Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАДА, ГАВЕДДАЙ И КАЗДОЯ
Т. 13, С. 635-637 опубликовано: 17 сентября 2009г.


ДАДА, ГАВЕДДАЙ И КАЗДОЯ

Да́да, Гаведда́й и Каздо́я [сир.  ,   ,  ; греч. Δάδας, Γοβδελάας/Γουδελάα, Κασδία/Κασδόα] († 330/1), мученики Персидские (пам. 29 сент.), пострадали при шахе Шапуре II (308-379).

Мученики Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Икона-мощевик. 1895 г. (Архиерейская ризница Локровского собора при Рогожском кладбище)
Мученики Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Икона-мощевик. 1895 г. (Архиерейская ризница Локровского собора при Рогожском кладбище)

Мученики Дада, Гаведдай, Каздоя и Гаргал. Икона-мощевик. 1895 г. (Архиерейская ризница Локровского собора при Рогожском кладбище)

Житие

Согласно наиболее полной версии греч. Мученичества (BHG, N 480), Д. был знатным вельможей и близким родственником Шапура, приверженца зороастризма и преследователя христиан. Долгое время Шапур не знал, что Д., отправленный им наместником в отдаленные провинции, принял христианство. Однако вскоре ему донесли об этом, и над Д. был устроен показательный суд, где присутствовал и сын шаха Г. Выполняющий обязанности судьи вельможа Андрамелех повелел разжечь огонь и бросить туда Д., но когда Д. приблизился к огню и осенил его крестным знамением, пламя погасло и на его месте забил родник. Г., пораженный чудом, после беседы со святым также уверовал во Христа. Узнав о поступке сына, Шапур пришел в ярость и приказал подвергнуть Г. пыткам. Г. стойко переносил истязания, продолжая молиться и благодарить Бога, что приводило палачей в ярость, и пытки ужесточались. Каждую ночь к святому являлся ангел, чтобы укрепить его веру и залечить раны. Когда приближенный Гаргал сообщил об этих чудесах шаху, предположив, что его сын - колдун, Шапур приказал убить Г. Гаргал, выполняя приказ, протыкал голову мученика раскаленным вертелом, избивал его воловьими жилами и подвешивал на железных крючьях, вырывал ногти и зубы, сдирал кожу с головы, но каждое утро он вновь находил Г. здоровым. Приходить к Г. в темницу было запрещено под страхом смерти, но его сестра К. сумела уговорить стражника и принесла брату воды. Однажды ночью Г. взмолился Богу, чтобы его раны больше не закрывались, его молитва была услышана, но кровь Г. стала целительной и помогала др. узникам избавиться от мучений и выздороветь. Кроме того, подвиг Г. многих из них обратил ко Христу, в т. ч. бывшего колдуна. Когда решено было бросить Г. в котел с кипящей смолой и серой, котел раскололся и Г. вышел из него невредимым; когда его подвесили и стали пускать в него стрелы, те застывали в воздухе или же обращались против самих мучителей. Тогда шах решил отправить к Г. его сестру К., чтобы та уговорила брата вернуться к языческим богам, но К. сама приняла христианство. Узнав об этом, Шапур приказал наказать ее и бросить в темницу. Предчувствуя кончину, Г. сокрушался только о том, что может умереть некрещеным. Однако в день казни над Г., подвешенным на железных крюках, появилось облако, откуда на голову Г. пролились вода и масло, и голос с небес возвестил о том, что Г. крещен. Но даже после смерти Г. палачи не успокоились: его тело было привязано к лошади, которую пустили по скалам и оврагам, а то, что осталось после этого, Гаргал повелел бросить собакам. Однако ученикам Г., к-рые тайно следили за его мучениями, удалось похоронить часть его мощей.

В это же время завершилось и мученичество Д., к-рый был изрублен мечами. Его мощи также были тайно похоронены христианами. Во время похорон ученикам явился Г. и после утешений и проповеди приказал им идти в царский дворец и там крестить его сестру К. Придя в царский сад, они обнаружили, что ворота открыты, а К. уже ждет их. Совершив таинство, ученики увидели, как с небес за К. спустился ангел и принял ее душу.

Научная проблематика

Текст, опубликованный болландистами (BHG, N 480), представляет собой позднюю версию Мученичества, доказательством чего служат следующие особенности: он распадается на плохо связанные между собой части (Д. появляется только в самом начале и в конце повествования, т. е. не говорится, что было с ним во время мучений Г.); нарушена логическая последовательность событий (уже после просьбы о прекращении исцелений Г. снова чудесным образом избавляется от ран), автор смешивает персонажей (Гаргал в одном из эпизодов говорит с Г. так, как мог бы говорить только Шапур: «советует ему как любящий отец» (ActaSS. Sept. T. 8. P. 130)).

Все остальные греческие источники (Синаксарь К-польской Церкви (кон. X в.) и Синаксарь Никодима Святогорца (нач. XIX в.)) также приводят сюжет, зафиксированный на поздней стадии развития. Расхождения между Мученичеством и синаксарным свидетельством достаточно существенны: согласно Синаксарю К-польской Церкви, первым был замучен Д., а Г.- позже; их палачом назван не Гаргал, а Гаргам; в нек-рых рукописях упоминается продолжительное совместное заключение 3 мучеников, после к-рого все они были зарублены мечами, и т. п. Кроме того, нек-рые мотивы, очевидно присутствовавшие в первоначальной утраченной редакции, в Синаксаре сохранены гораздо лучше: появление огня в сцене суда над Д. более оправданно, т. к. костер представляет собой не столько орудие казни, сколько бога огнепоклонников, к-рому следует поклониться, чтобы подтвердить свою веру.

Изложение Никодима Святогорца в основном соответствует Мученичеству, однако он добавляет в текст сведения о мученике по имени Каздой. Т. о., в его рассказе действуют 2 человека с похожими именами -Каздой и К., при этом составитель никак не уточняет, в каких отношениях они находились между собой. Эти сведения Никодим берет из греч. служебных Миней, где содержится двустишие, посвященное этим мученикам.

Вопрос о количестве мучеников осложняется еще и тем, что в греч. Минеях и в рим. Мартирологе Цезаря Барония под 29 сент. упоминается мученица Гуделия, пострадавшая при Шапуре за отказ поклоняться солнцу. Житие этой святой не сохранилось, тем не менее ряд рукописей Синаксаря К-польской Церкви также упоминает ее (напр., Parisin. gr. 1582). Никодим помещает рассказ о ней под 29 сент. отдельно от повествования о Д., Г. и К. и указывает год ее мученичества как 330-й (так же, как и в случае с Д. Г. и К.).

Уже на ранних этапах исследования Мученичества встал вопрос о том, какие из персонажей, упоминаемых в различных источниках, присутствовали в тексте оригинала. Издатели считали, что все, что связано с К., является позднейшим добавлением, а повествование о Гуделии независимо и никак не связано с историей Д. Г. и К. (ActaSS. Sept. T. 8. P. 127). В совр. справочных изданиях (за исключением ΘΗΕ) Гуделия обычно не указывается отдельно. Традиц. т. зр. заключается в том, что появление на греч. почве рассказа об этой мученице объясняется неправильным переводом сир. источника, т. е. Каздой и Гуделия на самом деле К. и Г. Так же объясняется и проблема с родственными отношениями мучеников в разных источниках (напр., Бароний называет К. женой Шапура, а не дочерью), и ряд др. менее значительных расхождений (напр., вопрос о должности Д.).

Обращение к сир. источникам, послужившим основой для всех греч. версий, также вызывает дополнительные вопросы: известны 2 Мученичества, к-рые могли послужить источником для греч. переложений. Во-первых, это Мученичество Д. (BHO, N 75), текст к-рого сохранился фрагментарно. Его авторство приписывается некоему Иоанну Витаксу, о к-ром ничего не известно. Согласно Мученичеству, святой был похоронен в Таманоне в Кордуене (Курдистан) неким знатным христианином. Во-вторых, это анонимное Мученичество Губарлаха, сына Шапура, и его сестры К. (BHO, N 57), где также упоминается их родственник Д.

Вопрос о датировке Мученичества остается открытым: в сир. тексте Мученичества указан 23-й год правления Шапура, т. е. 331 год, что вызывает сомнения, т. к. Шапур был коронован с самого рождения и в 23 года еще не мог иметь взрослого сына. В то же время в греч. традиции указывается 330 г. Издатели во введении определяют время более широко - 330-370 гг.

Ист.: BHO, N 240, 325; BHG, N 480-480f; Bedjan. Acta. T. 4. P. 141-163 [Мученичество Гаведдая, Дады и Каздои], 218-221 [Мученичество Дады]; ActaSS. Sept. T. 8. P. 129-134 [Passio Dadae, Gobdelaae et Casdiae], 127-129 [De sanctorum Dada, Gobdelaa, Casdia seu Casdoa et forte Gudelia martiribus commentarius praevius]; SynCP. Col. 88-90 [Passio Dadae, Gobdelaae et Casdiae]; Νικόδημος. Συναξαριστής. T. 1. Σ. 240-249; ЖСв. Сент. С. 646-651.
Лит.: ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 880-881; Van Doren R. Casdoa // DHGE. T. 11. P. 1268; Sauget J.-M. Dada, Gubarlâhâ e Kazoy // BiblSS. T. 7. P. 421.
Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова

Старообрядческая традиция почитания

В 40-х гг. XIX в. в склепе близ ст-цы Карабулакской на Кавказе были найдены 4 нетленных человеческих тела, 2 из них были рассечены. Надпись, выбитую на камне у входа в склеп, в к-рой будто бы содержалось упоминание имен Д., Г., К. и Гаргала (волхв, обращенный в христианство Г.), с помощью некоего перса перевел житель с. Алхан-Юрт, старообрядческий начетчик и иконописец И. Ф. Горячев в нач. 70-х гг. XIX в. (в точности прочтения надписи, якобы относившейся к IV-V вв., высказывал сомнения Б. А. Тураев в письме к директору московского Старообрядческого ин-та А. С. Рыбакову - РГБ. Ф. 246. К. 220. Д. 44. Л. 6 об.). Экспертиза, к-рой подверглась покрывавшая тела белая ткань, установила, что ткань была изготовлена в Италии в ХIV-ХVI вв.

Старообрядцы, посещавшие пещеру, свидетельствовали о целительной силе останков. В 1876-1879 гг. по распоряжению старообрядческого Московского архиеп. Антония (Шутова) останки были тайно (из-за опасения противодействия со стороны правительства) перевезены в Москву на Рогожское кладбище старообрядческим свящ. Стефаном Загородневым. Часть останков до наст. времени хранится в Покровском соборе Рогожского кладбища, другая - бо́льшая - была разослана по старообрядческим епархиям и в заграничные мон-ри: Белокриницкий, Славский, Мануиловский и др. В 1885 г. часть останков, по свидетельству И. Корякина, келейника архиеп. Антония, была похоронена на кладбище у дер. Большой Двор (совр. пос. Большие Дворы) близ Павловского Посада. В 90-х гг. XIX в. в прессе развернулась полемика о достоверности останков. В сент. 1895 г. старообрядцы направили на Кавказ священников Д. М. Смирнова и В. Е. Мельникова, обследовавших место их обретения, собравших и опубликовавших устные свидетельства и фотографии. У старообрядцев, последователей Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия), останки почитаются и ныне. Сохранилось значительное число изображений Д., Г., К. на Рогожском кладбище, в Казанском храме в с. Слободище в Гуслице.

Лит.: Попов К. А., свящ. Поразительное кощунство раскольнических заправителей // Тобольские ЕВ. 1895. № 20. С. 327-334; он же. Еще о раскольничьих мощах // Там же. № 22. С. 381-383; Старков А. С. Беседа о мощах свв. мучеников Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала. М., 1910. С. 1-30; Бриллиантов М. И. Сведения о св. мощах персидских мучеников Дады, Гаведдая, Каздои и Гаргала. М., 1911. С. 1-40.
Е. А. Агеева

Иконография

Святые Д., Г. и К. редко изображаются вместе. Наиболее известны изображения Г. Начиная с XVI в. его образ часто встречается в греч. и балканских храмах среди воинов в центральном пространстве - на юж. или сев. стене, в одном из боковых полукружий в церквах с планом в виде триконха; сохранились иконы с его единоличным изображением. Одной из ранних считается фреска с изображением Г. в мон-ре Филантропинон на острове оз. Памвотида (Янина) (1531/32, 1542), где святой представлен в воинском облачении, с крестом в правой руке, левая - перед грудью, на голове - венец, небесная награда за мученический подвиг, а также знак его царского происхождения. В этой иконографии он представлен в мон-ре Дилиу на острове оз. Памвотида (1543); в соборе мон-ря Варлаама в Метеорах (1548); в боковой капелле ц. свт. Николая в Лавре прп. Афанасия на Афоне (1560); в мон-рях Галатаки (1566) и свт. Николая в Ано-Ватии (XVI в.) на о-ве Эвбея; в ц. свт. Николая в Вице в Эпире (1618-1619). С мечом, копьем и щитом он изображен в росписи храмов мон-рей Молдовица (1537, мастер Фома Сучавский) и Воронец (1547-1550) в Румынии; в капелле св. Архангелов собора мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе) в Греции (1634). Как мученик, без керасы - в росписи парекклисиона ап. Иоанна Богослова в ц. Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1552).

В XVII в. мастером Эммануилом Цанесом в изображение Г. как воина были внесены новые детали: святой стал изображаться в богато орнаментированном воинском облачении, в изукрашенной керасе, короткой тунике, высоких сапогах, на плечах - красный плащ, на голове - убор, называемый туфа,- венец с перьями в 2 ряда (иконы Цанеса 2-й пол. XVII в. из Византийского музея в Фессалонике, Музея Бенаки в Афинах, из собора Богородицы Спелиотиссы на о-ве Керкира (приписывается Цанесу); гравюра 1661 г. Цанеса и Каллиописа Каллиергиса). Этому типу изображения впосл. следовали др. мастера XVII-XVIII вв. (икона Георгия Лиметеса из собрания Т. Катараса, 1664; икона Стефана Цанкароласа из коллекции Е. Велиземис, 2-я пол. XVII в.; икона Илии Мосхоса (?) из ц. вмч. Георгия на о-ве Закинф, 1669; икона Георгия Маркоса из ц. Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин, 1735).

Сцена мученичества Г. показана в росписи мон-ря св. Мелетия на Китероне, на границе Аттики и Беотии.

Д. и Г. как мученики представлены в росписи храма мон-ря Хурези в Румынии (1654): Д. изображен в сиреневой короткой тунике, красном длинном хитоне, зеленом плаще и красной шапочке с синими высокими краями, напоминающей головной убор прп. Иакова Персидского, в руках - крест; Г.- в синем хитоне, красном плаще и с венцом на голове, украшенным перьями, в руках - крест.

Лит.: Icons Itinerant: Corfu, 14th-18th cent: [Exhib. cat.] / Ed. L. Bragiotti. Athens, 1994. Cat. 15. P. 94-97.
Н. В. Герасименко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Святые Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Дада, Гведдай и Каздоя († 330/1), мученики Персидские (пам. 29 сент.)
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)
КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)
АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)
АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)