Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГУСЕВ
Т. 13, С. 500-501 опубликовано: 27 октября 2011г.


ГУСЕВ

Николай Владимирович (24.08.1926, Москва - 12.03.1997, там же), театральный худож., график, копиист средневек. стенописей, исследователь древнерус. живописи. Член СХ с 1970 г.

В 1950 г. окончил Московское обл. художественное уч-ще им. 1905 года по специальности театральный художник; его наставниками были М. Т. Хазанов (живопись) и М. С. Перуцкий (графика). До 1953 г. был художником-постановщиком в 1-м Драматическом театре Группы советских войск в Германии (Потсдам, ГДР); в 1953-1956 гг.- художником-исполнителем в Московском муз. театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Н. В. Гусев. Фотография. 1982 г.
Н. В. Гусев. Фотография. 1982 г.

Н. В. Гусев. Фотография. 1982 г.
Интерес к древнерус. монументальной живописи возник у Г. под влиянием худож. В. П. Радченко, знатока рус. культуры. В 1955 г. выполненные Г. копии фресок Ферапонтова мон-ря были приобретены ЦМиАР (в дальнейшем постоянным заказчиком художника). Копирование настенной живописи мон-ря продолжилось по инициативе отделов древнерус. искусства ГТГ и ГРМ, Музея фресок Дионисия (КБМЗ). С 1956 г. Г. выполнял копии росписи преподобных Даниила иконника и Андрея Рублёва в Успенском соборе во Владимире. Среди др. работ - копии фресок Феофана Грека в Спасо-Преображенском соборе на Ильине ул., росписей ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью и ц. Рождества Христова на Красном поле (все по заказу НГОМЗ), ц. Рождества Богородицы Святогорского мон-ря и ц. Успения в Мелётове (по заказу ПИАМ), а также поступившего в КБМЗ фрагмента росписи Атени Сиони (Грузия) с изображением свт. Николая Мирликийского.

В работе Г. следовал сложившейся практике копирования: после изучения подлинника, особенностей живописных приемов, выявления полустертых, угасших деталей и надписей с помощью снятой с подлинника кальки обеспечивались документальность изображения и размер оригинала, по завершении копирования живописи механическим способом наносились утраты красочного слоя и грунта. Пример такой реконструкции - копия фресок Успенского собора во Владимире «Земля и Море отдают мертвых» из композиции «Страшный Суд» (собр. ЦМиАР).

Г. исполнял копии казеиново-масляной темперой, вначале по загрунтованной бумаге, позже по пенопласту, с воспроизведением объемных архитектурных форм подлинника.

Будучи одним из ведущих специалистов в области изучения монументальной живописи, Г. изложил свой метод в ряде докладов и публикаций.

Соч.: Некоторые приемы построения композиций в древнерус. живописи XI-XVII вв. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Худож. культура Новгорода. С. 126-139; Математика орнаментов Дионисия (в соавт. с Майстровым Л. Е.) // Ист.-матем. исслед. М., 1979; № 24; О росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря // ДРИ. М., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв. С. 331-339; О В. И. Вьюшине // Ферапонтовский сб. М., 1988. Вып. 2. С. 243-245; О начальных этапах работы мастеров ферапонтовской росписи // ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Художественные памятники Рус. Севера. С. 69-73; О некоторых изображениях неясыти пустынной в древнерус. живописи XV в. // ДРИ. М., 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 144-149.
Лит.: Фрески Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия в копиях худож. Н. В. Гусева: Кат. выст. / Сост.: Н. Л. Кропивницкая; Авт. вступ. ст. Л. М. Евсеева. М., 1987; Евсеева Л. М. Фрески Дионисия и его современников в копиях художников XX в.: Дионисий «живописец пресловущий»: Выст. произведений древнерус. искусства XV-XVI вв. в ГТГ. М., 2002.
Выставки: Дионисий в копиях моск. художников. М., 1956; Отчетная выставка экспедиции в Ферапонтов мон-рь: 1962-1964 гг.: Творчество Дионисия: Прориси и копии фресок Ферапонтова мон-ря, выполненные по заданию ГТГ художником Н. В. Гусевым. М., 1965; Монументальное искусство Дионисия. 1972; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI ст. Л., 1981; Монументальное искусство Древней Руси. М., 1978; Образ человека в искусстве времени Куликовской битвы / Богородицкий ист.-худож. музей (фил. Тульского обл. худож. музея (ныне - ГМИИ)). Богородицк, 1980; Нац. выставка РСФСР. Дюссельдорф, 1981; Нац. выставка РСФСР. Пирей, 1985; Фрески Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия в копиях художника Н. В. Гусева: Выст. произведений древнерус. искусства XV-XVI вв. в ГТГ. М., 1986; Дионисий «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002.
Э. К. Гусева
Ключевые слова:
Искусствоведы российские Художники русские Гусев Николай Владимирович (1926-1997), театральный художник, график, исследователь древнерусской живописи Художники театральные Графики русские Живопись древнерусская
См.также:
ВАСНЕЦОВЫ братья, рус. художники
БРУНИ Федор Антонович (1799 - 1875), рус. живописец, график
БЫКОВСКИЙ Михаил Доримедонтович (1801 - 1885), рус. архитектор, преподаватель, живописец и график
ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер
КЛИМОВ Евгений Евгеньевич (1901-1990), художник, искусствовед, иконописец, реставратор церковного искусства, мемуарист
АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства
АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства
АНИСИМОВ Юлиан Павлович (1886-1940), поэт, переводчик, искусствовед
АНТОНОВА (Буханевич; 1907-1993) Валентина Ивановна, специалист в обл. древнерус. живописи, канд. искусствоведения
БАНК Алиса Владимировна (1906-1984), д-р истор. наук, специалист в области культуры и искусства Византии
БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович; 1851-1948, худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры
БАТАЛОВ Андрей Леонидович (род. в 1955 г.), историк церк. зодчества Руси