Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАДАРА
10, С. 259-260 опубликовано: 6 октября 2010г.


ГАДАРА

Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г.
Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г.

Чудо исцеления бесноватых в стране Гадаринской. Роспись ц. Богоявления в Ярославле. 1692 г.
Гада́ра [греч. Γάδαρα], город Десятиградия, лежавший к юго-востоку от Галилейского моря (совр. Тивериадское оз.). В синодальном и большинстве переводов НЗ на европ. языки упоминается «Гадаринская страна» (Мк 5. 1; Лк 8. 26, 37) как место, где Иисус совершил чудо исцеления бесноватых, изгнав бесов, обратившихся в стадо свиней и бросившихся в море. Правда, во мн. греч. рукописях НЗ в этих стихах сказано, что Иисус с учениками пришли в «страну Герасинскую» [τὴν χώραν τῶν Γερασηνῶν - NAG]. В др. параллельном тексте Евангелия это место исцеления также именуется «страной Гергесинской» (Мф 8. 28) (в критическом издании НЗ здесь стоит греч. τὴν χώραν τῶν Γαδαρήνων, т. е. в «страну Гадаринскую»). Вероятно, подобные разночтения в рукописной традиции были обусловлены ошибками переписчиков. Местоположение Г. и Герасы определяется уверенно, однако вопрос о точном месте евангельского чуда остается нерешенным. Открытие в 70-х гг. XX в. на вост. берегу Тивериадского оз. (в совр. Курси, т. е., возможно, Гергесе) церкви и мон-ря V-VI вв., по-видимому отмечавших место, где почиталась память о чуде изгнания бесов, может говорить в пользу последней.

Г. была населена по преимуществу греч. населением (Ios. Flav. Antiq. XVII 11. 4) и играла заметную роль как член Десятиградия только с правления Помпея (64/63 г. до Р. Х.), однако история города началась по крайней мере в эпоху эллинизма и даже ранее, правда, слои этих периодов еще не обнаружены. Рим. наместник Сирии Авл Габиний разделил Палестину на 5 округов, 2-м из них после Иерусалима назвав Г. (Ios. Flav. De bell. I 8. 5). во время Иудейской войны, ок. 68 г. по Р. Х., Г. была разрушена имп. Веспасианом (Ibid. IV 7. 3, 5). Особую известность принесли Г. жившие в городе греч. ученые: Менипп (III в. до Р. Х.), Мелеагр и Филодем (1-я пол. I в. до Р. Х.), Теодор, учитель имп. Тиберия (кон. I в. до Р. Х.), Апсинес (III в. до Р. Х.). Христианство утвердилось здесь очень рано: в Г. в 303 г. принял мученическую кончину диак. Закхей; еп. Г. Сабин участвовал во Вселенском I Соборе 325 г. Однако церковная жизнь Г. в визант. эпоху восстанавливается с трудом, как из-за скудости и противоречивости источников, так и в силу существования 2 городов с близкими названиями, лежащих в областях соседних провинций (Палестина Первая и Палестина Вторая). В 1-й пол. VI в. Г. упоминается вместе с 3 городами пров. Палестины Второй после Скифополя и Пеллы (Parthey G. Hieroclis Synecdemus et Notitiae graecae episcopatuum. B., 1866. Amst., 1967r. P. 44; Georgios Cyprius. Descriptio orbis Romani / Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 52-53).

Руины базилики в Гадаре
Руины базилики в Гадаре

Руины базилики в Гадаре

Г. отождествляют с местностью в районе совр. Умм-Кайса (Umm Qeis, M.R. 214229), в окрестностях к-рого обнаружено много гробниц, высеченных в скалах (они могли служить жилищами бесноватым). Умм-Кайс лежит на сев. границе Иордании (ок. 10 км юго-восточнее юж. оконечности Тивериадского оз.) на ровном плато, вытянутом с востока на запад (350 м над уровнем моря). С севера склоны спускаются к долине р. Ярмук, с запада - к долине р. Иордан, с юга - к Вади-эль-Араба. Руины близ Умм-Кайса отождествил с Г. уже У. Зеетцен в 1806 г.; в 1886 г. Г. Шумахер провел разведку городища Г. (в то время не заселенного). Позже здесь были открыты бани с мозаичными полами, расчищен обширный подземный мавзолей (внутри границ древнего города) и гробница позднерим. эпохи. В 1974 г. было проведено повторное обследование и снят общий план с фиксацией остатков зданий на площади ок. 1,6´ 450 м (исключая некрополи, плотно окружающие Г.).

В 70-80-х гг. XX в. неск. крупных зданий в Г. изучили У. Вагнер-Люкс и С. Хольм-Нильсен. Вдоль главной улицы (лат. decumanus maximus), ориентированной по оси восток-запад, стояли большие термы. Главное здание (30´ 50 м) стояло на склоне и частью было врублено в скалу, а частью опиралось на 2 особых сводчатых помещения; фасад имел высоту ок. 14 м. В термах пол на базальтовых и керамических столбиках подогревался горячим воздухом из 10 печей, имелись все необходимые помещения, кроме открытого двора-палестры, что характерно для поздних типов. Всего выделено 3 этапа существования здания: разрушение 1-го датируется ок. 400 г. по Р. Х.; во 2-й период бани работали, но мн. комнаты были закрыты или использовались не по назначению, что, видимо, указывает на начало упадка Г. В 1-й пол. VII в. весь комплекс терм использовался как жилой и производственный, что продолжалось и в период Омейядов (одна из комнат получила михраб - молитвенную нишу). В 746 г. термы были окончательно разрушены гигантским землетрясением.

В центральной части террасы (в 50 м к востоку от терм) было открыто квадратное основание церкви (23,5´ 23,1 м) с октагональным интерьером, построенной на вымостке рим. периода из известняковых плит с широким использованием вторичных материалов. Храм датируется нач. VI в. по Р. Х., а его разрушение (при землетрясении) - VIII в. В здании были двери; из внутреннего двора 3 прохода вели на главную улицу. В полу сев.-вост. апсиды, перед базальтовым саркофагом, находились 2 захоронения (0,52´ 1,72 м; 0,6´ 1,74 м). На горизонтальной оси юго-вост. апсиды, к-рая отделялась барьером от октагонального интерьера, найдена базальтовая колонна высотой 0,74 м (подставка реликвария?). Центральный октагон окружал коридор, в к-рый попадали с севера. В вост. части центрального октагона имелось полукруглое ступенчатое сооружение, ориентированное на восток, а сразу с запада от него - могила с каменным оссуарием или реликварием (ок. 1,2´ 0,5´ 0,4 м). Пол здания был выложен геометрическими узорами из каменных плиток разных цветов (черного, голубого, желтого, красного, белого).

Г. была одним из христ. центров, в к-рых шла разработка церквей раннего типа, как центричных, так и базиликальных: важнейшим открытием стало обнаружение в Г. базиликальной церкви нач. IV в. (испорчена поздними зданиями, и о ее архитектуре судить трудно), о чем сообщил в кон. 90-х гг. XX в. Т. Вебер. Кроме этих зданий в Г. фрагментарно изучен целый ряд сооружений, в т. ч. театр, ипподром, остатки колонных улиц и системы уличных подземных водоотводов.

Лит.: Janin R., Stiernon L. Gadara // DHGE. T. 19. Col. 592-598; Wagner-Lux U. Umm Qeis (Gadara) // RB. 1966. Vol. 73. P. 581-582; Wagner-Lux U. Umm Qeis 1974 // RB. 1979. Vol. 86. P. 450-453; Wagner-Lux U., Vriezen K. J. H. Umm Qeis (Gadara) // RB. 1982. Vol. 89. P. 247-250; Weber T. Gadara of the Decapolis: Prelim. Rep. on the 1990 Season at Umm Qeis // ADAJ. 1991. Vol. 35. P. 223-235; idem. Gadara 1998: The Excavation of the Five-Aisled Basilica at Umm Qays: A Prelim. Rep. // Ibid. 1998. Vol. 42. P. 443-456.
Л. А. Беляев
Ключевые слова:
Города библейские Археология христианская, раздел археологии, изучающий древности раннехристианских общин и государств Десятиградие, встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-римскую эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского моря География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Археология библейская, отрасль библеистики, изучающая Священное Писание в свете открытий, совершаемых археологией на Древнем Востоке - в Малой Азии, Месопотамии, Восточном Средиземноморье, Египте и др. связанных с ними территориях Гадара, город Десятиградия, лежавший к юго-востоку от Галилейского моря (совр. Тивериадское озеро)
См.также:
ГЕРАСА один из крупнейших городов Десятиградия
АВИЛА древний город, центр тетрархии Авилинеи
АЗЕК город в Северной Иудее
АККО морской порт и крепость севернее мыса Кармель (Израиль)
АСКАЛОН г. на юге Израиля, один из 5 главных филистимских городов
АСОР город на севере Ханаана
БЕТ-ЛОЙЯ памятник библ. и христ. археологии
БЕФ-САН (Вефсан), город в уделе колена Манассии
ВИФЕЗДА название купальни в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного
ВИФСАИДА город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа, Андрея Первозванного и Петра
ВИФФАГИЯ селение на склоне Елеонской горы, недалеко от Вифании
ГАЙ название города в центральной части Палестины