Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНТОНИЙ
Т. 2, С. 621-623 опубликовано: 24 ноября 2008г.


АНТОНИЙ

(Вадковский Александр Васильевич; 3.08.1846, с. Царёвка (Гремячка) Кирсановского у. Тамбовской губ.- 2.11.1912, С.-Петербург), митр. С.-Петербургский и Ладожский. Род. в многодетной семье свящ. Василия Иовлевича Вадковского. В 1848-1858 гг. семья проживала в с. Матчерка Моршанского у. Однажды приход свящ. Василия посетил свт. Феофан (Говоров). Святителю были представлены все дети Василия Иовлевича, но он обратил внимание только на Александра, благословил его, возложив руку на голову. В детстве А. Вадковский дружил со своим ровесником и земляком Василием (буд. митр. Киевский сщмч. Владимир (Богоявленский)), отличался от замкнутого и застенчивого друга живостью характера и веселым нравом. В 1856-1860 гг. учился в Тамбовском ДУ, с осени 1860 г.- в Тамбовской ДС. В 1866 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1870 г. со степенью канд. богословия за соч. «Отношение арианства к неоплатонизму, преимущественно у александрийских иудеев».

Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ)
Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ)

Антоний (Вадковский), митр. С.-Петербургский. Портрет. Худож. А. А. Карелин. 1911 г. (ГЭ)

14 апр. 1871 г. получил степень магистра богословия. На кафедре гомилетики и теории словесности в это время преподавал проф. И. Я. Порфирьев, определивший научную специализацию А. В. Вадковского, 1 мая 1871 г. назначенного доцентом по кафедре церковного проповедничества. Помимо преподавания Вадковский с 1875 г. работал в возглавляемой П. В. Знаменским комиссии по описанию рукописных и старопечатных книг б-ки Соловецкого мон-ря, переданных КазДА. Регулярно публиковал статьи в «Православном собеседнике», в 1874 г. стал его редактором. В 1872 г. вступил в брак, но в 1879 г. овдовел, через 3 года умерли от дифтерита двое его детей.

4 марта 1883 г. архиеп. Казанским Палладием (Раевым) А. В. Вадковский был пострижен в монашество с именем в память о глубоко почитаемом им архиеп. Казанском Антонии (Амфитеатрове). 6 марта 1883 г. рукоположен во иеромонаха, 14 нояб. того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем казанского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря; продолжал преподавательскую и научную деятельность в КазДА. 12 дек. 1883 г. советом академии А. был избран и позднее утвержден Синодом в звании экстраординарного профессора, с 12 дек. 1884 г. инспектор КазДА, о к-рой заботился на протяжении всей жизни. Восстановил обычай чтения молитв до и после академических лекций, пожертвовал крупную сумму для приобретения отдельного участка на городском кладбище для погребения студентов КазДА. В 1891 г. переслал в дар академии 287 книг, в 1899 г. пожертвовал 5 тыс. р. для учреждения стипендии. А. являлся секретарем и докладчиком на Соборе архиереев Волго-Вятского края (1885), а также составителем проекта «Пастырского послания епископов к православным их паствам».

По протекции обер-прокурора К. П. Победоносцева, посетившего Казань в 1885 г., А. был переведен в С.-Петербург. Пользовался благоволением царской семьи. С авг. 1885 г. инспектор СПбДА, с 15 апр. 1887 г. ректор. 1 мая 1887 г. А. был наречен, 3 мая 1887 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария С.-Петербургской епархии, хиротонию возглавил митр. Исидор (Никольский). Церковно-адм. деятельность А. совмещал с научными занятиями, регулярно публиковал статьи в церковной периодике, в 1892 г. издал кн. «Из истории христианской проповеди». По совокупности трудов 4 мая 1893 г. КазДА присудила А. степень д-ра богословия. В 1895 г. Святейшим Синодом А. был утвержден в ученой степени д-ра церковной истории; являлся почетным членом МДА, СПбДА, КДА и КазДА. Содействовал открытию кафедры византологии в СПбДА, 17 апр. 1909 г. распорядился организовать археологический музей в Александро-Невской лавре. А. заботился о возрождении ученого монашества, среди его пострижеников - сщмч. еп. Амвросий (Гудко), Святейший Патриарх Сергий (Страгородский), митр. Тихон (Оболенский) и др; впосл. А. возглавил епископские хиротонии Сергия (Страгородского), архиеп. Феофана (Быстрова). Под покровительством А. в СПбДА также сложился кружок студентов, посвятивших себя религиозно-просветительским беседам в приходах, тюрьмах и ночлежных домах.

24 окт. 1892 г. А. был назначен на новооткрытую Финляндскую и Выборгскую кафедру с возведением в сан архиепископа, с 27 окт. 1892 г. присутствующий член Святейшего Синода. Малочисленные правосл. общины карелов в Финляндии испытывали давление со стороны лютеран. большинства, тем более что лютеранство в вел. княжестве Финляндском было наряду с Православием гос. исповеданием. Попечением А. была обустроена духовная консистория в Выборге, в епархии построено более 10 храмов, учреждено 70 церковноприходских школ, братство преподобных Сергия и Германа Валаамских, издававшее правосл. лит-ру на фин. языке. Была также создана комиссия для перевода богослужебных книг на фин. язык. В 1894 г. в г. Сердоболе (совр. Сортавала) проходил съезд финляндского правосл. духовенства, созванный А. с целью укрепления Православия в крае. А. неоднократно совершал миссионерские объезды епархии.

В 1893-1898 гг. А. возглавлял образованную в связи со стремлением старокатоликов к соединению с РПЦ синодальную комиссию по старокатолич. вопросу. Деятельность комиссии отличалась открытостью к богословскому диалогу и в то же время безусловным желанием сохранить правосл. вероучение во всем, в частности в экклезиологии, по к-рой обнаружились серьезные расхождения со старокатоликами, придерживавшимися несостоятельной «ветвей теории». В отличие от нек-рых рус. богословов (Н. А. Смирнова, А. А. Киреева и др.) А. считал канонический статус старокатолич. Церкви ущербным, устранение Filioque - обязательным условием соединения. Взгляды А. на этот вопрос наиболее полно раскрыты в «Ответах С.-Петербургской комиссии». 5-22 июня 1897 г. А. представлял РПЦ в Великобритании на торжествах по случаю 60-летнего юбилея правления королевы Виктории, где участвовал в многочисленных встречах с представителями епископата и богословами англикан. Церкви. Оксфордский и Кембриджский ун-ты удостоили его дипломами д-ра теологии и д-ра права. В Германии А. встречался с ведущими деятелями старокатолич. движения - еп. Т. Вебером, проф. И. Лангеном, И. Ф. Шульте и др.

25 дек. 1898 г. А. был переведен на С.-Петербургскую и Ладожскую кафедру, назначен постоянным членом Синода и возведен в сан митрополита. С 9 июня 1900 г. первенствующий член Святейшего Синода. 22 апр. 1906 г. А. был избран членом Гос. совета, но 27 июня освобожден от этого звания согласно собственному прошению. Управляя столичной епархией, А. проявлял, как и прежде, особую заботу о духовном просвещении и делах благотворительности. В воскресные и праздничные дни часто разделял общую трапезу с насельниками лавры, охотно беседовал с ними, заботился о бытовых условиях, в к-рых жили лаврские послушники. В праздники Пасхи и Рождества, следуя древней традиции, посещал тюрьмы, подавая щедрую милостыню заключенным, находя для них слова духовной поддержки. Основал и деятельно заботился об Александро-Невском об-ве трезвости. Инициатива А. была столь успешна, что вскоре более 3 тыс. подобных об-в возникло в России. Организовал строительство Серафимо-Антониевского скита Александро-Невской лавры в Лужском у., а также здания ДУ в С.-Петербурге, названного в авг. 1910 г. в честь А. Антониевским. Жертвовал личные средства на устройство Иоанно-Предтеченского храма Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге и подворья РПЦ в г. Бари (Италия). Во время пребывания на С.-Петербургской кафедре А. впервые в России ввел электрическое освещение в храмах.

Подписав определение Святейшего Синода от 20-23 февр. 1901 г. «О графе Льве Толстом», А. продолжал надеяться на покаяние писателя. В ответ на обвинения графини С. А. Толстой в адрес «карающих и отлучающих» церковных пастырей А. написал 2 письма (16 марта 1901 и 11 февр. 1902), в к-рых подробно разъяснил позицию Церкви: «Напрасно Вы упрекаете служителей Церкви в злобе и нарушении высшего закона любви, Христом заповеданной. В синодальном акте нарушения этого закона нет. Это, напротив, есть акт любви, акт призыва мужа Вашего к возврату в Церковь и верующих к молитве о нем».

