Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕЛЯЕВ
Т. 4, С. 591-592 опубликовано: 3 мая 2009г.


БЕЛЯЕВ

Николай Яковлевич (1843, Калужская губ.- 22.09.1894, Казань), богослов, проф. КазДА. Сын псаломщика Калужской епархии. Закончив Калужскую ДС (1864), поступил в КазДА, к-рую окончил в 1868 г. первым магистрантом и был оставлен при ней бакалавром по предметам нравственного богословия, гомилетики и пастырского богословия (11 февр. 1869), но после введения академического устава 1869 г. решением ректора архим. Никанора (Бровковича) был перемещен на кафедру сравнительного (до устава 1869 г.- обличительного) богословия в звании доцента (15 авг. 1870). Защитил докт. дис. по теме «Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека» (1878), удостоен степени д-ра богословия (Протоколы заседаний совета КазДА за 1878 год. Каз., 1878. С. 99-100). Б. не признавал никакого «удовлетоврения» (satisfactio) Богу со стороны человека, однако сама идея «удовлетворения» им не отвергалась. В изложении Б. сатисфакция является не просто частным моментом церковного таинства Покаяния, но мыслится как «сложная теория», объемлющая целый спектр догматических вопросов. Осуществление «удовлетворения» ученый видел в искупительном подвиге Иисуса Христа. Среди разделов диссертации (определительный, исторический и критико-полемический) рецензенты профессора А. И. Гренков и Е. А. Будрин выделили исторический раздел как наиболее проработанный в научном отношении, где «автор впервые в отечественной науке систематически изложил историю учения о церковных средствах удовлетворения, к-рые составляют характеристическую особенность католической догматики и практики» (учение о чистилище, епитимиях и индульгенциях) (Протоколы. С. 92). Предложив в целом объективный критический анализ католич. учения об «удовлетворении», Б., однако, находился под влиянием католич. юридической теории искупления. По мнению Б., следы сатисфакционных идей следует усматривать еще в языческих культах, умилостивлявших богов кровью жертвенных животных. Автор проводит аналогию между идеями о переселении душ и трех загробных состояниях, встречающихся у Гомера (елисейские поля, аид, тартар), Гесиода, Платона (место временных очистительных мучений, место вечных мучений, предсуществование и переселение душ) и у иудеев и мусульман, с католич. учением о чистилище. В христ. эпоху элементы сатисфакционной теории Б. выявляет в «Пастыре Ермы», в трудах представителей Александрийской школы богословия (ἀποκατάστασις τῶν πάντων - апокатастасис), у св. Григория, еп. Нисского (учение об очистительном огне - καθάρσιον πῦρ), отчасти (хотя и не без оговорок) у Тертуллиана, св. Киприана, еп. Карфагенского, блж. Августина (ignis purgatorius), в трудах свт. Кесария, еп. Арелатского, и папы Григория I Великого. В качестве довода в пользу оформления учения о чистилище, являющегося частью католич. учения об «удовлетоврении», именно в ср. века Б. приводит цикл легенд о видениях и явлениях, основанных на вере средневек. человека в чистилище. Отсюда, по мнению Б., доминирование в католич. догматике представления о Боге как о карателе и мстителе, проявление страха перед церковным судом и его анафемами, формирование мрачной средневек. католич. морали. Зарождение идеи индульгенции (замены грехов выкупом или др. внешними подвигами благочестия) Б. усматривает в существовавших до XI в. пенитенциалиях. К XIII в., по мнению Б., в римско-католич. догматике складывается доктрина о сокровищнице сверхдолжных заслуг, а окончательное оформление сатисфакционной теории относится к периоду Тридентского Собора (XVI в.). В качестве главного аргумента против католич. доктрины сатисфакции Богу со стороны человека Б. выдвигал противоречие этой доктрины общехрист. догмату о преизбыточествующем удовлетворении, принесенном Богу Сыном Божиим за грехи людей. Здесь усматривалось противоречие в том, что Бог прощал грехи людей через ходатайство Бога Сына и в то же время карал за них и мстил. Одновременно Б. ссылался на авторитет Свящ. Писания и святых отцов, учивших, что временные бедствия человека носят педагогический, а не карательный характер со стороны Бога, что церковная епитимия имеет не возмездно-карательное, а врачебно-исправительное значение.

30 окт. 1878 г. Святейший Синод утвердил Б. в степени д-ра богословия. По представлению ректора он был избран советом КазДА и утвержден Синодом в звании ординарного профессора (1879); в 1879-1884 гг. был помощником ректора по богословскому отд-нию; после введения академического устава 1884 г. занял кафедру зап. исповеданий; с 1885 г. инспектор КазДА; в 1887 и 1889 гг. временно исполнял должность ректора. Состоял управляющим делами редакции академического ж. «Православный собеседник» (1872-1879). С 1884 г.- член редакционного комитета по изданию «Православного собеседника».

По просьбе архиеп. Казанского и Свияжского Владимира (Петрова), ценившего его организаторские и адм. способности, 19 янв. 1894 г. Б. представил заметки о миссионерских курсах при КазДА (Ястребов И. Миссионер Высокопреосв. Владимир, архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1898. С. 323-331). Много внимания ученый уделял исследованию старокатоличества, полагая, что мотивы, по к-рым старокатолики отделились от Римской Церкви, до нек-рой степени тождественны тем мотивам, из-за к-рых Восток вынужден был порвать церковный союз и общение с Западом. Уже в самом названии старокатоличества Б. усматривал тенденцию «отыскать и исправить идею древнего вселенского кафоличества», а поскольку во главе этого зап. движения стоит лучшая католич. интеллигенция, знаменитейшие ученые и богословы, то его нельзя игнорировать. Помимо педагогической и научной деятельности Б. по поручению совета КазДА руководил занятиями профессорского стипендиата А. Потехина (1885-1886); в «Протоколах заседаний совета КазДА» публиковал рецензии, в т. ч. на докторскую диссертацию Будрина и на магистерские диссертации Н. Ф. Красносельцева, В. А. Нарбекова, С. А. Предтеченского, В. П. Соколова; являлся офиц. оппонентом на магистерских диспутах Н. Кутепова (2 июня 1885), Нарбекова (14 янв. 1890), А. Городкова (31 авг. 1890), Предтеченского (7 апр. 1891). Опубликовал многочисленные статьи в журналах «Православный собеседник», «Православное обозрение», «Странник», «Душеполезное чтение». Несмотря на болезнь и сильные головные боли в последний год жизни, Б. продолжал читать лекции в академии и управлять делами инспекции. Скончался в чине действительного статского советника, погребен в Спасо-Преображенском мон-ре в Казани.

Соч.: Пелагианский принцип в римском католицизме. Каз., 1871; Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Каз., 1876; Идея папской непогрешимости: Ист.-крит. обзор // ПС. 1878. № 1. С. 43-91, 194-216; Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата. Каз., 1878; Состояние папства в IX-XIII вв. // ПС. 1879. Ч. 1. С. 232-255, С. 285-325; 1880. Ч. 3. С. 339-379; Папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Каз., 1881; Теория папской непогрешимости в сопоставлении с фактами истории: Полемический этюд: [Речь на годичном акте КазДА 8 нояб. 1881 г.]. Каз., 1881; Новое исследование римского догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы: Библиогр. заметка // ПС. 1882. Ч. 1. С. 194-197; О католицизме: Крит. заметки по поводу загранично-рус. апологии папства: «О церкви. B., 1888». Каз., 1889; Памяти Высокопреосв. Никанора, архиеп. Херсонского и Одесского. Каз., 1891; Происхождение старокатоличества. М., 1892.
Лит.: Терновский С. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892. С. 366-369; Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1892. Т. 2. С. 268; Будрин Е. А. Н. Я. Беляев: (Некролог) // ПС. 1893. Ч. 3. С. 259-265.
А. В. Журавский
Ключевые слова:
Богословы русские Педагоги русские Преподаватели Казанской Духовной Академии Богословы православные Беляев Николай Яковлевич (1843-1984), православный богослов, профессор КазДА
См.также:
БАРСОВ Николай Иванович (1839-1903), богослов, церковный историк
БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич (1854–1921), педагог, директор Каз. учит. семинарии
БОГОРОДСКИЙ Яков Алексеевич (1841 – 1919), богослов, библеист
БОГОСЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1844 – 1915), рус. правосл. богослов
БУДРИН Евлампий Андреевич (1842 - 1919), богослов, историк Церкви
ГЕДЕОН (Покровский Герасим; 1844-1922), епископ Владикавказский и Моздокский
ГУСЕВ Александр Федорович (1845-1904), проф. КазДА
ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог
АБУКАРА - см. Феодор Абу Курра
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский