Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЛИДДА
41, С. 43-45 опубликовано: 3 июля 2020г.


ЛИДДА

[Лод, Диосполь, Георгиополь; евр.  ; греч. Λύδδα, Διόσπολις; лат. Lydda, Diospolis; араб.  , Эль-Лудд], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива (см. Яффа); древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания вмч. Георгия Победоносца. Население Л. составляет 71 тыс. чел. (2012), в наст. время в Л. проживают ок. 80% иудеев (евреев), 18,6% арабов-мусульман, 1,1% арабов-христиан. По археологическим данным, основание поселения датируется 5600-5250 гг. до Р. Х. В письменных источниках Л. впервые упоминается в карнакской надписи эпохи егип. царя Тутмоса III (XV в. до Р. Х.). В Свящ. Писании отмечено, что город был построен Шемером (Шамедом) из колена Вениаминова (1 Пар 8. 12; 9. 32; Ездр 2. 33; Неем 7. 37; 11. 35). Уроженцы Л., Хадида и Она возвратились из плена Вавилонского вместе с 725 людьми (1 Ездр 2. 33) и снова заселили город (Неем 11. 35). В начале эпохи Cелевкидов (III - нач. II в. до Р. Х.) Л. входила в состав области Самария, но затем царь Деметрий I Сотер (187-150 гг. до Р. Х.) передал ее Иудее под власть царя Ионафана (1 Макк 11. 34). В 43 г. до Р. Х. Гай Кассий, рим. правитель Сирии, продал жителей Л. в рабство, но через 2 года они были освобождены Марком Антонием. Во время 1-й Иудейской войны в 66 г. по Р. Х. Л. оказала заметное сопротивление римлянам, после чего была сожжена войсками проконсула Сирии Цестия Галла (Ios. Flav. De bell. II 19.1). В 68 г. город был занят Веспасианом. Вскоре Л. была восстановлена и стала центром знаменитой евр. школы, к-рую возглавляли мудрецы, или раввины. Во время 2-й Иудейской войны (115-117) римская армия осадила Л. Город защищали войска под предводительством Юлиана (Лилиана) и Паппа (иудейские имена Шамайя и Ахийя). Истощение населения было столь велико, что иудейский патриарх Гамалиил II (погиб во время осады) разрешил поститься даже во время Хануки. Другие раввины осудили его за это (Таанит. II 10; Иерусалимский Талмуд. Таанит. II 66a; Иерусалимский Талмуд. Мегилла. I 70d). В евр. традиции подробно описывается подвиг Юлиана и Паппа. Во времена имп. Траяна (98-117) некий ребенок из языческой семьи был найден в Л. мертвым. Вина за убийство была возложена на еврейское население, и в случае невыдачи виновника преступления римляне грозили убить всех евреев. Тогда Юлиан и Папп взяли вину на себя и были казнены. Источники передают их диалог с рим. наместником Луцием Квинтом, к-рый по стилю и отдельным фразам напоминает беседу Христа и Пилата (Вавилонский Талмуд. Таанит. 18b; Rashi on Taanit. 18b). Далее описывается, как по приказу имп. Адриана (117-138) Луций был предан жестокой казни. Антииудейский характер действий Луция, подчеркнутый в евр. источниках, был связан с тем, что в это время наместник исполнял поручение имп. Траяна подавить иудейское восстание в Вавилонии (в то время занятой римлянами). Луций действительно погиб в начале правления имп. Адриана и, возможно, был казнен по его приказу, но не в Л., а в Лаодикее. Евреи установили праздник в честь избавления от мучителя (День Траяна), но позднее это торжество отменили, т. к. память пострадавших Юлиана и Паппа также приходилась на этот день. О Луции Квинте упоминает и Евсевий Памфил (Euseb. Hist. eccl. IV 2). В 200 г. имп. Септимий Север даровал Л. статус рим. муниципия с названием Colonia Lucia Septimia Severa Diospolis (Город Зевса Колония Луция Септимия Севера), что было очень почетно и свидетельствовало о признании важного положения города.

Л. не раз упоминается в НЗ; город посетил ап. Петр, нашел здесь общину христиан и исцелил расслабленного Энея (Деян 10. 32-35, 38). Первым епископом Л. был св. Зина, ап. от 70, ученик ап. Павла. Евсевий Кесарийский в кн. «О палестинских мучениках» (нач. IV в.) пишет о Л. как о большом городе, все население к-рого состоит из иудеев (Euseb. De mart. Palaest. 8). В IV-V вв. христ. население в Л. постепенно увеличивалось. Первым из известных христ. епископов Л. был Аэций, сторонник арианства, принимавший участие в I Вселенском Соборе в Никее 325 г. (Theodoret. Hist. eccl. I 4). В IV - нач. VI в. известно еще неск. епископов. Так, еп. Максим занимал кафедру Л. во время правления имп. Константина I Великого и в 333 г. был переведен на Иерусалимский престол (Sozom. Hist. eccl. II 20). В 351-352 гг. Л. была разграблена в ходе восстания иудеев против цезаря Констанция Галла и на нек-рое время обеднела. Епископ Л. Дионисий участвовал во II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. и затем возглавлял епархию до нач. V в. В дек. 415 г. в Л. проходил Поместный Собор, к-рый возглавил архиеп. Иоанн II Иерусалимский. На нем был оправдан и возвращен в церковное общение пресв. Пелагий (впосл. его взгляды как ересь пелагианства были осуждены на Карфагенском Соборе в 418 и III Вселенском Соборе в Эфесе в 431). На Эфесском Соборе в 449 г. и на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. присутствовал епископ Л. Фотин. Еп. Аполлоний участвовал в Соборе Иерусалимской Церкви в 518 г. Этими именами исчерпываются сведения об истории кафедры Л. в позднеантичную эпоху. Известны несколько имен правосл. епископов Л. в XVII-XVIII вв. В различных источниках упоминаются епископы Дорофей в 1660 г., Антоний в 1672 г., Никифор и Лифрендий в 1733 г. Тем не менее значение Л. в жизни Иерусалимской Православной Церкви выходит далеко за пределы иерархических связей кафедры. В V-VI вв. эта древняя епархия стала важнейшим местом на Св. земле, где сформировались предания о вмч. Георгии Победоносце, множество паломников стремились посетить здесь его гробницу. Значение культа вмч. Георгия было столь велико, что до VII в. Л. нередко называлась Георгиополем (город Георгия).

После завоевания Палестины арабами-мусульманами постепенно распространилась араб. форма названия Л.- Эль-Лудд; в сер. VII - нач. VIII в. город был столицей араб. Палестины. В мусульм. хадисах Л. упоминается как место, где в эсхатологическую эпоху должен воцариться и быть низвергнут Даджжал (демон и лжемессия). В 716 г. халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик перенес центр Палестины из Л. в основанную им Рамлу.

Л. была занята крестоносцами в 1099 г., названа «городом св. Георгия» (St. Jeorge de Lidde) и стала одним из важнейших центров крестоносного Иерусалимского королевства. Паломник Вениамин Тудельский ок. 1170 г. нашел в Л. лишь одну евр. семью. В 1187-1191 гг. город некоторое время находился под властью Салах-ад-Дина, но затем снова был отвоеван крестоносцами. В сент. 1192 г. территория Л. и Рамлы была поделена между крестоносцами и мусульманами. Несмотря на преобладание мусульман, в Л. продолжал действовать христ. епископат. В 1229 г. оба города перешли под власть франков, но в 1266 г. были завоеваны султаном Бейбарсом. Архидиакон и регент храма в Л. упоминаются в 1273 и 1274 гг.

С 1517 по 1917 г. Л., как и вся Палестина, находилась под властью Османской империи. С сер. XIX в. началось научное исследование города. У. М. Томпсон посетил Л. и описал ее как процветающий город с 2-тысячным населением в окружении плодовых садов (Thomson. 1861). В кон. XIX в. была заново отстроена ц. вмч. Георгия. В 1892 г. была основана 1-я в Палестине железнодорожная станция, что способствовало развитию города и притоку населения в Л. С кон. XIX в. Л. начала вновь заселяться евр. торговцами. В 1918 г., по окончании первой мировой войны, город перешел под власть брит. мандата. Во время араб. восстания евр. община Л. была вынуждена покинуть город (1921). До 1948 г. Л. была араб. городом с населением ок. 20 тыс. чел., среди к-рых насчитывалось 1500 христиан. В начале 1-й арабо-израильской войны 1948-1949 гг. за счет большого числа беженцев-арабов население Л. увеличилось. 11 июля 1948 г. город был атакован израильтянами, и после короткого боя араб. ополчение начало складывать оружие. Однако 12 июля, когда израильтяне начали передвигаться по городу, вновь был открыт огонь. Погибло не менее 10 солдат, и в ответ израильская армия разграбила город. Было убито не менее 426 арабов, нек-рые погибли в мечетях. По приказу командира израильской бригады И. Рабина большинство населения Л. (ок. 19 тыс. чел.) уже 13 июля было депортировано в Трансиорданию. От прежнего населения Л. осталась лишь 1 тыс. чел. Л. была заселена евреями, преимущественно беженцами из араб. стран, которые с этого времени составляют большинство ее жителей.

Археология и архитектура

Раскопки главного телля на юж. берегу р. Аялон и фрагментарные открытия на территории города выявили историю последовательного заселения Л. с неолитического и халколитического периодов (раскопки Я. Каплана в 1951-1952, А. Гофера и А. Розенбергера в 1992). Обнаружены рим. печь для обжига (недалеко от телля, раскопки Э. ван ден Бринка в 1996), остатки рим. мавзолея (юго-вост. часть города; раскопки Ст. Пората, Э. Аялона в 1981), фрагменты строений эллинистического, римского, византийского и ранне-исламского периодов в квартале Неве-Ярак (раскопки Розенбергера и А. Шавита в 1990-1991). Наибольшую известность приобрела римская мозаика (9´ 17 м), найденная на ул. Хе-Халуц в том же квартале (раскопки М. Ависсар в 1996). Это одна из наиболее сохранных мозаик в Израиле, выполненная в кон. III в. по Р. Х. на высоком художественном уровне, что свидетельствует о процветании Л. в рим. период. Поверхность мозаики разделена на 3 панели: в центре представлены горы, на к-рых восседают лев и львица, в др. медальонах изображены многочисленные сцены с животными и птицами (заяц, утки, жираф, носорог, слон, павлин и др.), в нижней панели, несмотря на утраты, прочитывается изображение рим. корабля в окружении морских животных. Вероятно, это сцена кораблекрушения, т. к. корабль расположен рядом с крупной фигурой кита с разинутой пастью. Корзины с рыбами напоминают о евангельском чуде умножения хлебов и рыб, а кит может быть библейским Левиафаном, хотя нет уверенности в том, что мастер имел в виду именно эти образы. Стиль мозаики указывает скорее на ее связь с греч. мифологией, но вопрос о происхождении сюжетов и их возможных связях с греческой или иудейской общинами Л. остается не изучен. Мозаика была отреставрирована и многократно экспонировалась в различных музеях мира, в т. ч. в Эрмитаже в 2015 г. Планируется ее возвращение в Израиль на постоянное хранение.

Главный памятник города - Георгия Победоносца великомученика церковь в Лидде, возведенная в эпоху крестоносцев в 50-70-х гг. XII в. на месте ранневизант. базилики V-VI вв. Средневековый храм был разрушен мусульманами, пострадал во время землетрясений, в 1870-1893 гг. был перестроен с сохранением оставшихся частей древней церкви. В наст. время храм принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Впервые он был изучен экспедицией Палестинского исследовательского об-ва под рук. Ч. У. Уилсона, К. Р. Кондера и Г. Г. Китченера в 1866-1877 гг. Вплотную к его юго-зап. части примыкает т. н. Великая мечеть (Дахмаш), построенная в 1268 г. после завоевания Л. мамлюками. Предположительно, в ранневизант. эпоху и в средние века в Л. существовала также ц. св. Марии. Она неоднократно упоминается паломниками, но ее расположение не определено. Среди средневек. сооружений известен также мост в сев. части Л., построенный Бейбарсом в 1273 г. В его конструкциях были частично использованы материалы из разрушенного храма. Мост украшен мусульм. гербом с изображением 2 львов и арабской надписью. Сохранились также караван-сарай османской эпохи, 2-этажное здание с просторным двором, и мануфактура по производству мыла мамлюкской и османской эпох.

Лит.: Thomson W. M. The Land and the Book. L., 1861. P. 525; Strange G., le. Palestine under the Moslems: A Description of Syria and the Holy Land from AD. 650 to 1500. Jerus., 1890; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 130-131. Pl. 55; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 1026; Kaplan J. Lod // NEAEHL. 1993. Vol. 3. P. 917; Gophna R., Beit-Arieh I. Map of Lod. Jerus., 1997. (Archaeol. Survey of Israel); Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 9-27; Yannai E., Avissar M. Lod // NEAEHL. 2008. Vol. 5. P. 1913-1916; www.lodmosaic.org/ [Электр. ресурс]; www.palestineremembered.com/al-Ramla/al-Lydd/ [Электр. ресурс].
С. В. Тарханова
Ключевые слова:
Страноведение. Израиль Георгий [Победоносец] († 303), великомученик (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб.) Иерусалимская Православная Церковь (ИПЦ; Иерусалимский Патриархат), древнейшая христианская Церковь Лидда [Лод, Диосполь, Георгиополь], город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской Православной Церкви, центр почитания великомученика Георгия Победоносца
См.также:
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АНТОНИЕВА БАШНЯ название крепости в Иерусалиме (ок. 36 г. до Р. Х.)
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
БЕТ-АЛЬФА город в вост.части долины Йизреэль
БЕТ-ЙЕРАХ древн. город в Палестине
ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
ГАЗА город в юго-зап. Палестине