Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГУСЕВ
Т. 13, С. 500 опубликовано: 27 октября 2011г.


ГУСЕВ

Дмитрий Васильевич (1845, Пензенская губ.- 19.10.1894, Казань), проф. КазДА, патролог. Род. в семье псаломщика. Окончил Пензенскую ДС, в 1870 г.- КазДА. Его однокурсниками в академии были М. И. Богословский, Ф. А. Курганов, Н. П. Остроумов, Н. Ф. Красносельцев и А. В. Вадковский (впосл. митр. С.-Петербургский Антоний), вместе с ним отобранные для работы на доцентских должностях ректором архим. Никанором (Бровковичем; впосл. архиепископ Херсонский). С 20 нояб. 1870 г. Г. исполнял должность доцента КазДА кафедры патрологии. В апр. 1871 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Ересь антитринитариев III в.». С июня 1878 по янв. 1882 г. был членом комиссии КазДА по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах Свящ. Писания (в т. ч. в Книгах пророков Исаии, Иезекииля, Даниила, Малахии и Осии). С мая 1885 г. экстраординарный профессор.

Г. считается основателем казанской школы патрологии. Оказал влияние на формирование научных взглядов и интересов Л. И. Писарева, П. П. Пономарёва, прот. Н. П. Виноградова, П. П. Мироносицкого, А. Н. Потехина, А. И. Дружинина, Н. В. Петрова и др. Был одним из первых, кто отметил талант и «выдающееся философско-богословское развитие» В. И. Несмелова, который считал себя его учеником. Значительная часть трудов Г. появилась в печати уже после его смерти. В 1895-1899 гг. под редакцией Потехина были изданы «Чтения по патрологии» - первый систематический курс (после соч. Черниговского архиеп. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви»), к-рый имел широкое распространение и применялся во всех ДА. Н. Н. Глубоковский отмечал, что Г. видел в патрологии «двоякий интерес - исторический, как истории древней церковной литературы, параллельной со светской, и догматический, где она, наряду с теоретическим изложением в догматике, дает историческое раскрытие (формирование) христианской вероучительной системы, следя за этим у всех церковных авторов и отмечая у каждого из них по преимуществу характерное для него и отличное от других» (Глубоковский. С. 42-43). Г. также является автором статей о жизни и творениях сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского, мч. Иустина Философа, Тертуллиана, свт. Феофила, еп. Антиохийского, сщмч. Киприана, еп. Карфагенского.

На годичном акте 1886 г. в КазДА произносил актовую речь «Апология Лица Иисуса Христа и Его земной жизни и деятельности в сочинении Оригена «Против Цельса»». Инициировал начало перевода этого сочинения, взяв на себя составление предисловия и комментария к тексту. Но сделать этого не успел. Его проект продолжил Писарев. В 1893 г. по отзыву Г. Финляндскому архиеп. Антонию (Вадковскому) была присуждена степень д-ра церковной истории.

Похоронен на Арском кладбище в Казани.

Соч.: Ересь антитринитариев III в. Каз., 1872; Чистилище у средневек. римско-католич. богословов // ПС. 1872. № 6. С. 226-264; Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями II в. // Там же. 1874. № 7. С. 181-235; № 9. С. 3-55; Антропологические воззрения блж. Августина в связи с учением пелагианства // Там же. 1876. № 7. С. 271-334; Чтения по патрологии. Каз., 1895-1899. Вып. 1: Введение в патрологию и век мужей апостольских; Вып. 2: Период христ. письменности с пол. II и до нач. IV в.; Св. Иустин, философ и мученик // ПС. 1898. № 5. Прил. С. 1-64; Св. Феофил Антиохийский // Там же. № 10. Прил. С. 1-26; Тертуллиан, пресвитер карфагенский: Очерк его лит. деятельности // Там же. № 11-12. Прил. С. 1-66.
Лит.: Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; Терновский С. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования: 1870-1892. Каз., 1892. С. 379-382; Д. В. Гусев: (Некролог). Каз., 1894.
А. В. Журавский
Ключевые слова:
Преподаватели Казанской Духовной Академии Патрологи православные Гусев Дмитрий Васильевич (1845-1894), профессор Казанской Духовной Академии, патролог
См.также:
АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АНТОНИЙ (Вадковский; 1846-1912), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский
БЕЛЯЕВ Николай Яковлевич (1843-1984), правосл. богослов, проф. КазДА
БЕРДНИКОВ Илья Степанович (1839-1915), канонист, проф. КазДА
БЛАГОВИДОВ Федор Васильевич (1865 – после 1911), историк, публицист
БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1821/22 -1865), преп. КазДА, выдающийся монголовед