Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИРИАКИЯ
Т. 34, С. 156-158 опубликовано: 28 июня 2017г. 


КИРИАКИЯ

[ греч. Κυριακή] († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля), пострадала при имп. Диоклетиане (284-305).

Житие

Мученичество К., относимое Ф. Алькеном к разряду «легендарных», сохранилось в 8 редакциях (не считая кратких синаксарных Житий), из к-рых изданы только 2: версия BHG, N 462 опубликована К. Яннингом в Acta Sanctorum по рукописи Ambros. D 92 Sup. (XI в.) и версия BHG, N 462g - Алькеном по списку ГИМ. Син. Греч. № 162 (1021/1022 г.).

Родители К., христиане Дорофей и Евсевия, долгое время были бездетными и молились Богу, обещая посвятить Ему свое дитя. Когда у супругов родилась дочь, ей дали имя Кириакия, т. к. она появилась на свет в воскресный день (κυριακή - «Господень день»). Дорофей и Евсевия воспитали дочь в благочестии и целомудрии. Когда К. и ее родителей привели на суд к Диоклетиану, они смело исповедали христ. веру. Император велел ослепить Евсевию и бичевать Дорофея (ActaSS. Iul. T. 2. P. 273, в др. версии - бить свежими прутьями), так что «кровь текла на землю, как вода» (Halkin. 1963. P. 303), и затем отправить их для дальнейших мучений к правителю Мелитины Армянской Иусту (который их обезглавил), а К. он послал в Никомидию к цезарю Максимиану (т. е. к Максимиану Галерию). Тот обещал выдать ее замуж за кого-либо из придворных, если она отречется от Христа. После отказа К. Максимиан велел растянуть ее на земле между 4 колами и бить бычьими жилами. Видя непреклонность святой, он отправил К. к правителю Вифинии Илариану, который приказал подвесить мученицу за волосы и прижигать ее факелами. Ночью в темницу, куда была заключена К., явился Христос и исцелил ее раны. Утром Илариан велел отвести мученицу в храм Зевса. По молитвам К. произошло сильное землетрясение, статуи языческих богов упали на землю и разбились. Молния опалила правителю Илариану лицо, он упал с трона и умер. Присланный вместо него наместник Кампании Просфор (Halkin. 1963. P. 306) или Дукиферн (ActaSS. Iul. T. 2. P. 276; в поздних редакциях Аполлоний - например, в сб. «Новое сокровище» иером. Серафима Писсидия (Σεραφεμ ὁ Πισσίδειος. 1795. Σ. 302-303)) стал убеждать К. принести жертвы идолам, а затем велел развести на стадионе большой костер. Но внезапно на небе появились грозовые облака, дождь погасил пламя, и К. осталась невредимой. Тогда на стадион выпустили диких зверей, но они не тронули святую. Видя это, многие из бывших там язычников уверовали во Христа. К. отвели в темницу, и на следующее утро Просфор велел обезглавить мученицу. Ее отвели за город, на месте казни К. попросила у воинов разрешения помолиться и после этого преставилась до того, как ей отсекли голову. Божественный глас велел воинам поведать о чудесной кончине святой, и они уверовали во Христа. Мощи мученицы были похоронены благочестивыми христианами, и от них происходили исцеления. О раке с чудотворными мощами К. упоминается в каноне, составленном в честь этой святой прп. Иосифом Песнописцем.

И. Е. Штадлер и автор комментариев к «Житиям святых на русском языке, изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», а вслед за ними нек-рые др. агиологи датировали кончину К. 303 г., хотя ни в одном из источников не уточняется, к какому периоду правления Диоклетиана и Галерия относится казнь этой святой.

Болландисты отождествили К. с мц. Доминикой, почитавшейся в г. Трапея (ныне Тропеа) в Калабрии 6 июля (Римский Мартиролог). О популярности К. в средние века в Юж. Италии свидетельствует Минологий Messan. gr. 29 (1307 г.), содержащий 2 текста, посвященные этой святой, под 7 июля и 10 авг. (BHG, N 462с, N 462d). Версия Жития, изданная в ActaSS, также сохранилась в рукописях южноитал. происхождения.

Почитание в Византии

В поздневизант. период наблюдается рост почитания К. В календарях ее начинают именовать великомученицей (напр., Escorial. Ω. II. 11, XIV в.). К XIII в. сложилась своеобразная иконография К.: в короне и в царском одеянии, украшенном медальонами с изображениями др. дней недели, она предстает как аллегория воскресного дня. Наибольшее распространение этот иконографический извод получил на Кипре (фрески в ц. Пресв. Богородицы в с. Кофину (XIII в.), в соборе свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста (XIII в.), в ц. свт. Димитриана в Дали (1317) и в ц. арх. Михаила в с. Педулас (1474), встречается также на Пелопоннесе на п-ове Мани (в ц. мц. Кириакии в с. Кунос (XIII в.)) и в Грузии (церковь Спаса в Цаленджихе, 1384-1396 гг.) (Gabelić S. St. Kyriaki in the Wallpainting of Cyprus // Archaeologia Cypria. 1985. T. 1. P. 115-119; Mouriki D. The Cult of Cypriot Saints in Medieval Cyprus as Attested by Church Decoration and Icon Paintings // «The Sweet Land of Cyprus» / Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 254).

В новогреч. календарях существуют разногласия относительно чина святости К.: в «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), митр. Леонтопольского, и в Диптихах Элладской Православной Церкви (Δίπτυχα. 2013. Σ. 251) она названа великомученицей, в греч. богослужебной Минее (Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουλίου. ᾿Αθῆναι, 1961. Σ. 55; Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουλίου. ᾿Αθῆναι, 1967. Σ. 34; Μηναῖον τοῦ ᾿Ιουλίου. ᾿Αθῆναι, 1993. Σ. 79) и в «Новом Синаксаристе Православной Церкви» (Μακάριος Σιμωνοπετρίτης. 2008. Σ. 76) - мученицей.

В большинстве визант. агиографических источников память К. отмечена под 7 июля (эта дата утвердилась в совр. календарях РПЦ, Болгарской, Сербской и Греческих Церквей), кроме того, сведения об этой святой встречаются под 6 июля в ряде месяцесловов Евангелий (напр., Vat. gr. 1156. Fol. 319v, кон. XI в.; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203), под 26 июля - в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), под 10 авг.- в Oxon. Bodl. Rawlinson. G 4 (Misc. 142) (XII в.) и Messan. 29 (1307 г.), а также под 14 мая - в ГИМ. Син. греч. № 162 (1021/1022 г.).

Честная глава и правая рука К. хранятся в мон-ре прп. Дионисия (Афон). Частицы мощей находятся в Сев. Греции в мон-ре Ксиропотам на Афоне, исихастирии Вознесения Господня близ Козани, в ц. прор. Илии в Фессалонике и ц. Преображения Господня в фессалоникском районе Каламария; на Пелопоннесе - в мон-рях св. Таксиархов близ Эйо и Макеллария близ Калавриты; на Кикладах - в ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии на о-ве Тинос; на о-ве Самос - в мон-рях Честного пояса Пресв. Богородицы во Вламари и прор. Илии близ Карловаси; на о-вах Додеканес - в монастыре ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос; на Кипре - в архиепископской резиденции в Никосии, Киккском и Махерасском мон-рях (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 163).

Ист.: BHG, N 461z - 462g; ActaSS. Iul. 1721. T. 2. P. 272-278; Σεραφεμ ὁ Πισσίδειος, ἱερομόν. Νέος Θησαυρός. Βενετία, 1795. Σ. 296-304; SynCP. Col. 803-806, 845; MartRom. Comment. P. 272-273; Halkin F. Passion de St. Cyriaque (BHG, N 462g) // I dem. Inédits byzatins d'Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963. P. 302-311. (SH; 38); Νικόδημος. Συναξαριστής. 19984. Τ. 6. Σ. 37-39; ЖСв. Июль. С. 158-160.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203-204, 225; Ridolfini F. S. P. Ciriaca, Doroteo ed Eusebia // BiblSS. 1963. Vol. 3. Col. 1291-1292; Russo F. Domenica // Ibid. 1964. Vol. 4. Col. 680-681; Κυριακή // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 1144; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 262; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 578; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. Τ. 11: ᾿Ιούλιος. ᾿Αθῆναι, 2008. Σ. 76-78.
О. В. Л.

Почитание у южных славян

Зарождение почитания К. (под слав. переводом имени - Неделя) в болг. и серб. землях связано с перенесением ее мощей в Тырново (ныне Велико-Тырново) представителями болг. династии Асеней (1-я треть XIII в.), хотя точная дата и обстоятельства перенесения, как и дальнейшая история мощей, неизвестны. Слав. перевод греч. проложного Жития был выполнен еще в период визант. владычества над болг. землями (1018-1195 гг., см.: Иванова К. Житийна литература // КМЕ. Т. 1. С. 694) или в связи с перенесением мощей. Самый древний список, в к-ром святая именуется греч. именем, находится в болг. Прологе XIV в. на март-август (София. НБКМ. № 1014. Л. 144б - 145б). На основе этого Жития патриарх Тырновский свт. Евфимий, вероятно в самом начале своего Патриаршества (1375-1393), составил Похвальное слово в честь К., в к-ром впервые использовал слав. перевод ее имени. Известны 3 списка Похвалы: 2 в молдав. рукописях XV и XVI вв. и в Рильском панегирике Владислава Грамматика 1478-1479 гг. Впосл. была сделана общая версия Жития, объединившая проложную версию с Похвальным словом (Партений. 1974).

В связи с тем что св. Неделей называлась и Св. Пасха, сложно установить, когда началось освящение болг. храмов в честь К. Самая древняя известная болг. ц. св. Неделя находилась в с. Крибул (XIII(?) - XIV вв., см.: Николова Б. Православните църкви през българското средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 130), но ее точное посвящение неизвестно. Нек-рые храмы, вероятно, изначально были посвящены Христову Воскресению, а позже их покровительницей была названа великомученица. Так, храм св. Недели в Софии, о существовании к-рого известно с XIV в., в XVI в. назывался Иисус Христос или Господня церковь, а когда в сер. XIX в. после перестройки он стал кафедральным, то К. была названа его покровительницей. Помимо неск. приходских церквей в Болгарии К. посвящены храмы мон-рей Араповского (1859), Витановского (сер. ХХ в.) и в г. Неделино. В честь К. освящены неск. храмов в Черногории, Хорватии и Сербии.

На болг. иконах св. Неделя часто представлена вместе с вмц. Параскевой Иконийской или прмц. Параскевой Римской, имя Параскева также происходит от названия дня недели (пятницы). Так, на иконе XVII в. обе святые держат свои усеченные головы на подносах (София. ЦИАМ. № 3858, Божков. 1984. С. 134). Они предстоят Пресв. Богородице «Одигитрия» в центральной части триптиха 1-й пол. XIX в. (Божков. 1984. С. 360. № 321) и представлены среди почитаемых святых на иконе «Св. Троица, Богоматерь Умиление и святые в клеймах» (XVIII в. София. Нац. худож. галерея. № 917, см.: Паскалева К. Иконы Болгарии. София, 1981. С. 232. № 86). Но сохранилось мн. икон, на к-рых св. Неделя представлена одна, напр. 2 иконы тревненской школы - XVIII в. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Белове (см.: Matakieva-Lilkova T. Icons in Bulgaria. Sofia, 1994. P. 142. N 48) и XIX в. из ц. Пресв. Богородицы с. Штит (НИМ(С). № 7304, см.: Там же. P. 172. N 60). Также известны изображения св. Недели в росписях храмов, а ее житийный цикл представлен в росписи собора Араповского мон-ря (сер. XIX в.).

Ист.: Kalužniacki E. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901. S. 147-169; Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светии. София, 1974. Т. 1. С. 149-154; Стара българска литература / Съст.: Л. Грашева. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 171-186, 339.
Лит.: Иванова К. Литературни наблюдения върху две похвални слова от Евтимий Търновски // Старобългарска литература. София, 1983. С. 10-36; Кн. 14. С. Кенанов Д. Художественият свят на «Похвално слово за Неделя» от Евтимий Търновски // Литературна мисъл. София, 1983. Кн. 6. С. 39-51; он же. За литературните източници на Патриарх Евтимий: «Житие на Стефан Нови», «Проложно житие на вмц. Неделя» // Палеобалканистика и старобългаристика: Първи есенни национални чтения И. Гълъбов. Велико Търново, 1995. С. 79-85; Божков А. Българската икона. София, 1984. С. 348, 360; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 323-326.
М. М. Розинская

Иконография

Мц. Кириакия. Фреска. 1474 г. Мастер Мина (ц. арх. Михаила в сел. Педулас, Кипр)
Мц. Кириакия. Фреска. 1474 г. Мастер Мина (ц. арх. Михаила в сел. Педулас, Кипр)

Мц. Кириакия. Фреска. 1474 г. Мастер Мина (ц. арх. Михаила в сел. Педулас, Кипр)

В визант. искусстве сложилась традиция изображать К. в богато украшенном одеянии с венцом на голове. Однако в некоторых ранних или провинциальных памятниках, как, напр., в ц. Кылычлар-Кушлук-килисе (№ 33) в Гёреме, Каппадокия (кон. X - 1-я четв. XI в.), она представлена как оранта, в богато украшенном плаще, без венца, с мафорием на голове. В др. каппадокийской церкви в дер. Орен близ Нара (XI в.) - в белом плате. Образ К. часто встречается в каппадокийских пещерных храмах: в Балкан-Дереси № 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре (1-я пол. X в.), где она изображена в апсиде симметрично образу вмц. Параскевы и в Эгриташ-килисеси (Панагии Феотокос) в долине Ыхлара (XI в.).

На своде в нартексе ц. Св. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.) К. представлена, как др. св. жены, в темном мафории, покрывающем голову, с крестом в руке. С XII в. преобладающими становятся изображения К. в аристократическом одеянии. В ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191) К.- оранта, в богатом одеянии, белом плате, с диадемой. Образ святой присутствует в ц. св. Врачей в Кастории (кон. XII в.); в нартексе Палеомонастиро близ Врондамаса, Лакония (1201); в нартексе (слой XIII в.) ц. «Агиос-Стратигос» в дер. Ано-Булари на п-ове Мани, Лакония (Chadzidakis, Bitha. 1997. P. 260. Pl. 5). С XIII в. почитание К. распространилось в Греции, на Кипре и Балканах, ее изображения встречаются в целом ряде храмовых росписей. В ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320) К. представлена на сев. стене, в рост, между святыми Евфимией и Варварой. Она облачена в плащ, украшенный драгоценными камнями, на голове - белый плат и диадема, в правой руке - крест. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), мученица изображена с венцом пламени над головой.

Образ К. ассоциируется с воскресным днем в связи с тем, что существует особая иконография: на одеянии К. помещены 6 медальонов со святыми, олицетворяющими дни недели. Наиболее ранние фрески такого извода находятся, напр., в соборе мон-ря прп. Иоанна Лампадиста на Кипре (XIII в.), а также в росписи кипрской ц. арх. Михаила в Педуласе (1474, мастер Мина), на миниатюре в греко-грузинской рукописи (в т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58, кон. XV в.), в основной части минология под 7 июля на л. 120 об.- в мафории и белом плате на голове; на л. 58 К. представлена среди св. жен в традиц. варианте иконографии с венцом.

В иконописи К. обычно изображается в белом плате, с венцом на голове и крестом в правой руке (напр., на иконах: «Св. Кириакия», Балканы (XV в., ГИМ); «Марина, Фекла и Кириакия» (2-я пол. XVI в., музей монастыря Лимонос на о-ве Лесбос) или без венца (напр., на греч. иконе «Св. Варвара и Кириакия» (1-я пол. XVIII в., музей мон-ря Влатадон в Фессалонике).

Мучения К. встречаются в цикле минология в нартексе ц. Печской Патриархии (Косово и Метохия), ок. 1337 г.

Иногда изображение К. включалось в ряд святых в композиции «Торжество Православия», как, напр., на иконе 1722 г. из мон-ря Баламанд в Ливане (Icônes arabes. 2006. P. 70-71) - К. представлена в верхнем ряду, рядом с архангелом, поддерживающим икону.

Наиболее раннее изображение К., особо почитаемой в Болгарии, представлено в росписи притвора Боянской ц. (1259) - в молении (оранта), в богатом одеянии, белом плате (Мавродинов, Мавродинова. С. 28. Ил. 27). В императорской далматике и короне, с крестом в руке К. изображена в росписи в ц. св. Стефана в Несебыре (1599), в ц. Рождества Христова в Арбанаси (XVII в.). Среди большого числа болгарских икон с образом К. особо выделяются парные иконы с вмц. Параскевой (напр., икона нач. XVII в., НХМ(С)), также широко почитающейся в этом регионе. Иконография вмц. Параскевы могла оказать влияние на появление изображения К. с усеченной головой в руках (напр., икона XVII в., ЦИАМ). Во имя К. освящен кафедральный собор Софийской митрополии (1856-1863), собор Араповского мон-ря близ Асеновграда (1859), в к-ром хранится большая храмовая икона К. XIX в.

Лит.: Мавродинов Н. П., Мавродинова Л. Н. Боянската църква. София, 1972; Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l'abside et de ses abords. Р., 1991; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 315; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L'île de Cythère. Athènes, 1997; Icônes arabes: Mystères d'Orient / Présentation et commentaires de Mère Agnès-Mariam de la Croix. Mil., 2006.
Н. В. Герасименко
Ключевые слова:
Святые византийские Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Почитание православных святых Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Мученики неразделенной Церкви Кириакия († нач. IV в.), мученица (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля)
См.также:
КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.)
ВИКТОР И СОСФЕН († ок. 304), мученики Халкидонские (пам. 16 сент., пам. зап. 10 сент.)
ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.)
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.)
ДИОДОР И РОДОПИАН (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. 29 апр., пам. зап. 3 мая)
ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ мученики (пам. 13 дек.) Севастийские или Аравракские. Пострадали в нач. IV в.
ЕЛПИДИЙ, МАРКЕЛЛ, ЕВСТОХИЙ († ок. 361), мученики Кармельские (пам. 15 нояб.; пам. зап. 16 нояб.)
ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
КИРИК И ИУЛИТТА († ок. 305), мученики (пам. 15 июля; пам. зап. 16 июня)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта)
АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта)