Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Т. 6, С. 76-77 опубликовано: 19 июня 2009г.


БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

[Баркулабовская, Барколабовская] (празд. 11 июля), чудотворный образ, получивший название по своему местонахождению в Борколабовском в честь Вознесения Господня жен. мон-ре в с. Борколабове Быховского р-на Могилёвской обл. (Республика Беларусь). Согласно преданию, записанному в XIX в. на табличке под иконой, Б. и. была помещена в мон-ре в 1659 г. 11 июля, в день памяти Евфимии и св. равноап. кнг. Ольги. В 50-х гг. XVII в., во время военных действий царя Алексея Михайловича на территории Великого княжества Литовского, образ был взят рус. войском под предводительством некоего кн. Пожарского, вероятно в одном из храмов Центр. или Зап. Белоруссии. Когда войско в 1659 г. подошло к стенам Борколабовского мон-ря, обоз, в к-ром находился образ, недвижимо стал и лошади, несмотря на усилия возничих, не могли тронуться с места. Тогда рус. войско оставило икону Божией Матери в мон-ре у игум. Фотинии (Киркоровны). Эти сведения о Б. и. носят легендарный характер: в 1659 г. военных действий в белорус. Приднепровье не было; связь Б. и. с кн. Пожарским, имя к-рого не указано (кн. Семен Романович Пожарский не мог возглавлять рус. войско в Белоруссии, т. к. к этому времени погиб в крымском плену), вероятно, является аллюзией на чудесную помощь иконы Божией Матери кн. Димитрию Пожарскому во время освободительного похода на Москву в 1612 г.

Борколабовская икона Божией Матери. 1659 г. (НХМ)
Борколабовская икона Божией Матери. 1659 г. (НХМ)

Борколабовская икона Божией Матери. 1659 г. (НХМ)

Б. и. первоначально была помещена игум. Фотинией в центре Вознесенской ц. мон-ря, в следующую ночь икона чудесным образом переместилась к стене храма. В дальнейшем образ находился летом в Вознесенской ц., а зимой в ц. во имя св. Иоанна Предтечи в особых высоких золоченых киотах, напротив клироса. В 1882 г. Вознесенский храм сгорел, но чудотворный образ, иконостас и утварь были спасены от пожара. После 1920 г. Борколабовский мон-рь закрыли. Во время Великой Отечественной войны Б. и. сохранили бывш. инокини мон-ря (по др. устным сведениям, образ находился в часовне на железнодорожной ст. Быхов). В 1953 г. перед праздником Пасхи чудотворный образ был принесен в ц. Св. Троицы в Быхове и помещен в специальный пристенный киот. В 1979 г. Н. Ф. Высоцкая провела реставрационное укрепление и атрибуцию иконы.

Образ написан темперой на доске (размер 125´ 88,5´ 3 см) по левкасу, украшенному по фону орнаментальной резьбой и позолотой. По стилистическим признакам может быть причислен к выдающимся памятникам белорус. иконописи 1-й пол.- сер. XVII в. и соотнесен с произведениями иконописи Слуцка (слуцко-полесской школы) - главного центра Православия Белоруссии в тот период. Б. и. принадлежит к иконографическому типу «Богоматерь Одигитрия», напоминающему извод «Богоматерь Перивлепта». Иконография близка Иверской и Ильинской (Черниговской) иконам Божией Матери. Подобный извод, в основе к-рого, очевидно, лежало почитание Полоцкой Эфесско-Корсунской иконы Божией Матери - главной Богородичной святыни Белоруссии с сер. XII в., был широко распространен в иконописи в центре и на юго-западе Белоруссии в 1-й пол.- сер. XVII в., о чем свидетельствует ряд сохранившихся произведений.

Особенности иконографии Б. и.: Божия Матерь изображена почти поколенно, облачена в темно-пурпурный мафорий, украшенный 3 золотыми ажурными звездами и золотой кружевной каймой с кистями, темно-зеленое платье имеет широкую жемчужную обнизь на горловине и поручах, золотой нимб гравирован лучистым сиянием. Лик Богородицы исполнен царственной красоты, благородства и скорби. Склонив голову к Младенцу, восседающему на Ее левой руке, высоко поднятой вверх правой рукой Она указывает на благословляющую десницу Сына. Младенец Христос, в белом хитоне-рубашке с отложным воротом, препоясанном красным кушаком, и охристо-красном гиматии с обильным золотым ассистом, слегка повернут к Богоматери, благословляет правой рукой, в левой руке держит свиток.

Серебряный позолоченный оклад Б. и. (не сохр.) был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина. Сохранились сведения о реставрации и частичной переделке оклада в 1868 г.

На поклонение образу в Борколабовский мон-рь стекались паломники не только правосл. вероисповедания, но и униаты и католики. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 г. В 1900 г. прекратился падеж скота после крестного хода с образом. У крестьянок Могилёвской губ. был известен обычай покупать в мон-ре на храмовые праздники фигурки животных, сделанные из воска, и прикладывать их к Б. и., затем фигурки приносились домой как знак помощи Божией Матери в сохранении домашних животных от болезней.

Существовало неск. списков Б. и. в самом мон-ре и в храмах близлежащих городов и сел. Список из Борколабовского мон-ря (не сохр.) имел живописные клейма с изображением чудес Б. и. В приходской Михайловской ц. с. Борколабова особо почиталась двухсторонняя икона с образом Божией Матери на одной стороне и арх. Михаила - на др. (не сохр.). По преданию, в сер. XVII в. эта икона была подарена неким кн. Пожарским кн. Сапеге, передавшему ее в Борколабовскую ц. Список, выполненный в нач. ХХ в. худож. Ореховым, находился в часовне на вокзале г. Могилёва. Сохранившиеся списки Б. и. можно увидеть в иконостасе быховской ц. Св. Троицы, в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь и в Николаевском соборе одноименного мон-ря г. Могилёва. На иконе из Никольского мон-ря сделана стихотворная надпись: «Въ Варкалабове стоитъ Богомати / тамо источаетъ реки Благодати сей дру-/гiй образъ какъ на месте зрети прибегай / те къ ней, отцы и дети / тамо въ молитвахъ успехъ получаютъ съ верою / молясъ за все то / дознаютъ». Этот образ, написанный в сер.- 2-й пол. XVIII в., имел вверху изображения ангелов (почти утрачены), коронующих Божию Матерь, и серебряный оклад (не сохр.), выполненный в 1781 г. могилёвским ювелиром П. Слижиком. В ц. св. Онуфрия того же Никольского мон-ря находится еще один список Б. и., обретенный в 1992 г. Перед иконой теплятся 3 лампады, полученные в дар из Фессалоники; ежедневно совершается молебен.

Лит.: Без-Корнилович М. О. Ист. сведения о примечательных местах в Белоруссии. СПб., 1855. С. 205; Жудро Ф. А. Заметки о Могилевской иконе копии Баркулабовской // Рус. паломник.1903. № 39; он же. Барколабовский Св.-Вознесенский жен. мон-рь // Могилевские ЕВ. 1906. № 7-9, 11-13, 16; Сергий [Соколов?], архим. Из истории православия и братской школы г. Могилева // Могилевские ЕВ. 1885. № 3. С. 57; Календарь для духовенства Могилевской епархии на 1899 г. Могилев, 1899. С. 133-134; Поселянин Е. Богоматерь. С. 462-463; Высоцкая Н. Ф. Аўтар ступнага артыкула // Жывапiс Беларусi XII-XVIII ст. Мiнск, 1980. Ил. 46; Православные монастыри Беларуси. Минск, 2003. С. 119-120, 124-125.
Ю. А. Пискун
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Одигитрия, иконографический тип Иконография Божией Матери (Иконопись) Иконы чудотворные Борколабовская икона Божией Матери (празд. 11 июля)
См.также:
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ праздн. 15 авг.
ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 14 апр., 15 февр.- перенесение в Вильно в 1495)
ВИТЕБСКАЯ МАРКОВА МОНАСТЫРЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8 (21) июля), чудотворный образ, один из списков Казанской иконы Божией Матери
ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), чудотворная
ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 22 авг.), чудотворный образ
ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви
ЕЛЕОТОЧИВАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Элеовритисса), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Св. Горе Афон
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.)
«ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в.