В 1905 г. А. возглавил церковное движение, направленное на возрождение соборности в Церкви. Правительственные сферы уделяли в то время особое внимание нуждам РПЦ в связи с законодательством о свободе вероисповедания, подготовка к-рого началась в канун революции и завершилась апрельским манифестом 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». При подготовке манифеста выяснилось, что с его изданием РПЦ, находившаяся под правительственным контролем, окажется в нек-ром отношении в худшем положении, чем старообрядческие, инославные и даже иноверные общины. Тогда было образовано Особое совещание, в к-рое по приглашению председателя Комитета министров С. Ю. Витте вошел и А. как первенствующий член Синода. А. заявил, что, если не будет изменено правовое положение РПЦ, она одна будет стеснена опекой гос-ва, и эта опека «делает голос Церкви совсем неслышным ни в частной, ни в общественной жизни». А. подал меморандум, в к-ром потребовал устранить или хотя бы ослабить контроль светской власти над церковной жизнью.

По настоянию Победоносцева вопрос о проведении церковных реформ был изъят из ведения Особого совещания и перенесен в Синод. После 3 заседаний Синода под председательством А. 22 марта 1905 г. мч. имп. Николаю II был подан доклад с предложением пересмотреть существующее гос. положение Церкви в России и учредить Патриаршество, а также созвать в Москве Поместный Собор. 31 марта государь наложил на докладе резолюцию, к-рой признавал необходимость созыва Собора, но по настоянию Победоносцева объявил неудобным созыв Собора «в настоящее тревожное время». Одновременно император дал разрешение на открытие Предсоборного Совещания РПЦ, 16 янв. 1906 г. утвердив состав Предсоборного Присутствия во главе с А. совместно с митрополитами Московским и Киевским. Главной задачей Предсоборного Присутствия была подготовка Поместного Собора. Участники заседаний единодушно высказались за восстановление Патриаршества и освобождение Церкви от обер-прокурорской опеки. Однако, когда работа Присутствия завершилась и материалы его были предложены государю, 25 апр. 1907 г. он наложил резолюцию, в к-рой указывал на несвоевременность Собора. В нач. XX в. А. много потрудился для открытия мощей и прославления прп. Серафима Саровского.

В кругу крайне правых А. имел репутацию либерала и подвергался критике в печатных органах «Союза русского народа», в особенности со стороны председателя Союза А. И. Дубровина. В открытом письме в газ. «Русское знамя» от 5 дек. 1906 г. Дубровин обвинял А. в дружбе с С. Ю. Витте, воспитании «32 бунтовщиков-архиереев», обращении «Церковного вестника» и «Церковного голоса» в органы революционной печати и т. д. Поводом для обвинений послужило и то, что А. по своему великодушию иногда брал под защиту тех клириков, к-рым грозили неприятности ввиду их либеральных политических взглядов (еп. Антонина (Грановского), свящ. Г. Петрова), а также студентов духовных школ, замешанных в революционном движении. Из-за этого впосл. обновленцы (см. Обновленчество) без оснований ссылались на А. как на архипастыря, якобы сочувствовавшего им. А. не ответил на обвинения, отказался лично освящать хоругвь и знамя «Союза русского народа», свою позицию изложил в письме к обер-прокурору П. П. Извольскому. Неск. раньше архиеп. Николай (Зиоров), архиеп. Антоний (Храповицкий), еп. сщмч. Серафим (Чичагов), еп. сщмч. Ермоген (Долганёв) сделали попытку добиться удаления А. из Синода, однако их план не удался. В разгар травли А. многие архиереи его поддержали.

А. погребен на братском кладбище Александро-Невской лавры.

Автор ряда трудов по церковной истории, патрологии и гомилетике, важнейшие из к-рых: «Константин, епископ Болгарский, и его «Учительное Евангелие»», «Св. Василий Великий: его жизнь и проповеднические труды», «О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси». Эти и ряд др. исследований, печатавшихся в церковной периодике, включены были впосл. в отдельное изд. «Из истории христианской проповеди». Кроме того, А. был автором 162 слов, речей и поучений, печатавшихся в различных периодических изданиях. Обширна и частично опубликованная переписка А.- более 400 писем, из них 214 адресованы родственникам и позволяют установить многие факты его жизни и служения Церкви. В ОР РНБ имеется личный фонд А. (Ф. 26, 1870-1906 гг. 24 ед. хр.), содержащий гл. обр. лекции А. по гомилетике, в фонде В. В. Болотова хранится переписка А. с Болотовым (Ф. 88. Оп. 1. № 177. 9 писем Болотова к А. (1889-1897) и там же № 222. 5 писем А. Болотову. Б. д. (1893-1897)).

Соч.: Критическая заметка на «Жизнь сельского священника» Ф. В. Ливанова. М., 1877; Из истории христианской проповеди: Очерки и исслед. СПб., 1895; Письмо гр. С. А. Толстой к митр. Антонию [и ответ митр. Антония]. СПб., 1901; Записки о реформе Церкви // ВиР. 1908. № 15. С. 285-288; Речи, слова и поучения. СПб., 19123; Письма // М. Б. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1915. Прил.: 186 с.; Святоотеческие творения как пособие проповедникам // БТ. 1986. Юбил. сб.: 175-летие ЛДА. С. 299-350; «Ответ» митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) на «Открытое письмо» лидера Союза Русского Народа А. И. Дубровина // Русское прошлое. 1994. № 5. С. 20-39; О проповедях блаж. Августина: (Лекции для студентов СПб.) // Сосуд избранный: История российских духовных школ / Сост. М. Склярова. СПб., 1994. С. 33-58.
Лит.: Терновский С. А. Историческая заметка о состоянии Казанской ДА после ее преобразования, 1870-1892 гг. Каз., 1892. С. 117-118, 343-347; Высокопреосв. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1899; Четыркин Ф. В. Минувшие судьбы Петербургского края (по поводу 200-летия С.-Петербурга). СПб., 1903. С. 165-168; Десятилетие на кафедре С.-Петербургской митрополии первосвятителя Русской Церкви. СПб., 1909; Венок на могилу... высокопреосв. Антония, митр. С.-Петербургского и Ладожского. СПб., 1912; Богородский Я. А. Казанский период жизни и деятельности митр. Антония // ПС. 1913. Февр. С. 263-279; Дмитриевский А. А. В Бозе почивший митр. Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком // Там же. 1914. Апр. С. 597-606; Май. С. 920-931; он же. Личные воспоминания о митр. С.-Петербургском Антонии. Пг., 1916; М. Б. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1915; Корольков И., прот. Памяти высокопреосв. Антония, митр. Петербургского и Ладожского. К., 1916; Воронова Е. Несколько лепестков (памяти почившего митр. Антония). СПб., 1918; Вениамин (Муратовский), митр. Как и почему я сделался обновленцем (характеристика митр. Антония) // Вестник Св. Синода Православной Русской Церкви. М., 1927. № 5/6. С. 15; Сергиевский С. П. Митр. Антоний (Вадковский) и его значение в истории Русской Церкви: Курс. соч. / ЛДА, 1951. Ркп.; Талин В. Антоний, митр. С.-Петербургский и Ладожский // ЖМП. 1963. № 2. С. 65-72; Сорокин В., прот. Из богословского наследия митр. С.-Петербургского и Ладожского Антония // БТ. 1986. Юбил. сб.: 175-летие ЛДА. С. 295-299; Фирсов С. Л. Православная Церковь и гос-во в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996.
Прот. Владислав Цыпин
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Церковь и государство в России Санкт-Петербургская и Ладожская епархия Русской Православной Церкви (1892-1914; с 25 сентября 1991) Преподаватели Казанской Духовной Академии Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Ректоры Санкт-Петербургской Духовной Академии Антоний (Вадковский; 1846-1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
См.также:
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович; 1929 - 2008), Патриарх Московский и всея Руси (1990–2008)
АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых)
АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич; 1862-1936), митр. Ташкентский и Туркестанский
БОБРОВНИКОВ Алексей Александрович (1821/22 -1865), преп. КазДА, выдающийся монголовед
БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич (1854–1921), педагог, директор Каз. учит. семинарии
ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Виленской и Литовской епархии
ВИШНЕВСКИЙ Виктор Петрович (1804 - 1885), прот., деятель духовного просвещения, языковед, этнолог
ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)
ВЛАДИМИР (Котляров Владимир Саввич; род. 1929, г.), митр. С.-Петербургский и Ладожский
ВЛАДИМИР (Никольский Василий Степанович; 1829 - 1900), еп. Нижегородский и Арзамасский
ВОНИФАТЬЕВ Стефан (в иночестве Савватий; Ɨ 1656), протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя Алексея Михайловича
ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф