Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОАНН
Т. 23, С. 333-340 опубликовано: 25 ноября 2013г.


ИОАНН

(† 3.09.1580 (?), Ростов), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Власатый, Милостивый, Ростовский. Краткое Житие И. известно в неск. редакциях в списках XVII-XIX вв. и имеет названия: «Житие», «Повествование», «Чудеса», «О чудесах». Наиболее ранний список - в Четьих-Минеях Иоанна Милютина (ГИМ. Син. № 808. Л. 1447-1451, 1646-1654 гг.; перечень списков Жития см.: Мельник. 2004. С. 389). Краткое Житие является предисловием (или послесловием, как в списке РНБ. Тит. № 3510. Л. 82-90 об., XVIII в., и в публикации в «Ярославских ЕВ» 1877 г.) к описанию чудес, совершавшихся по молитвам к И. Первоначальная подборка чудес включала, по-видимому, 4 чуда и завершалась сообщением о том, что ростовские священники дважды (при царях Феодоре Иоанновиче и Михаиле Феодоровиче) обращались в Москву с просьбой о строительстве над гробом блаженного новой церкви, к-рая спустя нек-рое время была сооружена на средства купца М. Гурьева, исцеленного по молитвам к И. (возможно, тогда же поднимался вопрос о канонизации святого). Подборка, к-рая состоит из 11 чудес, читающаяся в большинстве списков, сложилась позднее.

Блж. Иоанн Ростовский. Икона. XVIII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Ма-тери в Ростове)
Блж. Иоанн Ростовский. Икона. XVIII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Ма-тери в Ростове)

Блж. Иоанн Ростовский. Икона. XVIII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Ма-тери в Ростове)

Хронологические данные об И. противоречивы. В списках ранней редакции (в т. ч. в Милютинских Четьих-Минеях и в более поздних рукописях, напр., в списке 2-й пол. XVII в. РНБ. Тит. № 1434) сказано о приходе блаженного в Ростов в 1570/71 (7079) г. В большинстве списков сообщается о кончине И. в 1580 (7089) г. В поздних рукописях и в пересказах Жития встречаются сведения о преставлении И. в 1572, 1582 или 1589 г. (последняя дата, очевидно, возникла при вычислении года от Рождества Христова путем вычитания из 7089 не 5509, а 5500 лет). В Житии в Милютинских Четьих-Минеях память святого указана под 3 сент., в заголовке Жития в списках XVIII-XIX вв. память, как правило, отмечена под 12 нояб. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в рукописях XVIII-XIX вв.) и в старообрядческих святцах (БАН. Дружин. № 131. Л. 6) день празднования И.- 3 сент.

Согласно ранней редакции Жития, И. неизвестно откуда пришел в Ростов, он был «муж добророден, и благозрачен, и благолепием украшен, и кротостию и смиренномудрием преисполнен, власы имея темнорусы, браду немалу, на власяницы ж имея милоть по-иноческы» (ГИМ. Син. № 808. Л. 1447). Во всех редакциях Жития сообщается, что И. «пристанище же не имел нигде, кроме церковных притворов», молился днем и ночью (в ряде списков, в т. ч. отражающих раннюю редакцию, а также в тропаре святому уточняется, что он молился «греческим речением»). Духовным отцом И. был свящ. Всехсвятской ц. Петр, временами святой «ради же некия нужды прибегая к некоей вдовице». По завещанию И. свящ. Петр и вдова похоронили блаженного через 3 дня после преставления за пределами города, у алтаря ц. во имя сщмч. Власия, еп. Севастийского. При кончине И. жители Ростова видели знамения: «громы, молнии, и блистания, и пожжения церквам и храминам».

Блж. Иоанн Ростовский. Эмалевая икона. 1-я треть XIX в. Ростов (ЦМиАР)
Блж. Иоанн Ростовский. Эмалевая икона. 1-я треть XIX в. Ростов (ЦМиАР)

Блж. Иоанн Ростовский. Эмалевая икона. 1-я треть XIX в. Ростов (ЦМиАР)

Во 2-й пол. XIX в. в ростовской округе существовало предание, что близким к И. человеком был также свящ. Василий Мамзерев, служивший в Богоявленской ц. в с. Угодичи (совр. Ростовский р-н Ярославской обл.). По преданию, у свящ. Василия больной И. остановился, когда сопровождал царицу-инокиню Дарию (Колтовскую), следовавшую из Ростова во Владимир (Артынов А. Я. Воспоминания крестьянина с. Угодич Ярославской губ. Ростовского у. М., 1882. Ч. 1. С. 162). Хотя предание называет Дарию старицей тихвинского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря, где бывш. царица поселилась лишь в 1604 г., т. е. спустя много времени после кончины И., тем не менее легенда может иметь под собой историческое основание. Царица Анна Алексеевна приняла постриг с именем Дария в нач. сент. 1572 г., вероятно, в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре (там она жила в 1584-1585). Летом 1572 г. царь Иоанн IV Васильевич составил духовную, по которой после его смерти в распоряжение царицы Анны Алексеевны переходил помимо др. владений Ростов «с волостми, и с путем, и с селы, и со всеми пошлинами» (ДДГ. С. 443. № 104). Возможно, царица-инокиня после пострига имела право на к.-л. доходы от завещанных ей владений в Ростове. Т. о., путешествие Дарии (Колтовской), инокини суздальского Покровского мон-ря, из Суздаля в Ростов и обратно во Владимирскую землю, так же как и ее знакомство с широко почитавшимся в Ростове И., не представляется невозможным.

В 20-х гг. XVIII в. вместо Власиевской ц. (вероятно, поставленной в 1-й пол. XVII в. ростовским купцом Гурьевым на месте старого храма, около к-рого был погребен И.) был построен храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи с приделом во имя сщмч. Власия, и гробница И. оказалась внутри церкви. В 1762-1767 гг. на месте Предтеченской ц. была воздвигнута ц. в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия. Гробница И. оказалась в главном храме у левого клироса. На гробнице святого находится рукописная лат. Псалтирь, написанная «готическим шрифтом». На вшитых в начале книги бумажных листах имеется запись: «От времени преставления блаженного Иоанна Власатого, прозываемого Милостивого, даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха,- Псалтирь Давидова на латинском диалекте, юже той угодник, моляся Богу, чтяше». В записи также сообщалось о том, что свт. Димитрий (Савич (Туптало)), занявший Ростовскую кафедру в 1702 г., повелел Псалтирь «вновь переплести и, обновив, паки на гробе блаженного Иоана положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета» (см. описание кодекса и воспроизведение записи: Красноцветов. 1967. С. 22-23, 25). Сведения о Псалтири И. отразились и в Житии святого. В более поздней редакции текста (представленной, в частности, в ркп. РНБ. Тит. № 43 и 2021) сообщается о лат. Псалтири, находившейся на гробе святого и заново переплетенной по распоряжению свт. Димитрия. В рукописи РГБ. Ф. 254. № 93 эта Псалтирь описана как греческая: «Святая же его богодухновенная книга Псалтырь греческаго письма уставнаго, в полдесеть, и до днесь на гробе его… верность, яко Греческия земли бе, и по ней всегда и глаголаше, и молитвы Господеви творяше» (Л. 100 об.). Согласно описи Толгской ц. 1820 г., над местом погребения святого стояла сохранившаяся до наст. времени деревянная рака, украшенная медными чеканными пластинами с изображением 4 чудес И., с иконой святого. Рядом с ракой находились деревянный крест с медным распятием и Псалтирь, по преданию принадлежавшие И., напротив раки - житийная икона святого (ныне над ракой). В 1849 г. над надгробием была устроена резная сень. В 1967 г. на гробнице И. помимо лат. Псалтири и деревянного креста с медным распятием сохранялся яшмовый, оправленный в серебро крест, к-рый, как считалось, принадлежал святому.

Рака блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове
Рака блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове

Рака блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове

Сразу после кончины И. у его гробницы начали совершаться исцеления, вслед. чего, как сообщает Житие, И. получил прозвание Милостивый; др. прозвище святого - Власатый - объясняют тем, что святой носил власяницу. Паломники служили в храме у могилы святого водосвятные молебны Спасителю, Пресв. Богородице и Собору св. Иоанна Предтечи, затем с могилы И. брали землю и клали в св. воду. Св. воду с землей пили и ей обтирались, после чего получали исцеление, причем не только люди, но и животные. В нек-рых списках Жития сообщается, что, если больной не выздоравливал на 3-й день, это было ему знаком готовиться к смерти. 1-е записанное чудо по молитвам И. связано с Ростовским митр. Кириллом (Завидовым) и датируется кон. 1617 г. У архиерея отнялись рука и нога, и он скорбел, из-за того что не мог служить литургию. Митрополиту рассказали, «како многонародное множество» приходит к гробу И., и он повелел отнести себя во Власиевскую ц. Во время молебна при чтении св. Евангелия митр. Кирилл исцелился и сам вернулся в келью, благословляя паству. В рассказе о чуде сообщается, что архиерей оставался на кафедре еще полтора года и преставился во время литургии (митр. Кирилл скончался 7 мая 1619). В рассказе о 5-м чуде описано исцеление инока Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря Мануила (Светикова), происшедшее после 1641 г. В рассказах о 6-м и 7-м чудесах, написанных мон. Мануилом, исцеления совершились по молитвам к прп. Авраамию Ростовскому и к И. 8-е чудо связано с исцелением игум. Петровского ростовского мон-ря Леонтия в 1649 г. Последнее, 11-е чудо датировано 1663 (в некоторых списках 1677) г. Очевидно, что в храме существовала книга, в которой фиксировались чудеса святого, причем исцеленные в подтверждение оставляли записи: «И от того времени святыми его молитвами очима исцелен и писание дал тот Анисим своею рукою» (ГИМ. Син. № 858. Л. 192).

В повествование об И. в некоторых списках Жития внесено сообщение о др. блаженном, жившем в то время в Ростове,- Иоанне Большой Колпак; в ряде списков в дополнение к этому приводится краткий рассказ о ростовском юродивом того же времени Артемии Третьяке (Там же. № 808. Л. 1448 об.- 1449; РНБ. Тит. № 1434; это же известие читается в дефектном списке БАН. 33.9.7, 2-я пол. XVII в.). (О блж. Артемии рассказывается, что из одежды он имел одну рубаху, передвигался бегом, часто бывал в Вознесенской ц., где покоятся мощи блж. Исидора Твердислова, имел дар чудотворения и провидения, в частности, провидел совершавшиеся в Москве по приказу Иоанна IV казни. «Пища же его - бежучи, ухватит полуденежной колачь, и ухватит зубы своими, и, держа в зубах, весь колачь исчиплет и розмечет, а что в роте, то была у него пища». Блж. Артемий был погребен в Вознесенской ц., напротив гробницы блж. Исидора.)

Почитание И.

Исцеление Ростовского митр. Кирилла. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с клеймами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове)
Исцеление Ростовского митр. Кирилла. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с клеймами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове)

Исцеление Ростовского митр. Кирилла. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с клеймами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове)
Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы Боголюбской Божией Матери с Ростовскими святыми. Кон. XVII в. (ГМЗРК)
Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы Боголюбской Божией Матери с Ростовскими святыми. Кон. XVII в. (ГМЗРК)

Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы Боголюбской Божией Матери с Ростовскими святыми. Кон. XVII в. (ГМЗРК)
ограничивалось Ростовской землей, о чем косвенно свидетельствует отсутствие памяти И. в святцах и в Прологах московской печати XVII-XVIII вв. Чаще всего Житие И. переписывалось в составе сборников, включающих Жития Ростовских святых. В Житии отмечены попытки прославления И., предпринимавшиеся в кон. XVI и в 1-й пол. XVII в.: «При благочестивом царе Феодоре Иоанновиче… о многих чюдесех сих Божиих во дворце возвещено… священником Максимом с челобитною. Да и при царе… Михаиле Феодоровиче… возвещено же священником Иоанном о многих чюдесех Божиих, и выписка у подьячево есть» (ГИМ. Син. № 858. Л. 191-191 об.). Указание на обращение со списком чудес к царю Феодору Иоанновичу содержит хронологическое несоответствие: обращение отнесено к 1577 г., когда царем был еще Иоанн IV.

В Милютинских Четьих-Минеях помещены тропарь и кондак святому (ГИМ. Син. № 808. Л. 1452 об.). Видимо, во 2-й пол. XVII в. был составлен канон блаженному (РНБ. Погод. № 2007, посл. треть XVII в.; нач.: «О всесвятый угодниче Христов»). Житие И. с описанием 11 чудес имеется среди подготовительных материалов к «Книге житий святых» свт. Димитрия Ростовского (ГИМ. Син. № 858. Л. 185-193), однако по неизвестным причинам оно не вошло в Четьи-Минеи свт. Димитрия. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. Мощи И. почивают под спудом в Толгской ц. в Ростове (храм в XX в. не закрывался, в нем также погребен Угличский еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев)).

Ист.: Блаженный Иоанн Власатый, по прозванию Милостивый, Ростовский чудотворец // Ярославские ЕВ. 1860. № 26. Ч. неофиц. С. 240-242; Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блаженного Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца // Там же. 1877. № 23. Ч. неофиц. С. 179-182; Минея (МП). Сент. Ч. 1. С. 88-98.
Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 252-254; Филарет (Гумилевский). РСв. 18823. Т. 1. С. 5-7; Амфилохий [Сергиевский-Казанцев], еп. О латинской пергаменной Псалтири, принадлежавшей св. Иоанну Милостивому, Ростовскому чудотворцу // Тр. VIII Археол. съезда в Москве, 1890. М., 1895. Т. 2. С. 230-232; Израилев А. А., прот. Ростовская Ярославской губ. ц. в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также ц. Иоанна Милостивого. Ростов, 1900; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 269, 352; Голубинский. Канонизация святых. С. 156; Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии. Гл. 19: Блаженный Иоанн Власатый // Ярославские ЕВ. 1903. № 22. Ч. неофиц. С. 399-403; Красноцветов М., свящ. Толгская ц. в Ростове Великом // ЖМП. 1967. № 10. С. 20-26; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. № 141, 223; Т. 2. № 226. С. 125; Мельник А. Г. Иконография ростов. святых: Кат. выст. Ростов, 1998. С. 7, 55, 62, 64; он же. Надгробная икона ростовского св. Иоанна Власатого // ДРВМ. 2002. № 2. С. 71-80; он же. Житие Иоанна Власатого, Милостивого, Ростовского // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 388-390; он же. История почитания ростов. святых в XII-XVII вв.: АКД. Ярославль, 2004. С. 18.
А. А. Романова

Иконография

Блж. Иоанн Ростовский, с деисусом и клеймами чудес. Икона. 3-я четв. XVII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове)
Блж. Иоанн Ростовский, с деисусом и клеймами чудес. Икона. 3-я четв. XVII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове)

Блж. Иоанн Ростовский, с деисусом и клеймами чудес. Икона. 3-я четв. XVII в. Ростов (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове)

В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. об особенностях иконографии И. под 3 сент. сказано: «Подобием рус, брада аки Леонтия Ростовскаго и подоле, и круглая, власы на главе велики, риза как у Алексея, человека Божия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 31); «риза как на Алексее человеке Божии, брада Леонтия Ростовскаго, подоле и круглее, власы велики» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 26; см. также: БАН. Строг. № 66. Л. 30; кон. XVIII в.); «ризы преподобническия, брада Леонтия Ростовскаго» (БАН. Двинск. № 51. Л. 81; кон. XVIII в.); «брадою и ризою аки Алексей, человек Божий» (ИРЛИ. ПД. Перетц. № 524. Л. 55; 30-е гг. XIX в.). В подлиннике 1850 г., составленном диак. Василием Поникаровским на основании подлинника XVII в., об И. сообщается: «Сей бе рус впроседь, власы и брада долги просты, риза едина подряски, подпоясан ремнем, в правой руке ключка» (Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 73 об.). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. И. описан т. о.: «...так как в подлинниках, а равно и в описании жития его не сказано о летах и подобии его, то лучше писать его более средних лет, худощавым, с большими волосами, как видно из прозвания «волосатый», и большой бородой с проседью; в грубом кафтане» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 73; далее ошибочно прибавлены особенности иконографии блж. Иоанна Большой Колпак).

К первым изображениям И. относится икона 3-й четв. XVII в. с клеймами чудес от его гроба (130×189 см). Образ находится на стене около места погребения святого в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Средник выделен широкой полосой со сложным растительным серебристым орнаментом; И. изображен стоящим на зеленом поземе с травами-кустиками, левая нога слегка выдвинута вперед, в правой руке - посох с согнутым концом, клюка или кочерга - характерный атрибут юродивых. Пальцы правой руки сложены в благословении, в левой опущенной руке - развернутый свиток с надписью: «Понудимся, братие, на кратцем веце сем...» И. в длинном охристо-коричневом одеянии с отложным воротником и пуговицами посередине, густые русые волосы длинными прядями спускаются с плеч, окладистая борода средней длины. Фон светлый, зелено-голубой, в верхней части с мелкими клубящимися облаками; надпись: «Святой Иоанн Милостивый Ростовский чудотворец». Очевидно, это раннее изображение святого послужило образцом для создания его икон.

Погребение блж. Иоанна. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с 12 клей-мами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толг-ской иконы Божией Матери в Ростове)
Погребение блж. Иоанна. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с 12 клей-мами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толг-ской иконы Божией Матери в Ростове)

Погребение блж. Иоанна. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с 12 клей-мами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толг-ской иконы Божией Матери в Ростове)

Слева и справа от фигуры И.- 3 ряда клейм, по 2 с каждой стороны (надписи утрачены). Вверху деисусный чин, включающий по 10 фигур слева и справа, в т. ч. Ростовских чудотворцев, которые вместе с И. соборно молятся за жителей Ростова. Основой изображения чудотворений от гроба блаженного является их описание после краткого Жития И. В 12 клеймах изображены: погребение И. и чудеса исцеления Ростовского митр. Кирилла, крестьянской жены Агриппины из дворцового с. Поречья, Анны из Ростова от расслабления, крестьянина ростовского Авраамиева мон-ря Второва, семьи старца Авраамиева монастыря Мануила (Светикова), калугера (монаха) Авраамиева мон-ря; Петра Яковлевича Парфенева от лихорадки, игум. ростовского Петровского монастыря Леонтия от трясавицы, Каллистрата Алексеевича Гордеева; девицы Матроны из дер. Тряслово от слепоты, Анисима, сына свящ. Иоанна из дворцового с. Великого, от болезни глаз.

Блж. Иоанн Ростовский. Эмалевая икона. Сер. XIX в. Ростов (ГМЗРК)
Блж. Иоанн Ростовский. Эмалевая икона. Сер. XIX в. Ростов (ГМЗРК)

Блж. Иоанн Ростовский. Эмалевая икона. Сер. XIX в. Ростов (ГМЗРК)

В 1-м клейме изображен конец заупокойной службы в храме, когда закрывают крышкой гроб. В возглавии тела И.- диакон в белых одеждах; у гроба стоят священник, женщина и мужчина. В кратком Житии сообщается, что И. был погребен духовным отцом свящ. Петром из ростовской Всехсвятской ц. и благочестивой вдовой, у к-рой блаженный изредка находил пристанище. В др. клеймах показаны 11 чудотворений в той же последовательности, как в житийном тексте. Везде И. написан в гробу со сложенными на груди руками, в одежде охристого цвета. При описании чудес от могилы И. подчеркивается, что перед исцелением, как правило, служили молебен Иисусу Христу, Богородице и св. Иоанну Предтече, чем объясняется присутствие священника в каждом клейме. Исцеленные представлены в земном поклоне перед гробом. Включенные в текст чудеса от гроба происходили в XVII в., в это время ц. сщмч. Власия Севастийского, около алтаря к-рой был погребен И., была деревянной. Иконописец знал это, но изобразил за гробом И. каменный белостенный храм с колокольней и др. сооружения. Во мн. клеймах на стенах храма, представленного по-разному, помещены иконы Спасителя или Божией Матери.

Если Житие И. отличает краткость, то описание чудотворений имеет много подробностей: местожительство исцеленного, его общественное положение, указание года, когда произошло чудо (записанные чудеса от гроба И. датированы с 1617 по 1663). Некоторые сведения в описании чудес позволяют предположить, как была создана икона. В рассказе о 4-м чуде сообщается: «Гость Михаило Гурьев, видев милость Божию над собой и надо всем домом своим и исцеления многия, над гробом Иоанна блаженнаго церковь Власия поставил и всем устроил» (Ярославские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. № 23. С. 181). Согласно записи, новый храм был поставлен над гробом И., т. е. захоронение святого оказалось внутри его. Купец Гурьев, принадлежавший к именитым торговым «государевым гостям», «всем устроил» церковь: новые иконостас, иконы, утварь, гробница святого была оформлена заново. Вероятно, в это время по заказу Гурьева, видевшего «исцеления многая», и была написана икона И. с изображением чудотворений. Она исполнена в ростовской мастерской или в Ярославле, где жили Гурьевы. В собрании ГМЗРК хранится близкая к ней по стилистике, по нек-рым деталям рисунка, по палеографии надписей икона «Прп. Сергий Радонежский, с 16 клеймами жития» 2-й пол. XVII в. из Варницкого мон-ря в Ростове (Вахрина. 2006. С. 304-307. Кат. 86).

Единоличные образы И. очень редки. В наст. время известна икона XVIII в. из Толгской ц. Ростова (42,2×33,4 см). В нач. XX в. она находилась при гробе И., фон и поля были покрыты басменным окладом с серебряным венцом (Израилев. 1900. С. 4-5). Иконография ее близка к изображению в среднике надгробной иконы 3-й четв. XVII в. И. изображен в рост, в длинной одежде без опоясания, в правой руке длинный жезл, в левой - развернутый свиток с текстом: «Понудимся, братие, на кратцем веце сем угодити». Позади святого изображены городские постройки. Сохранилось описание иконы И. в басменном окладе, к-рая в XIX в. находилась в Ростовском музее церковных древностей (30×26,7 см; Богословский. 1909. С. 14-15). Святой был представлен в рост, прямостоящим, босым, в длинной узкой одежде с многочисленными застежками, правая рука прижата к груди, левая опущена. Написан с округлым лицом, с небольшой бородой, взгляд устремлен вверх на Нерукотворный образ Спасителя.

Существует уникальная икона И. сер. XIX в. в технике ростовской финифти (ГМЗРК): И. в широкой длинной рубахе стоит на траве вполоборота влево на фоне Толгской ц. и оз. Неро. Его лик с узкой на конце бородой и ниспадающими на плечи прядями волос обращен к Толгской иконе Божией Матери в облаках, правая рука протянута вперед, в левой - клюка. Небольшой эмалевый образок 1-й трети XIX в. (ЦМиАР) представляет И. поколенно, с четками в правой руке и с посохом в левой. Единоличное изображение И. имеется также на книжной миниатюре 1762 г. в рукописи Ростовского патерика (РНБ. Ф. 775. Тит. № 43. Л. 293 об.). И. изображен босым, стоящим вполоборота влево со сложенными на груди руками перед образом «Коронование Богородицы», назван: «Стый Иоанн Милостивый Власатый Ростовский чудотворец».

Блж. Иоанн Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Ф. 775 Тит. № 43. Л. 293 об.)
Блж. Иоанн Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Ф. 775 Тит. № 43. Л. 293 об.)

Блж. Иоанн Ростовский. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Ф. 775 Тит. № 43. Л. 293 об.)

С XVII в. образ И. часто встречается в иконописи среди Ростовских святых; в надписях, как правило, именуется «Милостивый». Так, на иконе 1686 г. с надписью на нижнем поле: «Образу Ростовских чудотворцев моляша Феодор Стефанов с сыном своим Афанасием   [7194] год» - в 1-м ряду представлены Ростовские святители, во 2-м - преподобные и блаженные; у И. русые волосы и округлая борода. Образ находится в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, куда был перенесен в 1814 г. из упраздненной ц. Воскресения словущего (Израилев. 1900. С. 16). На иконе «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, ГМЗРК), находившейся над городскими воротами Ростова, в сер. XVIII в. были приписаны Ростовские чудотворцы. И.- крайний справа в верхнем ряду (за блж. Исидором), с длинными русыми волосами и окладистой бородой, с клюкой в левой руке, в рубахе оливкового цвета.

Получил распространение извод «Избранные святые в молении перед ростовской чудотворной Владимирской иконой Богоматери», среди образов святых преобладали Ростовские. На иконе 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) И. написан вверху слева, погрудно, вполоборота к центру, с посохом в правой руке, за др. ростовским юродивым - Исидором. На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) И.- в правой части композиции в повороте влево, в молении, с короткими волосами и окладистой русой бородой. Облик И. близок к описаниям подлинников, но его одежда необычна - красная рубаха, украшенная светлым мехом. «Владимирская икона Божией Матери, со святыми на полях» (1855, ГМЗРК; см.: Вахрина. 1998. С. 105-106) была исполнена иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» по заказу Ростовского градского общества для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, которое участвовало в Крымской войне 1853-1856 гг. (впоследствии икона была помещена в Успенском соборе Ростова). Среди поясных изображений рус. святых, гл. обр. Ростовских, на правом поле 2-м снизу написан И.

На Боголюбской иконе Божией Матери «в молении Ростовских чудотворцев» (кон. XVII в., ГМЗРК) И. представлен в монашеских одеждах (в надписи назван «преподобный»), с короткими кудрявыми волосами и со средней величины бородой (см. также икону-пядницу XIX в. из собрания ГМИР). Известна прорись с иконы XVII в. с группой Ростовских святых и с архангелом перед Богоматерью с Младенцем (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 447). Образ И. предположительно есть на иконе «Богоматерь на престоле, с молящимися Ростовскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв. = Russian Icons of the 15th-20th Centuries: Из коллекции И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109).

В верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с избранными святыми» 1729 г. (ГМЗРК) в молении к Св. Троице Новозаветной написаны преимущественно Ростовские чудотворцы, И.- крайний слева во 2-м ряду, за прп. Петром, царевичем Ордынским. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» - 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - И. изображен крайним слева в верхних рядах, волнистые волосы и борода с проседью, руки сложены на груди. Его образ включен также в иконную композицию «Собор Ростовских чудотворцев» XIX в., возможно связанную с ростовским мон-рем в честь Рождества Пресв. Богородицы (ГМИР, см.: Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собрания ГМИР // Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.) / ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 217, 409. Ил. 8).

Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК)
Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК)

Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК)

Несмотря на широкое почитание И., во 2-й пол. XVII в. его образ не встречается в росписях храмов, построенных в Ростове и Ярославле митр. Ионой (Сысоевичем). В монументальной живописи Ростова и его окрестностей образ святого, к-рый не всегда соответствует указаниям подлинников, появился только в XVIII в. рядом с др. Ростовскими чудотворцами. Напр., в стенописи Богоявленского собора ростовского Авраамиева мон-ря (30-е гг. XVIII в.) И. изображен на вост. откосе сев. портала, в рост, правая рука перед грудью, в левой - клюка; у него длинные седые волосы и округлая борода, одет в рубаху охристого цвета. Среди росписей Толгской ц. Ростова, выполненных, очевидно, в сер. XVIII в., была композиция «Погребение блж. Иоанна» (Красноцветов М., свящ. Толгская ц. в Ростове Великом // ЖМП. 1967. № 10. С. 24). В Троицком храме с. Вощажникова Борисоглебского р-на Ярославской обл., построенном по заказу гр. Н. П. Шереметева, в росписи кон. XVIII в. образ И. помещен в ряду др. Ростовских святых на оконном откосе сев. стены. В ц. апостолов Петра и Павла пос. Поречье-Рыбное Ростовского р-на Ярославской обл., расписанной в 1782-1785 гг. ярославскими иконописцами под рук. Афанасия Шустова, фигура И. вполоборота влево (святой в длинном платье, препоясан, в правой руке клюка, левая раскрыта ладонью перед грудью, длинные русые волосы разделены на пряди) находится в арочном проеме зап. стены.

И. написан на откосе окна сев. стены в ц. Богоявления дер. Уславцево Борисоглебского р-на (нач. XIX в.) - в рост, с развернутым свитком в правой руке. В росписи 1-й пол. XIX в. Георгиевской ц. с. Юрьевского Ростовского р-на на сев. стене над нижним ярусом окон расположено 3 клейма с изображением пар святых, И. представлен в рост вместе с блж. Исидором. В стенописи 1-й пол. XIX в. Толгской ц. Ростова полуфигура И. помещена на зап. стене, напротив места погребения И. Необычен образ блаженного в росписи 1-й пол. XIX в. на откосе окна юж. стены ц. Казанской иконы Божией Матери с. Козохова Ростовского р-на: И. обеими руками прижимает к груди книгу, у него короткие волосы и небольшая борода. На юж. грани сев. столпа его образ помещен в ц. Спаса на Песках в Ростове (1890, худож. К. Я. Леонов).

Исцеление мон. Мануила (Светикова). Клеймо раки блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Ок. 1767 г.
Исцеление мон. Мануила (Светикова). Клеймо раки блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Ок. 1767 г.

Исцеление мон. Мануила (Светикова). Клеймо раки блж. Иоанна Ростовского в ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Ок. 1767 г.

Образ И. встречается в произведениях декоративно-прикладного искусства XVIII в. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. (московский мастер Я. Фролов, ГМЗРК) расположено 15 овальных медальонов с рельефными поколенными изображениями русских (гл. обр. Ростовских) святых, в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому еп. Трифону» (Евангелие происходит из Толгской ц. Ростова). И. показан напротив прп. Петра, царевича Ордынского, десница у левого плеча, в левой руке - посох.

В ц. Толгской иконы Божией Матери место погребения И. находится за левым клиросом. Очевидно, надгробный комплекс был оформлен к освящению храма 15 сент. 1767 г. Над захоронением И. поставлена деревянная рака, сверху лежит икона с живописным изображением И. в масляной технике. Святой в темной одежде, со сложенными на груди руками, с небольшой бородой, волосы распущены, глаза открыты. Рака с 3 сторон украшена сюжетными композициями, выполненными на медных листах в технике чеканки, гравировки, канфарения с серебрением и позолотой. Каждый сюжет изображен в картуше с обрамлением пальмовыми листьями. Иконография разработана с использованием текстов о чудотворениях от гроба И. Мастер самостоятельно составил композиции, без ориентации на надгробную икону.

На обращенной к храму боковой стороне помещены 3 сюжета, среди к-рых выделен центральный (полностью позолочен): «Преставление с[вя]таго Иоанна Мило[с]тиваго ростовскаго чудотворца». И. в гробу, со сложенными на груди руками, на плечах пряди густых волос, борода окладистая, кудрявая (аналогично изображен в др. клеймах). Над святым - ангел с душой почившего (в виде обнаженной фигурки), в облаках Господь встречает ангела. Как и в большинстве композиций, возле гроба стоят духовенство, монахи, исцеленные.

Надпись левого сюжета: «Чудо с[вя]таго Иоанна о исцелении монаха Мануила». В тексте 5-го чуда монах ростовского Авраамиева мон-ря Мануил (Светиков) рассказал о том, что с 1597 по 1641 г., когда он жил в браке, его жена, дети и работники тяжело болели. После того как их и его самого «привожаху и приношаху яко мертвыя ко святей церкви священномученика Власия и ко гробу блаженнаго Иоанна Власатого», все получили исцеление. Перед гробом И.- монах в земном поклоне, т. е. в отличие от надгробного образа изображено не само чудо исцеления, а рассказавший о нем впосл. старец. Надпись сюжета справа: «Чудо о исцелении другаго монаха Леонтия». 8-е чудо повествует, что игумен ростовского Петровского монастыря своей рукой написал об исцелении в 1649 г. от трясавицы. В композиции монах на коленях припадает к гробнице И.

Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент гравюры. 1-я пол. XVIII в.
Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент гравюры. 1-я пол. XVIII в.

Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент гравюры. 1-я пол. XVIII в.

В возглавии раки представлено 1-е чудо, надпись: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Митр. Кирилл, к-рого расслабленным принесли к гробу И., показан сидящим возле гробницы, т. е. еще до исцеления. В тексте рассказывается, что при чтении Евангелия «митрополит пременися от недуга» и «отыде от гроба здрав» (на иконе над ракой он изображен в благодарственном поклоне). На раке и на иконе гробу И. предстоит мужчина в княжеском одеянии. На противоположной стороне раки - 3-е чудо об исцеленной жительнице Ростова Анне, к-рая год была больна, все суставы ее «ослабе и разболеся» (надпись: «С[вятой] Иоанн мил[остивый] исцели жену Анну от расла[бления]»). Здесь больную Анну держат трое мужчин (по тексту, она приползла к гробу И.), а на иконе представлен момент благодарственной молитвы после исцеления. Очевидно, рака была украшена во 2-й пол. XVIII в., в композициях заметны особенности стиля барокко. В двух из 5 сюжетов изображена Казанская икона Божией Матери, что свидетельствует о ее особом почитании. При входе в храм слева на стене написан образ, оформленный резным золоченым напольным киотом с надписью: «Явленная икона Казанской Божией Матери». История этого явленного образа неизвестна.

В XIX - нач. XX в. И. в традиц. иконографии (длинные волосы, округлая борода, длинная рубаха) писали среди местных святых в произведениях ростовской финифти. Так, он представлен на эмалевых иконах «Ростовские чудотворцы», «Вид Ростовского кремля» и «Спасо-Яковлевский монастырь» 2-й пол. XIX в. (варианты в ГМЗРК, ЦМиАР). В последних композициях местные святые изображены в небе над архитектурным ансамблем; И., как правило, справа, за святителями Димитрием и Иаковом Ростовскими.

Существовали гравированные изображения И. (с четками и клюкой) возле церкви, в частности 1-й пол. XVIII в. из собрания А. В. Олсуфьева (РНБ; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 613). В собрании Д. А. Ровинского хранилось 2 листа (работа Петра Николаева и ее повторение 1800), на которых награвированы образ И. и 12 сюжетов Жития: преставление блаженного и исцеление митр. Кирилла, Агриппины, Матроны, мон. Мануила, К. А. Гордеева, отрока Петра, игум. Леонтия и др., а также тексты тропаря, кондака и молитвы святому (Там же. Кн. 4. С. 758). Образ И. помещался на эстампах с изображением Ростовских чудотворцев.

В составе Соборов рус. святых изображение И. встречается на иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, И. представлен среди подвижников XVI в. (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.).

В иконописи XX в. И. (средовек с темно-русыми волосами и бородой) включен в группу Ростовских чудотворцев на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), а также на 2 авторских повторениях 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). В рост, прямолично, со сложенными крестообразно на груди руками И. показан под 3 сент. и 12 нояб. на рисунках в серии лицевых святцев рус. святых того же автора (после 1959, частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. [Iväskylä], 2000. P. 36, 42). Др. рисунок И.- на основе средника надгробного образа - выполнен для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 7).

При создании совр. икон «Собор Ростовских святых» для храмов Ярославской и Ростовской епархии И. изображается в соответствии с традицией иконописных подлинников и с его надгробным образом. На иконе 1993 г. (иконописец З. И. Боровских) из Спасо-Иаковлевского мон-ря чудотворцы написаны прямостоящими на фоне Димитриевского храма обители, образ И. помещен в верхнем ряду. В ц. мч. Андрея Стратилата с. Сулость Ростовского р-на в местном ряду иконостаса находится икона 2003 г. (иконописец Г. Ю. Лощиц), где Ростовские святые изображены на фоне Успенского собора Ростова в молении образу Успения Пресв. Богородицы; И.- в верхнем ряду справа, вполоборота к центру. В этом храме есть также образ И. на аналойной иконе «Собор Ростовских святых» (2003, иконописец С. Ю. Бурлаков).

Ист.: Полный месяцеслов всего лета всех празднуемых православною Греко-восточною Церковию святых и Господских и Богородичных праздников, с приобщением подлинника, каковым подобием святии изображаются, и полного алфавита имен святых / Сост. Ярославской епархии г. Ростова Лазарево-Воскрешенской ц. диаконом Василием Поникаровским. 1850.Ркп. Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 73 об.; Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блаженного Иоанна Милостивого Власатого, Ростовского чудотворца // Ярославские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. № 23. С. 179-182.
Лит.:Израилев А. А., прот. Ростовская Ярославской губ. ц. в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также ц. Иоанна Милостивого. Ростов, 1900; Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии. Гл. 19: Блж. Иоанн Власатый // Ярославские ЕВ. 1903. Ч. неофиц. № 22. С. 401; Богословский И. Н. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церк. древностей. Ростов-Ярославский, 1909. С. 14-15; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1994. С. 230. Кат. 145; Рус. эмаль XVII - нач. XX в. из собр. Музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 147-148, 150-151. Ил. 190, 191, 193; Вахрина В. И. Иконы с датами, подписями, надписями из собр. Ростовского музея // СРМ. 1998. Вып. 9. С. 89-110; она же. Изображение местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223; она же. Иконы Ростова Великого. М., 20062. С. 250-253, 354-357. Кат. 70, 107, 108; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 288-289, 446-447; Т. 2. С. 125; Мельник А. Г. Иконография ростовских святых: Кат. выст. Ростов, 1998; он же. Надгробная икона ростовского св. Иоанна Власатого // ДРВМ. 2002. № 2(8). С. 71-80; Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церк. стенные росписи Ростова Великого и Ростовского у.: XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. С. 45, 74, 92, 168, 241-242, 312, 415-416, 460-461.
В. И. Вахрина
Ключевые слова:
Христа ради юродивые Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Собор Ростово-Ярославских святых (23 мая) Иконография Христа ради юродивых Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский († 1580 ), блаженный, Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
См.также:
ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак
ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля)
ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)
ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский
ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)