Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИПРИАН
Т. 33, С. 694-695 опубликовано: 16 августа 2018г.


Содержание

КИПРИАН

(† 1622, с. Воскресенское Суздальского у. (ныне Лежневского р-на Ивановской обл.)), блж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский.

Блж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий
Блж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий

Блж. Киприан Суздальский. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60-70-х гг. XIX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий
В «Описании о российских святых» (РГБ. МДА. № 209, кон. XVII в., др. списки XVIII-XIX вв.) о подвижнике сказано: «Святый и блаженный Киприан, иже Христа ради юродивый, бысть в Воскресенском селе на Увоти реце, Суждальский чудотворец, преставися в лето 7100» (дата, очевидно, недописана). В Строгановском иконописном подлиннике кон. XVIII в. указано, что святой подвизался «при царе Борисе Годунове» (БАН. Строг. № 66. Л. 130). К. происходил, вероятно, из крестьян с. Воскресенского на р. Увоти (ныне Уводь), вотчины князей Прозоровских. Подвижник жил на небольшом острове на реке, в воскресные и праздничные дни приходил молиться в Воскресенский храм. После церковной службы К. не сразу удалялся на остров, а молился около церкви на склоне берега Увоти. На этом месте К., по преданию, посадил неск. берез и сосен, нек-рые из них сохранялись до нач. XX в. К. скончался в своем уединении, почитаемый и уважаемый окрестными жителями. Крестьяне сел Воскресенского и Петровского хотели похоронить отшельника у своих приходских церквей. По свидетельству одного из преданий, спор разрешился после того, как в одежде К. нашли записку, в которой подвижник просил похоронить его в с. Воскресенском. По др. версии, гроб пустили плыть по реке и он против течения приплыл к с. Воскресенскому. Юродивый был погребен на левой стороне Воскресенского храма, напротив клироса. В 1713 г. построили новую, каменную Воскресенскую ц. В 1751 г. на средства владельцев села князей Голицыных, почитавших К., над местом погребения блаженного соорудили придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, который был освящен по благословению Суздальского и Юрьевского еп. Порфирия.

А. Фёдоров, ключарь суздальского Рождественского собора, в «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» (сер. XVIII в.) сообщил уникальные сведения об обретении мощей блаженного. Иерей Иоанн из с. Воскресенского, зная, что прп. Иоаким, инок Шартомского во имя свт. Николая муж. мон-ря (близ г. Шуя), пишет бесплатно иконы, пришел к нему и попросил написать образ для своего храма. Прп. Иоаким не согласился, но предсказал, что близ церкви будет обретено «сокровище великое». Через некоторое время были обретены мощи К. и «неколико лет бяху верху земли нетленны». При патриархе Московском и всея Руси Иоакиме (Савёлове; 1674-1690) мощи снова оказались под спудом. Икону святого, находившуюся на раке, забрали в ризницу суздальского Рождественского собора. По свидетельству Фёдорова, «и в помянутом селе над гробом того блаженаго Киприана ныне ни молебнов, ни панихид (по показанию того села священнослужителей) не отправляют, а гроб его видится в придельной церкви под помостом церковным».

Могила К. была известна как «погребок». В описи Воскресенской ц. 1817 г. о ней значится следующее: «Под деревянным полом Покровского придела есть выход каменный, где погребено тело трудившегося в тех местах Киприяна, и сделана под ним гробница для совершения панихид в память усопшего». Более подробное описание «погребка» дал в кон. XIX в. владимирский краевед Н. С. Стромилов. По его записям, сев., зап. и юж. стены усыпальницы являлись стенами самого храма. «Посередине западной стены сохранялась впадина с аркой, которая, по-видимому, некогда была дверью в усыпальницу... В северной стене близ западного угла имелось оконце с железной решеткой, в которое видна могила Киприана. Напротив окна была установлена лестница, по которой прихожане через подъемную дверь могли попасть в усыпальницу. Восточная стена была выложена из дикого неровного камня. Потолком «погребка» служил деревянный пол Покровского придела. В восточной части усыпальницы стоял склеп, основанием которого являлись еловые брусья, на которых были установлены 2 боковых и 2 поперечных доски каждая толщиною в вершок, скрепленные железными скобами, и венчала которые дубовая доска». В посл. трети XIX в., по свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина), ежегодно накануне 2 окт. в Воскресенском храме совершалось торжественное всенощное бдение в честь сщмч. Киприана, тезоименитого святого К. В самый день праздника собиралось множество людей, чтобы служить панихиду по К. К этому дню была также приурочена местная ярмарка. По свидетельству архиеп. Димитрия, остров, где подвизался отшельник, назывался Киприановской пустынью, а ямы и овраги в окрестностях села крестьяне именовали пещерами К.

В 1915 г. по инициативе священников, служивших в Воскресенской ц., была начата запись чудес от мощей К., последнее чудо записано в февр. 1919 г. Рукопись была изъята при обыске в марте 1936 г. у Иваново-Вознесенского митр. Павла (Гальковского), хранится в архиве УФСБ России по Ивановской обл. (опубл. на сайте Иваново-Вознесенской епархии: ivepar.ru / books /1203102009/1605102009). В рукописи зафиксировано ок. 35 чудес, в т. ч. много случаев исцеления детей от испуга. Обычно больные отправлялись к месту погребения святого, «брали песочек у окошечка» или масло из лампады. По свидетельству местных жителей, святой наказывал за неблагоговейное отношение к святыне. Крестьянка М. Овсянникова почистила песком с могилы святого самовар, после чего «у нее свело руки»; исцеление она получила у мощей К., к-рый сам ей явился в тонком сне. Чудеса удостоверены священниками Воскресенской ц. Леонидом Смирновым и Александром Тихомировым и настоятелем храма в с. Лежневе Димитрием Капацинским, проводившими дознания.

В нач. 1937 г. священнослужители просили у Иваново-Вознесенского еп. св. Бориса (Воскобойникова) разрешения на перенос мощей К. из закрытой к тому времени Воскресенской ц. в действующий храм. Архиерей дал благословение, но перенесение не состоялось. 20 февр. 1938 г. комиссия по ликвидации мощей Ивановского облисполкома вскрыла гробницу К. и изъяла мощи святого. Икона и металлическое надгробие были переданы в Центральный антирелигиозный музей, мощи поступили в Ивановский ин-т судебной медицины, откуда предполагалось передать их в Москву (ГАРФ. Ф. № 5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 59). Это было одно из последних мероприятий по вскрытию мощей в СССР. Ныне местонахождение мощей К. неизвестно.

Канонизация К. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых (празд. установлено в 1982) и в Собор Ивановских святых (празд. установлено в 2000). Святой прославляется в 11-м икосе акафиста Ивановским святым и в стихирах службы Собору Ивановских святых. В окрестностях с. Воскресенского почитается родник, который местные жители называют «ключиком блаженного Киприана».

Ист.: Фёдоров А. Ист. собр. о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд. мат-лы. С. 190-194; Описание о российских святых. С. 212; Русская Правосл. Церковь в ХХ в. на Ивановской земле: Сб. док-тов и мат-лов / Авт.-сост.: А. А. Федотов. Иваново, 2010. С. 81-82, 316-318.
Лит.: Иоасаф (Гапонов), иером. Начало ярмарки в с. Воскресенском Ковровского у. // Владимирские ГВ. 1857. № 8; Соловьёв Я. А. Памятники и предания Владимирской губ. // Отеч. зап. 1857. Т. 113. № 7. С. 170; Тихонравов К. Н. Палехский иконописный подлинник XVIII ст. // Владимирские ГВ. 1879. № 26. С. 1-3; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 290; Стромилов Н. С. Блж. Киприан, юродивый // Владимирские ЕВ. 1884. № 13. Ч. неофиц. С. 429-435; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 2. С. 21; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 221; Голубинский. Канонизация святых. С. 331; Блж. Киприан юродивый // Владимирские ЕВ. 1916. № 24/25. Отд. неофиц. С. 385-387; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 143; Зосима (Шевчук), архим. Блж. Киприан: Мат-лы к общецерк. прославлению. Иваново, 1999; Бачев И. И. Моя малая родина: Очерки истории Лежневского р-на Ивановской обл. Иваново, 2001. С. 72; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 291, 321; Ершов А. Л. Вскрытие мощей блж. Киприана Суздальского в 1938 г. в с. Воскресенском Лежневского р-на // Гос-во, общество, Церковь в истории России ХХ в.: Мат-лы 12-й междунар. науч. конф., Иваново, 20-21 февр. 2013 г. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 137-139.
А. В. Маштафаров, Е. В. Романенко

Иконография

В иконописных подлинниках XVIII - 30-х гг. XIX в. под 6, 7 и 22 июля приводятся разные варианты описания облика К.: «...подобием рус изчерна; власы с ушей повились, брада подоле Богословли (Иоанна Богослова.- Ред.) раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62, 64); «...скуд брадою, плешив, наг»; «брада черна, раздвоилась, подоле Богословли, власы с ушей повились, ноги босы, руце молебны» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 181 об., 195 об.; ср.: БАН. Строг. № 66. Л. 121 об., 130).

Изображение К. сохранилось в одной из групп рус. подвижников XVII в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре. Первоначальная живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия поновлялась и прописывалась в 70-х гг. XX в. и ок. 2010 г. К. написан крайним справа в профиль в мантии и клобуке, с седой окладистой бородой, его пальцы сомкнуты ниже груди.

В кон. XX - нач. XXI в., после офиц. канонизации К., появились его иконы, выполненные в традиц. стилистике. Он представлен в композициях Соборов Владимирских и Суздальских чудотворцев, в частности в Покровском мон-ре Суздаля (на одной из икон - К. в коленопреклоненной молитве перед группой святителей). Как правило, К. изображен в верхних рядах слева в светлой рубахе как средовек с бородой средней величины, густые волосы взлохмачены. Кроме того, образ блаженного встречается на иконах «Собор Иваново-Вознесенских чудотворцев», напр. работы палехских мастеров (2011, Преображенский кафедральный собор в г. Иваново).

Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 143.
Ключевые слова:
Христа ради юродивые Святые Русской Православной Церкви Собор Владимирских святых (23 июня) Собор святых Ивановской митрополии (7 июня) Иконография Христа ради юродивых (блаженных) Киприан († 1622), Христа ради юродивый, Суздальский, Увотский., блаженный (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых)
См.также:
АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский
ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак
ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский