Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОЛОМЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
36, С. 401-407 опубликовано: 14 июля 2019г.


КОЛОМЕНСКИЙ СТАРО-ГОЛУТВИН В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ)
Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ)

Вид Старо-Голутвина в честь Богоявления мон-ря. 1845 г. Гравюра П. Морозова по оригиналу А. Афанасьева (ГИМ)
(Московской епархии), находится в г. Коломне Московской обл. Основан блгв. вел. кн. Московским Димитрием Иоанновичем Донским в 4 верстах от принадлежащего ему г. Коломны, в юж. части Московского вел. княжества, рядом с местом слияния рек Москвы и Оки. Первым игуменом мон-ря был прп. Григорий Голутвинский († 1405?), постриженик Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра), ученик прп. Сергия Радонежского.

Рассказ об основании мон-ря содержится в Житии прп. Сергия Радонежского 3-й, Пахомиевской редакции (по классификации Б. М. Клосса, который датирует эту редакцию приблизительно 1442). В главе «О Голутвиньском манастыри» говорится, что вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович пригласил прп. Сергия посетить Коломну для основания мон-ря. «Съ многим трудом прииде», Сергий благословил в Голутвине под Коломной место буд. обители (при этом не говорится, что его выбрал сам преподобный; судя по контексту, это было сделано вел. князем), «бе бо зело красно и угодно место, на усть рекы Москвы, иде же течет в... великую реку Оку». Троицкий игумен заложил основание каменной ц. в честь Богоявления и по просьбе вел. князя благословил на игуменство своего ученика иером. Григория, «мужа добродетелна... плодоносию строителя верна» (Клосс. 1998). Из житийного рассказа очевидно, что прп. Сергий основал К. С.-Г. м. в последние годы жизни, однако когда именно, Житие не сообщает. Видимо, датировать событие можно периодом между 1385 г., когда прп. Сергий вновь стал духовником кн. Димитрия Иоанновича, и 1389 г., когда вел. князь скончался.

По мнению Клосса, агиографический рассказ об основании мон-ря восходит к тексту первоначального Жития, написанного Епифанием Премудрым. По гипотезе исследователя, мон-рь был основан прп. Сергием Радонежским в 1385 г., когда он возвращался из Рязани, куда преподобный ездил по поручению вел. кн. Московского Димитрия Донского на переговоры с вел. кн. Рязанским Олегом Иоанновичем, увенчавшиеся заключением мира между княжествами (Там же. С. 35, 59; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 151; Т. 18. С. 136; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 429). Это мнение было поддержано А. Б. Мазуровым, отнесшим основание обители к кон. 1385 - нач. 1386 г. (Мазуров. 2001. С. 237-239), но оспорено В. А. Кучкиным, указавшим на то, что в рассказе Пахомия (и притом в позднейшей, по мнению исследователя, переработке Жития) ничего не говорится о миссии прп. Сергия в Рязань. Исследователь считал, что приглашение посетить Коломну было отправлено скорее всего в Троицкий мон-рь (Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 88-89; Он же. Антиклоссицизм // ДРВМ. 2002. № 3(9). С. 127).

Ктиторство вел. князя подчеркнуто тем, что в житийном рассказе Коломенский епископ не упоминается. Если принять датировку основания мон-ря между 1385 и 1389 гг., то оно приходится на время управления Коломенской епархией еп. Герасимом (1374/75-1388), местоблюстителем митрополичьего престола в 1379-1381 гг., или, что менее вероятно, еп. Павлом (1389-1392) (оба архиерея - сотрудники св. митр. Алексия; см.: Мазуров. 2001. С. 189-196).

О том, какое устройство получил новооснованный мон-рь - киновию (общежительный устав) или особножительство, в Житии прп. Сергия не сказано. Однако 1-й вариант более вероятен, поскольку в последние годы жизни прп. Сергий был безусловным сторонником общежительного устава и вряд ли благословил бы создание обители с иным внутренним устройством (кирпичная трапезная, пристроенная к ц. во имя прп. Сергия Радонежского, прямо указывающая на принятие общежительного устава, появилась в обители в кон. XV - 1-й трети XVI в., но вполне возможно, как это известно из истории др. мон-рей, что до этого существовала деревянная трапезная).

В 1392 г., видимо, именно 1-й голутвинский игум. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского (до 1405) св. митр. Киприаном. Согласно реконструированному тексту московской митрополичьей Троицкой летописи нач. XV в., Григорий в 1392 г. имел чин архимандрита (Приселков М. Д. Троицкая летопись. 1950. С. 440). Не исключено, что уже при основании обитель получила статус Коломенской архимандритии, существовавшей по меньшей мере с 1379 г. (Мазуров. 2001. С. 197; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129), т. е. настоятель К. С.-Г. м. считался главой всего монашества Коломны, в его ведении находились 4 коломенских мон-ря. Перенесена архимандрития была, несомненно, по воле вел. князя, вероятно, из Спасского мон-ря (Мазуров. 2001. С. 243-244; ср., однако, т. зр., согласно к-рой в К. С.-Г. м. архимандритии никогда не было: Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв. // Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 292-295). К 80-м гг. XV в. мон-рь теряет значение архимандритии; в качестве архимандрита коломенского в записях коломенской рукописи Пролога 1481 г. (РНБ. F. I. 311. Л. 290, 563) упоминается настоятель Спасского мон-ря Иннокентий, а в приписке 1473-1480 гг. в пергаменной «Лествице» Иоанна Синайского 1422 г. (РНБ. Погод. № 73. Л. 1-3) - голутвинский игумен (не архимандрит) Кассиан (Касьян) (Мазуров. 2001. С. 392, 396).

В кон. XIV - нач. XV в. на великокняжеские средства в К. С.-Г. м. был построен белокаменный Богоявленский собор, «церковь каменная в лепоту зрети всем» (Клосс. 1998. С. 412; Альтшуллер. 1977. С. 161-167); в юж. части его алтаря в 1405 г. был погребен еп. Григорий (место захоронения выявлено и обследовано при раскопках в 1969-1970). В 40-50-х гг. XV в. (принимая датировку Клосса - ок. 1442) Пахомий Логофет писал о процветании монастыря, в котором «множество братии чюдным изрядным житием... обитель славна в обилье мнозе» (Клосс. 1998. С. 412).

Постепенно К. С.-Г. м. получил земельные владения. Первое свидетельство относится, вероятно, к 1425 г., когда вдова сына боярского Толмача Феодосья дала вкладом с. Федосьинское (вклад упом. в правой грамоте 1497/98 г.- АСЭИ. Т. 2. № 414. С. 445; Ивина Л. И. Крупная вотчина Северо-Вост. Руси кон. XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 54). В 1472 г. удельный дмитровский кн. Юрий Васильевич в духовной грамоте дал «Богоявлению на Голутвино» коломенские сёла Рожек и Маливку, «с луги и с лесы, и с перевесии, и с ловищи, со всем с тем, как было при моеи бабе великой княгине (вел. кнг. Софии Витовтовне.- Э. П. Р.). А что серебра в тех селцех на людех, ино того серебра половина Богоявлению, а другаа половина тем хрестианом, на коих то серебро» (ДДГ. № 68. С. 223). Под тем же годом в Ермолинской летописи упоминается монастырский двор в Москве на посаде, сгоревший 20 июля (ПСРЛ. Т. 23. С. 160). Позднее здесь существовала Голутвинская или Голутвина слобода (в Замоскворечье, в районе ул. Якиманки, ныне 1-й, 2, 3, 4-й Голутвинские переулки). В 1504 г. по духовной грамоте вел. кн. Иоанн III Васильевич завещал младшему сыну Андрею Ивановичу «на Москве за рекою слободку Колычевскую да монастырь Рожество Пречистые на Голутвине» (ДДГ. № 89. С. 358). В 1687-1692 г. на месте мон-ря была возведена ц. во имя свт. Николая Чудотворца «в Голутвине».

В 1577/78 г. К. С.-Г. м. принадлежали 49 селений, по вотчинным владениям это был крупнейший мон-рь Коломенского у. (Кузнецов. 1993. С. 54). К нач. XVII в. он являлся первым по значению и богатству коломенским мон-рем. После московского Земского собора 1613 г., избравшего на царство Михаила Феодоровича Романова, от жителей Коломны («Коломны города в посадцьких и в уездьных людей место») в мае того же года утвержденную грамоту подписал игум. Авраамий (СГГД. 1813. Ч. 1. № 203. С. 641). В 1697 г. за критику царя Петра I Алексеевича в К. С.-Г. м. был сослан настоятель московского Андреевского мон-ря Авраамий, «поновивший» в Голутвине на свои средства Богоявленский собор.

В 1707 г. в К. С.-Г. м. по указу царя Петра I была учреждена архимандрития. Настоятелями в XVIII в. были архимандриты Иоасаф (1708-1724), Виктор (1724-1728), к-рый в 1727 г. в Москве участвовал в коронационных торжествах имп. Петра II, Никита (1732-1733), Виктор (1735-1736), наместник иером. Гедеон (ок. 1738), Григорий (1740-1744), Софония (1745-1747), Феоктист (1754-1756), Вениамин (1756-1760), Товия (1761-1765), Вонифатий (Борейко) (1766-1771), Иакинф (Карпинский) (1723-1798), ректор Коломенской ДС, Арсений (Тодорский) (1771-1774), ректор Коломенской ДС в 1775-1784 гг., Тихон (1784-1788), Наркисс (1788-1789), Иоанн (Островский) (1789-1795), ректор ДС.

Согласно доношению архим. Иоасафа, направленному в Синод, к 1722 г. монастырь в Коломенском у. владел, в частности, с. Амиревым, пустошью Шалоховская с крестьянами, рыбными ловлями на озере близ дер. Пестрикова, мельницей на р. Коломенке; в Рузском у.- мельницей на р. Гряде (ОДДС. Т. 2. Ч. 2. С. 89-90); в Москве, за Яузскими воротами, имелось деревянное подворье. К 1727 г., согласно ведомости, обители принадлежали: в Коломенском у. села Парфентьево (23 двора), Сафроново (13 дворов), Бочманово (29 дворов), деревни Пестрикова (16 дворов) и Волково (7 дворов); в Рузском у.- сельцо Свечево (24 двора). Всего в монастырских владениях насчитывалось 1094 крестьянина (Там же. Т. 7. С. LXXII-LXXV), а к 1744 г.- 1234 чел. (Милютин. 1860. С. 143).

В 1764 г. К. С.-Г. м. был отнесен ко 2-му классу с сохранением архимандритии. На положенный монастырю ежегодный оклад в размере 1311 р. 90 к. могло проживать не более 17 чел. братии. 15 окт. 1775 г. обитель посетила имп. Екатерина II Алексеевна, гостившая в поместье гр. П. Б. Шереметева в с. Мещерине Коломенского у. Государыня, довольная радушным приемом архим. Арсения, подарила мон-рю участок земли, находившийся за юж. монастырской стеной (впосл. здесь был разбит фруктовый сад). Но к кон. XVIII в. К. С.-Г. м. пришел в упадок. С 1784 г., после перевода архим. Арсения во Владимирскую епархию, мон-рем стал управлять казначей. По ведомости 1788 г., в штате мон-ря числились 9 чел. из положенных 17.

В 1799 г. Коломенская епархия была упразднена, а ее архиерей переведен в Тулу на вдовствующую кафедру (указ имп. Павла I Петровича по докладу Синода 16 окт. 1799). Братию переселили в помещения бывш. архиерейского дома, что положило начало коломенскому Ново-Голутвину во имя Святой Троицы монастырю. Покинутая обитель неск. лет пустовала, ветшала и разрушалась. В одном из его храмов богослужения совершал приходский священник. В 1800 г. митр. Московский и Коломенский Платон (Левшин) принял решение объединить К. С.-Г. м. с Бобренёвым в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужским монастырем, с тем чтобы его содержание осуществлялось за счет угодий последнего. Новый мон-рь получил название Бобренёво-Голутвина, его возглавляли игумены (статус архимандритов получили настоятели Ново-Голутвина мон-ря). В сент. 1803 г. обитель посетил Н. М. Карамзин.

Здание семинарии в Старо-Голутвине мон-ре. Фотография. 2000 г.
Здание семинарии в Старо-Голутвине мон-ре. Фотография. 2000 г.

Здание семинарии в Старо-Голутвине мон-ре. Фотография. 2000 г.
К 1803 г. на территории Бобренёва монастыря проживали лишь 6 насельников. На прошение строителя иером. Самуила (Колесницына; † 1829) был получен указ Синода об увеличении численности братии: «По уважению причин, представленных управляющим Московскою митрополиею и по отличному благочестию монашествующих, Высочайше повелено к настоящему числу оных прибавить столько, чтобы впредь было 30 человек». При игум. Самуиле в Бобренёво-Голутвиной обители вели строительные и ремонтные работы: Богоявленский собор был перекрыт, укреплены и расписаны его стены, вызолочен иконостас; достроена колокольня, на 2-м ярусе к-рой освятили надвратную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы; начали строительство келейных корпусов, гостиницы, монастырский сад обнесли каменной оградой с 4 башнями в романском стиле. Игум. Самуил, почитавшийся как аскет и молитвенник (одевался и столовался как простой монах, спал на полу на войлочной подстилке, не имел постоянного келейника), был похоронен под алтарем Богоявленского храма.

Продолжил работы по благоустройству обители его ученик и преемник (1829-1857) игум. Назарий (Барданосов). 2 сент. 1833 г. митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) освятил новопостроенный зимний храм во имя прп. Сергия Радонежского. Управление игум. Назария примечательно щедрой благотворительностью (в праздничные дни монастырь кормил до 1 тыс. паломников и нищих), а также чудесным событием: по преданию, 28 июня 1851 г. братия увидела плывший по р. Москве плот, на к-ром находился колокол весом 500 пудов. Сначала решили, что это был дар обители от благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, но местные жители утверждали, что не видели плывущего на плоту колокола. На 5-м ярусе монастырской колокольни для чудесно явленного колокола была устроена дополнительная звонница. Игум. Назарий был похоронен в склепе Богоявленского собора.

Среди почитаемых насельников известен затворник схим. Иоанникий (1784 - 10 марта 1851), подвизавшийся в Восточной башне обители и погребенный близ Богоявленского собора. По преданию, схим. Иоанникий спас Коломну от холеры. В 1848 г. в городе разразилась эпидемия, горожане обратились к схимнику за советом. Старец благословил крестный ход из мон-ря по всему городу и избрал днем «всенародного моления с крестным хождением» четверг перед праздником Пятидесятницы (т. н. Семик) - день, к-рый мн. жители Коломны обыкновенно проводили на шумных гульбищах и в питейных домах. «И не в настоящую только годину бедствия,- добавил схимник,- но всякий год торжественно молитесь Богу в этот день, для того испросите разрешение установить крестный ход на вечные времена». По молитвам подвижника и горожан пошел сильнейший дождь с грозой, и эпидемия прекратилась. В знак благодарности граждане Коломны украсили драгоценным окладом (700 р.) икону Успения Пресв. Богородицы в монастырском Богоявленском соборе. Впервые крестный ход был совершен в 1849 г. по благословению митр. Филарета (Дроздова). Святитель составил последование для его проведения.

29 июля 1865 г. по ходатайству почетного гражданина Коломны Д. И. Хлудова самостоятельность Бобренёвой обители была восстановлена. Хлудов пожертвовал ей новые угодья, а земли, принадлежавшие Бобренёву мон-рю до 1764 г., были оставлены за К. С.-Г. м., к-рый отнесли к 3-му классу.

Большая заслуга в благоустройстве К. С.-Г. м. принадлежит также игум. Сергию (Свешникову; 1867-1871), бывш. казначею Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (впосл. архимандрит Ново-Голутвина мон-ря). С 60-х гг. XIX в. при К. С.-Г. м. действовало уч-ще для мальчиков из окрестных сел, рассчитанное на 90 учеников. В 1871 г. братия избрала настоятелем иером. Варлаама (Худобина; с 1879 игумен; † 25 июля 1883). Игум. Варлаам устроил одну из лучших в Коломенском у. богадельню для престарелых иноков. Мон-рь содержал и странноприимный дом. В 1879 г. за обителью были закреплены 50 дес. земли при с. Пирочи Зарайского у. Рязанской губ., пожертвованные купеческой женой Е. Щукиной; мон-рь увеличил угодья и приобрел 2 рощи. К 1908 г. он владел 256 дес. земли, к 1916 г. капитал обители составлял 257463 р. На рубеже XIX и XX вв. К. С.-Г. м. возглавил игум. Иоасаф, к-рый основал при мон-ре церковноприходскую школу. Школа размещалась в специально выстроенном здании и содержалась на средства монастыря; заведующим и попечителем был настоятель, законоучителем - свящ. Василий (Горский), учителем - А. П. Скворцов, помощником - С. В. Зернов.

В нач. XX в. в К. С.-Г. м. была вновь восстановлена архимандрития. В 1900 г. в мон-ре числилось 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 8 монашествующих, 7 послушников, 25 чел. «на испытании», в 1908 г.- 25 монашествующих, 8 послушников и 47 чел. «на испытании». В 1909-1911 гг. мон-рем управлял архим. Варнава (Накропин), с апр. 1912 г.- почитаемый оптинский старец схиархим. Варсонофий (Плиханков), затем - архимандриты Алексий (Кузнецов; 29 мая 1913 - дек. 1916, с перерывом в марте-сент. 1916), Амвросий (1917 - март 1918), Леонид (март 1918 - ?), Синезий (Зарубин) (?), прмч. Никон (Беляев; авг. 1925-1929).

С сер. 20-х гг. XX в. монахов стали выселять из келий. По воспоминаниям В. С. Шароновой, оставшаяся братия некоторое время проживала в подвалах под зимним храмом, обогревалась печами-времянками. В 1929 г. обитель была окончательно закрыта, архим. Никон и монахи отправлены в ссылку. В монастырских помещениях разместили артиллерийские склады, а ок. 1930 г. устроили общежитие для рабочих Коломзавода. В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала и монастырская ограда. В 1948 г. отдел по делам архитектуры при исполкоме Мособлсовета не позволил сломать часть башен и монастырской ограды, что способствовало сохранению исторической территории обители. В 60-х гг. XX в. руководство Коломенского тепловозостроительного завода предлагало городским властям отреставрировать монастырские постройки за счет предприятия и разместить в них музей, но эта инициатива поддержки не получила. В 1986 г. комплекс зданий обители был передан центру социальных инициатив (ЦСИ) «Отечество», занимавшемуся работой с подростками. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, в каретном сарае - кузница, в соборе - склад, в Сергиевской ц.- спортзал.

В 1993 г. Коломну и бывш. мон-рь посетил патриарх Алексий II; начались восстановительные работы в обители, территория к-рой была передана Московской епархии. 18 дек. 1994 г. состоялось офиц. открытие К. С.-Г. м. Первую литургию отслужил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). С дек. 1994 г. в мон-ре возобновлены регулярные богослужения. В 1994-2001 гг. игуменом был Кирилл (Федотов), в 2001-2007 гг.- Григорий (Щелкунов). С 2007 г. мон-рь возглавляет Варлаам (Горбунов).

В 1995 г. в К. С.-Г. м. переведено Московское епархиальное ДУ, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую ДС. В 1998 г. с территории обители были выведены мастерские ЦСИ «Отечество», а в освободившихся помещениях разместились кельи для послушников, склады, столярная мастерская и гараж. В 1996 г. в Сергиевский храм было проведено отопление, что позволило начать богослужения. В том же году митр. Ювеналием была освящена надвратная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. К 2007 г., к празднованию Дня славянской письменности и культуры, завершились основные работы по восстановлению мон-ря: выполнены реставрационные работы в Богоявленском соборе, к-рый 15 мая был освящен митр. Ювеналием, а также в Сергиевской ц., в колокольне с Введенской ц., в настоятельском и др. корпусах. Зап. и вост. братские корпуса также были отреставрированы и использовались для нужд Коломенской ДС. В окт. 2012 г. здания вост. братского, зап. гостиничного корпусов и ряд др. построек переданы Коломенской семинарией в ведение обители. Учебное заведение было переведено в новый комплекс зданий Коломенской ДС с домовой ц. во имя Трех святителей, располагающийся на территории бывш. монастырского сада. Монастырь имеет подворья: Троицкий и Сергиевский храмы - в с. Саввине Егорьевского р-на Московской обл.; Троицкий и св. Иоанна Предтечи - в пос. Удельная Раменского р-на Московской обл.

