Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАН
Т. 13, С. 719-721 опубликовано: 13 декабря 2011г.


ДАН

единственный упоминаемый город в ВЗ, названный по имени одноименного колена. Согласно Суд 18. 7-29, потомки Д. захватили и переименовали г. Лаис (в Нав 19. 47 - Ласем). Д. находился в плодородной области близ Беф-Рехова (Суд 18. 28), был самым северным на территории, принадлежавшей Израилю, в допленную эпоху часто упоминается в качестве пограничного («от Дана до Вирсавии» - Суд 20. 1; 2 Цар 3. 10; 17. 11; 24. 2, 15; 3 Цар 4. 25; «от Вирсавии до Дана» - 1 Пар 21. 2; 2 Пар 30. 5; ср.: Быт 14. 14; Втор 34. 1), к-рый в первую очередь подвергался нападениям врагов (Иер 4. 15; 8. 16). Напр., в 3 Цар 15. 20 (ср.: 2 Пар 16. 4) сообщается, что Д. был захвачен сирийцами. Город был завоеван Венададом I во время конфликта с израильским царем Ваасой (3 Цар 15. 20). В 733/2 г. до Р. Х. население Д. было угнано в ассир. плен.

Древний Д. в 1838 г. был впервые идентифицирован Э. Робинсоном с большим холмом Тель-Дан (ранее - Тель-эль-Кади), к-рый расположен на севере Израиля у подножия горы Ермон (в наст. время он является центром большого археолого-природного заповедника), вблизи одного из главных истоков Иордана, в сев. части долины Хула, на важнейшем перекрестке путей от побережья на восток к Дамаску. Площадь холма 50 акров, высота над равниной ок. 20 м, угол склона 40°. Раскопки, начатые в 1966 г. А. Бираном, продолжаются до наст. времени.

Фрагмент т. н. стелы из Дана с надписью на арам. языке. 2-я пол. IX–VIII в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим)
Фрагмент т. н. стелы из Дана с надписью на арам. языке. 2-я пол. IX–VIII в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим)

Фрагмент т. н. стелы из Дана с надписью на арам. языке. 2-я пол. IX–VIII в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим)

Следы освоения холма отмечены с эпохи неолита (керамика ок. 5000 г. до Р. Х.), но постоянное поселение датируется 1-3-й фазами раннебронзового века (ок. 3300-2100 гг. до Р. Х.). Возможно, на месте Д. уже существовал город, процветавший с сер. 3-го тыс. до Р. Х., раскопки к-рого предоставили большое количество керамических изделий (в т. ч. оттиски печатей, статуэтки животных). В нач. 2-го тыс. до Р. Х. поселение достигло наивысшего расцвета; с XVIII в. до Р. Х. город был известен под именем Лаиc (упом. в егип. заклинательных текстах XVIII в. до Р. Х., в текстах Мари, в списке городов Тутмоса III).

К 1-й фазе среднебронзового века (XIX-XVIII вв. до Р. Х.) относятся мощные укрепления, до сих пор придающие городу вид крепости, стены к-рой состояли из твердого ядра и земляных откосов по обеим сторонам; основание насыпи достигает в ширину 50 м. Отличительная черта крепости - т. н. 3-арочные ворота в юго-вост. части вала - единственный пример сохранившихся сырцовых ворот с арочным проходом на всем Ближ. Востоке. Кладка выполнена из высушенного сырца (до 47 рядов) на растворе извести с внешней обмазкой. Каменные лестницы ведут к воротам с востока и запада, со стороны города. Ворота (раскопана сев. половина) состоят из 2 башен (каждая шириной ок. 5,15 м, сохр. в высоту до 7 м), поставленных с востока и запада от уступчатого арочного прохода шириной 5,15 м. Внутри ворота разделены 4-метровой стеной в направлении с севера на юг с арочным проемом (2 др. арки - на внутреннем и внешнем фасадах башен). Анализ обнаруженной здесь керамики показывает, что ворота построены в сер. XVIII в. до Р. Х., чему отвечает и конструкция валов. Стены и башни служили недолго, видимо, из-за конструктивных просчетов; вскоре на стенах появились укрепляющие накладки, затем проход и отсеки засыпали утрамбованной землей; въезд в город был перенесен в др. место (известны остатки ворот в юж. части города).

В XIX-XVIII вв. до Р. Х. город занимал площадь 30 акров, в каменных гробницах и погребениях были найдены большие открытые кубки, кувшины и др. керамические формы 2-3-й фаз среднебронзового века, они подтверждают, что город был богат. На контакты с Египтом указывают выполненные из красного гранита погребальные статуэтки в виде сидящих мужчин (XIX династия, ок. XIV в. до Р. Х.), однако они обнаружены вне слоя средней бронзы, причем одна несет вторичную надпись эпохи Птолемеев. В 2 раскопах открыты толстые слои пожарных разрушений, что указывает на гибель города в конце этого периода.

Эпоха поздней бронзы (ок. 1550-1200 гг. до Р. Х.) представлена большим зданием с каменными стенами, при раскопках к-рого была найдена головка жен. керамической фигурки (маска?). Археологический материал этого времени обнаружен по всему холму, что свидетельствует о богатстве и широких торговых и политических связях Д. с соседними регионами. В 1969 г. в Д. была открыта богатейшая из гробниц эпохи поздней бронзы в Израиле - т. н. Микенская гробница (1550-1200 гг. до Р. Х.) из грубого базальта, к-рая содержала 440 предметов, в т. ч. 95 керамических сосудов (особо выделяется целый амфоровидный кипрский кратер с изображением колесничего), изделия из камня, кости, бронзы, украшения из золота и серебра.

Археологические свидетельства прихода в Лаиc израильтян не дают оснований говорить о разрушениях (Суд 18. 27), но фиксируют внезапную смену культур в нач. XII в. до Р. Х. Новые жители поселились внутри стен, но сначала предпочитали не дома, а шатры и палатки. Позднее они стали строить каменные дома и производить металлические предметы, большое количество которых обнаружено при раскопках. Д. не испытывал серьезных потрясений до сер. XI в. до Р. Х., затем был уничтожен при пожаре, но впосл. его стены восстановили, а материальная культура сохранила тот же характер.

Д. был заново укреплен в кон. Х в. до Р. Х. Во 2-й стадии раннего железного века (ок. 900-600 гг. до Р. Х.) город был одним из главных политических, экономических и религ. центров Сев. Палестины. К археологическим слоям IX-VIII вв. до Р. Х. принадлежат остатки одной из крупнейших оборонительных систем Палестины; стены и участок ворот в 1-й пол. IX в. (при израильском царе Ахаве) резко расширили, придав им сложную конфигурацию. Перед внешними воротами снаружи устроили мощенную камнем площадку, внутри их был также мощеный двор, открытый к главной части ворот - 4-камерному зданию с 2 сторожевыми башнями (эта конструкция погибла при ассир. нашествии в посл. трети VIII в. до Р. Х.; др. 4-камерные ворота поставили в правление израильского царя Иеровоама II (ок. 793-753 гг. до Р. Х.) на вершине холма). Далее мощеная дорога вела от ворот в город.

Справа во внешних воротах, у крепостной стены, был открыт редкий образец культа камней - т. н. маццебот ( ): вокруг 5 стоящих в ряд камней обнаружены следы совершения обрядов (фрагменты масляных светильников и курильниц, бытовая керамика), рядом - длинный узкий «стол» для приношений и монументальная каменная скамья длиной 4,5 м для участников обрядов. ВЗ, соотнося культ камней со служением Ваалу, строго осуждал поклонение им (4 Цар 10. 26; 17. 10-12; Втор 16. 22). В Д. известны еще 3 подобных сооружения.

Главные ворота города были одним из центров социальной жизни; здесь были найдены протоэолийская капитель, основание небольшого сооружения, к-рое уверенно интерпретируют как царский трон. Сенсационным открытием в зоне ворот стала т. н. стела из Д., обнаруженная в 1993 г. в кладке вост. фасада стены, ведущей к внешним воротам: это вторично использованный кусок черного базальта с арам. надписью из 10 строк (2 небольших фрагмента нашли в 1994, но вопрос об их месте в общем тексте остается открытым) - часть победной стелы покорившего Д. царя (правителя Дамаска Азаила или Венадада I/II?). Текст стелы, датируемый 2-й пол. IX-VIII в. до Р. Х. (до ассир. вторжения в 733 или 732), содержит имена царей Израиля, в т. ч. из «дома Давида» (чтение Бирана и Й. Наве, поддержанное А. Лемером). Это единственное в археологических материалах, а также первое и древнейшее упоминание царя Давида вне текста Библии, к-рое может служить подтверждением аутентичности и офиц. характера формулировки «дом Давида», используемой в ВЗ в отношении царей Иудеи с кон. IX в. до Р. Х. Большинство лингвистов и археологов считают стелу подлинной, а прочтение текста - весьма вероятным, хотя был предпринят ряд попыток (Р. Гмиркин, Т. Томпсон) дезавуировать значение надписи: по-иному интерпретировать буквы (сочетание букв  , читаемое как «Давид», можно, напр., прочесть и как   - «любимый») или допустить неподлинность стелы (что маловероятно, учитывая степень документированности находки).

Др. район с исключительными находками - большой культовый участок вблизи источника, на сев.-вост. оконечности холма. Археологические материалы (в т. ч. обломки статуэток позднебронзового века) показывают, что святилище возникло задолго до прихода израильтян, однако первые монументальные сооружения построили именно они. В кон. X в. израильский царь Иеровоам I (ок. 928-907 гг. до Р. Х.) поставил в Д. одного из 2 золотых тельцов и ввел идолослужение на высотах (3 Цар 12. 30; 4 Цар 10. 29; ср. Ам 8. 14). Д. оставался главным религ. центром при Ахаве (ок. 871-852) и Ровоаме II (ок. 784-748 гг. до Р. Х.), что подтверждают данные раскопок: здесь открыты прямоугольная платформа из больших тесаных блоков известняка, часть большого хранилища с 2 пифосами (ок. 300 л каждый), украшенными рельефными изображениями змей; найдены вотивные фигурки, лампы-семисвечники, стационарные курильницы, множество сосудов. Важным открытием стала целла (святилище) эпохи Иеровоама II с алтарем, расположенная юго-западнее «высоты». В ней найдены кроме алтаря лопаточка для курений (самая ранняя в Др. Израиле) и сосуд для сбора пепла, а под алтарем - навершие скипетра из бронзы и серебра («булава»), видимо принадлежавшего жрецам (функция неясна). Назначение др. сооружения было истолковано при раскопках как помещение для ритуальных омовений, в наст. время его считают винодавильней. Открытия в этой зоне доказывают, что жители Д. столетиями хранили обряды, решительно осуждавшиеся ВЗ, а их религия была связана с культами плодородия Ханаана (ср. 3 Цар 12. 25-31). После ассир. нашествия Д. был оккупирован и служил пришельцам опорным пунктом, что обеспечило его плотную заселенность с кон. VIII до нач. VI в. до Р. Х. В это время Д. существенно вырос и включился в международный обмен товарами, но в 1-й четв. VI в. до Р. Х. жители покинули город.

Возрождение Д. связано с эпохой эллинизма и рим. временем. В конце персид. или начале эллинистического периода маленький священный участок у источника продолжал привлекать язычников; здесь найдено много антропо- и зооморфных керамических фигурок. На активность богослужений в IV-III вв. до Р. Х. указывают монеты егип. царей Птолемея I, Птолемея II, Антиоха III. В раннеэллинистическое время священный участок перестроили: целлу окружила стена с проходом на юг, внутри был встроен каменный круглый обмазной бассейн (внутренний диаметр 1,2 м; глубина 1,3 м); к югу от вимы был подсыпан новый уровень из щебня (7,5-15 см толщиной). Сохранились остатки почти квадратного в плане сооружения из тесаного камня со ступенями, возможно алтаря или даже небольшого храма.

С предполагаемым храмом связывают вторую в Д. эпиграфическую находку 1977 г.- относящуюся к рим. периоду плитку известняка (15,5´ 26,5 cм) с посвятительной надписью, вырезанной по-гречески (3 строки) и по-арамейски (1 строка), палеографически датируемой кон. III - нач. II в. до Р. Х. Греч. текст повествует, что некий Зоил принес обет «богу, что в Дане», т. е. божеству настолько известному, что нет необходимости (или запрещено) указывать его имя. Город назван во мн. ч., поэтому фрагмент текста можно читать как «божеству, что среди данитов», что может означать традиц. связь почитания божества и этнонима представителей этого колена. Полностью текст реконструируют так: «Богу, что в Данах, Зоил [дал] [во исполнение?] обета». «[Это] обет Зоил [а] для [бога в Дане]». Небольшое и небрежно сделанное дополнение по-арамейски восстанавливается с трудом как близкое по значению: «Вот обет Зоила божеству Дана». Надпись напоминает инвективы в Ам 8. 14 и может свидетельствовать о синкретизме жителей этих мест. Принадлежность надписи к эллинистическому периоду и важность ее для понимания взаимопроникновения местной и эллинской культур несомненны, хотя остается неясным, кем был Зоил - служителем храма, принесшим дар покровителю этого места, греком (греко-финикийцем?) или образованным сирийцем, перенявшим греч. обычай оставлять посвятительные надписи.

В рим. период языческое святилище в Д. было одним из наиболее почитаемых (всего в 6,4 км от него расположено др. известное священное место - святилище Пана в Панеаде); вокруг священного участка вели активное строительство. У вост. подножия холма найдена статуя Афродиты (рим. копия греч. оригинала III в. до Р. Х., типологически близкая к скульптуре Венеры IV в. до Р. Х. из коллекции семьи Медичи), самая большая из известных в Израиле (66 см). На зап. склоне у источника возникло подобие нимфея или дома с фонтаном (более в Израиле нигде не известно): комплекс устройств для подачи воды с обмазными бассейнами и лестница к нему. Вода из источника поступала по керамическим трубам в бассейны, для подъема ее уровня использовали небольшую плотину, затем воду отводили по оштукатуренному каменному руслу. Постройки датируются (по керамике и монетам) ранним рим. периодом (ок. I в. по Р. Х.), но строительство продолжалось и позже, когда возвели новые каменные стены и мощные платформы, оформили маленький атриум. Среди находок - стеклянный медальон (III-IV вв. по Р. Х.) с изображением фигуры козопаса, поздние рим. монеты (последняя отчеканена от имени Константина Великого).

Лит.: Robinson E. Bibl. Researches in Palestine: Mount Sinai and Arabia Petraea. Vol. 3. L., 1841; Biran A. Tell Dan: Five Years Later // BiblArch. 1980. Vol. 43. N 3. P. 168-182; idem. To the God who is in Dan // Temples and High Places in Biblical Times. Jerusalem, 1981. P. 142-151; idem. Dan // ABD. Vol. 2. P. 12-17; idem. Biblical Dan. Jerusalem, 1994; idem. Sacred Spaces of Standing Stones, High Places and Cult Objects at Tell Dan // BAr. 1998. Vol. 24. n 5. P. 38-70; Biran A., Naveh J. An Aramaic Stele Fragment from Tel Dan // IEJ. 1993. Vol. 43. P. 81-98; idem. The Tel Dan Inscription: A New Fragment // IEJ. 1995. Vol. 45. P. 1-18; Biran A., Ilan D., Greenberg R. Dan I: A Chronicle of the Excavations, the Pottery Neolithic, the Early Bronze Age and the Middle Age Tomb. Jerusalem, 1996; Biran A., Ben-Dor R. Dan II: A Chronicle of the Excavations and the Late Bronze Age «Micenaean» Tombs. Jerusalem, 2002; Gmirkin R. Tools, Slippage, and the Tel Dan Inscription // Scandinavian J. of the OT. 2002. Vol. 16. N 2. P. 293-302; Athas G. The Tel Dan Inscription: A Reappraisal and a New Interpretation. L., 2003. (JSOT. Suppl.; 360); Mykytiuk L. J. Identifying Biblical Persons in Northwest Semitic Inscriptions of 1200-539 B. C. E. Atlanta, 2004. P. 110-132, 227.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Города библейские Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Дан, единственный упоминаемый город в ВЗ, названный по имени одноименного колена
См.также:
АВИЛА древний город, центр тетрархии Авилинеи
АЗЕК город в Северной Иудее
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
АСОР город на севере Ханаана
БЕФ-САН (Вефсан), город в уделе колена Манассии
ГАДАРА город Десятиградия, лежавший к юго-востоку от Галилейского моря (совр. Тивериадское оз.)