Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 18, С. 214-218 опубликовано: 26 июня 2013г.


ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г.
Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г.

Мон-рь вмц. Екатерины в г. Видное. Фотография. 2006 г.
(пустынь) (Московской епархии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл. Основан не ранее 80-х гг. XVII в. (до 1690) в дворцовой Екатерининской роще недалеко от Москвы. По преданию, Е. м. основан царем Алексеем Михайловичем. По одной из версий, ок. 26 нояб. 1658 г. царь, охотясь с приближенными в этих местах, остановился на ночлег. Во сне ему явилась вмц. Екатерина, возвестившая о рождении дочери. По воле царя на месте чудного видения был основан монастырь, а дочь названа в честь явившейся ему святой. Из текста, записанного на столбе Екатерининского храма под фреской с изображением царя Алексея Михайловича, следует, что при патриархе Московском Питириме в 1660 г. царь «повелел заложить деревянную на оном месте часовню, а потом и церковь каменную построить во имя святой великомученицы Екатерины и определил, что в оном месте была дворцовая его царского величества комнатная пустыня» (Моск. листок. 1894. 30 сент.).

Однако сохранившиеся документы дворцового ведомства XVII в. подтверждают существование в 1-й пол. 60-х гг. лишь деревянного храма во имя вмц. Екатерины, а не монастыря. Монашеская жизнь при церкви началась, вероятно, не ранее кон. 80-х гг. XVII в. В документах 1690 и 1692 гг. впервые упоминается строитель иером. Варлаам (Строев. Списки иерархов. С. 237). В 1764 г. общежительная пустынь была причислена к заштатным монастырям. До сер. 70-х гг. XVIII в. она располагалась в дворцовой Домодедовской вол. Московского у., по церковно-адм. делению - в Пехрянской десятине, впосл., до 1917 г.,- в Подольском у. Московской губ.

А. В. Маштафаров

Храм во имя вмц. Екатерины

в описании дворцовой Домодедовской вол. 1676 г. назван деревянным (РИБ. Т. 21. Стб. 249). Вместо обветшавшего храма был построен и 11 окт. 1679 г. в присутствии царя Феодора Алексеевича освящен каменный собор во имя вмц. Екатерины с трапезной и колокольней над ней. В кон. XVII в. в храме был устроен сев. придел во имя прп. Сергия Радонежского (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 76). После 1757 г. старая каменная колокольня, построенная над трапезной, обветшала и была разобрана. 3 сент. 1763 г. был освящен юж. придел во имя свт. Димитрия Ростовского, устроенный иждивением кн. Д. Ю. Трубецкого (Там же. Ед. хр. 84). Согласно офицерской описи 1764 г., одноглавая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского была покрыта тесом, глава - зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 180. Л. 2). В 1764-1765 гг. строитель Пахомий с братией отстоял придел прп. Сергия Радонежского от притязаний владельца с. Суханова А. Г. Гурьева, который хотел обратить его в приходскую церковь для своих крестьян, полагая, что пустынь скоро упразднят. Настоятель в донесении в консисторию писал, что «спорный» придел был устроен иждивением боярина Т. Н. Стрешнева ок. 70 лет назад «на помин души», а не для служения мирских треб. Его поддержал кн. Трубецкой. Сухановским крестьянам, которые ходили на богомолье в пустынь, было предписано по-прежнему для мирских треб обращаться в церковь с. Ермолина (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 84).

Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г.
Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г.

Собор во имя вмц. Екатерины (ок. 1800-1802) и трапезная церковь (1787). Фотография. 2008 г.

В 1787 г. к Екатерининскому храму была пристроена новая 2-этажная трапезная, включившая приделы во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского; на верхнем этаже разместился холодный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Ок. 1800-1802 гг. с востока к трапезной был пристроен новый объем собора вмц. Екатерины, оказавшийся точно по центру мон-ря. Храм сооружен в сдержанных формах классицизма. Бесстолпный 2-светный четверик завершен ротондой с невысоким куполом и главкой на тонкой шейке-барабане. Полукружию алтаря соответствует полукружие притвора. Боковые фасады украшены 4-колонными белокаменными дорическими портиками. Венчает ротонду полусфера купола. Исключительно своеобразно внутреннее устройство храма. Над нижним алтарем вмц. Екатерины были устроены деревянные хоры с престолом в честь Успения Пресв. Богородицы, опоясывавшие по периметру пространство храма. Сохранились ведшие на них каменные лестницы в глубоких 2-ярусных нишах в юж. и сев. стенах. Архитектура церкви, как и еще несколько церквей, напоминает архитектуру Преображенского собора Вифанского в честь Преображения Господня монастыря, построенного в 1783-1787 гг. архит. Н. М. Одоевцевым по замыслу митр. Московского Платона (Левшина). Появление подобного храма в Е. м. может объясняться активным участием митрополита в перестройке обители при игум. Мелхиседеке.

Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г.
Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г.

Колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского. Ок. 1800 г. Фотография. 2006 г.

В 1867 г. с запада к собору была пристроена 2-этажная паперть, в которой устроили престолы прп. Сергия Радонежского и свт. Николая Чудотворца (ЦГИАМ. Ф. 1323. Оп. 1. Ед. хр. 128); последний был переведен из надвратной церкви, куда в свою очередь был перенесен придел свт. Димитрия Ростовского. В 80-х гг. XIX в. верхний Петропавловский придел был отремонтирован и 28 авг. 1888 г. освящен митр. Московским Иоанникием (Рудневым), причем классицистический декор был заменен необарочным. Объем верхнего придела построен на сводах прохода между трапезными приделами и открыт для обозрения с юга и севера. Небольшой 2-светный четверик перекрыт лотковым сводом, снаружи имеет ложные люкарны и завершен маленькой глухой главкой. Алтарный объем прямоугольный в плане. Небольшой притвор почти целиком включен в объем новой паперти.

Сохранившаяся каменная ограда была сооружена между 1758 и 1764 гг. Невысокая, прямоугольная в плане, она составляла 236 саж. в округе. Из 3 двухъярусных 8-гранных угловых башен, увенчанных тесовыми шатрами, сохранились 2 западные, в т. ч. и «жилая» башня с 2 кельями. Одновременно с оградой над св. вратами на средства вкладчика московского купца И. М. Демидова была возведена каменная одноглавая, покрытая тесом колокольня. Согласно офицерской описи 1764 г., на ней находилось 7 колоколов: праздничный, полиелейный и др. С юга располагались др. въездные ворота, при к-рых в XIX в. была пристроена деревянная сторожка с 2 кельями (в 1994-1996 здесь освящены трапезная и храм во имя свт. Тихона Московского). Ок. 1800 г. св. врата с колокольней были полностью перестроены. На них была возведена монументальная надвратная ц. свт. Николая Чудотворца (к кон. XIX в.- свт. Димитрия Ростовского) с колокольней - яркий, нестандартный образец архитектуры московского классицизма. Вытянутый в ширину нижний объем (врата с храмом над ними) контрастирует с легкой цилиндрической колокольней, увенчанной шпилем. Рустованный нижний этаж, прорезанный небольшой аркой св. врат, воспринимается как цокольный. Здание церкви с юга и севера снабжено плоскими портиками с широкими треугольными фронтонами, в центральную часть портиков включены неглубокие 2-колонные лоджии. Внутри храм имеет форму ротонды с узкой апсидой и перекрытым крестовым сводом притвором, соединяющим храм с зап. прямоугольным в плане компартиментом. В зап. ротондальных угловых камерах находятся лестницы, северо-восточная камера служит жертвенником, а юго-восточная связывает храм с вост. прямоугольным пространством. Храм был расписан к 90-м гг. XIX в. На колокольне имелись часы с боем, в ярусе звона - 9 колоколов.

Настоятельский корпус, находящийся к югу от собора, включает объем кон. XVIII в. и пристройку, возведенную для братии после 1861 г. 2 корпуса братских келий у зап. стены мон-ря были построены в 40-х гг. XIX в. К кон. XIX в. в Е. м. находились также каменные флигеля, хлебопекарня с 2 кельями, просфорная, баня, колодец, деревянные кладовая, хлебный амбар, сарай для экипажей (Там же. Ед. хр. 46). Все служебные помещения были значительно перестроены после 1917 г. Вне мон-ря находились каменная часовня у св. врат, 2 гостиницы (2-этажная каменная и одноэтажная деревянная), овощная лавка.

В 1975-1981 гг. в Е. м. проводились реставрационные работы под рук. С. П. Орловского и были восстановлены главы на церкви и колокольне, окна и тесовые кровли башен.

Л. К. Масиель Санчес, А. В. Маштафаров

Церковнослужители, насельники и их материальное положение

До учреждения пустыни при Екатерининском храме в 60-70-х гг. XVII в. в 5 деревянных кельях проживали «черный поп», стрельцы и 25 нищих (РИБ. Т. 21. Стб. 250). В 1666 г. иером. Давид получил государева жалованья с «Оптекарского двора» пуд меда, 2 фунта «деревянного» масла, полведра конопляного масла, а из Кормового дворца полпуда икры (Там же. Стб. 1204). В 1669 г. при церкви были священник с жалованьем 10 р. и просвирница - 2 р. (Там же. Т. 23. Стб. 1274). На 1673/74 г. причту «Екатерининской рощи церкви соборной великомученицы Екатерины» полагалась денежная руга: черному свящ. Тарасию - 15 р., дьячку - 5 р., пономарю - 3 р. с полтиной, просвирнице - 2 р., 2 церковным сторожам - по 2 р., 3 трудникам - по рублю; всего 32 р. с полтиной (Там же. Стб. 175). В 1675 г. в храме служили священник и иеромонах с ружным жалованьем по 15 р., дьячок - 5 р., пономарь - 3 р. с полтиной, просвирница и 2 сторожа - по 2 р., 25 трудников - по 1 рублю; всего 69 р. с полтиной (Там же. Стб. 367).

Согласно ружной книге 1698/99 г., в пустынь полагалась годовая руга, поступавшая из приказа Большого дворца: строителю - 17 р., иеромонаху - 15 р., священнику - 9 р., диакону - 10 р., дьячку - 5 р., просвирнице - 2 р., пономарю - 3 р. 16 алтын 4 деньги, 30 старцам и бельцам - по 1 р. 30 алтын 2 деньги, 2 сторожам, 2 поварам, хлебнику - по 2 р., портомойнику - 1 р.; всего 115 р. Им же полагалась выдача 98 четв. ржи, 96 четв. овса и т. д.

Жалованье могли подолгу задерживать или оно не поступало в монастырь. Так, в 1714-1716 гг. 30 насельников не получили из приказа ни хлебной, ни денежной помощи. «От великой нужды» останавливалась даже церковная служба, а голодающие монахи побирались по близлежащим селам. В марте 1717 г. строитель иером. Гавриил писал царю Петру I: «Ныне мы, богомольцы твои, весьма оскудели и платьем обносились... И дров, и хлеба, и свеч купить не на что, а без одежды и без дров от морозов погибаем смертию». Сохранились документы XVII - нач. XVIII в. о царских пожалованиях в храм богослужебной утвари, книг, ладана и т. д.

В исходящей книге Синодального казенного приказа есть запись от 4 июня 1713 г. из Духовного приказа о том, что по челобитью Басманной слободы «Федоровской жены Лаврентьева вдовы Авдотьи Савельева, велено ей по ея обещанию в монастырь Екатерининской рощи в церковь Господню к местному образу великомученицы Екатерины в венец и в пелены сбирать на Москве и в Московском уезде у благочестивых христиан невозбранно: пошлин 8 алт. 2 д.». Согласно ружным книгам нач. XVIII в., из Главной дворцовой канцелярии на свечи и церковное вино выдавалось «денег 6 рублей 70 копеек, на просфоры - пшеницы 4 четверти», из Коллегии экономии - по 6 фунтов ладана.

В 1764 г. в пустыне проживали строитель-иеромонах (получал 8 р. 50 к., хлеба, круп и др. - 6 четв. 20 четвериков), иеромонах (7 р. 50 к., 6 четв. 20 четвериков), монах-просвирник (2 р. 94 к.), 9 монахов и 6 трудников (по 95 к., 6 четв. 20 четвериков), 2 священника (первый - 4 р. 50 к., 15 четв. 12 четвериков; второй вместо денег получал 36 четв. 12 четвериков хлеба, круп и др.), дьячок (2 р. 50 к., 16 четв. 3 четверика), пономарь, 2 сторожа. Также в обители проживали 7 отставных солдат, 5 из них с женами. Пустынь занимала 8 дес. земли, монастырское кладбище - 0,5 дес., огороды - 5 дес., липовая и осиновая роща - 6 дес. Усадьбы священно- и церковнослужителей занимали 5 дес., сенные покосы - 3 дес.

В Е. м. проживало монашествующих: в 1797 г. - 8, в 1812 г. - 16, в 1833 г. - 23 (в т. ч. 7 иеромонахов), в 1855 г.- 34, в 1870 г.- 22, в 1888 г.- 13, в 1901 г. - 60 (в т. ч. игумен, 19 монахов, 40 послушников), в 1907 г. - 23 (в. т. ч. 5 иеромонахов), в 1916 г. - 26 (в т. ч. 8 иеромонахов, 8 иеродиаконов). Доходы обитель получала от богомольцев к чудотворной иконе вмц. Екатерины, от денежных вкладов, хозяйства и угодий.

После секуляризации 1764 г. Е. м. владел, согласно межевому плану 1767 г., пахотной землей (12 дес. 1448 кв. саж.), перелеском (12 дес. 1032 кв. саж.), дровяным лесом (11 дес. 902,5 кв. саж.), сенным покосом (2 дес. 2275 кв. саж.), огородом (1 дес. 900 кв. саж.), под дорогами находилось 1260 кв. саж.; всего 41 дес. 617,5 кв. саж. По плану 1806 г.- сенными покосами (5 дес.) и рыбными ловлями на р. Рожайке при с. Битягове Подольского у.; по плану 1810 г.- мельницей на р. Рожайке с хозяйственными постройками на участке земли в 1400 кв. саж.; по плану 1844 г.- 2 каменными лавками в Москве в золотокружевном ряду, дровяным лесом при с. Михайлове Добрятинской вол. Подольского у. (44 дес. 1121 кв. саж.) и сенным покосом у того же села (2 дес. 418 кв. саж.); всего 46 дес. 1539 кв. саж. К 1901 г. Е. м. владел 171 дес. земли и получал из кабинетских сумм 200 р.

С 1843 г. Е. м. в Москве принадлежало подворье близ Рогожской заставы на Николо-Ямской ул. В день празднования апостолов Петра и Павла за колокольней у монастырской стены проходила ярмарка. К нач. XX в. 29 июня и 15 авг. совершались крестные ходы вокруг мон-ря.

Настоятели, подвижники, именитые посетители

Первое известное имя настоятеля Е. м., иером. Варлаама, упоминается в документах 1690 г.

С 1784 г. строителем Е. м. был чтимый братией игум. Мелхиседек († 1813), при поддержке митр. Московского Платона (Левшина) возродивший находившуюся в упадке пустынь. В 1802 г. он был переведен в Высоцкий серпуховской монастырь с возведением в сан архимандрита, но, согласно завещанию, похоронен в приделе во имя прп. Сергия Радонежского Екатерининского храма Е. м. Тело старца-архимандрита несли из Серпухова на руках именитые граждане в сопровождении чуть ли не половины жителей города. На чугунной плите, возложенной на его могиле, архим. Мелхиседек назван «обновителем» пустыни (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 139, 189-191; Оп. 744. Ед. хр. 2629). Строитель (1809-1822) иером. Дорофей, ученик известного старца архим. Макария (Брюшкова), настоятеля Пешношского Никольского мон-ря, был назначен настоятелем Е. м. с целью введения общежительного устава, переход к к-рому произошел в янв. 1810 г. при поддержке митр. Московского Платона (Левшина). Учеником строителя Дорофея был архим. Венедикт (Филлипов), настоятель Берлюковской во имя святителя Николая Чудотворца пустыни. В 1829-1855 гг. в обители подвизались казначей иером. Иаков († 1841/42) и иером. Нифонт (Флоров, † 1882), почитаемые братией и прихожанами. Строитель Е. м. (1823-1829) иером. Назарий (Бордоносов) был учеником старца прп. Льва (Наголкина). С 1842 г. в Е. м. настоятельствовал постриженик Берлюковской пуст. иером. Мисаил († 1854), сочетавший талант администратора с подвижнической жизнью. Настоятель носил кирпич для строительства, песок или воду рабочим, ночи проводил в молитве. В обитель к о. Мисаилу стекалось множество паломников и благотворителей.

Строитель (1865-1870) иером. Варсонофий за широкую благотворительную деятельность (особенно в отношении Рогожского этапа, где много лет служил в церкви) получил 6 благодарностей от митр. Московского свт. Филарета (Дроздова). Иером. Варсонофий обеспечил поступление в монастырскую казну дополнительных доходов и покрыл долги обители, появившиеся при его предшественнике. Занимаясь административно-хозяйственными делами, иером. Варсонофий не уделял внимания братии, что и стало причиной его увольнения от должности в 1870 г. «ввиду полного равнодушия к печальному и возмутительному событию, произошедшему в пустыни». Имеется в виду убийство неизвестными преступниками 16-летнего келейника настоятеля Григория Иванова, тело к-рого нашли в пруду. Настоятель не сообщил об исчезновении юноши, а спустя 2 недели, когда ему сказали, что тело обнаружено в пруду, равнодушно уехал по делам в Москву. Распоряжением от 29 сент. 1870 г. иером. Варсонофия перевели в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь на больничную вакансию при богадельне. Настоятель Е. м. (1902-1908) игум. Мартирий (Михайлов) был убит в своей келье эсерами 13 сент. 1908 г. при попытке ограбления. Игум. Пантелеимон (Орлов) настоятельствовал в Е. м. с 25 окт. 1915 г. до закрытия пустыни в янв. 1918 г., когда монахи были переведены в серпуховской Высоцкий мон-рь, а здания переданы Красностокскому жен. мон-рю, эвакуированному в 1914 г. из Гродненской губ. (см. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь). В XIX в. в Е. м. подвизались чтимые братией старцы-иеромонахи Иаков и Нифонт († 1868).

24 нояб. 1674 г. храм в Екатерининской роще посетил митр. Сарский и Подонский Павел, 22 июня 1677 г. и 11 окт. 1679 г. (к освящению Екатерининской ц. вместе с кн. В. В. Голицыным, М. Г. Ромодановским и др.) - царь Феодор Алексеевич, 15 июня 1894 г. - митр. Московский и Коломенский Сергий (Ляпидевский) в сопровождении настоятеля Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря архим. Валентина. В нач. XIX в. в Е. м. побывал архим. Фотий (Спасский), славившийся необычайной щедростью. Стремясь помочь обновлявшейся пустыни, архим. Фотий передал настоятелю «на поддержание монастыря и на нужды братии» свой наперсный крест, украшенный бриллиантами. Но этот дар, оцененный в 9 тыс. р. ассигнациями, не был употреблен в дело, а почтительно хранился в ризнице (впосл. водворен на чудотворную храмовую икону вмц. Екатерины). Слух о подарке распространился по округе, летом 1835 г. грабители украли из мон-ря золоченую серебряную чашу для Св. Даров, обложенное серебром напрестольное Евангелие, драгоценные ризы и оклады и др. ценные предметы, но крест не нашли.

Святыни и реликвии

Вмц. Екатерина. Список чудотворной иконы. XVII в.
Вмц. Екатерина. Список чудотворной иконы. XVII в.

Вмц. Екатерина. Список чудотворной иконы. XVII в.
В обители почитался чудотворный образ вмц. Екатерины, дар царя Алексея Михайловича. В 1764 г. икона находилась в местном ряду соборного иконостаса - «венец с короною, корона вынизана разными каменьями, переденка жемчугом с каменьями, поля и ризы чеканныя, по обе стороны страдания ея. Без окладу на том же образе привесов: 3 креста серебряных небольшия ис которых один с мочьми». К иконе имелся «привес» - небольшой образ вмц. Екатерины, «написан на финифте, обложен серебром».

Со времени эпидемии холеры 1831 г. начали совершаться крестные ходы по близлежащим селениям с иконой вмц. Екатерины.

В расходных книгах Оружейной палаты XVII в. имеются сведения о выдаче денег иконописцам, выполнившим для Е. м. 31 икону. Возможно, тогда же дочь царя Алексея Михайловича царевна Екатерина, чье рождение было возвещено на этом месте, принесла в дар храму икону «старинного письма» - чудотворный образ сщмч. Антипы.

Согласно составленной в марте 1764 г. описи, в алтаре Екатерининского храма хранилось 12 старинных икон, украшенных серебряными окладами с золотыми венцами, жемчугом и драгоценными камнями, в ризнице - вызолоченный ковчег с частицами мощей вмц. Екатерины и частицы мощей др. мучеников. В ризнице Е. м. хранилось 2 боевых знамени Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения с вышитыми вензелями имп. Александра I на одной стороне и двуглавыми черными орлами на другой. Реликвии принес в дар Е. м. владелец с. Суханова фельдмаршал кн. П. М. Волконский.

В числе святынь, привезенных в Е. м. в 1918 г. из Красностокского мон-ря Гродненской губ., был один из списков XVIII в. чудотворной Красностокской иконы Божией Матери.

1918-2008 гг.

В янв. 1918 г. в Е. м. были поселены прибывшие из-под Гродно 164 насельницы Красностокского жен. мон-ря во главе с игум. Еленой (Коноваловой). Остававшиеся в муж. обители монахи по указу Синода были переведены в Высоцкий серпуховской мон-рь и др. обители Московской губ.

В 1918 г. Е. м. был закрыт и обращен в жен. трудовую коммуну. Екатерининский храм стал приходским, настоятелем служил клирик Красностокского мон-ря прот. сщмч. Ярослав Савицкий, диаконом - Иаков Ференец, проживавшие за оградой мон-ря. Когда в 1928 г. о. Ярослав был изгнан властями из Екатерининской пуст. и перешел служить во Флоро-Лаврскую ц. с. Ям, настоятелем Екатерининского храма стал игум. Пантелеимон (Кунахович). Летом 1931 г. трудовая артель была закрыта, сестры поселились у окрестных жителей, в Москве, в Пестовском пер., где до 1917 г. размещалось подворье пустыни. 60 монахинь смогли получить разрешение и по документам беженок выехали в Белоруссию, где поселились в гродненском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре. Настоятельница мон-ря игум. Елена (Коновалова) и неск. сестер были арестованы и сосланы в Казахстан сроком на 3 или 5 лет. В 1934 г. игум. Елена, вернувшись из ссылки, поселилась в г. Малоярославец Калужской обл., где и скончалась 5 сент. 1937 г. Отпевавший матушку прот. сщмч. Зосима Трубачёв был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. В сонме мучеников канонизирован также насельник Е. м. игум. прмч. Иоасаф (Крымзин).

Иконостас храма апостолов Петра и Павла. 1997 г. Фотография. 2006 г.
Иконостас храма апостолов Петра и Павла. 1997 г. Фотография. 2006 г.

Иконостас храма апостолов Петра и Павла. 1997 г. Фотография. 2006 г.

После 1931 г. нек-рое время надвратная церковь действовала как приходская. В ней служил игум. Пантелеимон, прислуживала престарелая красностокская мон. Вера. Кельи старца и его келейницы помещались в здании надвратной церкви - по обе стороны въездной арки. Кроме мон. Веры в Е. м. проживали по благословению игум. Елены еще неск. монахинь, занятых хозяйством.

В нач. 30-х гг. в постройках Е. м. разместили тюрьму, где содержались уголовники, имевшие небольшие сроки заключения - до 2 лет. В Петропавловской ц. был открыт клуб, в к-ром вечерами проходили концерты художественной самодеятельности, а днем - народные суды с привлечением общественности. Одновременно в мон-ре находилась колония малолетних преступников с сельскохозяйственным техникумом. Весенней ночью 1934 г. один из уголовников убил мон. Веру. В том же году была закрыта надвратная церковь, святыни - чтимые иконы, предметы церковной утвари - тайно, в телеге, прикрытой сеном, вывезли в соседнее с. Ермолино. Чудотворная икона вмц. Екатерины утрачена (по некоторым сведениям, украдена из храма с. Ермолина в нач. 70-х гг. XX в.).

Когда Е. м. был полностью передан ГУМЗ (Главному управлению местами заключения), 80-летнего старца Пантелеимона выселили из обители. Он обосновался в т. н. Фельдмаршальском пос. у диак. Иакова Ференеца. В ночь с 15 на 16 окт. 1935 г. игум. Пантелеимон, диак. Ференец, мон. Матрона (Гордеева) и неск. инокинь были арестованы. По преданию, старец Пантелеимон умер в ссылке в Каргополе. 25 нояб. 1937 г. в с. Ям был арестован и в ночь с 7 на 8 дек. 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне свящ. Красностокского монастыря Ярослав Савицкий. Через месяц там же, на Бутовском полигоне, был расстрелян свящ. Владимир Нарский, служивший в Никольской ц. с. Ермолина, где с 1935 г. хранились святыни Екатерининского и Красностокского мон-рей.

В 1935 г. Советом народных комиссаров СССР был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы и Московской обл. По этому плану земли вокруг имения Суханово, включая Е. м., были объявлены заповедником и переданы в аренду Союзу архитекторов СССР. Тюрьма была упразднена. Нек-рое время помещения обители использовались как жилье для переселенцев. Но в кон. 1938 г. в Е. м. была устроена секретная политическая тюрьма, рассчитанная на 150-160 заключенных. Надзирателей вместе с внутренней охраной было 70 чел. Снаружи тюрьму охраняла спецрота дивизии НКВД особого назначения. По рассказам местных жителей, охрана стояла даже в полях, вдалеке от тюрьмы. В офиц. бумагах для внутреннего употребления тюрьма именовалась «Спецобъект № 110», а в народе ее называли Сухановка. В Екатерининском соборе был устроен крематорий. В 1958 г. в бывш. Сухановской тюрьме разместилась тюремная больница.

В 1931-1991 гг. постройки Е. м. принадлежали различным силовым ведомствам и лишь в июле 1995 г., уже после возобновления обители, органы ГУВД окончательно освободили территорию мон-ря. В 1991 г. по инициативе местного прихода часть Петропавловского храма Е. м. была передана РПЦ. 14 апр. 1992 г. указом митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) настоятелем возрождавшегося Е. м. был назначен иером. Тихон (Недосекин; с 1999 епископ Видновский). 17 нояб. 1992 г. в мон-ре был совершен 1-й постриг, 14 нояб. 1996 г. отслужена 1-я литургия в надвратном храме свт. Димитрия Ростовского, 6 дек. 1996 г., в канун праздника вмц. Екатерины, всенощное бдение в Е. м. возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, 7 дек. 1996 г. Божественную литургию совершил еп. Можайский Григорий (Чирков).

Восстановлены Екатерининский собор, Петропавловский храм, колокольня с надвратной ц. свт. Димитрия Ростовского, настоятельские покои, архиерейский и келейные корпуса, ограда с башнями, построен трапезный храм во имя свт. Тихона, Патриарха Московского. Среди святынь Е. м.- чтимый список чудотворной иконы вмц. Екатерины в окладе, Ченстоховская икона Божией Матери, ковчег с частицами мощей ап. Андрея Первозванного, вмц. Екатерины, мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, священномучеников Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, Константина (Голубева), святителей Афанасия К-польского, Игнатия (Брянчанинова), Тихона Московского, Мелетия Харьковского, преподобных Максима Грека, Ферапонта Можайского, Серафима Саровского, Германа (Гомзина) и др., ковчег с частицами мощей преподобных отцов Оптинских, а также иконы сщмч. Константина (Голубева), митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) с частицами мощей. На территории Е. м. погребен старец схииеродиак. Антоний (Семёнов; 1913-1994).

В Е. м. совершаются ежедневные богослужения, по средам после литургии - молебен с акафистом перед Ченстоховской иконой Божией Матери, по четвергам - молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, по воскресеньям - молебен с акафистом вмц. Екатерине.

С нач. 90-х гг. к Е. м. было приписано подворье в дер. Таболово (в черте г. Видное) при ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1-я пол. XVIII в.). Закрытый после 1933 г. храм восстановлен трудами настоятеля и братии Е. м. Указом митр. Крутицкого Ювеналия от 29 мая 2003 г. Успенская ц. была преобразована в отдельный приход. К 2008 г. Е. м. имел подворья при храме во имя Новомучеников и исповедников Российских (освящен 22 сент. 2007) на бывш. спецобъекте НКВД «Коммунарка» - месте массовых захоронений расстрелянных, а также при ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Иван-Теремец Ступинского р-на на берегу р. Каширки (возведена в кон. XVII - нач. XVIII в., в XIX в. к церкви пристроена трапезная с 2 приделами). Насельники Е. м. помогают дому ребенка г. Видное, несут социальное служение.

Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 180; Ф. 396; Ф. 1239; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 250. Ед. хр. 190, 200; Оп. 744. Ед. хр. 2629, 2630; Оп. 751. Ед. хр. 2580; Оп. 760. Ед. хр. 64; Ф. 1323. Оп. 1. Ед. хр. 1, 11, 22.
Ист.: Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. С. 1115; ОДДС. Т. 2. Ч. 1. № 476; Т. 6. № 483; РИБ. Т. 21, 23; Ист. и топогр. описание городов Московской губ. М., 1787. С. 127.
Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 60; Подольский у. // Моск. ГВ. 1850. № 36. Ч. неофиц. С. 415; Проценко Н. Ф. Мон-ри в России и соборы в Москве. М., 1863. С. 22; Шевелкин И. Екатерининская пуст. и ее достопамятные старцы // ДЧ. 1865. Т. 3. № 11. Отд. 2. С. 89-98; № 12. С. 131-140; он же. Екатерининская пуст.: Из восп. странника. М., 1865; Ист. сказание о Екатерининской пуст. и о замечательных старцах, в ней подвизавшихся. М., 1867; Мат-лы для археол. словаря // Древности: Тр. МАО. М., 1867. Т. 1. Вып. 2. С. 38; Пимен (Мясников), архим. Восп. // ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 257-259; Токмаков И. Ф. Екатерининская пуст. Моск. губ. Подольского у.: Кр. ист.-археол. очерк. М., 1892; Холмогоровы В. и Г. Ист. мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. С. 48-50, 214-220; Екатерининская пуст.: Ист. очерк св. обители со времени ее основания по настоящее время. СПб., 1898; Головкова Л. А. Екатерининская пуст. // Моск. журнал. 1995. № 3. С. 24-31; № 8. С. 21-28; № 11. С. 54-59; Мон-ри св. Екатерины. М., 1998; Сергеев И. Н. Царицыно, Суханово: Люди, события, факты. М., 1998. С. 188, 195, 206, 209, 215, 384; Тихон (Недосекин), еп. История обители // Моск. ЕВ. 1998. № 11/12. С. 18-24; Памятники архитектуры Московской обл. М., 1999. Вып. 3. С. 154-158; Жиянова И. Н. Старец архим. Мелхиседек. М., 2002; Пэнэжко О., прот. Храмы г. Видное и окрестностей. Ликино-Дулево, 2002; Свято-Екатерининский муж. мон-рь / Авт. текста: Л. А. Головкова. М., 2003; Егорова Е. Св.-Екатерининский муж. мон-рь // ЖМП. 2007. № 10. С. 64-85.
Д. Б. Кочетов, А. В. Маштафаров
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Московская епархия Русской Православной Церкви Екатерины великомученицы мужской монастырь (пустынь) (Московской епархии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл.
См.также:
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье) в Москве
ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Московской епархии
ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе
КОЛОМЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), находится в г. Коломне Московской обл.
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии