Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ
Т. 12, С. 719-720 опубликовано: 4 августа 2011г.


Содержание

ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ

(† не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне. Китовские святые («иже в селе Китове Шуйские чудотворцы») упоминаются в агиографических сборниках начиная с кон. XVII в.: в Филимоновском иконописном подлиннике, в к-ром их память обозначена под 30 сент., в «Описании о Российских святых», в нек-рых святцах (в частности, в святцах XVIII в.- ОР РГБ. Ф. 173. № 209. Л. 50).

Прп. Иоаким Шартомский и прав. Григорий Китовский. Литография по рис. С. Морозкина. 1892 г.
Прп. Иоаким Шартомский и прав. Григорий Китовский. Литография по рис. С. Морозкина. 1892 г.

Прп. Иоаким Шартомский и прав. Григорий Китовский. Литография по рис. С. Морозкина. 1892 г.

Мощи святых, известные с 50-х гг. XVII в., покоились в Благовещенской ц. в с. Китове (ныне в 3 км к северу от г. Шуя Ивановской обл.). В XVI - 1-й пол. XVIII в. Китово входило в Опольский стан Суздальского у. По свидетельству писцовой книги Суздальского у. 1627-1630 гг., «жребий» (часть) села с Благовещенским храмом в 1610 г. стал вотчиной С. Отяева, после его смерти перешел к его сыну Афанасию. Церковь была «древяна клетцки... образа, и книги, и ризы, и колокола, и всякое строение мирское» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 11317. Л. 1070-1071 об.). В описании не упоминаются гробницы святых.

17 мая 1659 г. Благовещенская ц., в к-рой уже имелись гробницы Китовских чудотворцев, сгорела, надгробия святых были повреждены. В том же году архиеп. Суздальский Стефан благословил построить новую церковь на месте сгоревшей и установить гробницы там, где почивают «чудотворцовы мощи» (Миловский. С. 19). Было неясно, находились ли св. мощи «на вскрытии» в деревянных гробницах, сгоревших вместе с храмом, или под спудом. Этот вопрос должен был расследовать в том же году по благословению архиеп. Стефана архим. шартомского мон-ря во имя свт. Николая Чудотворца Павел, но документы о результатах его работы не сохранились. В XVII-XIX вв. Благовещенский храм неоднократно перестраивался. В февр. 1826 г. начался сбор средств на строительство каменной церкви вместо ветхой деревянной. Новая Благовещенская ц. с приделами во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца была освящена в 1839 г., закрыта по постановлению Ивановского облисполкома 26 июля 1931 г., тогда же передана китовской ферме пригородного хозяйства, впосл. храм был разрушен.

Почитание Китовских святых как «маловедомых», о к-рых нет письменных сказаний и мощи к-рых не освидетельствованы, по-видимому, было прекращено в 1-й пол. XVIII в. Тогда же по решению епархиальных властей мощи Г. были тайно перезахоронены, предположительно в Китове или в соседнем с. Дроздове, в наст. время их местонахождение неизвестно. Однако можно думать, что память о Китовских чудотворцах сохранялась в XIX в. Свящ. Н. М. Миловский в своем исследовании опубликовал рисунок С. Морозкина с иконы 2-й пол. XIX в., на к-ром изображены на фоне Шуи местночтимые святые - Г. и прп. Иоаким Шартомский, осененные чудотворной Шуйской Смоленской иконой Божией Матери.

Общецерковное почитание Китовских святых было установлено в 80-х гг. XX в. при подготовке издания богослужебных Миней. Тогда имена Китовских святых были внесены в Собор всех святых, в земле Российской просиявших (празднование Собору возобновлено 26 авг. 1918). Имена Китовских чудотворцев включены также в Собор Владимирских святых (празднование установлено в 1982), имя Г. вошло в Собор Ивановских святых (празднование установлено 7 дек. 2000). В сер. 90-х гг. введено поминание Г. на великом отпусте в ряде храмов Шуи и Шуйского р-на (подворья Николо-Шартомского мон-ря).

Ист.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 21-22, 24; Описание о Российских святых. С. 215; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380.
Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 141; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 176. № 685; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 206; Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.). М., 1893. С. 18-23; Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 60-61; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 555; Голубинский. Канонизация святых. С. 352, 379; Николай Михайлович, вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 225-226; Баделин В. И. Золото Церкви. Иваново, 1995. С. 53-55; Иереи Шуйского у. Владимирской губ. (XIX в.- 1918 г.). Иваново, 2003. С. 275; Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии (X-XX вв.). Владимир, 2004. С. 130.
Ю. А. Иванов, А. В. Маштафаров

Иконография

Г. упомянут без описания облика в неск. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. (БАН. Строг. 66. Л. 39; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 68 - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 90; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33). На литографии кон. XIX в. (Миловский. Вкл.) он представлен в рост вместе с его современником прп. Иоакимом Шартомским под Шуйской Смоленской иконой Божией Матери на фоне г. Шуи, облачен в фелонь и епитрахиль, руки подняты в молении, у него седые волосы до плеч и борода средней величины. Редкое изображение Г. в иконописи, согласно надписи на нимбе, помещено в 1-м ряду левой группы святителей на иконе «Собор русских святых» 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Он изображен с окладистой бородой, в фелони, омофоре (ошибочно) и митре, в руках держит Евангелие (в группе напротив помещена в монашеском одеянии Е.).

Лит.: Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893.
Ю. А. Иванов
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор Владимирских святых (23 июня) Собор всех святых в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице) Праведные жены и девы Русской Православной Церкви Иконография праведных и бессребреников Иереи Русской Православной Церкви Собор святых Ивановской митрополии (7 июня) Праведные мужи Русской Православной Церкви Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне
См.также:
ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские
ИУЛИАНИЯ Иустиновна Осорьина (нач. 40-х гг. XVI в. - 1604), Лазаревская, Муромская, прав. (пам. 2 янв., 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых)
ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых)
ГЛИКЕРИЯ († ок. 1522), прав. дева (пам. 13 мая и в Соборе Новгородских святых)
ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ЕВДОКИМ (807 или 809 - 840 или 842), прав. (пам. 31 июля)
ЕВФИМИЙ Сергеевич Тихонравов (1881-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших)
ИАКОВ Алексеевич Зяблицкий (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых)
ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ИАКОВ И ИОАНН († ок. 1569 (?), прав. младенцы (пам. 24 июня, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ИОАНН Петрович Коржавин (1866-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых)
ИОАНН Стефанович Рождественский (1872-1922), свящ., сщмч. (пам. 27 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе святых Ивановской митрополии)
ИОАНН Андреевич Розанов (1873-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИОАНН Иванович Румянцев (1889 - после 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)