В Богоявленском соборе находятся мощи священноисп. Феодосия (Ганицкого), еп. Коломенского († 3 мая 1937), которые 6 мая 2006 г. были обретены и перенесены в К. С.-Г. м. В храме прп. Сергия Радонежского находятся 4 ковчега с частицами мощей св. Иоанна Предтечи, апостолов Андрея Первозванного, Матфея и Иакова, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца и др. Во Введенском надвратном храме хранятся частицы мощей святителей Филарета (Дроздова), Игнатия (Брянчанинова), Луки (Войно-Ясенецкого) и др., а также частицы от гробов преподобномучениц вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары, блж. Матроны Московской.

Э. П. Р.

Архитектурный ансамбль и церковное убранство

В окрестностях мон-ря, близ устья р. Москвы, совр. археологические изыскания выявили следы человеческой деятельности различных эпох, начиная с мезолита (Мазуров, Высоцкий. 2002). Архитектурные сооружения появились с момента основания мон-ря, в определении даты к-рого есть расхождения. Нек-рые исследователи считают важным посвящение основного престола мон-ря празднику Богоявления (6 янв. ст. ст.) и рассматривают это как дополнительный аргумент для отнесения основания обители и закладки Богоявленского собора к кон. 1385 - нач. 1386 г. (Мазуров. 2001. С. 238; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2006. С. 370-372). Уже по документам и письменным источникам XV-XVI вв. известно, что собор был каменным; свидетельства его строительства имеются в рукописях Жития прп. Сергия (т. н. Пахомиевской рукописи и житийной рукописи XV в., хранящейся в Троице-Сергиевой лавре). Н. Н. Воронин на основании анализа этих записей считал, что 1-й собор был деревянным, но в камне был построен при прп. Григории (до 1389, см.: Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 205). Наиболее важные сведения о начальном периоде строительства собора были получены в ходе архитектурно-археологических работ 1969-1970 гг. под рук. Б. Л. Альтшуллера и М. Х. Алешковского. Они обследовали небольшой 4-угольный обвод из камней в виде фундамента в подвале собора, к-рый Н. Д. Иванчин-Писарев упоминал как место заложения камня прп. Сергием Радонежским (Иванчин-Писарев. 1844. С. 154-155). Его изучение показало, что церковь принадлежала к типу небольших белокаменных храмов с 4 пристенными опорами и была подобна ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Городня Тверской земли (1391) и храму в Бобренёвом мон-ре, а более всего - Никольской ц. в с. Каменском (2-я пол. XIV в., ныне Наро-Фоминский р-н).

Собор в честь Богоявления Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ)
Собор в честь Богоявления Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ)

Собор в честь Богоявления Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ)
Основания пристенных опор (пилонов) в углах четверика собора лежат на 2 уровнях. Более ранние, прямоугольные, вытянутые по оси «восток-запад», имеют перевязку с кладкой прилегающих стен. Над ними выложены квадратные в плане опоры, не связанные с кладкой. Эта особенность, считают исследователи, появилась после случившейся на завершающем этапе строительства (вероятно, при возведении сводов) катастрофы. Разрушение потребовало быстрой переделки. Видимо, поэтому была изменена форма опор, поставленных на месте прежних, но более широких в направлении «север-юг». Алешковский предположил, что именно к собору мон-ря относится летописное известие под 1378 г. о падении сводов в неназванной, почти достроенной коломенской церкви, к-рая была основана вел. кн. Димитрием Донским (ПСРЛ. Т. 8. С. 34; это известие помещено перед сообщением об освящении Троицкой ц. в Серпухове 15 июня; сразу после сведений о храмоздательстве близ юж. границ помещен рассказ о побоище на Дону с войском темника Мамая). Зап. грани вост. столпов были перекрыты каменной стенкой алтарной преграды, следы контура которой сохранились на сев. стене четверика; ее ширина была равна ширине храма. В вост. части собора вместо 3 апсид лишь 2. Тип 2-апсидного храма неизвестен в рус. архитектуре до кон. XV в. Необычным было и изначальное устройство главной апсиды. Фундамент юго-вост. пилона заходит далеко в пространство алтаря, рядом с ним сохранились остатки древней кладки - возможно, аркосолия или гробницы др. формы. О декорации собора известно только, что на внешних фасадах отсутствовал профилированный цоколь, характерный для раннемосковского зодчества. Сохранились также основания галереи, окружавшей собор (Альтшуллер. 1972; Он же. 1977. С. 161-167; Он же. 1978. С. 54-60).

Коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2006 г.
Коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2006 г.

Коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2006 г.
Здание собора скупо упоминается в писцовых описаниях 1577/78 г. как каменное (Города России. 2002. С. 63). Гораздо больше сведений об утвари и интерьере. Богоявленская ц. имела убранство, сравнимое с интерьером городского Успенского собора. К местной иконе Богоявления было приложено 14 золотых, из которых 2 последних были подарены царем Иоанном IV Васильевичем и еп. Коломенским Савватием; среди др. украшений - шелковая пелена с крестом и 17 серебряными чеканными дробницами с изображениями праздников. Мн. иконы в иконостасе были написаны на золоте, имели серебряные венцы. Еп. Феодосий, возглавлявший Коломенскую кафедру в сер. XVI в., вложил деревянные резные золоченые царские врата со сценой «Благовещение» и с образами 4 евангелистов. В иконостасе храма помимо икон местного ряда было 3 ряда с иконами на золоте. Здесь находилось более дюжины пядниц с изображениями Пресв. Богородицы. Это могли быть некогда семейные иконы, о чем свидетельствуют многочисленные полудрагоценные камни, жемчуг и жен. украшения (сережки), серебряные и медные золоченые оклады, тканевые приклады (пелены, покровцы). Среди икон примечательна пядница с образами св. воинов Феодора Стратилата и Феодора Тирона, видимо мозаичная, к ней была приложена золотая цепочка и пелена. К числу личных святынь, вложенных в мон-рь, принадлежали также «воротные иконы» (нательные), резанные из древесины юж. пород («синолоя» и кипариса), кресты и панагии. Одна из панагий была золотая, другая - «синолойная», в гладком серебряном золоченом окладе - вклад еп. Кассиана («владыки Косьяновская»); голутвинский игум. Кассиан упоминается в приписке 1473-1480 гг. в пергаменной «Лествице» Иоанна Синайского (1422, РНБ. Погод. 73. Л. 1-3; Вздорнов. 1980. Кат. 90; Мазуров. 2001. С. 240, 241, 317, 392-394, 513), но, возможно, это Рязанский еп. Кассиан, управлявший в 1551-1554 гг. епархией, соседней с Коломной (Макарий (Веретенников), архим. Еп. Рязанский Кассиан (1551-1554) // Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого. М., 2008. С. 306-314). К числу личных вкладов в мон-рь относится и нательная («воротная») костяная икона «Юрьевская» с резными изображениями Воплощения Пресв. Богородицы и праздников на створках-затворах.

В К. С.-Г. м. хранились святыни, относящиеся к начальной истории обители. В алтаре собора находился крест «Сергия чудотворца положенья», видимо оставленный преподобным как благословение обители; он был «синолойный» (Города России. 2002. С. 66). В ризнице, устроенной в теплой ц. прп. Сергия Радонежского, в помещении рядом с трапезной, на 1-м месте среди облачений хранились «ризы Сергия чюдотворца» ветхие, из белой камки-куфтерь, с оплечьями, вышитыми золотыми и серебряными нитями по атласу (Там же. С. 71; Мазуров. 2001. С. 239, 297). Вероятно, к средневек. древностям могла принадлежать упоминаемая в лит-ре XIX в. икона прп. Сергия, написанная на доске от его гроба. Мазуров считает, что такая икона могла появиться вскоре после обретения останков преподобного (1421-1422) и перенесения их в новую раку (Мазуров. 2001. С. 297), но, вероятнее всего, такая икона могла появиться в кон. XVI в. Составители писцовых книг Коломны 1577/78 г. обязательно отмечали реликвии в храмах мон-ря, связанные с именем прп. Сергия (служебный крест и ризы), а указаний на икону, которая имела бы характер «двойной» святыни (по изображению и материалу), у них нет. Известны иконы на досках от гроба прп. Сергия, написанные в нач. 90-х гг. XVI в. Служебные сосуды в соборе были серебряными (потир, дискос, звездица, а также лжица, блюда дорные и для «хлебца» Пресв. Богородицы) и медными, в их числе - 2 ветхих кадила. В храме имелось большое паникадило, в трапезе - ветхое и медное. Для сосудов предназначались 4 атласных и шелковых сударя; лицевая плащаница (воздух) была шита по красному атласу шелками.

В соборе находились книги, в т. ч. 5 напрестольных Евангелий в тканевых окладах (бархат или шелк) с металлическими изображениями Св. Троицы, Распятия Господня либо Деисусом с образами евангелистов по углам. Одно из Евангелий было «дано в монастырское село Федосьино» (вложено в мон-рь в сер. XV в. Феодосией, дочерью сына боярского Толмача). Монастырское книжное собрание (137 рукописей) включало не только служебные и певч. книги, Псалтири, но и такие сборники текстов, как Лествица, Криница, Зерцало, Маргарит, Паринесис, Ефрем, Исаак Сирин, Пчела, «Постригальник и Погребален», а также Прологи и кн. «Преподобных жен житие» (Мазуров. 2001. С. 240; Города России. 2002. С. 69). «Кануник Мишюрьский» был подарен мон-рю братьями Исаией и Варсонофием Мишуриными, кн. «Соборник» вложил некий Антоний (о б-ке мон-ря см. также: Мазуров. 2001. С. 315).

В описании 1577/78 г. упомянуты вкладчики 1-й пол.- сер. XVI в., напр. московская семья, из к-рой происходили государевы дьяки братья Игнатий Дурак и Василий Обрюта Михайловы Мишурины (в монашестве старцы Исаия и Варсонофий) (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 343-344). Видимо, вклады икон в К. С.-Г. м. связаны с тем, что здесь они приняли постриг. Ими были подарены обители более 10 икон. Личной святыней, пожертвованной, возможно, старцем Исаией, был мощевик из 2 кипарисных крестов, содержавший мощи свт. Игнатия Богоносца. Среди икон, вложенных братьями-иноками, были и образы рус. чудотворцев - преподобных Сергия Радонежского (в т. ч. в паре с прп. Никоном), Кирилла Белозерского, Димитрия Прилуцкого, свт. Леонтия Ростовского, Московских митрополитов Петра и Алексия. Большое число икон с парными образами святых позволяет предположить, что они также являлись семейными святынями (Города России. 2002. С. 66-67, 73).

Известным вкладчиком мон-ря была старица Евпраксия (в миру Иулиания, вдова Григория Юрьевича Захарьина-Юрьева, брата царицы Анастасии Романовны, тетка 1-го царя), насельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря. Она вложила серебряную золоченую панагию с эмалевыми изображениями Спасителя и 4 евангелистов, покров из красного бархата с жемчугом и цатами (Там же. С. 72-73). Среди др. вкладчиков - пономарь Иосиф, Иона, старец Туран, Аксинья, «вдова Остафия», украсившие монастырскую Сергиевскую ц.

Каменное здание собора К. С.-Г. м. архидиак. Павел Алеппский описал в сер. XVII в. как весьма древнее, с высоким входом с 3 сторон и галереей с 3 дверями. В нач. XVIII в. собор был перестроен. Кирпичное здание превосходило раннемосковское сооружение по размеру, имело традиц. 3-частный алтарь, к 1701 г. было достроено до уровня сводов, возобновлено после пожара 1718 г. По плану и объемной композиции архитектура здания следует древнерусской традиции: 4-столпный одноглавый храм с 3 одинакового размера алтарными апсидами. Возможно, ради воспроизведения древнего облика здание возвели на высоком подклете, окружили его галереей. Как проявление новых идей в архитектуре рассматриваются расстановка столпов с разделением пространства на равные ячейки, коробовые своды, большой размер одинаковых прямоугольных окон. Лаконизм декоративных приемов указывает на особую, монастырскую, линию развития храмовой архитектуры кон. XVII в. В нач. XIX в. была проведена частичная реконструкция здания: переделаны окна, своды в подклете заменены кирпичными; тогда же был вызолочен иконостас и сделана роспись в стиле эпохи классицизма: сюжетные композиции сочетались с живописными ордерными элементами (не сохр.).

Теплая ц. во имя прп. Сергия Радонежского известна как каменная уже по писцовым описаниям 1577/78 г.; трапезная упомянута как ветхая (Там же. С. 64). В 1969-1970 гг. выявить белокаменные блоки раннего времени не удалось; необходимые земельные работы оказались трудоемки и опасны. Весной 1975 г. был обнаружен фрагмент старой стены под полом в сев. части подклета, но точно датировать его не удалось (Альтшуллер. 1978. С. 66. Примеч. 34). Мазуров датирует здание трапезной церкви 3-й четв. XV в., кирпичную трапезную - кон. XV - 1-й третью XVI в. (Мазуров. 2001. С. 64). Как весьма древнее и красивое его упоминает архидиак. Павел Алеппский. Перестройки могли быть связаны в т. ч. с устроением придельных церквей: согласно хранившемуся здесь антиминсу, с 1592 г. существовал придел во имя свт. Николая Чудотворца. В 1829-1833 гг. храм был перестроен в кирпиче, расширен, причем частично была использована древняя кладка. Одностолпная палата в основании древней трапезной сохранилась внутри высокого сводчатого подклета, фасады к-рого украшены небольшими окнами с наличниками, характерными для XVII в. В 4-столпном храме зального типа с 3 апсидами по бокам алтаря находились придельные церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца. Храм возведен в стиле позднего классицизма: ленточный фриз с карнизом, треугольные фронтоны поверх раскрепованной стены, окна соединены в 3-частные аркады, барабан отделан наподобие ротонды пилястрами, арочными окнами и карнизом и увенчан изящной главкой.

Иконостас Сергиевской ц. во 2-й пол. XVI в. включал ряд местных икон и Деисус (Города России. 2002. С. 70-71). Местные иконы были написаны на золотом фоне, храмовый образ преподобного с житием был украшен венцом, гривнами, цатой и золотым, к-рый приложил Коломенский еп. Савватий. К этой иконе, как и к храмовому образу Богородицы, была сделана «запона» из тафты. Ко 2-й пол. XVI в. в мон-ре было достаточно много прикладов, украшенных лицевым шитьем. Это прежде всего пелены к иконам, напр. к местной иконе Божией Матери Одигитрии в Богоявленском соборе, с крестом и шитыми образами преподобных Сергия Радонежского и Пафнутия Боровского, с херувимами, а также служебные одежды: епитрахиль, поручи красного атласа с композициями «Богоявление» (на правой), «Благовещение» и фигурами 4 диаконов (на левой) (Там же. С. 64, 72).

Нижний, белокаменный этаж здания настоятельского корпуса с поварней датируется XVII в. В 1811 г. поварня была надстроена из кирпича и использовалась как трапезная и кухня. В 1818 г. из кирпича был возведен 2-й этаж для жилых помещений. В 70-х гг. XX в. сохранялось лишь крыльцо с портиком на 2 колоннах.

Колокольня, к-рую упоминает архидиак. Павел в сер. XVII в., находилась между собором и трапезной церковью. В нач. XIX в. была возведена 3-ярусная колокольня над св. воротами. Двухэтажное основание - с проездом; надвратная ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы - с портиком в виде пилястр большого ордера и треугольного фронтона. В сер. XVIII в. в К. С.-Г. м. была построена кирпичная ограда с 4 наугольными башнями и надкладезной часовней в сев. прясле (работы завершены к 1763, сохр. 2 линии стен с юго-зап. башней в виде поставленных друг над другом уменьшающихся цилиндров с круглыми нишами в верхнем ярусе, карнизами и круглым куполом с завершением в виде фигурного постамента). На сев. линии нижняя часть ограды была включена в состав 2 братских корпусов (1-я четв. XIX в.), при расширении западного (в 30-х гг. XIX в.) в него вошла и угловая сев.-зап. башня. Расширившаяся территория была обнесена новой оградой, в одном стиле с ней переделана старая, появились 6 цилиндрических башен, узкие пирамидки которых покрыты сеткой белокаменных узоров и завершены острыми шпилями в духе романтического (или псевдоготического) направления рус. архитектуры.

М. А. Маханько
Арх.: РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1710 [Лицевой синодик, 1708 г.]; Ф. 237. Оп. 1. Д. 58. Л. 279-321 об. (1701 г.); Ф. 280. Оп. 3. Д. 43 (1763 г.); Оп. 7. Д. 223 (1770 г.); Ф. 1191. Оп. 1. Д. 988. Л. 117-119 (XIX в.).
Ист.: Писцовые книги г. Коломны и уезда 1577/78 гг. // ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1. С. 325, 389, 430, 443, 481, 534; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания // ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 241-244; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 220-221; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 411-412; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни / Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. Т. 2. С. 290, 375, 434, 440, 441, 449, 462.
Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 738-741; Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому у. М., 1844; Милютин В. О недвижимых имуществах духовенства в России // ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 119-272; Токмаков И. Ф. Описание Богоявленского Старо-Голутвинского мон-ря. М., 1887; Правосл. рус. обители. СПб., 1910, 1994р. С. 333-334; Фехнер М. В. Коломна. М., 19662. С. 108-113; Альтшуллер Б. Л. Новые исслед. о Никольской ц. с. Каменского // Архит. наследство. М., 1972. № 20. С. 17-25; он же. Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне // Сов. Арх. 1977. № 4. С. 156-173; он же. Памятники зодчества Московской Руси 2-й пол. XIV - нач. XV в.: (Новые исслед.): АКД. М., 1978; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980; Кузнецов В. И. Из истории феодального землевладения России: По мат-лам Коломенского у. XVI-XVII вв. М., 1993; РГАДА: Путев. М., 1997. Т. 3. Ч. 2. С. 737, 738, 897; Памятники архитектуры Московской обл. / Сост.: Е. Н. Подъяпольская, А. А. Разумовская, Г. К. Смирнов. М., 1999. Вып. 3. С. 22-26; Мазуров А. Б. Средневековая Коломна в XIV - 1-й трети XVI в. М., 2001. С. 196-197, 237-240, 241, 317, 392-394, 513; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний / Сост.: Е. Б. Французова. М., 2002. С. 63-73; Мазуров А. Б., Высоцкий А. Л. Исследования в Старо-Голутвинском мон-ре Коломны // Археол. открытия 2001 г. М., 2002. С. 172-173; Богоявленский Старо-Голутвин мон-рь. М., 2009. (Правосл. мон-ри; 20); Славацкий Р. В., Соловьев В. Храмы и мон-ри Коломенской земли: К 835-летию Коломны. Коломна, 2012; Коломенский Старо-Голутвин мон-рь: К истории обители // Монастырский вестн. М., 2014. № 5/7. С. 88-100.
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Московская епархия РПЦ, образована 1 сент. 1742 г. как Московская и Владимирская, отделена от Синодальной области Коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления мужской монастырь
См.также:
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье) в Москве
ДАВИДОВА В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Московской епархии
ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (пустынь) (Подольской епархии Московской митрополии), в г. Видное Ленинского р-на Московской обл.
ЗАИКОНОСПАССКИЙ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), на Никольской ул. в Китай-городе
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии