Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА
Т. 31, С. 301-305 опубликовано: 10 октября 2017г.


КАРП, ПАПИЛ(А), АГАФАДОР И АГАФОНИКА

Карп, епископ, Папил(а), диакон, Агафодор и Агафоника [греч. Κάρπος, Πάπυλος, ᾿Αγαθόδωρος κα ᾿Αγαθονίκη] († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.).

Источники

Мч. Карп. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Мч. Карп. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Мч. Карп. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Евсевий Кесарийский, возможно, располагал копией судебного протокола допроса К., П. и Агафоники, пострадавших в Пергаме. Он упоминает о святых в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. IV 15. 48) вслед за сщмч. Поликарпом, еп. Смирны, и сщмч. Пионием, время страданий к-рых историк отнес к периоду правления имп. Марка Аврелия (161-180). Древние Акты мучеников не сохранились, однако известны неск. греч. и 1 лат. переработки данного текста. В 1675 г. болландисты опубликовали самую позднюю греч. редакцию Актов (М; BHG, N 295), вошедшую в состав Четьих-Миней прп. Симеона Метафраста. Греч. редакция, ближе всего отстоящая от утраченного оригинала и сохранившаяся в рукописи Paris. gr. 1468, XI в. (А; BHG, N 293), была впервые издана Б. Обе в 1881 г. В 1920 г. П. Франки де Кавальери обнаружил в рукописи Bergomensis Bibl. S. Alex. 4 (227), XI в. (г. Бергамо, б-ка св. Александра, ныне находится там же, в б-ке им. архиеп. Дж. Радини Тедески) и опубликовал лат. текст Актов (В), к-рый, по мнению исследователей, является более точной копией изначальной версии Актов в отличие от греч. редакции А. Версии А и В имеют много общего между собой, однако в наиболее важных местах они не совпадают, из чего следует вывод, что В нельзя рассматривать как перевод А.

3-я греч. редакция (V; BHG, N 294), обнаруженная Ж. де Гибером в рукописи Vat. gr. 797, X в., была впервые издана в 1940 г. И. Делеэ. По мнению болландиста, версия М весьма близка к данной редакции и является ее переработкой. Оба текста содержат признаки, характерные для эпического жанра: пространные речи, чудеса, определенную последовательность событий. Именно в версиях V и М появляется 4-й мученик - Агафодор, история к-рого была вставлена в рассказ о К. и его спутниках. Вполне вероятно, что Агафодор является дублетом Агафоники: искажение имени этой святой привело к появлению 4-го мученика.

В 1964 г. Ф. Алькен обнаружил в рукописи Ochrid. 4, X в., еще один вариант Актов К., П. и Агафоники на греч. языке, к-рый восходит к редакции V, однако несколько отличается от нее и, по мнению исследователя, является более полным ее вариантом.

Слав. перевод Актов К., П. и Агафоники содержится в Четьих-Минеях (РГБ. Вол. 591. Л. 106 об.- 108, XV в.) и в ВМЧ (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 952-956).

Мученичество

Лат. редакция В написана в форме офиц. судебного протокола, однако по сути она не является его копией. Причина ареста мучеников не уточняется. Повествование начинается с указаний времени событий - при имп. Деции (249-251), имен и социального положения подсудимых - К., еп. из г. Гурд (лат. Gurdos, Gordas; пров. Лидия), П. (названного Памфилом; Pamfilus), диак. из Фиатиры (пров. Лидия), и Агафоники. Также сообщается имя проконсула, допрашивавшего подсудимых,- Оптим. Далее следует диалог между судьей и К. Согласно приказу императора, Оптим потребовал от арестованных совершить жертвоприношение. К. отказался выполнить это повеление и порицал языческих богов, называя их безжизненными, неподвижными и бесчувственными статуями. Не сумев убедить епископа, проконсул приказал подвесить его на древо и пытать железными когтями. К. исповедовал Христа и оставался непреклонным. Тогда Оптим повелел увести его и доставить П. В начале допроса проконсул спросил у диакона о его социальном положении, богатстве, а также о наличии детей. Когда П. ответил, что у него много сыновей, некто из толпы выкрикнул, что диакон имел в виду своих духовных чад. Т. о., П. исповедал христ. веру, отказался принести жертву идолам, за что проконсул повелел подвергнуть его тем же пыткам, что и К. Видя стойкость мучеников, Оптим испытывал сострадание к ним и уговаривал их не упорствовать в своем решении. Однако, убедившись, что епископ и диакон остаются непреклонными, проконсул вынес приговор сжечь их заживо в амфитеатре. Первым был казнен П., который даже на костре принимал страдания с улыбкой на лице и увещевал язычников отвратиться от идолопоклонства. Вслед за ним был сожжен К. Тогда к проконсулу привели Агафонику. Оптим убеждал ее совершить жертвоприношение и угрожал ей в случае отказа казнить ее так же, как К. и П. Агафоника сказала, что она христианка и с радостью последует за своими духовными наставниками. Несмотря на крики толпы, просившей ее пожалеть себя и своих сыновей, Агафоника не отступила от веры и также была сожжена на костре. В конце повествования указано, что мученики пострадали в пров. Асия 13 апр. Упоминание в начале повествования Деция позволяет сделать предположение, что данная редакция Актов была составлена после сер. III в.

Мученичество Агафодора и Агафоники. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин
Мученичество Агафодора и Агафоники. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин

Мученичество Агафодора и Агафоники. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин
Наиболее ранняя греч. редакция (А), так же как и лат. текст, имеет форму судебного протокола, однако в ней не указаны время событий, имя проконсула и священный сан К. и П.; местом суда назван г. Пергам. Описание допроса, пыток и казни мучеников в редакции А несколько отличается от описания в редакции В (напр., П. назван жителем Фиатиры), при этом речи П., приведенные в лат. тексте, греч. редактор с нек-рыми изменениями приписал К. Более значительные разночтения касаются Агафоники. Согласно редакции А, она выразила готовность последовать за К. и П. и взошла на костер добровольно. Как следует из криков толпы, у Агафоники был один, а не неск. сыновей. Фразу: «Страшный суд, несправедливые постановления», к-рую повторяли присутствующие, вероятно, можно истолковать как намек на то, что мученица также была допрошена проконсулом, однако в тексте об этом не говорится (Delehaye. 1940. P. 147-148). По мнению нек-рых исследователей, различия в описании кончины Агафоники в греч. и лат. редакциях могут быть связаны с возникшим во 2-й пол. II в. во Фригии (пров. Асия) еретическим учением монтанизм, частью к-рого была пропаганда добровольного мученичества (Harnack. 1888. S. 451-452. Nt. 42; Lietzmann. 1958. S. 247), однако др. агиографы отвергают наличие элементов монтанизма в греч. редакции (Franchi de' Cavalieri. 1920. P. 26).

В греч. редакции V, представляющей собой более позднюю переработку изначального текста, содержатся многочисленные детали, отсутствующие в редакции А: время событий относится к периоду правления имп. Деция; К. назван сыном языческого жреца, он уверовал во Христа и был назначен епископом в Фиатире; П., сына рим. чиновника, К. рукоположил во диакона. Далее в тексте рассказывается, как Деций после донесения о том, что К. и П. являются христианами, отправил в Асию Валерия (Οὐαλέριος, далее в тексте Валлериан, Οὐαλλεριανός) в качестве проконсула вместе с помощником Коккианом, поручив им подвергнуть К. и П. пыткам в случае отказа совершить жертвоприношение. Придя в Фиатиру, проконсул призвал жителей города в храм Зевса для совместного поклонения божеству. К. и П. не захотели войти в святилище, после чего случилось землетрясение и храм рухнул. Тогда мучеников заковали в цепи и привели в преторий. Там они снова отказались подчиниться приказу императора, обличили языческих богов и исповедовали Христа. Проконсул повелел привязать К. и П. к коням и т. о. тащить в Сарды. За мучениками следовали их слуги, в числе к-рых был Агафодор. Ночью К. и П. явился ангел и укреплял их. В Сардах К. и П. заключили в темницу, а на следующий день доставили в преторий. Проконсул пытался склонить мучеников принести жертву богам, обещая им почести и славу. Т. к. К. и П. оставались непреклонными, их вновь бросили в темницу, а Агафодора били воловьими жилами и мучили до тех пор, пока он не скончался. Жители Сард похоронили останки святого в пещере. На следующий день проконсул вызвал К. и П. на допрос, но мученики вновь отказались выполнить имп. повеление. Тогда проконсул приказал привязать их к коням и тащить т. о. в Пергам. Во время следующего допроса Коккиан, узнав, что К.- сын языческого жреца, предложил епископу последовать примеру отца, но он не согласился. Тогда его подвергли страшным мучениям: истязали крюками, опаляли светильниками, раны посыпали солью, а затем бросили в темницу. После этого на допрос привели П. Он сказал, что родом из Фиатиры и по профессии врач. Проконсул стал убеждать П. поклониться Асклепию, Гиппократу и Галену - покровителям медицины. На это мученик предложил Валлериану, чтобы языческие врачеватели исцелили его советника Коккиана, слепого на один глаз. Однако все их попытки оказались тщетными, тогда П. сотворил чудо: по его молитве невидящий глаз советника прозрел, и многие уверовали во Христа. В тот же день П. исцелил мн. др. тяжелобольных, а Коккиан крестился и остался в Пергаме среди христиан. Через 3 дня П. был подвергнут страшным пыткам: его жгли горящими светильниками и бросали в него камни, однако мученик оставался непреклонен. Ночью в темницу к нему явился ангел и исцелил его раны. На следующее утро проконсул снова приказал пытать К. и П.: святых бросили на железные шипы, содрали с них кожу, а затем привели на стадион. Там на них выпустили медведя и льва, к-рые не тронули К. и П. Валлериан распорядился, чтобы на ноги святым надели сапоги с железными шипами, и заставил их бежать вслед за конями. Наконец, проконсул повелел бросить К. и П. в огонь. В это время пришла Агафоника и добровольно взошла на костер, желая принять мученическую кончину вместе с епископом и диаконом. Пламя не причинило святым вреда, их заключили в темницу, на следующий день проконсул повелел отрубить К., П. и Агафонике головы. Останки мучеников с честью похоронили христиане.

В поздней греч. редакции (M) родиной К. назван г. Пергам, родиной П. - Фиатира, где впосл. К. стал епископом; имя проконсула передается как Валерий; Агафоника названа сестрой П. Мученическая кончина К., П. и Агафоники датирована 13 окт.

Среди исследователей нет единого мнения относительно времени кончины святых: нек-рые, как де Гибер, относили ее к периоду правления имп. Деция; другие, как А. фон Гарнак, основываясь на сообщении Евсевия Кесарийского, полагали, что К., П. и Агафоника жили при имп. Марке Аврелии.

Также невозможно с точностью определить, какую епископскую кафедру занимал К.: в лат. редакции он назван «епископом из Гурда» (episcopus a Gurdo), Делеэ понимал эту фразу как указание на родину К., а не на место его служения (Delehaye. 1940. P. 146); в наиболее ранней греч. редакции (А) обозначено лишь место страданий святых - г. Пергам, только в поздних греч. версиях Актов (V и M) и в Минологии имп. Василия II (кон. IX - нач. X в.) появляется указание, что К. являлся епископом Фиатиры (PG. 117. Col. 108.), тогда как, согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип X в.), К. возглавлял пергамскую церковь (SynCP. Col. 134). В совр. агиографической традиции К. называется епископом Фиатиры.

Почитание

Мч. Папила. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Ставроникита, Афон. 1546 г. Мастера Феофан Критский и Симеон
Мч. Папила. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Ставроникита, Афон. 1546 г. Мастера Феофан Критский и Симеон

Мч. Папила. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Ставроникита, Афон. 1546 г. Мастера Феофан Критский и Симеон
Наиболее древнее свидетельство церковного почитания К. и П. зафиксировано в сир. Мартирологе 411 г., где память мучеников К., П. (имена даны в искаженной форме: вместо К.- Кирилл, названный епископом, вместо П.- Павел) и Агафоники приводятся под 13 апр.

В Мартирологе блж. Иеронима память мучеников без Агафодора встречается трижды: 12 марта, 12 и 13 апр., каждый раз с искажением имен: 12 марта вместо П. указан Павел (Paulus), вместо Агафоники дана форма муж. рода (Agathonus) с указанием, что они пострадали в пров. Асия. Под 12 апр. П. вновь назван Павлом, далее следует имя Исаак (Isaac), к-рое Делеэ предложил считать искажением слова «диакон» (diaconus), Агафоника названа здесь Агафоном (Agathonis). Под 13 апр. К. назван еп. Поликарпом (Policarpus), П.- Павлом диаконом, Агафоника не упоминается. По мнению болландистов, дата 12 марта возникла на основе того, что в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского святые упоминаются после рассказа о сщмч. Пионии, память к-рого обозначена в Иеронимовом Мартирологе под этим же числом (MartHieron. Comment. P. 140).

Мч. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
Мч. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)

Мч. Карп. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен)
В Мартирологах Флора Лионского (сер. IX в.; Quentin. 1908. P. 292, 379), Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.; Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 246; Quentin. 1908. P. 481) и Узуарда (2-я пол. IX в.; MartUsuard // PL. 123. Col. 929) П. назван Папирием (Papirius), память мучеников (без Агафодора), но с добавлением памяти мч. Иустина Философа приводится под 13 апр.

В Римском Мартирологе (60-е гг. XVI в.) кард. Цезаря Барония под 13 апр. содержится память Карпа, еп. Фиатиры, Папила, диакона, его сестры Агафоники, их слуги Агафодора и мн. других.

В Синаксаре К-польской ц. память К., П., Агафодора и Агафоники содержится под 13 окт. В краткой заметке говорится, что мученики пострадали при имп. Деции и проконсуле Асии Валериане, по профессии они были врачами. К., ставший епископом Пергама после ухода ап. Иоанна Богослова, рукоположил П. во диакона. Агафодор назван рабом П., Агафоника - его сестрой. В нек-рых визант. синаксарных сказаниях (напр., Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Paris. gr. 1589, XII в.) добавлены детали: К. назван сыном языческого жреца, жившего в месте, называемом Гордас (Γόρδας). Он был назначен епископом Пергама в преклонном возрасте. Слепой на один глаз соправитель проконсула назван Кулькианом. Лев, к-рого выпустили на святых, заговорил человеческим голосом и воспрепятствовал жестокости гонителей.

В слав. церковных календарях и Минеях память мучеников закрепилась под 13 окт. В проложной заметке ВМЧ ошибочно говорится, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 950). Имя Папил впосл. трансформировалось в Папила (Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 264).

Согласно Синаксарю К-польской ц., служба святым совершалась в их мартирии в К-поле (SynCP. Col. 135). Вероятно, мартирий располагался на территории мон-ря, посвященного К. и П., основание к-рого приписывалось равноап. Елене (Patria CP. T. 3. P. 245). По мнению Р. Жанена, мартирий действительно является древней постройкой, тогда как монастырь возник впосл., но не позднее X в. (Janin. Églises et monastères. P. 279). Обитель существовала еще в XIII в., о чем свидетельствует рус. паломник Антоний Новгородец, который в 1200 г. видел там мощи К. и П., лежащие в одном гробу; строительство церкви Антоний приписывает имп. равноап. Константину I Великому (Книга Паломник. С. 25, 56, 85). В 1935 г. нем. византинист-археолог А. М. Шнайдер обнаружил развалины мартирия К. и П. на юге р-на Эксакионий, в Ксилорофе (в наст. время помещение занимает мастерская), и датировал постройку IV-V вв. Мартирий, выполненный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме в форме ротонды, имеет диаметр 12 м, высоту 5,7 м и окружен коридором шириной 2,5 м и длиной 7,5 м; на своде сохранились фрагменты визант. фрески Христа Вседержителя и надписи (см. также: Иванов С. А. В поисках Константинополя: Путеводитель по визант. Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 391-392).

Частицы мощей К. и П. хранятся в ц. Воскресения в Иерусалиме, в мон-ре Ставроникита на Афоне, в мон-ре прор. Илии на о-ве Самос (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 153-154).

Ист.: BHG, N 293-295; ActaSS. Apr. T. 2. P. 120-125, 968-973 [греч. редакция М]; MartHieron. P. 139, 184, 187; MartRom. P. 136; PG. 115. Col. 105-126 [греч. редакция М]; PG. 117. Col. 108 [Минологий Василия II]; Euseb. Hist. eccl. IV 15. 48; PG. 115. Р. 105-126; Aubé B. Un texte inédit d'actes de martyrs du IIIe siècle // RА. 1881. Vol. 42. P. 348-360 [греч. редакция А]; Harnack A., von. Die Akten des Karpus, des Papylus und der Agathonike // Aphrahat's des persischen weisen Homilien; Harnack A., von. Die Akten des Karpus, des Papylus und der Agathonike Lpz., 1888. S. 440-454. (TU; Bd. 3. H. 3-4); Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 292, 379, 424, 481; Franchi de' Cavalieri P. Di una nuova recensione del martirio dei SS. Carpo, Papilo e Agatonice // Idem. Note agiografiche. Vat., 1920. Fasc. 6. P. 1-40, 43-45. (ST; 33) [лат. редакция В]; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaque / Éd. F. Nau // PO. T. 10. Fasc. 1. P. 15; Delehaye H. Les Actes des martyrs de Pergame // AnBoll. 1940. Vol. 58. P. 142-176 [лат. редакция В, греч. редакции А и V]; SynCP. Col. 133-135; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 337-339; ЖСв. Окт. С. 312-326; The Acts of the Christian Martyrs / Introd., texts and transl. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XV-XVI, 22-37 [лат. редакция В и греч. редакция А]; Lazzati G. Gli sviluppi della letteratura sui martiri nei primi quattro secoli. Mil., 1956. P. 131-137 [греч. редакция А, лат. редакция В]; Lanata G. Gli atti dei martiri come documenti processuali. Mil., 1973. P. 109-116; Atti e Passioni dei Martiri / Ed. A. A. R. Bastiaensen. Mil., 2007 6. P. 33-45 [лат. текст], 384-390 [коммент.]; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2009. Τ. 2: ᾿Οκτώβριος. Σ. 153-154; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост.: иером. Макарий (Симонопетрский). М., 2011. Т. 1: Сент.-Окт. С. 649-651.
Лит.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 120-126; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 622; Т. 2. С. 317; Т. 3. С. 425; Guibert J. de. La date du martyre des saints Carpos, Papylos et Agathonicé // Revue des questions historiques. 1908. Vol. 83. P. 5-23; Delehaye. Passions. P. 99-102, 293-299; Lietzmann H. Die älteste Gestalt der Passio SS. Carpi, Papylae et Agathonices // Festgabe von Fachgenossen und Preunden K. Müller zum 70. Geburstag dargebracht. Tüb., 1922. S. 46-57 (Ibid. // Idem. Kleine Schriften. B., 1958. Bd. 1. S. 239-250. (TU; 67)); Leclercq H. Karpos, Papylos et Agathonicé // DACL. 1928. T. 8. Pt. 1. Col. 680-685; MartHieron. Comment. P. 140, 185; MartRom. Comment. P. 137; Van Doren R. Carpos (1) // DHGE. T. 11. Col. 1121; Brandi M. V. Carpo, Papilo, Agatonice e Agatodoro // BiblSS. Vol. 3. Col. 878-880; Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum // JThSt. N.S. 1968. T. 19. P. 514-515; Halkin F. Une nouvelle passion des martyrs de Pergame // Idem. Recherches et documents d'hagiographie byzantine. Brux., 1971. P. 246-250. (SH; 51); Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 247; Aubert R. Karpos, Papylos et Agathonikè // DHGE. T. 28. Col. 993-994.
А. Н. Крюкова

Иконография

Мч. Папила. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Мч. Папила. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Мч. Папила. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Страдание мучеников К., П. и Агафодора изображено на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 112, 1-я четв. XI в.). К. изображен лишь в набедренной повязке, он за руки и ноги прикован к столбу, под к-рым разожжен огонь; молодой палач, взвалив на плечи тело П., ввергает его в горящее пламя. Их слуга, Агафодор, в окровавленных одеждах, с раной на голове, припадает в молении к К. и П. У левого края миниатюры - Агафоника, молитвенно сложив руки на груди, смотрит на страдания брата и его сподвижников.
Мученичество Карпа, Папила, Агафодора и Агафоника. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в.
Мученичество Карпа, Папила, Агафодора и Агафоника. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в.

Мученичество Карпа, Папила, Агафодора и Агафоника. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в.
К. представлен седовласым старцем с кудрявой бородой средней длины; возраст П. трудно определить (изображен со спины), Агафодор - средовек с короткими курчавыми волосами и черной бородой, обрамляющей подбородок. Агафоника в светло-розовой тунике, с непокрытой головой, коричневые волнистые волосы разделены на прямой пробор и убраны назад. Действие происходит в ландшафте с 2 горками и неск. стилизованными кустами. К. и П., стоящие в рост, представлены на миниатюрах Евангелия с месяцесловом на сент.-авг. из собрания Ватикана (Vat. gr. 1156. Fol. 260r, 3-я четв. XI в.), из Минология за окт. по Метафрасту (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.). В Четьих-Минеях за окт. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (ГИМ. Син. греч. № 175, 2-я пол. XI в.) К., П. и Агафоника представлены дважды: фронтально в рост (Л. 68) и в мучении (Л. 79 об.) - К. отсекают голову мечом, рядом стоят, простирая в молении руки, П. и Агафоника. В настенных минологиях святые изображены единолично или в мучении: поясные изображения П. и К.- в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); сцена мучения святых - К. и П., привязанных к ногам коней, влекут по камням, Агафонике отсекают мечом голову - в ц. Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1338); полуфигуры К., П. и Агафодора в цветочном бутоне на одном из побегов райского древа, составленного из образов христ. святых,- в Марковом мон-ре вмч. Димитрия Солунского в Македонии (ок. 1376-1381); усекновение глав К. и П.- в ц. Св. Троицы мон-ря Козия (ок. 1386) и ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Пече (ок. 1337). Аналогично представлена сцена казни святых во фресках мастера Зорзиса Критянина в кафоликоне афонского мон-ря Дионисиат (1547), а в следующем эпизоде изображено усекновение глав Агафодора и Агафоники. Казнь К., П. и Агафодора через усекновение главы предписывает изображать Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 202. № 13).

Мученичество Карпа и Папилы. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин
Мученичество Карпа и Папилы. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин

Мученичество Карпа и Папилы. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат, Афон. 1547 г. Мастер Зорзис Критянин
Иконография К., а также Агафодора и Агафоники, к-рые изображались значительно реже, в восточнохрист. искусстве была устойчивой: К. обычно представляли старцем с высоким лбом и залысинами, короткими волосами, тронутыми сединой, и кудрявой седой бородой до середины груди, слегка раздвоенной книзу, в святительских одеждах. П. чаще изображался как средовек с короткими пышными каштановыми волосами (иногда с тонзурой) и слегка пробивающейся бородой (как, напр., на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы в Грачанице; на миниатюре из греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книги образцов - РНБ. O.I.58. Л. 81 об., кон. XV в.); на фреске мон-ря Дионисиат (1547)). В Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVI - нач. XVII в.) отмечено, что «Папила диякон сед, аки Мина мученик» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 38). Этому описанию соответствуют изображения П. на фреске Феофана Критского и Симеона в ц. свт. Николая Чудотворца в мон-ре Ставроникита на Афоне (1546) и на октябрьской иконе-минее (нач. XVII в., ЦАК МДА): святой представлен в визант. придворных одеждах (далматике и плаще), с крестом в руке, с пышными, несколько взлохмаченными, седыми волосами и окладистой седой бородой.

Мч. Карп. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 81 об.)
Мч. Карп. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 81 об.)

Мч. Карп. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 81 об.)
На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) К. и П. изображены на сев.-вост. столбе, оба в драгоценных придворных далматиках, с крестами в руках. Возможно, из-за ошибки при написании имен святых средовек со слегка тронутыми сединой темными, не доходящими до плеч кудрями, недлинной бородой, заостренной книзу (как у вмч. Феодора Стратилата), назван здесь К., а седовласый старец с волнистой бородой до груди - П.

В XVI-XVII вв. П. был включен в чин св. диаконов, изображавшихся на боковых столбиках царских врат (см., напр., иконка (XVI в.), находившаяся на столбике царских врат в ц. Благовещения Соловецкого мон-ря, ныне в ГММК), подобно архидиаконам Стефану и Лаврентию, П. представлен юношей. Еще на одной соловецкой иконке П.-диакон изображен в рост в белом стихаре, с кадилом и ладаницей в руках, безбородым юношей с короткими коричневыми волосами и тонзурой (Бродовая Ю. В. «Малый иконостас» надвратной Благовещенской церкви Соловецкого мон-ря: Докл. на XII Ежегодной богосл. конф. ПСТБИ. 2002. Не опубл.).

На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, лист на октябрь, ИЗО РГБ) изображены только К. и П.: К.- старец с длинной бородой до пояса, в священнических одеждах, в митре, с посохом в руке, П. в диаконском стихаре, с орарем и ладаницей (Ермакова, Хромов. 2004. С. 38. Кат. 33.2. Илл. 33.2). На святцах И. К. Любецкого (1730, на месяц октябрь) К., старец с седой бородой до середины груди, в священнических одеждах благословляет правой рукой, левой придерживает Евангелие; П. в диаконском стихаре, с кадилом и ладаницей (Там же. С. 47. Кат. 35.2.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) В. Д. Фартусов рекомендует изображать фиатирских святых следующим образом: «Св. Карп стар, типа греческого, с большой, на конце раздвоенной бородой. Как епископ, в фелони и омофоре. Ему можно писать хартию с изречением: «Не подобает нам, о судие, Бога нашего прогневати и неблагодарными за благодеяния Его являтися: ибо самые скоти неблагодарствия нашего были бы обличители» (тексты на хартиях заимствованы из Жития святых в изложении свт. Димитрия Ростовского.- Ю. У.). Св. Папила диакон - типа греческого, сед, с небольшой бородой, в стихаре и ораре. На хартии: «Имам хитрость врачевства, не еже бывает от зелий, растущих на земли, но еже от Бога свыше подавается, которое врачевство не точию исцеляет тело, но и душевныя исцеляет болезни». Св. мч. Агафодор - слуга мучеников Карпа и Папилы, средних лет, с небольшою бородою, в простой тунике и грубом плаще. Св. мц. Агафоника - сестра св. Папилы, преклонных лет, в тунике и епанче, на главе покрывало» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 138).

Лит.: Mиjoвић. Менолог. С. 112, 194, 198, 199, 293, 322, 347, 351, 363; Евсеева. Афонская книга. С. 242; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. М., 2004.
Ю. В. Устинова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Иконография мучеников и мучениц Почитание православных святых Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Мученики неразделенной Церкви Карп, епископ, Папил(а), диакон, Агафодор и Агафоника († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.)
См.также:
КИРИАКИЯ († нач. IV в.), мц. (пам. 7 июля; пам. визант. 7 и 26 июля, 10 авг., 14 мая; пам. зап. 6 июля)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.)
ВИКТОР И СОСФЕН († ок. 304), мученики Халкидонские (пам. 16 сент., пам. зап. 10 сент.)
ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.)
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ДИОДОР И РОДОПИАН (кон. III - нач. IV в.), мученики (пам. 29 апр., пам. зап. 3 мая)
ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ И ОРЕСТ мученики (пам. 13 дек.) Севастийские или Аравракские. Пострадали в нач. IV в.
ЕЛПИДИЙ, МАРКЕЛЛ, ЕВСТОХИЙ († ок. 361), мученики Кармельские (пам. 15 нояб.; пам. зап. 16 нояб.)
ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)
КИРИК И ИУЛИТТА († ок. 305), мученики (пам. 15 июля; пам. зап. 16 июня)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АДРИАН И ЕВВУЛ (ок.† 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта)
АДРИАН И НАТАЛИЯ († ок. 305), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта)
АКАКИЙ СОТНИК († 303 или 304), мч. Византийский (пам. 7 и 8 мая)