Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГЛИКЕРИЯ
Т. 11, С. 573-575 опубликовано: 21 апреля 2009г.


ГЛИКЕРИЯ

Мц. Гликерия. Фрагмент иконы «София Премудрость Божия с избранными святыми». Кон. XIX в. (ЦАК МДА)
Мц. Гликерия. Фрагмент иконы «София Премудрость Божия с избранными святыми». Кон. XIX в. (ЦАК МДА)

Мц. Гликерия. Фрагмент иконы «София Премудрость Божия с избранными святыми». Кон. XIX в. (ЦАК МДА)
[греч. Γλυκερία] (II в.), мц. Ираклийская (пам. 13 мая), пострадала при имп. Антонине Пии (138-161). Происходила из семьи рим. анфипата (консула) Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Г. сблизилась с христ. общиной и вела целомудренную жизнь. Когда имп. Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса - лампадофория (или лампадодромия), во время к-рого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Г. опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда рим. наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Г. велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Г. статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись ее, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления. Г. схватили и заключили в темницу, где ее посетил иерей Филократ. На следующий день Г. подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Г. оставили в темнице без воды и пищи. Придя через неск. дней, Савин обнаружил, что перед Г. стоят блюда с яствами, к-рые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Ираклия (Фракия), Савин взял Г. с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Г. была брошена в печь, но осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на др. день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела Г. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Г. остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Г. отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Еп. Ираклийский Дометий похоронил Г., от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

Церковь во имя Г. в Ираклии в 591 г. посетил имп. Маврикий, о чем сообщает совр. ему историк Феофилакт Симокатта, к-рый также рассказывает о чуде от мощей Г.: однажды епископ Ираклии решил заменить медный сосуд, в к-рый стекало миро, на серебряный и купил последний в К-поле. Но когда новый сосуд поставили к мощам, истечение мира прекратилось. Выяснив, что сосуд раньше принадлежал чародею Павлину, епископ сообщил об этом патриарху К-польскому свт. Иоанну IV Постнику. Виновники этого происшествия были казнены по настоянию патриарха. В 610 г. церковь посещал также имп. Ираклий, что свидетельствует о почитании Г. в Ираклии по крайней мере до VII в. Согласно местному преданию, в VIII в. мощи Г. были перенесены на о-в Лемнос. Однако глава мученицы, по нек-рым сведениям, осталась в Ираклии, где продолжала почитаться, в ц. вмч. Георгия Победоносца.

Сохранилось анонимное греч. Житие Г. в краткой, изданной в «Acta Sanctorum» (BHG, N 699), и в пространной редакциях, а также рассказ о чуде Г. Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 699m).

В греч. и зап. календарях память Г. отмечается 13 мая, однако в ряде визант. рукописей память мученицы указана 10, 12 или 15 мая, а в Иеронимовом Мартирологе - 8 июля (MartHieron. P. 358).

Мощи Г. привезены в Москву в 1604 г. архиеп. Феодосием Амиклонским от К-польского Патриарха Рафаила (Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 318). Они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680-1681 гг. (Христианские реликвии. С. 114).

Ист.: BHG, N 699-699m; ActaSS. Mai. T. 3. P. 12*-15*, 188-193; SynCP. Col. 679-680, 64; ЖСв. Май. С. 430-443; Феофилакт. Ист. Кн. 1. Гл. 11.
Лит.: Büttner Th. Die Verehrung der hl. Glykeria // BZ. 1897. Bd. 6. S. 96-99; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 179-180; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 249-252; ΘΗΕ. T. 4. Σ. 568-569; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 97; Sauget J.-M. Gliceria // BiblSS. Vol. 7. Col. 57-58; Aubert R. Glyceria // DHGE. T. 21. Col. 230-231.
О. Н. Афиногенова

Гимнография

Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент
Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент

Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент
Как в памятниках Студийского устава, так и в совр. Иерусалимском уставе служба Г. совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Г. 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней слав. рукописи Минеи, содержащей службу Г.- РНБ. Соф. № 203, XII в.; служба Г. соединена здесь с последованием мч. Александра). Евергетидский Типикон кон. XI в. указывает петь последование Г. вместе с последованием прп. Георгия (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 г. содержатся указания соединять службу Г. с последованием сщмч. Мефодия Патарского (Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Г. не соединяется с последованиями др. святых. В ранних его редакциях (напр., по ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) 13 мая назначается служба с «Аллилуия»; это указание сохранялось до XVI в. в слав. рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 г. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греч. печатных Типиконах XVI в. (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 г. пение тропаря предписывается безоговорочно.

Гимнографическое последование Г., помещенное в совр. печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в слав. Минее, нач.:     ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греч. Минее, нач.: Δεῦτε πάντες φιλέορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в слав. Минее, нач.:          ; в дониконовских слав. Минеях кондак 4-го гласа, нач.:    ); канон 8-го гласа (в слав. Минее; ирмос:      (῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ θηρὰν̇), нач.:          (Πικρίας με ῥῦσαι τῆς τῶν παθῶν ταῖς σαῖς, Γλυκερία, πρὸς τὸν κύριον προσευχεταῖς) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греч. Минее; ирмос: Δεῦτε λαοῖ̇ (  ), нач.: Τῶν ἀρετῶν σήμερον καὶ τῶν θαυμάτων αὐτῆς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греч. Минее); седален.

А. А. Лукашевич

Иконография

Имя святой без описания ее внешности упоминается в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., в разделе «Мученицы» (Ч. 3. § 18). В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) о виде Г. сказано: «…риза киноварь, испод празелень темна, крест в руках»; изображение святой показано в лицевых святцах: в правой руке крест, левая - покровенная. Подробное описание облика Г. дает Филимоновский сводный иконописный подлинник (XVIII в.): «Мученица Гликерия… подобием млада, лицем прекрасна и светла бяше, риза багряная, испод зеленая, на главе плат, концами висящи назад, власы из под плата распущены по плечам, в руке крест», в к-ром также сообщается о виде стража Лаодикия «подобием рус, власы кратки, брада невелика, риза красная, испод дикая, штаны желтыя, сапоги черны, в руке меч». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих», составленном В. Д. Фартусовым, Г. предлагается изображать так: «Одежды богатые, в тунике и тоге, волосы подвязаны, концы волос рассыпаны по плечам. Можно писать у ней на челе изображенный крест, в руках хартию с ее изречением», а Лаодикия, как средовека,- в короткой подпоясанной тунике и плаще, «…на поясе ключ, в руке копье; можно ему писать на руках и ногах кандалы, которые он сам на себя надел».

Единолично в рост Г. представлена в минейных циклах (под 13 мая): на миниатюрах - в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 113 об., XV в.); в росписи - в настенном минологии в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.; на иконах - XVI в. (ВГИАХМЗ), нач. XIX в. (УКМ); в гравированных Святцах - работы Г. П. Тепчегорского, 1714 и 1722 гг. и работы И. К. Любецкого, 1730 г. Образ Г. нередко включался в состав избранных святых, гл. образом на полях икон: напр., на левом поле на иконе «Богоматерь Казанская» (XIX в., Черемисский историко-лит. музей), на иконе «София Премудрость Божия с избранными святыми» (кон. XIX в., ЦАК МДА). Резное изображение Г. в рост помещено на оборотной стороне ковчега кн. Ивана Андреевича Хворостинина, Москва, 1619-1621 гг. (ГММК).

Сцена мучения Г., как правило усечение мечом, представлена во мн. настенных минейных циклах: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия), ок. 1320 г., в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская патриархия (Косово и Метохия), 1561 г. В минологии ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 гг., Г. изображена раздираемой львами.

Лит.: Ерминия ДФ. С. 177; Большаков. Подлинник иконописный. С. 98, 151; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 343; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 278; Миjовић. Менолог. С. 257, 279, 299, 372, 387; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 59; С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 302; Христианские реликвии. С. 65. Кат. 13.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мученицы Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Гликерия, мученица Ираклийская (пам. 13 мая) Мученицы Греческих Православных Церквей
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ГОЛИНДУХА († 591), мц. Персидская (пам. 12 июля)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня)
КЕРКИРА (I в.), мц. (пам. 28 апр.; пам. греч.; пам. зап. 29 апр.)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)
АГАФОКЛИЯ мц. (пам. 17 сент.)
АГАФОНИК, ЗОТИК, ФЕОПРЕПИЙ, АКИНДИН, СЕВЕРИАН, ЗИНОН и др. († ок. 305), мученики Вифинские и Фракийские (пам. 22 авг.)
АГНИЯ († III или нач. IV в.), мц. Римская (пам. зап. 21 янв., 5 июля, зап. 21 или 28 янв.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта)
АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта)