Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДХАРМАКИРТИ
Т. 16, С. 507-508 опубликовано: 8 ноября 2012г.


ДХАРМАКИРТИ

[санскр.  ] (ок. VII в.), философ, представитель школы буддийской логики. Д. pод. на юге Индии в брахманской семье. Получив традиц. образование, вступил в местную буддийскую общину. Изучение буддизма Д. продолжил в североинд. мон-ре в Наланде, где поступил в ученики к преемнику Дигнаги Ишварасене. Д. писал философские труды, преподавал, участвовал в публичных диспутах и проповедовал. Скончался в основанном им мон-ре, в Калинге, на зап. побережье Индии (дата смерти неизв.).

Д.- автор 7 трактатов. Как предполагают нек-рые исследователи, он сравнивал свои труды с корпусом 7 трактатов Абхидхармы. Основной труд Д.- стихотворный трактат «Прамана-варттика» (Истолкование [трактата Дигнаги] об источниках знания) - претендовал на уточнение концепций Дигнаги, но стал завершением буддийской реформы логики и эпистемологии. Трактат состоит из 4 глав: об умозаключении (написана с прозаическим автокомментарием); о достоверности источников знания (их всего 2 - восприятие и умозаключение; 3-й, признаваемый брахманистскими системами,- словесное свидетельство - таковым не является); о чувственном восприятии и о силлогизме. По мнению Э. Штайнкелльнера, 1-я гл. была задумана как отдельный текст, к которому были добавлены другие. Помимо эпистемологической проблематики здесь подробно разрабатывается дигнаговская концепция радикального номинализма апоха-вада («коровность» не только не означает реальной вещи, но есть лишь ограничение - «не не-коровность»), а также доктрина причинности (кшаника-вада) и основанная на ней концепция существования как «действенности» (артхакриякаритва) - длящиеся вещи отвечать этому критерию, по Д., не могут и потому являются фикциями.

Остальные сочинения Д. осмыслялись на Тибете как 6 опор его системы. «Хетубинду» (Капля аргумента) - исследование аргумента как основной составляющей умозаключения, а также причинности и ряда др. проблем. «Ньяябинду» (Капля логики) - учебное пособие, в к-ром излагались чувственное восприятие, умозаключение-для-себя и умозаключение-для-других (силлогизм). «Самбандхапарикша» (Исследование отношений) - обоснование нереальности любых реляций. «Ваданьяя» (Правила диспутов) - применение новой логической теории к «практической диалектике», в к-рой подвергается критике теория аргументации найяиков. «Праманвинишчая» (Определение источников знания) - трактат (в стихах и прозе), посвященный тем же вопросам, что и «Ньяябинду», в определенном смысле финальная версия эпистемологии и логики Д. «Сантанантарасиддхи» (Обоснование чужой одушевленности) соответствует по содержанию своему названию; обсуждение проблемы осуществляется в виде полемики виджнянавадина (к-рого представляет автор) с буддийским реалистом-сарвастивадином, отрицающим принятие чужой одушевленности у буддийского идеалиста.

Д. в большей мере, чем Дигнага, выходил за границы собственно логико-эпистемологических задач. Дигнаговская реформа логики получила у него онтологическое обоснование: он исследовал не только формальную связь понятий в умозаключении, но и ее «материальную» референтность: средний термин как причина («здесь огонь, потому что здесь дым»), как «собственная природа» («это дерево, потому что оно шимшапа») и как невосприятие («тут нет кувшина, потому что он тут не наблюдается»). Д. подчеркивал, что понятия, находящиеся в выводных отношениях, сами по себе не обладают реальностью (к-рая принадлежит только дхармам) и имеют только практическую значимость. Универсалии - лишь воображаемые конструкции, не имеющие реальных референтов. Познание Атмана, на к-ром настаивают брахманистские школы, по мнению Д., ведет лишь к себялюбию, а оно в свою очередь - к желанию продления собственного существования, следов., к увековечению сансары. Никаких перманентных сущностей нет, и разрушение сущего является естественной характеристикой, точнее процессом (поскольку сущее есть «поток»). Эта доведенная до логического завершения буддийская картина «мира без надежд» вполне, как кажется, объясняет тот глубокий пессимизм, коим проникнуто, по наблюдению Ф. И. Щербатского, все мироощущение Д.

Последователями Д. были Девендрабуддхи и Дхармоттара (VIII-IX вв.), наиболее авторитетный его комментатор. Вторым по значимости толкователем Д. считают Винитадэву (VIII в.). Школа Дигнаги-Д. просуществовала в Индии до XI в., на Тибете же она не прерывалась.

Соч.: Обоснование чужой одушевленности с толкованием Винитадэва / Пер. с тибет.: Ф. И. Щербатской. СПб., 1922.
Лит.: Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988; он же. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов: В 2 ч. СПб., 1995; Bapat Lata S. Buddhist Logic: A Fresh Study of Dharmakґrti's Philosophy. Delhi, 1989.
В. К. Шохин
Ключевые слова:
Философы индийские Буддизм, одно из мировых учений Дхармакирти (ок. VII в.), философ, представитель школы буддийской логики
См.также:
БУДДХАГХОША философ тхеравады, редактор и комментатор палийского канона Типитаки
БУДДХАПАЛИТА буддийский философ V-VI вв.
БХАВАВИВЕКА буддийский мыслитель VI в. из Юж. Индии
КАМАЛАШИЛА инд. буддийский мыслитель VIII в., автор религиозно-философских трудов
АБХИНАВАГУПТА (кон. X - нач. XI в.), индийский религиозный философ и эстетик
АВАЛОКИТЕШВАРА в буддизме махаяны (Великой колесницы) просветленное существо