храма и Воздвижения Креста Господня при сев. корпусе; реконструированы Георгиевский собор (в т. ч. в 1825-1827 пристроены ризница с юж. стороны и паперть), восточная (береговая) линия (в 1824 поставлены св. ворота), вновь возведены Орловский келейный корпус к востоку от собора (1825-1827), больничные кельи с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» к югу (1828-1831). Были разбиты сады к югу и северу от собора и к югу от мон-ря, устроен парк к западу от обители и гавань на берегу Волхова. В Георгиевском соборе 30 июня 1827 г. на средства О.-Ч. был сооружен новый каркас иконостаса с полукруглой триумфальной аркой и литыми царскими вратами. Иконы местного ряда «Господь Вседержитель», «Божия Матерь «Неопалимая Купина»», «Свт. Феоктист», «Вмч. Георгий» помещены в серебряно-позолоченные чеканные оклады весом до 60 кг каждый. В 1827 г. в алтаре были установлены мраморный престол, над ним - позолоченная сень. О.-Ч. лично вела переговоры с мастерами-живописцами и в 1825 г. ездила в Борисоглебские слободы под Ростовом для заключения договора с В. П. и И. П. Сапожниковыми на роспись Георгиевского собора. По заказу архим. Фотия было изготовлено серебряное паникадило с чеканными изображениями мон-ря и святых Фотия и Анны. По инициативе архимандрита в 1825-1827 гг. к Георгиевскому собору с севера был пристроен придел во имя свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского, куда были перенесены его мощи. В 1846-1847 гг. на пожертвование О.-Ч. по проекту архит. Быковского была устроена позолоченная серебряная рака весом 130 кг с чеканным изображением святителя, частицы его мощей помещались в 2 ковчежцах, установленных на гробнице. В этом же приделе находились украшенная графиней икона святителя и древняя итальянская икона Пресв. Богородицы, присланная из Флоренции гр. Г. Ф. Орловым. В 1823 г. графиня пожертвовала в монастырь серебряно-позолоченный ковчег, в 1827 г.- напрестольный крест с частью Древа Креста Господня, присланной ей К-польским патриархом сщмч. Григорием V в 1820 г., в 1827 г.- золотые сосуды с бриллиантами и яхонтами, в 1828 г.- сосуд для богоявленской воды, в 1829 г.- 18 богослужебных сосудов из яшмы и позолоченного серебра, подаренных О.-Ч. имп. Николаем I. Она также пожертвовала обители ковчег с частицами мощей Киевских святых и 3 артосные панагии. В 1823 г. в Спасском соборе был сооружен юж. придел в честь Успения св. прав. Анны, в 1825 г.- северный во имя святых Фотия и Аникиты, к храму пристроена паперть. В 1832 г. на средства О.-Ч. были покрыты серебряными одеждами престолы главного алтаря и придела св. Анны и запрестольный крест с частицами мощей, пожертвованными А. Н. Муравьёвым.

Помимо перечисленного с 1828 по 1831 г. в Юрьевом монастыре были возведены летние настоятельские кельи и башня с ц. во имя арх. Михаила (1831), а также обновлен Перынский Рождество-Богородичный скит, принадлежавший мон-рю. До 1832 г. О.-Ч. израсходовала 700 тыс. р. только на строительные нужды монастыря. В 1830 г. она внесла в Сохранную казну билет в 375 тыс. р. на содержание зданий обители, трапезы и оплату церковного пения.

В 1831 г., после смерти В. Г. Орлова, О.-Ч. по благословению духовника обратилась к митр. Серафиму (Глаголевскому) с просьбой о переносе в Юрьев мон-рь останков отца и его братьев Федора (1741-1796) и Григория (1734-1783). В янв. 1832 г. 3 гроба братьев Орловых были перевезены в обитель и установлены в специально сооруженном графиней зап. притворе Георгиевского собора. Над плитой над захоронением Орлова-Чесменского была установлена ростовая икона свт. Алексия с позолоченным образом Пресв. Богородицы в руках; этот образ находился у Орлова во время Чесменского сражения.

Архим. Фотий устроил при мон-ре гостиницы, больницу и трапезную для бедных, а также лечебницу, где отчитывал одержимых. По свидетельству современников, духовник графини велел ей вести подробную запись грехов, не благословлял посещение свадеб, балов и парадов, обращался с ней достаточно грубо, но она все терпела с добродушием. Частично опубликованы письма архим. Фотия к О.-Ч. с духовными наставлениями о девстве и чистоте, терпении скорбей, о Царствии Небесном, об иночестве и др. (РГАДА. Ф. 1208. Оп. 3).

Архим. Фотий скончался 26 февр. 1838 г., похоронен в нижней ц. Похвалы Пресв. Богородицы Спасского собора Юрьева мон-ря, устроенной в 1834 г. на средства О.-Ч. Она передала в церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», «Собор Небесных Сил бесплотных» и «Св. Иоанн Предтеча», а также 2 келейные иконы архим. Фотия - «Семь спящих отроков Ефесских» и «Благоразумный разбойник». В 1838 г. был утвержден проект К. И. Росси на сооружение монастырской колокольни в рус. стиле, средства на строительство также выделила графиня. Кельи архим. Фотия, примыкавшие с юга к приделу св. Анны, усердием О.-Ч. в 1841 г. были обращены в ц. Всех Святых и братскую б-ку.

В 1841-1842 гг. графиня пожертвовала мон-рю 2 набора воздухов и покровцов, в 1842 г. на ее средства изготовлена серебряная одежда на престол в приделе святых Фотия и Аникиты. В 1844 г. О.-Ч. пожертвовала в Георгиевский собор образ Пресв. Богородицы «Знамение», вырезанный из цельного изумруда, в том же году был сделан драгоценный оклад на икону свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского. В 1845 г. на средства графини были перекрыты главы и кровли собора, в 1848 г. расписан и украшен Спасский собор.

По желанию графини на могиле архим. Фотия и ее родственников каждый день служилась лития, по субботам - панихида. На вечное поминовение духовника и годичное чтение Псалтири при его гробе, служение ранних литургий и панихид отчислялись проценты с капитала в 26 300 р., переданные благотворительницей 31 марта 1838 г., и проценты с 7150 р., пожертвованных в 1843 г. 20 июля 1843 г. графиня внесла в Сохранную казну С.-Петербургского опекунского совета 85 720 р. для обеспечения обители провизией и 2000 р. на монастырскую б-ку. В 1844 г. она вложила 3 билета Гос. комиссии погашения долгов для поддержания ризницы (10 800 р.), трапезы в странноприимной (10 800 р.) и сохранении в надлежащем состояния церквей (43 000 р.).

На средства О.-Ч. благоустраивались и др. новгородские храмы и обители: в 1838 г. для Десятинного в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря был отлит большой 60-пудовый колокол, в 1839-1841 гг. отремонтирован Благовещенский храм бывш. Аркажа в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, также изготовлены серебряные раки для мощей святителей Никиты и Иоанна, погребенных в новгородском Софийском соборе. Известно о вкладах графини в новгородский Знаменский собор, Сырков в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери женский монастырь.

В 1841 г. О.-Ч. оказала помощь Вере Молчальнице, под именем к-рой, согласно легенде, скрывалась имп. Елизавета Алексеевна. В 1841 г. графиня нашла Веру в Колмовском доме умалишенных под Новгородом и предложила ей поселиться в Сырковом мон-ре. 10 апр. 1841 г. был издан указ Новгородской духовной консистории о помещении Веры в мон-рь на содержание за счет графини.

В 1839 г. графиня совершила паломничество в Тихвин, также она посещала Киево-Печерскую лавру, в 40-х гг. XIX в. сблизилась с преподобными Парфением и Феофилом Киевскими. В янв. 1846 г. О.-Ч. пожертвовала в Киево-Печерскую лавру 285 715 р. для замены главного деревянного иконостаса Успенского собора на бронзовый, а также для ремонта др. храмов и иконостасов, изготовления покровов к мощам и покупки муки и вина. Кроме того, она выделила на нужды Киево-Печерской лавры более 50 тыс. р. серебром.

По заказу О.-Ч. в 1847 г. в киевский Златоверхий во имя архангела Михаила мужской монастырь С.-Петербургский мастер Андреев изготовил серебряную раку для мощей вмц. Варвары, в том же году над мощами был установлен резной балдахин. В Голосеевскую пуст. О.-Ч. пожертвовала средства на строительство каменной ограды, а также на приобретение церковной утвари.

В 1842 г. на средства графини С. Ф. Верховцев изготовил серебряную раку прп. Иова Почаевского. В 1850 г. установлены присланные О.-Ч. серебряные украшения для чудотворной Почаевской иконы мастера Н. Д. Полтавцева. Кроме того, она пожертвовала неугасимые лампады к раке в пещерный Троицкий храм. Ее стараниями сооружался собор Задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря, благоустраивался Перервинский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь, она была попечительницей московского храма прор. Илии на Ильинке. Графиня поддерживала дружеские отношения с архим. Игнатием (Брянчаниновым), настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни (впосл. епископ Кавказский и Черноморский), к-рый в нач. июля 1847 г. посетил Юрьев мон-рь по пути в Бабаевский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь.

Особое внимание графиня уделяла благоустройству Спасо-Иаковлевского мон-ря, к-рому она пожертвовала 107 500 р. ассигнациями, а также внесла 15 тыс. р. на другие монастырские потребности и 17 тыс. р.- на поминовение рода Орловых и «неугасаемое масло». На ее средства (75 тыс. р.) был возведен теплый каменный храм во имя свт. Иакова Ростовского (1824-1836). В память об этом в храме ежедневно служили раннюю литургию с поминовением рода Орловых. В 1839 г. О.-Ч. пожертвовала средства на серебряную раку над мощами свт. Иакова (изготовил в 1843-1844 московский серебряник купец И. М. Лавров). В 40-х гг. XIX в. она внесла 37 тыс. р. на поновление живописи в соборе Зачатия св. Анны, в 1845 г.- 8 тыс. р. на изготовление серебряной одежды для его престола, а также окладов на 4 иконы местного чина, в частности на Толгскую икону Божией Матери, написанную иером. Амфилохием (1818), и келейную икону свт. Димитрия - Божией Матери «Ватопедская». Этому же собору она подарила 4 запрестольные иконы - святителей Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, Алексия Московского и Амфилохия Иконийского в окладах. О.-Ч. также неоднократно дарила мон-рю облачения, кресты, лампады, сосуды, на ее средства были устроены медные амвоны и бронзовые позолоченные решетки для гробниц святителей Иакова и Димитрия. В 1845 г. графиня внесла в Гос. Заемный банк 28 575 р. серебром в пользу мон-ря и 10 тыс. р. серебром на трапезу братии. Большинство ее пожертвований были сделаны в период управления мон-рем племянника иером. Амфилохия архим. Иннокентия (Иванова-Порецкого). Его преемнику архим. Поликарпу (Тугаринову) в дек. 1847 г. графиня подарила драгоценные четки. В дек. 1850 г. Ярославский архиеп. Евгений (Казанцев) повелел внести имя О.-Ч. во все синодики епархии на вечное поминовение.

В 1848 г. О.-Ч. встречалась в Юрьеве с буд. начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным). Известно, что она пожертвовала Богородичную плащаницу на Св. землю в Малую Гефсиманию (напротив храма Воскресения), вероятно, с сенью-балдахином. На средства графини также были украшены патриаршие церкви К-поля, Александрии, Каира и Дамаска, ее пожертвования поступали в афонские мон-ри.

После кончины духовника О.-Ч. преимущественно проживала в Витославлицах, ежедневно бывала на вечерней службе и ранней литургии в храме Похвалы Пресв. Богородицы, во время Великого поста - в Спасской ц. Каждые субботу и воскресенье она причащалась Св. Христовых Таин, дома регулярно читала Псалтирь, часы, акафисты Спасителю, Божией Матери и святым. Ее новым духовником стал монастырский ризничий иером. Илиодор.

О.-Ч. скоропостижно скончалась 5 окт., в день тезоименитства своего отца, во время пребывания в Юрьевом мон-ре, вскоре после причастия и приема у архим. Мануила (Соловьёва). В течение 5 дней после ее смерти панихиды у гроба служили еп. Леонид (Зарецкий), вик. Новгородский, и архим. Мануил. Отпевание О.-Ч. 10 окт. в Георгиевском соборе совершил еп. Леонид, надгробное слово произнес ректор Новгородской ДС архим. Антоний (Павлинский; впосл. архиепископ Владимирский и Суздальский). О.-Ч. похоронили в мраморном саркофаге в ц. Похвалы Пресв. Богородицы рядом с архим. Фотием. В 1850 г. в настоятельских покоях, в к-рых почила О.-Ч., был создан храм, освященный во имя свт. Алексия в память о ее отце.

По завещанию от имени О.-Ч. было передано в Юрьев мон-рь 300 тыс. р., в Почаевскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую лавру - 30 тыс. р., в Соловецкий в честь Преображения Господня мужской монастырь - 10 тыс. р., в 340 российских мон-рей - по 5 тыс. р., в 48 кафедральных соборов - по 3 тыс. р., в 49 епархиальных попечительств о бедных духовного звания - по 6 тыс. р., итого 2 млн 478 тыс. р. серебром, а также 30 тыс. р. на афонские монастыри. Всего же за свою жизнь О.-Ч. внесла на устройство храмов и мон-рей ок. 25 млн р. только учтенных вкладов. По свидетельству Муравьёва, в благодарность за эти пожертвования графиня удостоилась особого поминовения Церкви. Имение графини под Юрьевым монастырем вместе с ее личными вещами (кроме драгоценностей, которые также были направлены на благотворительные цели) перешло в собственность монастыря. Родственники по завещанию О.-Ч. получили только степные земли в Бобровском у. Воронежской губ. Распорядителем наследства стал гр. А. Ф. Орлов, которому переходило 100 тыс. р.

О.-Ч. отличалась смирением, самообладанием, добротой и щедростью, ровным и доброжелательным характером. В круг ее знакомых входили тихвинский архим. Иларион (Кириллов), архим. Игнатий (Малышев), схим. Михаил (Чихачёв), через к-рого графиня помогала Григориеву Пельшемскому Лопотову в честь Собора Пресвятой Богородицы монастырю, также она поддерживала Троице-Сергиеву мужскую пустынь. Ее воспитанницей была М. Н. Крымова (в монашестве Варсонофия, подвижница Горицкого и Воскресенского Новодевичьего мон-рей). О.-Ч. была представлена под именем гр. А. П. Хотетовой в повести Н. С. Лескова «Захудалый род» (1874).

Найденное в вещах графини Евангелие в серебряном окладе с дарственной надписью схим. Парфения, сделанной 22 авг. 1845 г., в которой он называет Анну «сестра во Христе ЕИНГА», позволяет предположить, что О.-Ч. приняла тайный монашеский постриг в Киеве с именем Агния (ЕИНГА - написанное в обратном порядке имя Агния в звательном падеже). В пользу этого предположения также свидетельствовали мон. Евдодий (в прошлом слуга О.-Ч.), присутствовавший при ее погребении, и Е. И. Набокова.

В янв. 1933 г. специальная комиссия, в к-рую входил археолог М. К. Каргер, вскрыла могилы в ц. Похвалы Пресв. Богородицы. Согласно одной из версий, останки архим. Фотия и О.-Ч. после этого были тайно перезахоронены местными жителями в общей могиле на кладбище при ц. Благовещения в Аркажах. У юж. апсиды Благовещенского храма установлен памятный деревянный крест (2001), затем замененный на металлический крест в ограде. По др. данным, останки архим. Фотия и О.-Ч. были уничтожены.

Ист.: Автобиография Юрьевского архим. Фотия // РС. 1894. Т. 81. № 3-5; Т. 82. № 7, 9, 10; 1895. Т. 83. № 2, 3; Т. 84. № 7, 8, 11, 12 (переизд. Автобиография архим. Фотия (Спасского): 1792-1838 / Ред.: Ю. Е. Кондаков, В. В. Улыбин. М., 2012); Архив с. Михайловского. М., 1898. Т. 1.
Лит.: Муравьёв А. Н. Воспоминание о гр. А. А. Орловой-Чесменской // ПрТСО. 1849. Т. 8. Кн. 2. С. 316-327; он же. Мои воспоминания. М., 1913; Елагин Н. В. Жизнь гр. А. А. Орловой-Чесменской. СПб., 1853; Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородского общежит. 1-кл. Юрьева мон-ря. СПб., 18622; Алексеев А. Краткое описание Новгородского Юрьевского 1-кл. мон-ря и неск. слов о настоятеле его архим. Фотии и о благотворительнице обители - гр. А. А. Орловой-Чесменской. Новг., 1875; Карнович Е. П. Архим. Фотий, настоятель Новгородского Юрьева мон-ря // РС. 1875. Т. 13. Вып. 7. С. 301-332; Вып. 8. С. 459-489; Орлов-Давыдов В. П. Биогр. очерк гр. В. Г. Орлова. СПб., 1878. 2 т.; Иванов А., свящ. Гр. А. А. Орлова-Чесменская как ревнительница христианского просвещения инородцев-чуваш // ЧОИДР. 1903. Кн. 4. Отд. 3. С. 62-67; Титов А. А. Гр. А. А. Орлова-Чесменская и иером. Амфилохий (1817-1835) // ИВ. 1903. Т. 94. № 11. С. 573-579; Возобновители Новгородского Юрьева монастыря архим. Фотий и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Новг., 1908; Грузинский Н., свящ. Вера Молчальница. СПб., 1911; [Шереметев С. Д.]. Старая Москва. 2: Гр. А. А. Орлова-Чесменская. М., 1915; Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I // Он же. Исследования и ст. по эпохе Александра I. Пг., 1916. Т. 1. СПб., 2000п; Кондаков Ю. Е. Архим. Фотий в переписке А. А. Орловой-Чесменской и Д. Державиной // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новг., 1995. С. 102-105; он же. Архим. Фотий (1792-1838) и его время. СПб., 2000; Кабанов В. В. Орловы: Ист. хроника. М., 1997; Улыбин В. В. Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. Орлова-Чесменская // Правосл. летописец С.-Петербурга. СПб., 2001. № 1. Прил.; Серафим (Роуз), иером. Тайная мон. Агния // Рус. паломник. 2003. № 27. С. 5-19; Виденеева А. Е. О вкладах гр. А. А. Орловой-Чесменской в Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь // ИКРЗ, 2006. Ростов, 2007. С. 115-126; Летопись Новгородского Юрьева мон-ря / Сост.: В. В. Улыбин. СПб., 2008; Гаврилова О. Н. Новгородское «уединение» гр. Орловой-Чесменской // Витославлицы: Альм. Вел. Новг., 2009. Вып. 1. С. 20-32; Орлова-Чесменская А. А. // Рус. консерватизм сер. XVIII - нач. XX в.: Энцикл. М., 2010. С. 331-333; Слёзскинский А. Г. Архим. Фотий и гр. А. Орлова-Чесменская, др. миниатюры. Новг., 2012; Смирнов В. Г. Архим. Фотий и гр. Орлова // Лица новгородской истории. М., 2015. С. 278-281; Рубцова М. Л. Гр. А. А. Орлова-Чесменская // Лики и лица Спасо-Яковлевского Дмитриева мон-ря. М., 2016. С. 107-115; Попов В. А. Усадьба В. И. Семеновского - А. А. Орловой на территории Музея нар. деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде // Ежег. НГОМЗ. 2016. Вел. Новг., 2017. С. 173-182.
Прот. Александр Берташ
Ключевые слова:
Россия. История. Государственные деятели (IX-XIX вв.) Благотворители и меценаты Орлова-Чесменская Анна Алексеевна (1785 - 1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница
См.также:
АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества
АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн.
БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич (1778-1850), гос. деятель, историк, писатель, археограф
БАТЮШКОВ Помпей Николаевич (1811-1892), гос. и обществ. деятель, издатель
БАХРУШИНЫ семья рус. купцов и промышленников, известная своей благотворительностью
БЕГЛЕРИ Георгий Павлович (1847-1923), греч. и рус. византинист