Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
4, С. 223-224 опубликовано: 13 марта 2009г.


АЦКУРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(Празд. 15 авг.), чтимый чудотворный образ, по преданию, является копией нерукотворной иконы Пресв. Богородицы, связанной с именем ап. Андрея Первозванного. В соч. «Похвала» («Хождение и проповеди святого апостола Андрея Первозванного»), включенном Леонтием Мровели (ХI в.) в груз. хронику Картлис Цховреба, повествуется о том, что Пресв. Богородице, согласно жребию, досталась в удел Грузия, но по велению Господа туда был послан ап. Андрей проповедовать христианство. Он получил из рук Богоматери Ее нерукотворный образ, запечатленный на обычной доске, к-рую Она приложила к Своему Пречистому Лику. Леонтий рассказывает о многочисленных чудесах от иконы: так, в Аджарии во время проповеди ап. Андрей приложил образ к земле - и забил целительный источник (сохранился до наст. времени); в Ацкури (адм. центр Самцхе-Саатабаго) апостол воскресил сына вдовы местного правителя Самдзивара; ап. Андрей усмирил гнев жрецов храма Аполлона и Артемиды, оставив икону на ночь в языческом храме, где статуи богов наутро оказались разбитыми. По просьбе уверовавших самцхийцев ап. Андрей создал нерукотворную копию иконы, приложив обычную доску к Образу Пресв. Богородицы, новый образ был поставлен в небольшой часовне в Ацкури, откуда и произошло название иконы (КЦ. Т. 1. C. 38-42).

Ацкурская икона Божией Матери (Гос. музей искусств Грузии им. М. Я. Амиранашвили)
Ацкурская икона Божией Матери (Гос. музей искусств Грузии им. М. Я. Амиранашвили)

Ацкурская икона Божией Матери (Гос. музей искусств Грузии им. М. Я. Амиранашвили)
Средневек. историк Джуаншер сообщает, что в 620 г., во время похода на Персию, визант. имп. Ираклий специально останавливался в Ацкури, чтобы поклониться святыне (Там же. Т. 2. С. 77-78). Один из анонимных авторов Картлис Цховреба рассказывает, что после сильного землетрясения в Грузии в 80-х гг. XIII в. А. и. была обретена неповрежденной под обрушившимся куполом Ацкурского кафедрального собора (Там же. С. 347). Предание о чудесах А. и. содержится и в тексте «Нового жития Картли», составленного в нач. XVIII в. как продолжение Картлис Цховреба (Там же. С. 478-482). При нападении иран. шаха Узун-Хасана на Картли в 1477 г. персид. войска истребили множество христиан в Самцхе, разрушили церкви и А. и. увезли с собой. Вскоре персам чудесным образом было указано, что похищение иконы является источником бед, постигших их страну, и А. и. с большими почестями была отправлена обратно. В местечке, получившем впосл. название Елавси (сияющий), А. и. просияла, по словам хрониста, озарив Самцхе «великим светом, подобным молнии» (Там же. С. 483).

Из-за опасности нового нашествия персов А. и. была спрятана в Ацкурской крепости. В 1486 г. персид. правитель Якуб-бек с многочисленным войском вступил в Самцхе, опустошил Ацкури, но взять крепость не смог. Предложив местным жителям мир в обмен на ключи от крепости, он обманул их и истребил все население. Якуб-бек собственноручно снял богатое украшение с А. и. и бросил ее в огонь, к-рый погас, как только языки пламени прикоснулись к образу Пресв. Богородицы. Один из воинов хана, исповедовавший христианство, поместил икону у себя дома. Нек-рое время спустя он услышал голос, исходивший от нее: «Если ты не отвезешь меня на мою родину, тебя постигнет несчастье». Воин отправился в Самцхе и поведал обо всем атабагу (правителю) Кваркваре. Обрадованный известием, что А. и. нашлась, Кваркваре отправил в Персию доверенных лиц, они выкупили икону и вернули в Ацкури (Там же. Т. 1. С. 483-484). В 1545 г. имеретинский царь Баграт III после одной из военных экспедиций поместил А. и. в церковь в с. Цихисджвари, западнее Ацкури. Сын Баграта Георгий II (1565-1585) перевез икону в Имерети, в мон-рь Гелати. Через нек-рое время царь примирился с атабагом Кваркваре и вернул А. и. в Ацкурский храм. Но в кон. 60-х гг. XVI в. Георгий вновь вывез икону в Имерети, и уже вплоть до нач. XX в. она находилась в Гелатском мон-ре, откуда в 1952 г. была передана на хранение в Государственный музей истории искусств Грузии им. Ш. Я. Амиранашвили.

А. и. с изображением Божией Матери Одигитрии с Младенцем на левой руке находится в центре чеканного трехчастного киота-складня. Живописные лики выполнены в поздний период поновлений. Общий размер складня 137´ 142 см, средника 46´ 38,5 см, створ 118´ 35 см. В качестве материала для оклада использованы червонное золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.

Стилистические особенности и надписи на А. и. относятся к разному времени. Иконографический тип Богоматери Одигитрии и тенденция к монументальности в изображении фигур продолжают традицию груз. чеканки ХI в. Фон иконы, выполненный в технике низкого рельефа, и коврообразный растительный декор отражают влияние вост. мотивов XVI в. (периода Селевкидского Ирана), что позволяет говорить о возможном происхождении мастера из Вост. Грузии. На нижней полосе обрамления находится надпись (между 1578-1583), в к-рой упоминаются вкладчики иконы имеретинский царь Георгий II, его супруга царица Тамара и сыновья Александр и Мамия.

Передние и внутренние поверхности створок киота покрыты серебряными пластинками. На внутренней поверхности створок, разделенных на 5 регистров, изображены сюжеты из цикла Страстей Господних и жития Пресв. Богородицы. Мастер тщательно имитировал чеканку Зарзмийской иконы Божией Матери XI в. В нижней части створок расположена надпись, извещающая о том, что имеретинский царь Соломон I сделал 2-й оклад из позолоченного серебра в 1774 г., упоминаются его супруга царица Тамара и сын Александр. К этому времени относится и выполненная в западноевроп. манере чеканка вокруг центрального образа: 2 парящих ангела с короной в руках и полуфигуры евангелистов, апостолов и отцов церкви.

Ист.: КЦ. Т. 1. С. 38-40. Т. 2. С. 77-78, 478-500, 523; Т. 4. С. 230, 707-717, 813-815; Бартикян Р. М. Приписываемый Мануилу, великому ритору Константинопольской патриархии (1-я пол. XVI в.), Панегирик государям Самцхе-Саатабаго Кваркваре II, Каихосро и Мзечабуку // თბილისის სახელმწიფო უნივერსიტეტის შრომები. История, искусствоведение, этнография. Tbilisi, 1987. С. 37-118.
Лит.: Кондаков Н., Бакрадзе Д. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии. СПб., 1890. С. 26. рис. 11; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 228. Табл. 112; Амиранашвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963. С. 323. Табл. 203; საყვარელიმე . XIV-XIX საუკუნეების ჟართული ოჟრომჭედლობა. თბილისი, 1987. С. 146-147.
Е. Кавлелашвили
Ключевые слова:
Иконы Божией Матери Одигитрииконографический тип Иконография Божией Матери (Иконопись) Иконы чудотворные Ацкурская икона Божией Матери (празднование 15 авг.)
См.также:
АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии
БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 11 июля)
ВИЛЕНСКАЯ ОДИГИТРИЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 14 апр., 15 февр.- перенесение в Вильно в 1495)
ВИТЕБСКАЯ МАРКОВА МОНАСТЫРЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8 (21) июля), чудотворный образ, один из списков Казанской иконы Божией Матери
ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), чудотворная
ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 22 авг.), чудотворный образ
ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви
ЕЛЕОТОЧИВАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Элеовритисса), чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Св. Горе Афон
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.)
«ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 17 окт.), чудотворный образ сер. XVII в.