Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕТ-АЛЬФА
Т. 5, С. 14-15 опубликовано: 9 июня 2009г.


БЕТ-АЛЬФА

План синагоги типа базилики. Кон. V-VI в.
План синагоги типа базилики. Кон. V-VI в.

План синагоги типа базилики. Кон. V-VI в.
[евр.   ], г. в вост. части долины Йизреэль (см. Изреель), у подножия горы Гилбоа (см. Гелвуй), в наст. время территория кибуцев Бет-Альфа и Хефци-Ба. Возник при Птолемеях как пригород Скифополя (см. Беф-Сан), назван по ближайшим руинам (Хирбет-Бет-Альфа). При раскопках 1929 г. Э. Л. Сукеник и Н. Авигад (Еврейский ун-т Иерусалима; дополнительные исследования в 1962) открыли мозаичный пол древней синагоги, важного памятника для изучения взаимодействия иконографии иудаизма и христианства.

Синагога (тип базилики; 27,7´ 14,2 м) была встроена между домами на узкой улице. Стены (толщина 0,7-0,85 м на высоте до 1,65 м) из нетесаного камня оштукатурены с обеих сторон. Постройка ориентирована по оси север-юг - апсида в юж. части (Иерусалим). Двор-атрий (9,65´ 11,9 м) огражден с 3 сторон стенами, а с юга отделен колоннами от вестибюля (ширина 2,57 м); тот и др., как и боковые нефы зала, вымощены мозаикой с геометрическим рисунком. 3 двери вели с севера в главный зал, разделенный 2 рядами квадратных каменных столбов (по 3 в каждом) на проходы (центральный - 5,4 м, боковые - 2,75 и 3,1 м). В апсиду вели 3 ступени, вдоль боковых стен располагались каменные скамьи, 2 отверстия на 2-й ступени свидетельствуют о наличии в прошлом столбов с завесой. В целом архитектурная композиция синагоги позволяет соотнести ее с типом поздних христ. сооружений периода Византийской империи. О позднем этапе говорят и отсутствие монументальности, присущей первым синагогам Галилеи, использование в качестве строительного материала нетесаного камня, общее огрубление приемов.

Гелиос на колеснице. Мозаика пола синагоги. XV в.
Гелиос на колеснице. Мозаика пола синагоги. XV в.

Гелиос на колеснице. Мозаика пола синагоги. XV в.

Мозаичное покрытие центральной части образуют 3 панели, окруженные широким бордюром. Представленные на них изображения охватывают 3 основные религ. темы, известные искусству иудеев Палестины в эллинистическую, рим. и визант. эпохи: ритуальные объекты, астрологические символы и библейские сцены. На сев. панели представлена композиция «Жертвоприношение Исаака» (слева направо): двое слуг Авраама держат осла; сверху изображена десница Божия с надписью на иврите: «Не поднимай руки твоей» (Быт 22. 12); рядом с привязанным к дереву ягненком текст: «И вот… овен» (Быт 22. 13); Авраам с бородой, с нимбом, в правой руке держит нож, левой охватывает Исаака. На средней панели изображен зодиакальный круг, в центре - Гелиос на колеснице-квадриге, по сторонам - персонификации времен года, помещенные без соотнесения их с месяцами. Надписи сделаны на иврите. На юж. панели, имитирующей нишу Торы, в центре, позади завесы, охраняемой 2 львами, изображен треугольный фронтон с негасимым огнем, по его сторонам - 2 птицы, горящие меноры, традиц. ритуальные предметы. Мозаики имеют отличную сохранность, выполнены в наивном стиле.

Особый интерес представляют греч. и арам. надписи мозаики, расположенные у главной двери. В 1-й перечислены имена мастеров («Да сохранятся в памяти мастера, сделавшие эту работу, Марианос и сын его Ханина»), очевидно работавших и в др. синагогах р-на Беф-Сана. 2-я сообщает, что мозаика создана во времена имп. Юстиниана на средства членов общины, делавших вклады продуктами. Сукеник считал, что речь идет об имп. Юстиниане I, и датировал мозаику 1-й четв. VI в. (имп. Юстиниан II известен как гонитель евреев). Само здание, учитывая обнаруженный под полами фрагмент раннего слоя мозаик, возможно, кон. V в.

Лит.: Sukenik E. L. The Ancient Synagogue of Beth Alpha. L., 1932, 19752; idem. Ancient Synagogues in Palestine and Greece. L., 1934. Münch., 1980; Goodenough E. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. N. Y., 1953. P. 241-253; Hachlili R. Ancient Jewish Art and Archaeology in the Land of Israel. Leiden, 1988. P. 273-275, 288-292, 301-309, 347-354; Avigad N. Beth Alpha // NEAEHL. Vol. 1; Levine L. I. The Ancient Synagogue. New Haven; L., 1999.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Израиль древний Базилика, в эллинистическо-римских источниках общественная постройка для собраний; в раннехристианской литературе храм, церковь; тип прямоугольного, протяженного в плане здания Археология всеобщая Бет-Альфа, город в восточной части долины Йизреэль Архитектура зарубежная Синагоги Страноведение. Израиль
См.также:
АНТОНИЕВА БАШНЯ название крепости в Иерусалиме (ок. 36 г. до Р. Х.)
ГАЛИЛЕЯ область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АМАРНСКИЕ ПИСЬМА глин. таблички, в кот. освещается период XIV в. до РХ, впервые упомянут Иерусалим
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
БЕТ-ГУВРИН археологич. памятник в Шефеле
БЕТ-ЙЕРАХ древн. город в Палестине
БЕФ-САН (Вефсан), город в уделе колена Манассии
ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства
ГЕВА город в уделе колена Вениаминова
ГЕВАЛ один из центров цивилизации финикийцев
ГЕЗЕР г. в Ханаане, упоминаемый в ВЗ на вост. границе владений филистимлян в связи с войнами
АВАРЫ союз кочевых племен монголо-тюркского происхождения
АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу